Консультация .Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.
консультация

МорозоваАнастасияАлександровна

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское портфолио как средство обеспечения сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников.

Личностно-ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности дошкольного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила  к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих  реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог –успехи своего воспитанника в детском саду.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.

ОСОБЕННОСТИ “ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА”

  • Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного воспитанника;
  • Портфолио дополняет средства педагогической диагностики;
  • Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – продуктивной, музыкальной, познавательно-исследовательской и др.;
  • Использование сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников в форме портыфолио позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха

Цель  портфолио – увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального сопровождения воспитанника в образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретённые знания и умения.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

  • создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
  • поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
  • поощрять его активность и самостоятельность;
  • формировать навыки учебной деятельности;
  • содействовать индивидуализации образования дошкольника;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
  • укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

     Создание портфолио дошкольника  - это новая и пока ещё не освоенная технология.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  • Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  • Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:
  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.
  • Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.
  • Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  • Индивидуальность. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  • Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Портфолио можно разделить на несколько видов:

  • Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.
  • Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Принципы работы по составлению портфолио

Первый принцип – единство всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуникативной.

Второй принцип – это совместная деятельность и общение взрослого и ребёнка как движущая сила развития. Основой такого общения становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замечания, нравоучения, а на совместное переживание минут радости, огорчений, открытий.

Этапы работы по составлению портфолио

Алгоритм работы по составлению портфолио

  • Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  • Определение вида портфолио: вид портфолио может быть предложен педагогом, родителем или выбран по желанию детей.
  • Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация.
  • Определение структуры портфолио: общее количество рубрик, из них часть – обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору автора.

Структура создания портфолио  дошкольника

Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Структура портфолио  воспитанника

МБДОУ «Детский сад № 52»

Титульный лист. Портфолио начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя и отчество, контактная информация и фото ребенка.

Раздел 1 – «Мой мир»

Раздел 2 – «Мои интересы»

Раздел 3 - «Мои достижения»

Раздел 1. «Мой мир»

Здесь помещается информация, которая интересна и важна для ребёнка.

– Моё имя (информация о том, что означает имя, почему родители выбрали именно это имя; если у ребёнка редкая или интересная фамилия, можно пояснить, что она означает), можно привести значение характера и предрасположенностей по гороскопу.

– Моё имя при крещении (если ребенка крестили, то часто ему дают второе имя, соответствующее вероисповеданию)

– Моя семья (здесь можно рассказать как зовут маму, папу, братьев, сестер, бабушку дедушку или поместить рисунок родового дерева)

– Мои друзья (фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях)

– Моя малая родина (рассказать о своём родном городе, о его интересных местах в фотографиях и описаниях)

– Мои любимые книги (перечислить названия и авторов детских книг, которые нравятся ребенку)

Раздел 2 – «Мои интересы»

-Сведения о занятости в кружках, секциях, клубах

–Мои увлечения (можно рассказать о том, чем увлекается ребёнок):

Я люблю...

Я умею...        

Я хочу научиться...

Мне нравятся занятия...

Когда я вырасту, я стану..... потому что....

Раздел 3 «Мои достижения»

 (включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

       -рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)

       -лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

       -аппликация

       -конструирование

       -фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)

       -театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

      Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Раздел 3 «Мои достижения»

 (включает в себя рисунки, фотографии творческих работ, фотографии участия в театральных постановках садика или клуба, который посещает ребенок)

       -рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки и пр.)

       -лепка (пластилин, глина, скульптурная масса)

       -аппликация

       -конструирование

       -фотографии поделок (из бумаги, картона, природных материалов и пр., участие в выставках)

       -театральные постановки (перечислить роли, приложить фотографии)

«Награды» (грамоты, дипломы, благодарственные письма и т.д.)

      Лучше расположить содержимое этого раздела в хронологическом порядке.

Сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках и мероприятиях и пр.

Материалы этого блока позволяют выстраивать рейтинг индивидуальных результатов, рейтинг достижений, отслеживать динамику изменения результатов обучения.

Памятка для педагогов и родителей  по созданию портфолио

1. Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня, по желанию ребенка.

2.  Дети (5-7 лет) самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку (по его просьбе), а не выполняет работу за него. Ценность не в правильности его заполнения, а в содержании.

3.  При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?» и т.д.

4.  Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5.  По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка: что получилось, что не получилось, как может быть использовано. Достаточно 1-2 предложений.

6.  По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он

рассказывает другим детям о себе, своей семье, своих друзьях, своих, пусть небольших достижениях. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей

7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуальной образовательной траектории воспитанника

В данной методической разработке представлен вариант составления индивидуальной образовательной траектории речевого развития одного воспитанника по определенному алгоритму. Материал будет полезен в пр...

«Личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении индивидуального образовательного маршрута воспитанника подготовительной к школе группы для детей с ЗПР с целью успешной подготовки ребенка к школьному обучению»

В работе  представлено проектирование инновации - личностно – ориентированный подход в психолого-педагогическом сопровождении адаптированного индивидуального образовательного маршрута воспитанник...

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ. Методическое обеспечение реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ.

Выступление на выездном обучающем семинаре для председателей и членов ПМПк образовательных учреждений....

Сопровождение индивидуальных образовательных траекторий воспитанников Дома ребенка

На ряду с использованием материала по диагностике освоения  воспитанниками  содержания Программы дома ребенка,  для сопровождения индивидуальных траекторий в образовательных областях, в...

Портфолио, как форма организационно - методического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий воспитанников детского сада.

Портфолио дошкольника  - копилка личных достижерий ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфо...

«Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ» (из опыта работы)

Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования с темой: «Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной об...