Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в блоке совместной деятельности
материал (старшая группа) по теме
Формирование любви к родному краю органично связана с прошлым, настоящим и будущим нашей Родины. Осмысливание этой истины происходит вместе с взрослением ребенка, расширяющимся кругом представлений о родной стране, ее людях. Сама жизнь побуждает маленького гражданина интересоваться явлениями современности, которые так или иначе связаны с историе страны.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Самое большое счастье для родителей - вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал - дошкольный возраст. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Задачи педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Патриотическое воспитание – понятие емкое. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателя о том, чтобы обучение было связано с детской деятельностью и практическими делами. Необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников. Особое внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству, что поможет сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям научить их правилам общения и умению жить среди людей. Следует задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении, уважительное отношение к участникам Великой Отечественной войны, преклонении перед памятью тех, кто отдал жизнь за Родину, оказании им посильной помощи. Поэтому особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России. Исходя из задач всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника, я разработала перспективное планирование по данной теме для детей 6-7 лет. Разнообразие форм работы поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма.
Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию в подготовительной группе ДОУ
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким, стремление заботиться о них;
- формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России, вызвать чувство гордости за свою страну и стремление сделать ее богаче и краше;
- формирование чувства исторической сопричастности к Отечеству, интереса к его прошлому средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
- воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики России;
- воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенных ими;
- воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
- восстановление утраченных связей между поколениями;
Основные разделы и задачи
Раздел I «Мой город»
- познакомить детей с историей города Липецка;
- показать, что город, в котором они живут красив, современен;
- рассказать о промышленных предприятиях, о продукции, которую они выпускают;
- закрепить знания о родном районе Опытной станции (учреждения, которые находятся вблизи ДОУ);
- познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей;
- воспитывать чувство ответственности.
Раздел II «Мы - славяне»
- познакомить дошкольников с истоками зарождения нашей прародины – Древней Руси, ее бытом и укладом жизни, первыми славянскими поселениями и этимологией их названий;
- показать национальный колорит праздников, обычаев и традиций Древней Руси;
- прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков;
- восхищаться мастерством человеческих рук.
Раздел III «Родная страна»
- познакомить с географической картой России, показать, что Россия страна большая, богатая;
- дать элементарные представления о символике страны;
- рассказать, что наша страна – многонациональная, воспитывать чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей;
- познакомить детей с людьми, прославившими нашу Родину;
- вызвать чувство гордости за свою страну, пробудить интерес к ее истории;
- подвести детей к пониманию того, что мы все жители одной планеты – Земля, и от людей зависти, какая жизнь будет на этой планете.
Раздел IV «Воинская слава России»
- на конкретных примерах рассказать детям о борьбе русского народа против захватчиков в разные периоды истории;
- формировать представление о родах войск, о службе в армии в мирное время;
- воспитывать в детях храбрость, доброту, дисциплинированность;
- показать силу коллективизма;
- вызвать чувство гордости за то, что солдаты защищают Родину, а значит и желание быть похожими на них;
- обобщить и расширить знания детей об истории ВОВ, о городах-героях;
- сформировать мнение о недопустимости повторения войн.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Тема: «Район, в котором мы живем» Задачи: уточнить знания детей о районе Опытной станции; дать знания о достопримечательностях района. Пути достижения цели:
| Тема: «Славяне – значит славный народ» Задачи: в доступной для детей форме дать понятия слов «славяне» и «предки», познакомить с расселением славян и наиболее известными племенами: полянами, дреговичами, древлянами, северянами, кривичами; воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за русский народ. Пути достижения цели:
| Тема: «Широка страна моя родная» Задачи: дать детям начальные представления о местонахождении России на карте мира, глобусе; обогащать речь образными выразительными средствами (Родина, Русь, Отечество, Отчизна); воспитывать любовь к родной стране. Пути достижения цели:
| Тема: «Богатыри русские» Задачи: познакомить детей с подвигами защитников земли русской через былины; дать представление об одежде богатырей (шлем, кольчуга, щит, доспехи), оружии (булава, меч, лук); вызвать восхищение богатырями, желание подражать им. Пути достижения цели:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 4 | 5 | |
О К Т Я Б Р Ь | Тема: «Хлеб всему голова» Задачи: познакомить детей с орудиями труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработке хлеба: соха, борона, серп, жернова; сравнить их с современными техническими средствами хлеборобов; воспитывать уважение к нелегкому труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Пути достижения цели:
| Тема: Москва – столица России Задачи: вызвать у детей интерес к столице нашей Родины – Москве; познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами; воспитывать чувство гордости нашей столицей. Пути достижения цели:
| Тема: «Освободители земли русской (Александр Невский, Дмитрий Донской)» Задачи: на примере конкретных исторических событий и личностей воспитывать интерес к истории своей Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России. Пути достижения цели:
хор «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин»
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Н О Я Б Р Ь | Тема: «Прошлое Липецка» Задачи: познакомить детей с прошлым нашего города; рассказать детям о первых поселениях людей и о рождении города; развивать интерес к историческому прошлому родного края. Пути достижения цели: 1)Рассматривание иллюстраций к альбому-книге «Земля наша липецкая» 2)Просмотр видеофильма «Летопись Липецкого края» 3)Д/и «Ремесла наших предков», «Кому что нужно» 4)С/р игра «Путешествие по родному городу» 5)Народные игры «Мяч в стену», «Круговая лапта» 6)Конструирование «Мост через реку Воронеж» 7)Театр. игра «Мифы и предания Липецкого края» 8)«Лавка древностей» - выставка предметов старины (с помощью родителей) 9)Чтение: легенды о заселении территории Липецка; В. Коршиков «Студеные ключи Солнцеборода» | Тема: «Красна изба углами» Задачи: продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя назначение его составных частей; дать представление о предметах быта; развивать интерес к рассматриванию предметов, отмечая их красоту. Пути достижения цели:
| Тема: «Москва златоглавая» Задачи: познакомить детей с историей зарождения и развития Москвы, главных ее достопримечательностей – Красной площади, Кремле; вызвать желание побольше узнать об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создавшим этот город. Пути достижения цели:
| Тема: «Полководцы земли русской» Задачи: познакомить детей с полководцами земли русской (Кутузовым, Суворовым); воспитывать в детях уважение к русскому воину, храбрость, дисциплинированность. Пути достижения цели:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Д Е К А Б Р Ь | Тема: «Роль Петра I в истории Липецка и Липецкого края» Задачи: продолжить знакомство с прошлым нашего города; рассказать детям о роли Петра I в развитии Липецкого края; познакомить с памятными местами Петру I в г. Липецке; обогащать духовный мир детей через обращение к историческому прошлому нашего города. Пути достижения цели:
| Тема: «Народные праздники на Руси» Задачи: углублять представление детей о том, что у каждого народа есть свои традиции, праздники; познакомить с древними русскими праздниками (Рождество, Святки); объяснить, что в каждой стране есть свои обычаи встречи Нового года; воспитывать у детей чувство причастности к великому русскому народу. Пути достижения цели:
| Тема: «Петр Великий» Задачи: познакомить детей с отдельными событиями в истории России времен Петра I (создание русского флота, основание г. Санкт-Петербурга);воспитывать в детях интерес к своей родине, чувство гордости за нее. Пути достижения цели:
| Тема: «Война с немецко-фашистскими захватчиками» Задачи: дать представление о причинах ВОВ; объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такую лихую, лютую годину, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; воспитывать уважение к ветеранам. Пути достижения цели:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Я Н В А Р Ь | Тема: «Липецкие народные промыслы» Задачи: познакомить детей с народными промыслами Липецкой земли (романовская глиняная игрушка, елецкое кружево, роспись по дереву); сформировать представление о связи поколений через сохранение традиций в промыслах; развивать способность к эстетическому восприятию. Пути достижения цели:
| Тема: «Дело мастера боится» Задачи: продолжат знакомить детей с укладом жизни славян; дать представление об основных ремеслах наших предков: гончарном деле, кузнечном промысле; расширять представление об орудиях труда Пути достижения цели:
| Тема: «Государственная символика России» Задачи: познакомить детей с государственной символикой России (флагом, гербом и гимном); дать представление о их происхождении, назначении, содержании, цветовом сочетании; воспитывать уважительное отношение к символам, любовь к Родине. Пути достижения цели:
| Тема: «Дети на войне» Задачи: расширять знания дошкольников о мужестве юных героев в годы ВОВ; показать на примерах рассказов, очерков о подвигах детей в военное время. Пути достижения цели:
7) Встреча с кадетамиМОУ СОШ №14 |
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ф Е В Р А Л Ь | Тема: «Промышленность родного города» Задачи: познакомить детей с промышленностью Липецка; рассказать о людях, которые трудятся в нашем городе; отметить металлургов, т. к. наш город – город металлургов; дать сведения об имеющихся в городе фабриках и заводах (Сокольский и «Липецкий Трактор»); Воспитывать уважение к труду взрослых. Пути достижения цели:
| Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица» Задачи: продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками; формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знания о национальной культуре в разных видах деятельности. Пути достижения цели:
| Тема: «От Москвы до самых до окраин» Задачи: познакомить детей с особенностями природных зон России; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей; воспитывать уважение к людям другой культуры. Пути достижения цели:
| Тема: «Доблестные воины России» Задачи: формировать интерес к современным родам войск, уточнить представление о них; дать знания о российской армии; вызвать желание быть похожими на сильных и смелых российских воинов. Пути достижения цели:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
М А Р Т | Тема: «Памятные места Липецка» Задачи: продолжать знакомство детей с родным городом; закрепить представление о достопримечательностях города (Соборная площадь, Театральная площадь, Памятник летчикам, Памятник танкистам); умение ориентироваться по схеме; воспитывать любознательность и активность в познании. Пути достижения цели:
| Тема: «Одежда славян» Задачи: расширить представление детей об одежде древних славян и ее украшении; познакомить с назначением, символикой и элементами вышивок; формировать эстетический вкус и интерес к искусству древних славян. Пути достижения цели:
| Тема: «Города–герои и их защитники» Задачи: формировать представление о том, как люди разных национальностей защищали Родину от немецко-фашистских захватчиков; познакомить с городами-героями; объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого; сформировать соответствующее отношение к ним. Пути достижения цели:
а) репродукции картин В. Панфилова «Бой под Москвой», А. Дейнеки «Оборона Севастополя» б) фотографий и иллюстраций с изображением Москвы, Ленинграда, Волгограда в военное время 2) Чтение: С. Баренц «Подольские курсанты»; С. Островой «У деревни Крюково»; В. Воскобойников «900 дней мужества»; Н. Внуков «Москва за нами» 3) Фотовыставка «На Мамаевом кургане» (Лихих М. И.) 4) Д/и «Города-герои», «Скажи иначе» 5) С/р игра «Мы военные» Великие битвы Великой Отечественной:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
А П Р Е Л Ь | Тема: «Места отдыха горожан» Задачи: продолжить знакомство детей с местами отдыха липчан (парки, театры); напомнить правила поведения в театре; прививать навыки экологически грамотного поведения во время отдыха на природе; показать красоту родного края, необходимость бережного отношения к природе. Пути достижения цели:
| Тема: «Русь моя мастеровая» Задачи: продолжать знакомство детей с русскими промыслами: Гжель, Городец, Жостово, русской народной игрушкой ); учить различать особенности, характерные для разного вида росписи; продолжать воспитывать детей на народных традициях; прививать чувство гордости за русский народ. Пути достижения цели:
| Тема: «Космос» Задачи: дать детям понятие о космосе, космическом пространстве; объяснить, что первый шаг в освоении космоса был сделан 12 апреля 1961 года советским человеком Ю. А. Гагариным; расширять представление о значении космических исследований в наше время; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавтов. Пути достижения цели:
| Тема: «Боевые ордена и медали» Задачи: познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время ВОВ; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. Пути достижения цели:
|
Месяц | Родной город | Мы – славяне | Родная страна | Воинская слава России |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
М А Й | Тема: «Липчане – герои ВОВ» Задачи: познакомить детей с героическими подвигами воинов-земляков (Гусев С. И., Степанищев М. Т., Водопьянов М. В., Гришин И. Г.); объяснить значение памятников боевой славы нашего города; воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины. Пути достижения цели:
| Тема: «Русские обычаи – взаимопомощь и сострадание. Гостеприимство» Задачи: объяснить детям, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство, сострадание и взаимопомощь, где их исторические корни; повторить с детьми современные правила поведения в гостях, правила жизни в обществе и работы в коллективе. Пути достижения цели:
| Тема: «Вместе дружная семья» Задачи: формировать представление о дружбе людей нашей страны; вызвать желание узнать что-то новое о своих сверстниках из других республик; продолжать воспитывать симпатию к людям других национальностей. Пути достижения цели:
| Тема: «День победы» Задачи: рассказать детям, какой дорогой ценой досталась советским людям победа над фашизмом; восстанавливать утраченную связь между поколениями; формировать мнение о недопустимости повторения войн; воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину. Пути достижения цели:
|
Литература:
- Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». ЦГЛ, М., 2004.
- Баранникова О. «Знакомим дошкольников с государственной символикой». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2007, №8.
- Гальцева Е. А. «История Российского государства». В., «Учитель», 2007.
- Дыбина О. В. «Что было до…». М., 1999.
- Долгова А. В., Короленкова Т. Г. «Наша планета Земля». М., «Пилигримм», 1999.
- «Дорогой Славы и бессмертия» (очерки о героях Советского Союза, уроженцев Липецкой области). ЦЧКИ, В., 1966. (под ред. Р. В. Воротникова)
- Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. «Родной край». М., 1990.
- Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. «О гражданском воспитании дошкольников». Ж-л «Дошкольное воспитание», 2006, №5.
- Козлова С. А. «Мой мир». М., 2000.
- Князева О. А. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Ж-л «Начальная школа», 2001, №7.
- Карнаухова И. В. «Русские богатыри». Л., «Детская литература», 1988.
- Мулько И. Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». М., 2007.
- Максимов Ю. В. «Русское народное декоративно-прикладное искусство». М., «Советский художник», 1973.
- «Москвоведение. Здравствуй Москва». /под ред. Гореловой О./, М., 1988.
- Майоров Н. «Русская история». М., «Белый город», 2006.
- «Наша Родина» (сост. Виноградова Н. Ф., Козлова С. А.), М., 1984.
- «Нравственное воспитание в д/с» (под ред В. Г. Нечаевой), изд-е 3, исправленное и дополненное, М., 1984.
- Никольский Б. Н. «Солдатская школа», Л., «Детская литература», 1984.
- Натарова В. И. «Моя страна», В., «Учитель», 2005.
- Пименова И. П. «История человечества. Век славных побед», М., ЭКСМО – Пресс, 1999.
- Рудаков Л. «По следам легенды», В., «Коммуна», 1980.
- Сакавичене О. В. «Патриотическое воспитание дошкольников». Ж-л «Ребенок в детском саду», 2006, №2,3.
- «100 вопросов. 100 ответов – все об армии», М., «Молодая гвардия», 1976.
- Ушаков О. Д. «Стихи, пословицы и поговорки о Родине», С-Пб, ИД «Литера», 2007.
- Ходякова Л. А. «Использование живописи в преподавании русского языка», М., 1983.
- Шахов В., Шальнев Б., «Липецк: годы и судьбы», Липецк, 1993.
- Шахов В., Шальнев Б., «Липчане Великой Победе», ЛГЭЛИОН,1995.
- Энциклопедический справочник «Тысячелетие Российской империи», С-Пб., ИД «Весь», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»
Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе 2014 ...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста»Разработала Карагозян Римма Ашотовна г. Туапсе...
«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»
МБДОУ ЦРР-ДС № 28 «Светлячок» г. Туапсе«Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)»Разработала Карагозян Римма Ашо...
Перспективный план по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание младших дошкольников включает в себя: воспитание любви к близким, родному городу, уважение к людям труда....
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 5-6 лет
Комплексно-тематический план с созданием мини-музеев по нравственно-патриотическому воспитани....