перспективный план по самообразованию "Нравственно патриотическое воспитание"
методическая разработка (подготовительная группа)

перспективный план по самообразованию "Нравственно патриотическое воспитание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста»

на 2023– 2024 учебный год







Воспитатель: О.Э. Гонштейн

2023

Пояснительная записка

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. Обращение к отечественному наследию прививает уважение к земле, у ребенка появляется чувство гордости за нее. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.         Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
        Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
         Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Встает вопрос - как обеспечить и организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Поэтому моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно - патриотического воспитания в условиях ДОУ.
        
Цель работы по самообразованию: повышение профессиональной компетентности;  систематизация знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС.        
Данная цель осуществляется путем решения следующих
задач:

  1. Повысить свой теоретический и научно - методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; прослушивания вебинаров;
  2. Формировать нравственные качества личности через ознакомление с    родным краем;
  3. Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, родному дому.
  4. Воспитывать любовь и уважение к своему народу его традициям, обычаям;
  5. Воспитывать у детей любовь и уважение к воинам Российской Армии, желание в будущем стать защитниками Отечества; воспитывать чувство гордости за своих земляков, уважение к прошлому;
  6. Разработать разнообразные методические и дидактические материалы для педагогов и родителей воспитанников по теме самообразования и применить их на практике.
  7. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет в форме отчетной презентации о проделанной работе.

Этапы работы над темой:

На основании поставленных задач были определены этапы работы над темой.

  1. Поисково – исследовательский этап (август 2023);
  2. Практический этап (сентябрь 2023 – май 2024);

Формы представления результатов самообразования:

  • Консультации для родителей и педагогов;
  • Оформление папок-передвижек, буклетов, ширм;
  • Разработка и оформление картотек и альбомов;
  • Модификация центра нравственно-патриотического воспитания в группе.

Планируемый результат:

  • Модифицирован и пополнен центр нравственно-патриотического воспитания;
  • Составлены конспекты занятий, развлечений, бесед;
  • Составлены картотеки игр;
  • Подготовлены консультации;
  • У детей сформированы первичные ценностные представления (добро, семья, Родина), испытывает любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожит своей семьей, домом, знает и может рассказать свою родословную;
  • Дети знают и называют свою фамилию, имя, отчество, домашний адрес;
  • Дети интересуются историей родного города и края, знают и называют традиции и обычаи своего народа;
  • Дети имеют представление об улицах родного города, знают и называют достопримечательности г. Барнаула;
  • Дети имеют представление об Алтайском крае, его растительном и животном мире;
  • Дети имеют представление о своей семье, своем имени и фамилии, знают их происхождение, а так же знают семейные обычаи и народные традиции;
  • Дети знают
  • Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Изучение нормативно-правовой и научно-методической литературы

Время работы с материалами

Название, автор

сентябрь

Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников».

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

октябрь

Козлова С.А.  «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»
Александрова Е.Ю.  «Система патриотического воспитания в ДОУ»

ноябрь

Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

Абросимова Г.Н. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности».

декабрь

Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов»

Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду»

январь

Нищева Н.В. «Растим патриотов России: сборник материалов по итогам конкурса»

Маханёва М.Д.  «Нравственно –патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

февраль

Дунаева А.С. «Проектирование тематической недели «Дал присягу – назад ни шагу!» в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет»

март

Шаламова, Е. И. «Медодическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»
Ковалёва Г.А.  «Воспитывая маленького гражданина».

апрель

Позднякова Е.А.«Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий»

май

Мосалова Л.Л. «Я и мир: конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста»

  1. План работы по самообразованию

Месяц

Работа с детьми (форма работы, программное содержание, источник)

Работа с родителями

Пополнение РППС

Сентябрь

Беседа «Улица, на которой я живу», «Мой домашний адрес»;

Просмотр мультимедийной презентации «Улицы родного города»;

Рассматривание обучающих карточек «Машины нашего города»

Рисование «Моя улица»;

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»


Создание фотоальбома
«Я на улицах родного города»
(сбор фотографий);


Привлечение родителей к участию в выставке – рисунков «Мой Барнаул»

Создание фотоальбома
«Я на улицах родного города»
(сбор фотографий);






Октябрь

Беседа «Моя семья: рассказы детей о
членах семьи»; «Наша фамилия»; «Я и мое имя: для чего оно нужно человеку»;

Чтение стихотворения с последующим разбором
М. Тахистова «Семья»;
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.

Заучивание стихотворения М. Шварц «Семья»

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Консультация

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;

Разработка герба семьи;

Создание альбома «Герб моей семьи»




Ноябрь

Беседа: «Мой любимый Барнаул: ознакомление с символами нашего города»;

Просмотр
видеофильма

«Наш родной город Барнаул»

Чтение стихотворения:
Александрова З. «Родина»,
Михалков С. «Моя улица»,
Дугилов А. «Моя улица»;

Консультация «Выходные с пользой»

Рекомендации родителям о необходимости  по посещения театров, музеев, парков культуры и отдыха г. Барнаула совместно с детьми.

Создание альбома «Достопримечательности города Барнаула»;




Декабрь

Беседа «Моя Родина - Россия», «Москва – столица нашей Родины»;

Рассматривание государственных символов России: флаг, герб, гимн;

Прослушивание «Государственного гимна России»;

Чтение стихотворения
Асеев Н. «Москва - Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем»;

Ширма «Моя Родина - Россия»;

Создание дидактической игры
«Сложи герб/флаг из фрагментов»






Январь

Беседа «Каков он, русский народ: русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство»;

Просмотр обучающих карточек на тему «Символы России», «Промыслы России», «Кухня России», «Фрукты России», «Цветы России», «Птицы России»;

Слушание русских народных песен «Веснянка», «Где был Иванушка?»

Консультация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, традициям и культуре России»;


Шитье русского народного костюма для кукол (мужской и женский);

Пополнение центра детской художественной литературой по нравственно-патриотическому воспитанию;


Куклы в русском народном костюме;

Февраль

Беседа: «Главные праздники России: 23 февраля - День защитников отечества»

Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». Просмотр видео - ролика
 «Мой папа в армии»

Творческий стол «Поздравительная открытка для папы»

Пение песен, заучивание стихов об армии.

Консультация  

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии»

Сбор электронных фотографий «Мой папа в армии»

Создание видеоролика «
Мой папа в армии»

Обучающие карточки  «Военная техника», «Военные профессии»;

Март

Беседа: «Главные праздники России: 8 Марта – Международный женский день»;

Просмотр обучающих карточек «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»;


Пение песен, чтение и заучивание стихов о маме.

Сюжетно-ролевая игра
«Дочки-матери»

Консультация
«Основы нравственно-патриотического воспитания в семье»

Сбор электронных фотографий «Мы мамины помощники»;

Создание видеоролика «
Мамины помощники»

Обучающие карточки «Мамины профессии»;





Апрель

Беседа «Главные праздники России: День космонавтики»;

Просмотр мультимедийной презентации «История покорения космического пространства»;

Просмотр видеофильма: «Космос и звездное небо»;

Викторина «Прыжок во вселенную»

Чтение художественной литературы: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин  В. «Первый в космосе»

Рекомендации родителям о необходимости  посещении «Барнаульского планетария»;

Привлечение родителей к участию в выставке работ детского творчества «Космос глазами детей»;

Лэпбук на липучках «Космос»




Май

Беседа «Алтайский край – люби и знай»

Рассматривание фотографий «Животный и растительный мир Алтайского края»

Просмотр видеоролика «Реки и озера Алтайского края»;

Консультация «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Альбом «Животные Алтайского края»;

Альбом
«Реки и озера Алтайского края»

Список использованной литературы

1.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко. - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников Зеленова, Н.Г. Пособие для воспитателей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.  

3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт-Петербург, 1999 год.

4. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.

5. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – Тихонова М.В., Смирнова Н.С. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.детском саду. №2 – 08.

6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: ЦГЛ,2005 9. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: ЦГЛ,2005.  

7. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.: УЦ «Перспектива», 2011.

8. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. М.: ВАКО,2005.

9. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.

10. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.

11.  Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // авт. - сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

12. Пакулова О. А. Патриотическое воспитание в ДОУ // Молодой ученый. — 2016.

13. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. 14. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О.А. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

14. С любовью к России: методические рекомендации. - Москва: Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

15. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.

16. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников: практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж: Учитель, 2005. - 205 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственному-патриотическому воспитанию в старшей группе

Перспективное планирование по нравственно -  патриотическому воспитанию в старшей группе   № П./п Месяц Занятия Беседы Ознакомление с худ. литературой Игры ...

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»

Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в блоке совместной деятельности

Формирование любви к родному краю органично связана с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе 2014 ...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна  г. Туапсе...

«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»

МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...