«Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ» (из опыта работы)
материал
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования с темой: «Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ» (ММО «Обеспечение непрерывности образования - преемственность начального общего и дошкольного образования» г. Рубцовск, 20.04.2022 г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_iz_opyta_raboty_-_kruglyy_stol_v_ramkah_priemstvennosti_sada_i_shkoly.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель 1 категории
Страчкова Нина Анатольевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»
Алтайский край, г.Рубцовск 2022г.
«Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ»
Слайд 2 Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, а также, их социально – личностного развития, неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Слайд 3 Исходя из этого, индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь преодоления трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: физического, интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственно-духовного.
Слайд 4 Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня развития и активности.
Слайд 5 В нашем дошкольном учреждении предметно-развивающая среда в группах организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом. Кроме того, размещение оборудования по секторам (специально-оборудованные центры развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам, а также позволяет организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность. Организация центров развития варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей.
Слайд 6 Дошкольники любого возраста познают мир в процессе игры, поэтому большое значение мы уделяем Центру игры, а именно сюжетно –ролевым играм, поскольку именно в сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия.Конечно, в каждой группе есть дети малоактивные, стеснительные, робкие, которые затрудняются в построении своего общения со сверстниками. В нашей группе тоже есть такие дети. Рома, мальчик замкнутый, стеснительный, боялся участвовать в коллективных играх, не принимал участие в сюжетно-ролевых играх, предпочитал больше наблюдать за детьми в игре. Саша – тоже девочка робкая, малообщительная, которой было трудно выстраивать отношения со сверстниками.
Но постепенно я с стала привлекать их к сюжетно-ролевым играм, где сначала брала на себя главную роль, а этим детям давала второстепенную, затем и другие ребята всё чаще стали приглашать их в игру, где Рома и Саша начали раскрываться и перестали стесняться.
Слайд 7 Сейчас уже, к концу подготовительной группы, они охотно играют с детьми, могут предлагать свой сюжет игры и уже не отказываются брать на себя главную роль. Конечно, этот процесс произошёл не сразу, а постепенно в течении двух лет. В таких сюжетно-ролевых играх как «Поликлиника», «Магазин», «Салон красоты», «Кафе», «Почта», «Семья», «Школа», «Стройка» и др. мы учим наших детей быть самостоятельными, проявлять инициативу, быть доброжелательными по отношению к окружающим, умению взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликтные ситуации без помощи взрослых.
Центр игры также позволяет нам выявить у ребёнка творческие способности.
Слайд 8 Кроме того, в процессе таких игр, можно увидеть определённую проблему конкретного ребёнка, ситуацию, которая представляет трудности для него (навык социализации) и это позволяет скорректировать (построить) с ним в дальнейшем индивидуальную работу. И вот уже за прошедших 2 года можно увидеть динамику развития данных детей, которые имели на начало старшей группы имели низкий уровень соц.-коммуникативного и речевого развития, а сейчас уже средний.
Слайд 9 В старших и подготовительных группах мы уделяем большое внимание также Центру науки (центр познавательной и исследовательской деятельности). Это своего рода мини-лаборатории, оснащённые необходимым оборудованием и методическим материалом для проведения с детьми поисковой деятельности. Задачами данного центраявляются развитие познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащение представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте, обеспечивает успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка. Работа в Центре науки строится нами как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Вне занятий воспитанники с помощью имеющихсякартотек опытов, схем, таблиц, алгоритмов действий проводят опыты в «лаборатории» самостоятельно.
Слайд 10 С огромным удовольствием дети выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему: можно ли получить радугу в домашних условиях? Дети рассуждают, Катя вспоминает что это за явление, а Аня - почему оно возникает. Рассматривая призму обнаруживаем, что она состоит из граней, которые отражают солнечные лучи. А затем проводим опыты с водой и зеркалом, с обычным компакт-диском и солнечным лучом. А когда начинаем пускать мыльные пузыри, Тимофей с восторгом сразу же обнаруживает, что радугу можно увидеть даже в обычных мыльных пузырях.
Индивидуальную работу в экспериментальном центре педагогу очень удобно
строить с теми детьми, которые затрудняются делать выводы в силу своего незнания или боязни дать неправильный ответ.
Слайд 11 Например, Игорь, предпочитал отмалчиваться на занятиях, не проявлял инициативы, хотя интерес к деятельности присутствовал. На начало старшей группы имел низкий уровень познавательного и речевого развития.
Слайд 12 Стала чаще привлекать его к совместным демонстрациям опытов, а также я старалась активизировать его мыслительную деятельность при помощи вопросов «Как ты считаешь, как это можно сделать?», «Давай попробуем сделаем так…», «Проверь, что будет, если…» «Давайте мы с тобой посмотрим…». И вот уже, работая над исследовательским проектом «Свет вокруг нас», Игорь, выполняя опыты: «волшебные шары» и «вертушка», предлагает своё решение проблемы (пусть и неверное) и самостоятельно делает выводы.
Слайд 13 А выполняя в совместной деятельности такие опыты, как «фруктовая батарейка», «танец листочков», «бабочки в воздухе», мы вместе определяем, что вокруг человека и даже в нём самом живёт электричество, оно неопасное и может быть полезным для человека.
Слайд 14 Так же, проводим опыты с камнями, определяем их цвет и форму, размер, вес, «плавучесть» и т.д.
Слайд 15 Наблюдая в группе за живыми объектами, рыбками и черепашкой, предлагаю, Игорю определитьдышат ли они под водой или нет. И вот уже все ребята, а Игорь внимательней всех, следят за движениями жабр, пузырьками воздуха в аквариуме, затем выдыхают воздух через трубочку в воду, двигают палочкой водоросли в аквариуме и наблюдают за появлением пузырьков. Так ребята выясняют, а Игорь уже сам делает вывод, что воздух есть и в воде. Дальше, дети наблюдают как рыбки подплывают к
поверхности воды, захватывают пузырьки воздуха, и приходят к пониманию того, что дыхание рыб в воде возможно, а Саша, ежедневно наблюдая за черепашкой, рассказывает ребятам, что черепашка Мотя, оказывается, в отличии от рыбок, может дышать и под водой, и вне воды. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, которые онипроделывают сами, тем самым развивая свою любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций.
Слайд 16 И уже к концу подготовительной группы мы видим, что уровень познавательного и речевого развития у Игоря соответствует среднему.
Далее свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в зарисовках и макетах.
Слайд 17 Каждый год мы на окне создаём мини-огород, где дети сами ухаживают за посадками, атакже проводят опыты с живой природой. Проводя опыт «хитрые семена», ребята познакомились со способами проращивания семян, а через опыт «живой кусочек» устанавливаем, что в корнеплодах есть запас питательных
веществ для растения. Ежедневное наблюдение за выращиванием лука и веточками в вазе позволилипоказать значение воды в жизни растений. А как радуются дети результату – появившимся росткам, огурчику, выросшему в горшочке, зелёным перышкам лука, выращенным на собственной мини грядке!
Слайд 18 Работа в центре экспериментирования (групповая или индивидуальная), показывает личностные изменения моих воспитанников. Дети становятся самостоятельнее, инициативнее, расширяется круг их интересов, они начинают без боязни высказывать свои предположения, предлагают варианты действий впроверке гипотез, анализируют и делают выводы.
Слайд 19 Также, вместе с детьми периодически мы создаём свой мини музей коллекций, где дети размещают собранные ими различные предметы: ракушки, шишки, камни, семена, пуговицы. И это позволяет довольно эффективно построить индивидуальную работу с ребёнком, поскольку при работе с коллекциями развиваются такие умения детей как умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
Одна коллекция в нашей группе появилась так. Однажды Полина принесла в группу большую ракушку, и сказала ребятам, что эта ракушка волшебная и если её приложить к уху, то можно услышать шум моря. На следующий день другие ребята тоже принесли из дома ракушки, мы стали их рассматривать, все они были разной формы. Саша предложила послушать их все. Решили оставить все ракушки в группе и сделать собственную коллекцию. Затем появилась коллекция камней. Собиранием этих коллекций дети очень увлеклись. Собирая коллекции, каждый ребёнок делиться со всеми своим рассказом, как называется его ракушка, где был найден предмет, чем он его заинтересовал, на что похож.
Наши коллекцииобновляются, тематика зависит от интересов детей, а собранные ими материалы мотивируют их на исследования, помогают сохранить интерес к данной деятельности. В процессе коллекционирования дошкольники учиться систематизировать и изучать собираемые предметы.
Слайд 20 Помимо создания групповых коллекций наши дети поочередно, вместе с родителями и с нами, педагогами оформляют свои мини-музеи по интересующей теме («коллекция динозавров» Игоря., «коллекция машин» Тимофея А., «коллекция скрепышей» Вани и Каролины).
Такой способ организации предметно-пространственной среды (Центр науки) также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает их творческие способности,
подчеркивает индивидуальность., а также способствуетреализации личностного потенциала каждого ребенка.
Слайд 21 Кроме этого, в группах большое внимание нашими педагогами уделяется Центру конструирования («Центр конструктивной деятельности»), поскольку обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них конструкторских способностей, мышления, памяти,
воображения и способности к самостоятельному творчеству. «Центр конструирования» позволяет организовать конструктивную деятельность как с большой группой воспитанников или подгруппой, но также и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе.
Наши ребятавсегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируют с другими видами деятельности. Чаще всего, ребята играют со строительным материалом группами. И это хорошо, так как развиваются навык социализации и совместного творчества. И мы учим ребят старшего дошкольного возраста умению договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле постройки «Давайте подумаем, как это можно сделать», договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять.
Слайд 22 У Вовы в начале старшей группы возникали затруднения в выполнении постройки по образцу или схеме, чаще он строил по воображению, но его постройки не отличались сложностью. Ребёнок любил строить постройки, если воспитатель находился рядом и принимал участие с ним в игре. Складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек также затруднялся. В систематически проводимой индивидуальной работе на протяжении 2х лет к концу подготовительной группе он уже проявляет стабильно хорошие результаты. В деятельности, связанной с конструированием, свои постройки по воображению Вова строит без помощи воспитателя, которые отличаются сложностью по сравнению с теми, что были на начало старшей группы. Научился выполнять постройки по образцу, по схеме – хорошо строит в паре со сверстником. Умеет складывать фигуры по образцу из счетных палочек и фигуры «Танграм», а также хорошо справляется с графическим диктантом.
Слайд 23 Это говорит о хорошей динамике развития мелкой моторики, а также воображения, мышления, сообразительности, логики, и умения ориентироваться в пространстве. К концу подготовительной группы мы видим, что уровень художественно-эстетического и речевого развития Вовы уже средний, по сравнению с низким в начале старшей группы.
Слайд 24 Таким образом, использование предметно-развивающей среды в группе, её разнообразие и богатство направленно на достижение оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку, она служит не только условием развития личности ребенка, стимулирует его общение, любознательность, способствует развитию таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. Использование предметно-развивающей среды в группе является также и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития и определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада через создание предметно-развивающей среды
Создание развивающего пространства в ДОУ...
Создание индивидуальной образовательной траектории воспитанника
В данной методической разработке представлен вариант составления индивидуальной образовательной траектории речевого развития одного воспитанника по определенному алгоритму. Материал будет полезен в пр...
Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка
На ряду с использованием материала по диагностике освоения воспитанниками содержания Программы дома ребенка, для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...
«ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возмож...
Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...
Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.
Портфолио дошкольника - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - э...