Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка
методическая разработка (младшая группа) на тему
На ряду с использованием материала по диагностике освоения воспитанниками содержания Программы дома ребенка, для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, важная роль отводится сопровождению индивидуальной траектории развития общения и предметно -игровой деятельности. С этой целью мною были составлены карты, представленные мной на сайт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_dlya_sayta.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно - методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников
ГКУЗ НО «Выксунского специализированного дома ребенка».
Организационно-методическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников группы осуществляем на основании общеобразовательной программы дошкольного образования дома ребенка, принятой и утвержденной главным врачом.
В работе используем:
- диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;
- диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;
- диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Физическое развитие»;
- диагностику освоения содержания Программы в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»;
- мониторинг достижений детьми планируемых результатов формирования социально-нормативных характеристик»;
-дневники индивидуального развития детей, в котором отражаем успехи, затруднения ребенка и рекомендации специалистов по дальнейшей индивидуальной работе;
- карты нервно-психического развития и поведения ребенка.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей раннего возраста является предметно-игровая деятельность, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством ее организации, в которой дети осваивают общественно выбранные способы действия с предметами, где взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но и участником его деятельности и образцом для подражания, что особенно важно для малышей, воспитывающихся в дом ребенка, при наработке траектории индивидуального образовательного сопровождения развития общения и предметно-игровой деятельности предлагаю пользоваться составленными мною картам.
Развитие ребенка в общении____________________________________
Дата рождения______________________________________
Дата поступления__________________________________
Возраст на момент поступления______________________________________
Анамнез_____________________________
Возрастные задачи | |||||||||||||
От 0 до 6 месяцев развитие ситуативно-личностного общения |
| ||||||||||||
От 6 до 12 месяцев развитие ситуативно -делового общения |
| ||||||||||||
К 1 году | Возрастные достижения ребенка в общении | Эпикризный срок | |||||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||
1.Создается позитивный образ «я», состояние эмоционального комфорта, открытое, доброжелательное отношение ребенка к миру. | |||||||||||||
2.Используется взаимодействующий способ коммуникации, разные способы общения (мимика, жест, частично вербальные способы). | |||||||||||||
3.Малыш проявляет чувство привязанности к близким. | |||||||||||||
4.Стремится к самостоятельному, инициативному познанию пространства и предметов. | |||||||||||||
С 1 года до 2 лет ситуативно-деловое общение | Возрастные задачи | ||||||||||||
Взрослый-образец, организатор, сотрудник во взаимодействии;
| |||||||||||||
К 2 годам | Возможные достижения ребенка в общении | Эпикризный срок | |||||||||||
1.3 | 1.6 | 1.9 | 2.0 | ||||||||||
1.Ребенок активно взаимодействует со взрослым. | |||||||||||||
2.Малыш открыт, доброжелателен в общении, проявляет разнообразные эмоции (чувство удовлетворения собой, огорчения, стыда, смущения). | |||||||||||||
3.У ребенка позитивное самовосприятие; ощущение своей ценности, нужности взрослым, возникновение чувства безопасности, защищенности, позитивный образ «я». | |||||||||||||
Возрастные задачи | |||||||||||||
С 2-х до 3-х лет Внеситуативно -познавательное общение |
| ||||||||||||
К 3 годам | Возможные достижения ребенка в общении | Эпикризный срок | |||||||||||
2.6 | 3.0 | ||||||||||||
1. Инициативное общение со взрослыми и детьми. | |||||||||||||
2. Проявление доброжелательности, способность мимикой, интонацией, движением и с помощью слов общаться с окружающими. Преимущественно вербальное общение. | |||||||||||||
3. Оформление позиции «я сам», требование признания от окружающих его новой позиции и стремление перестройки отношений со взрослым. |
Развитие предметно-игровой деятельности ребенка__________________________
Дата рождения____________________________
Дата поступления_________________________
Возраст на момент поступления_______________________
Анамнез___________________________
Предпосылки предметной деятельности в условиях общения | |||||||||||
Задачи воспитания | |||||||||||
От 0 до 3 мес |
| ||||||||||
От 3 до 6 мес |
| ||||||||||
От 6 до 9 месяцев |
| ||||||||||
От 9 до 12 мес |
| ||||||||||
К 1 году | Возможные достижения в развитии ребенка при усвоении предметных действий | Эпикризный срок | |||||||||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||
1.Ребенок предпочитает действующего с ним взрослого. Взрослый – партнер, организатор, образец действия. | |||||||||||
2.Ребнок проявляет познавательную активность, выраженную в стремлении действовать с разными предметами по собственной инициативе. | |||||||||||
3. Уровень развития действий: - по степени сложности: манипулятивные обследующего характера; разнообразные результативные, появились отдельные орудийные действия: - по устойчивости проявления: более длительные и регулярные; - по степени самостоятельности: выполняются не только совместно и по показу, но и по слову взрослого; - по источнику появления: действия выполняются не только по предложению взрослого, но и по собственной инициативе. | |||||||||||
Развитие в предметной деятельности | |||||||||||
Возрастные задачи | |||||||||||
С 1 года до 2 лет |
| ||||||||||
| 1.С обобщенным дидактическим материалом (геометрические фигуры разные по форме, цвету и величине) | Эпикризный срок | |||||||||
1.3 | 1.6 | 1.9 | 2.0 | ||||||||
С 1г. – 1.3 мес | Соотнесение предметов по одному из сенсорных свойств (сначала по форме – круглый, прямоугольный, затем по величине -большой, маленький). | ||||||||||
С 1.3-1.6 мес | Соотнесение предметов по двум признакам одновременно ( по величине – большой, маленький, по форме – круглый, квадратный, треугольный) | ||||||||||
С 1.6-1.9 мес | - Группировать однородные предметы по одному из признаков (форма или величина); - Группировать предметы, резко различающиеся по форме (круглые, квадратные); - Группировать предметы, резко различающиеся по цвету ( синий - красный, желтый - зеленый, черный - белый); - Соотносить и группировать предметы, относительно близкие по форме ( круглые - овальные), или величине (большой- поменьше), или цвету ( желтый – оранжевый, синий - фиолетовый). | ||||||||||
С 1.9- 2.0 года | Соотносить и группировать разнообразные предметы по одному из признаков. | ||||||||||
2. С дидактическими игрушками: соотносить предметы по цвету, форме, величине, количеству. | Эпикризный срок | ||||||||||
1.3 | 1.6 | 1.9 | 2.0 | ||||||||
С 1г - 1.3 мес | - раскладывать и собирать пирамидки, матрешки и т.п. -скатывать шарик по желобу; -нанизывать на стержень шарики, кольца; - вкладывать полые предметы (меньшие в большие); -собирать игрушки из двух частей. | ||||||||||
С 1.3-1.6 мес | -собирать одноместные дидактические игрушки (матрешки, бочата, яйца); -собирать пирамидки из 2-3 колец. | ||||||||||
С 1.6-1.9 мес | -собирать двухместные дидактические игрушки; -собирать пирамидку из 3-х колец разных размеров, ориентируясь в промежуточной величине «поменьше» и понимая это слово; -выполнять действия с более мелким материалом для развития мелкой моторики пальцев (липучки, шнурки, пуговицы), собирать и перекладывать более мелкие предметы. | ||||||||||
С 1.9- 2.0 лет. | -собирать предметы из 2-3 деталей самостоятельно; -ориентироваться в величине «побольше - поменьше»; - собирать предметы из 4-5 деталей с помощью взрослого; - выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно (цвет и величина; форма и величина; форма и цвет). | ||||||||||
3. С предметами- орудиями: | Эпикризный срок | ||||||||||
С 1.3-1.6 мес | -использовать вспомогательные средства, с помощью которых можно изменить положение предмета (ленты, тесемки, шнурки), выполняя подтягивания, перемещения каталки с помощью рукоятки. | 1.3 | 1.6 | 1.9 | |||||||
С 1.6-1.9 мес | -использовать простейшие орудия: придвинуть, вытолкнуть игрушку палкой, действовать сачком, черпачком, осваивать действия с совочком, лопаткой, молоточком и др. | ||||||||||
К 2 годам | Возможные достижения в развитии ребенка при усвоении предметных действий | Эпикризный срок | |||||||||
1.3 | 1.6 | 1.9 | 2.0 | ||||||||
1 Ребенок проявляет интерес к материалу и стремление действовать с ним. | |||||||||||
2 Понимает назначение предметов ближайшего окружения. | |||||||||||
3 Знает место расположения материала и свободно использует его с последующим возвращением на отведенное место. | |||||||||||
4 Все более уверенно, смело выполняет действия. | |||||||||||
5 Более согласовано работает руками под контролем зрения. | |||||||||||
6 Самостоятельно выполняет действия не только по предложению, но и по собственной инициативе. | |||||||||||
7 Испытывает удовлетворение от успешных действий и полученного результата. | |||||||||||
8 Действует индивидуально и элементарно взаимодействует с другими по поводу игрового материала (подает материал, помогает складывать в коробку и т.п.) | |||||||||||
Развитие ребенка в предметной деятельности | |||||||||||
Возрастные задачи | |||||||||||
С 2-х до 3-х лет | Содействовать развитию у ребенка предпосылок позиции субъекта предметной деятельности: становлению мотивов (развитию интереса к предметному миру и желания действовать), инициативного целеполагания, целенаправленного выполнения действий и получение результата, удовлетворяющего ребенка. Совершенствовать ориентировку в сенсорных свойствах предметов и выполнять сенсорно-ориентировочные действия не только практическим, но и зрительным способом (при выполнении хорошо освоенных действий). Вызывать интерес к результату действия и стремление получать нужный результат. Вызывать чувство удовлетворения от достижения результата, пояснять связь между результатом и способом действия. Способствовать становлению самостоятельных действий и уверенному их выполнению. Учить переносу способа действия в новую ситуацию (совочком набирать не только песок, но и гальку, листья и т.п.) и на новые подобные орудия (совочки из разного материала, разной формы, величины, конфигурации). Содействовать развитию предпосылок творчества: способности находить замену традиционному орудию предметами-заместителями (использовать вместо совочка, лопатки, кусочек фанеры, картона и т.п.) Содействовать освоению орудийных действий в контексте других видов деятельности: трудовой, изобразительной, бытовой. | ||||||||||
К 3 годам | Возможные достижения в развитии ребенка при освоении предметной деятельности | Эпикризный срок | |||||||||
2.6 | 3.0 | ||||||||||
1.Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности: инициативное целеполагание (понимание смысла деятельности); умение выполнять действие, приводящее к результату, и появление элементарного контроля за способом действия; интерес к результату и чувство удовлетворения, если деятельность успешна. | |||||||||||
2 .Более смело и уверенно выполняются действия; появляется способность переноса способов действия в меняющиеся условия. | |||||||||||
3. Во взаимодействиях со взрослыми проявляется позиция «я сам». | |||||||||||
4. Формируется позитивный образ «я» в зависимости от успешности ребенка в данном виде деятельности и доброжелательных оценочных отношений со стороны окружающих. | |||||||||||
Развитие в игровой деятельности | |||||||||||
Возрастные задачи | |||||||||||
С 1 года до 2 лет |
| ||||||||||
К 2 годам | Возможные достижения ребенка в освоении отобразительной игры | Эпикризный срок | |||||||||
1.3 | 1.6 | 1.9 | 2.0 | ||||||||
1 Малыш в основном использует игрушки по назначению (катает мяч, раскладывает кубики). | |||||||||||
2 Выполняет сюжетное отобразительное действие с материалом по образцу, а затем самостоятельно. | |||||||||||
3 Возможен перенос игрового действия на другой материал (накормила мишку – покормит зайку). | |||||||||||
4 Выполняет взаимосвязанные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать) – после полутора лет. | |||||||||||
5 Может использовать в игре предметы-заместители. | |||||||||||
6 Игровое взаимодействие происходит в основном на уровне «игры рядом». | |||||||||||
7 К концу года ребенок может взять на себя роль. | |||||||||||
Возрастные задачи | |||||||||||
С 2-х до 3-х лет | Продолжать создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и развития сюжетно - отобразительной игры; Обогащать игровой опыт ребенка новыми впечатлениями из окружающей жизни (шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед; строитель строит дом и т.д.) Развивать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Способствовать объединению ребенком игровых действий в простейший сюжет. Создавать условия для выбора и обыгрывания ребенком роли. Помогать ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор атрибутов). Содействовать освоению разных способов решения игровой задачи: предметно-игровые действия; мимика; речь; Поддерживать действия ребенка, направленные на изображение персонажа (изображает, как плачет кукла, кукарекает петушок). Содействовать освоению разных способов выполнения игровых действий: с образной игрушкой; с предметами – заместителями; с воображаемыми предметами; выраженные словом, жестами. Поощрять ребенка в выборе заместителей предметов для игры ( игрушки-заместители; палочки, листья, шишки, ракушки и пр.); побуждать к переносу игровых действий на новый материал и организации игры в разных условиях (в группе, на прогулке, дома). Способствовать пониманию ребенком условности игры (кастрюля – чурочка, тарелка – листочек с дерева). Поощрять обозначение ребенком словами замысла игры. Содействовать появлению «игр рядом» и элементарного взаимодействия (вдвоем). | ||||||||||
К 3 годам | Возможные достижения ребенка в освоении игры | Эпикризный срок | |||||||||
2.6 | 3.0 | ||||||||||
1 Сюжет игры становится более разнообразным. | |||||||||||
2. Происходит обогащение игровых сюжетов на основе наблюдений с помощью взрослых (например, после экскурсии в прачечную появляются новые действия, материалы). | |||||||||||
3.В содержании игры отображаются действия с предметами, выполняется цепочка ролевых действий с предметами, отображается элементарное взаимодействие между людьми (парикмахер – делает прическу, врач – лечит больного). | |||||||||||
4.Способы игр становятся более разнообразными: практические моторные действия, вербальные средства, мимика. | |||||||||||
5.Осваиваются способы выполнения игрового действия: с образной игрушкой, предметом-заместителем. Возможно действие с воображаемым предметом. | |||||||||||
6. Возможны игровые объединения, в основном – вдвоем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление индивидуальной образовательной траектории воспитанников детского сада через создание предметно-развивающей среды
Создание развивающего пространства в ДОУ...
Создание индивидуальной образовательной траектории воспитанника
В данной методической разработке представлен вариант составления индивидуальной образовательной траектории речевого развития одного воспитанника по определенному алгоритму. Материал будет полезен в пр...
«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»
В работе представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...
Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.
Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с бл...
Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.
Портфолио дошкольника - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...
Индивидуальная программа развития воспитанника Дома ребенка
Индивидуальная программа развития воспитанника позволяет осуществлять коррекционно-образовательную деятельность по направлениям ООП: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", ...
«Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ» (из опыта работы)
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования с темой: «Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной об...