«ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».
методическая разработка по логопедии
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, которые способствуют социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №21 общеразвивающего вида»
Тема: «ЛЭПБУК как современное средство в работе учителя-логопеда для реализации индивидуальной образовательной траектории детей с ОВЗ».
Подготовила
учитель-логопед
Сергеева Т.Е.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, учителям – логопедам, приходится искать новые подходы, идеи, формы и методы в работе, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали бы их возрасту, и эффективно решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому ребенок с ОВЗ не может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Это создание в детском саду условий, которые способствуют социализации дошкольников, их социально – личностному развитию.
Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ОВЗ включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной) , к которой относятся - лепки, аппликации, рисования)и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Одним из современных средств в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ, является ЛЭПБУК.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях». Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини книжки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.
Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Лэпбук – это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя – логопеда, родителей и ребенка.
У детей с речевыми патологиями речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления слов и оперирования ими в речевой деятельности. Путь исправления звукопроизношения трудный и длительный. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.
Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материала для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т.е. содержание материала на протяжении длительного периода (до нескольких лет) закрепляться, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка.
Такая интерактивная папка позволяет:
- пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов;
- ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- формировать грамматические категории;
- развивать связную речь;
- совершенствовать мелкую моторику.
Лэпбук можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
- вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
- доступность - лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
- насыщенность - соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).
Работа с лэп-буком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).
Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активен в выборе содержания своего образования.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал
- Это отличный способ для повторения пройденного
- Поможет закрепить и систематизировать изученный материал
- Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию
Лэпбук состоит из папки разного формата, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией.
В интерактивной тематической папке, которую лучше делать вместе с детьми своими руками будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например: загадки, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку, используя лэпбуки, логопед, имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально.
Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить эффективное развитие речи.
Лэпбук позволяет:
- уточнить имеющийся словарь;
- активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
Все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.
Таким образом, используя лэпбуки в работе с детьми, у дошкольников с ОВЗ формируются такие качеств, таких как:
- уверенность в собственных силах;
- любознательность;
- способность к волевым усилиям;
- самостоятельность;
- инициативность.
- Он помогает ребёнку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребёнок просто открывает лэпбуки и с радостью повторяет пройденное.
- Ребёнок старшего дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию, это хорошая подготовка к обучению в школе.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания в соответствии с возрастом ребенка и его способностями.
5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и ребенка. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздумья на тему "Роль учителя - логопеда в реализации стандартов нового поколения" - это повод взглянуть на профессию со стороны, попытаться осмыслить её важность.Учить ребёнка правильной, ...
Вебинар "Современный электронный инструментарий для мониторинга образования в ДОУ и формирования индивидуальных образовательных траекторий детей"
Что нужно для того, чтобы стать современным и востребованным дошкольным образовательным учреждением? Как без больших усилий добиться доверительных отношений между педагогами и родителями воспитанников...
СОВРЕМЕНЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Аннотация. Для «особого» ребенка наиболее высокие результаты развития достигаются при сочетании - использование традиционных и альтернативных инновационных методов и пр...
Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...
Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по коррекционно-образовательному сопровождению детей с нарушением речи
Успех логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической группы во многом зависит от взаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Современные игровые технологии представлены, в основном, в виде настольно-печатных игр с карточками. Практическая значимость обусловлена тем, что данный материал при работе с детьми могут исполь...
«Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной образовательной траектории воспитанников в условиях ДОУ» (из опыта работы)
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования с темой: «Использование предметно-развивающей среды для реализации индивидуальной об...