перспективный план по самообразованию "Нравственно патриотическое воспитание"
методическая разработка (подготовительная группа)
перспективный план по самообразованию "Нравственно патриотическое воспитание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_gonshteyn_oe_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_.docx | 41.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста»
на 2023– 2024 учебный год
Воспитатель: О.Э. Гонштейн
2023
Пояснительная записка
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Встает вопрос - как обеспечить и организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно - патриотического воспитания в условиях ДОУ.
Цель работы по самообразованию: повышение профессиональной компетентности; систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
Данная цель осуществляется путем решения следующих задач:
- Повысить свой теоретический и научно - методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; прослушивания вебинаров;
- Формировать нравственные качества личности через ознакомление с родным краем;
- Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому.
- Воспитывать любовь и уважение к своему народу его традициям, обычаям;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества; воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к прошлому;
- Разработать разнообразные методические и дидактические материалы для педагогов и родителей воспитанников по теме самообразования и применить их на практике.
- Провести самоанализ и подготовить творческий отчет в форме отчетной презентации о проделанной работе.
Этапы работы над темой:
На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.
- Поисково – исследовательский этап (август 2023);
- Практический этап (сентябрь 2023 – май 2024);
Формы представления результатов самообразования:
- Консультации для родителей и педагогов;
- Оформление папок-передвижек, буклетов, ширм;
- Разработка и оформление картотек и альбомов;
- Модификация центра нравственно-патриотического воспитания в группе.
Планируемый результат:
- Модифицирован и пополнен центр нравственно-патриотического воспитания;
- Составлены конспекты занятий, развлечений, бесед;
- Составлены картотеки игр;
- Подготовлены консультации;
- У детей сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина), испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом, знает и может рассказать свою родословную;
- Дети знают и называют свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес;
- Дети интересуются историей родного города и края, знают и называют традиции и обычаи своего народа;
- Дети имеют представление об улицах родного города, знают и называют достопримечательности г. Барнаула;
- Дети имеют представление об Алтайском крае, его растительном и животном мире;
- Дети имеют представление о своей семье, своем имени и фамилии, знают их происхождение, а так же знают семейные обычаи и народные традиции;
- Дети знают
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Изучение нормативно-правовой и научно-методической литературы
Время работы с материалами | Название, автор |
сентябрь | Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» |
октябрь | Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» |
ноябрь | Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека» Абросимова Г.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности». |
декабрь | Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов» Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» |
январь | Нищева Н.В. «Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса» Маханёва М.Д. «Нравственно –патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» . |
февраль | Дунаева А.С. «Проектирование тематической недели «Дал присягу – назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет» |
март | Шаламова, Е. И. «Медодическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ» |
апрель | Позднякова Е.А.«Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий» |
май | Мосалова Л.Л. «Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» |
- План работы по самообразованию
Месяц | Работа с детьми (форма работы, программное содержание, источник) | Работа с родителями | Пополнение РППС |
Сентябрь | Беседа «Улица, на которой я живу», «Мой домашний адрес»; Просмотр мультимедийной презентации «Улицы родного города»; Рассматривание обучающих карточек «Машины нашего города» Рисование «Моя улица»; | Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»
| Создание фотоальбома |
| Беседа «Моя семья: рассказы детей о | Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»; | Создание альбома «Герб моей семьи» |
| Беседа: «Мой любимый Барнаул: ознакомление с символами нашего города»; «Наш родной город Барнаул» | Консультация «Выходные с пользой» | Создание альбома «Достопримечательности города Барнаула»; |
| Беседа «Моя Родина - Россия», «Москва – столица нашей Родины»; Рассматривание государственных символов России: флаг, герб, гимн; Прослушивание «Государственного гимна России»; Чтение стихотворения | Ширма «Моя Родина - Россия»; | Создание дидактической игры |
| Беседа «Каков он, русский народ: русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»; Просмотр обучающих карточек на тему «Символы России», «Промыслы России», «Кухня России», «Фрукты России», «Цветы России», «Птицы России»; Слушание русских народных песен «Веснянка», «Где был Иванушка?» | Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, традициям и культуре России»;
| Пополнение центра детской художественной литературой по нравственно-патриотическому воспитанию;
|
Февраль | Беседа: «Главные праздники России: 23 февраля - День защитников отечества» | Консультация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии» | Обучающие карточки «Военная техника», «Военные профессии»; |
Март | Беседа: «Главные праздники России: 8 Марта – Международный женский день»; Просмотр обучающих карточек «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;
Сюжетно-ролевая игра | Консультация | Обучающие карточки «Мамины профессии»; |
| Беседа «Главные праздники России: День космонавтики»; Просмотр мультимедийной презентации «История покорения космического пространства»; Просмотр видеофильма: «Космос и звездное небо»; | Рекомендации родителям о необходимости посещении «Барнаульского планетария»; | Лэпбук на липучках «Космос» |
| Беседа «Алтайский край – люби и знай» | Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» | Альбом «Животные Алтайского края»; Альбом |
Список использованной литературы
1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.
4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.
6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005 9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.
7. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011.
8. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО,2005.
9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
11. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
12. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. — 2016.
13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. 14. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О.А. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
14. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.
15. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
16. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей группе
Перспективное планирование по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе № П./п Месяц Занятия Беседы Ознакомление с худ. литературой Игры ...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»
Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в блоке совместной деятельности
Формирование любви к родному краю органично связана с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о ...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...