В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их важнейшая роль в семейной жизни, помогая родителям в воспитании и развитии их детей. Педагоги в дошкольных учреждениях должны поддерживать партнерские отношения с семьями и сотрудничать
статья

Марина Александровна Мысякина

Публикация  статьи в журнале в № 1 (27) сетевого издания " НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI века"

В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их  важнейшая роль в семейной жизни, помогая родителям в воспитании и развитии их детей. Педагоги в дошкольных учреждениях должны поддерживать партнерские отношения с семьями и сотрудничать с ними. Они должны быть готовы помогать родителям в решении вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 1174

Л.В.Мардовина,

заведующий

М.А. Мысякина, М.И.Колесникова,

старшие воспитатели

МБДОУ «Детский сад №200»,

напр. «Педагогика»,

г. Барнаул, Российская Федерация

РОЛЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ГОД СЕМЬИ

Аннотация: В данной статье рассматривается значимость дошкольных учреждений их важнейшая роль в семейной жизни, помогая родителям в воспитании и развитии их детей. Педагоги в дошкольных учреждениях должны поддерживать партнерские отношения с семьями и сотрудничать с ними. Они должны быть готовы помогать родителям в решении вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, чтобы обеспечить его полноценное развитие.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, семья, взаимодействия с родителями, нравственное воспитание, духовно – нравственные качества, развитие ребенка.

В 2024 году в России был объявлен годом семьи. Это решение было принято с целью популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Президент России Владимир Путин назвал семью не только основой государства и общества, но и духовным явлением, основой нравственности [1].

Одной из наиболее актуальных проблем в современных условиях развития общества является взаимодействие дошкольных образовательных организаций и семьи в РФ. Приоритетной проблемой дошкольного образования в России является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии воспитания и развития дошкольника. Семья играет ключевую роль в социализации ребенка, она формирует первый социально-нравственный опыт и определяет уровень эмоционального и социального развития личности ребенка. Однако сегодня семья сталкивается с различными проблемами, такими как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе социализации и тенденция отстранения родителей от ответственности за своих детей. В связи с этим родителям необходима социально-педагогическая помощь, а педагоги дошкольных образовательных организаций могут быть помощниками в этом процессе.

По мнению Н.Ф. Виноградовой, детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку. Детский сад – это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей [2].

Детский сад играет важную роль в жизни семей, так как дети проводят там значительное время. Влияние детского сада на семью должно быть положительным и определяться многими факторами, включая качество образовательной программы, профессионализм педагогов, коммуникацию между семьей и персоналом детского сада.

Современная проблема общения с семьей в детском саду требует внимания педагогов и родителей. Важно уметь вовлекать родителей в жизнь детского сада, так как это оказывает положительное влияние на успешность обучения и укрепление детско-родительских отношений. Однако вмешательство в жизнь образовательного учреждения может вызвать напряжение и недоверие.

Для эффективного общения необходимо установить ясное понимание и уважение мнений педагогов и родителей, а также определить оптимальный способ коммуникации для достижения взаимопонимания и удовлетворения от общения [3].

Роль педагога в работе с семьей заключается в поддержании партнерских отношений и сотрудничестве с родителями. Педагог должен быть готов помочь родителям в решении вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка, предоставлять информацию о его прогрессе и обсуждать семейные ценности и привычки. Педагог может также проводить родительские собрания, тренинги и консультации по воспитанию и развитию детей.

Кроме того, педагог может помогать семьям в установлении домашнего режима, развитии навыков самостоятельности у детей и в решении конфликтных ситуаций. Все это способствует укреплению взаимодействия между семьей и детским садом, созданию благоприятной образовательной среды и успешному развитию ребенка.

Педагог в детском саду может помогать родителям в следующих направлениях:

Оказание психолого-педагогической поддержки семьям и обогащение знаний родителей по вопросам воспитания и обучения детей.

Информирование родителей о том, как развить жизненно важные социальные, образовательные и другие навыки у ребенка, сформировать положительную самооценку, раскрыть его способности.

Вовлечение родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками.

Также Детский сад играет важную роль в работе с семьями, помогая родителям в духовно-нравственном воспитании детей. Особенно сегодня, когда нравственные ценности и принципы становятся все более актуальными, образовательные учреждения, включая детские сады, играют ключевую роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. Они помогают не только развить интеллектуальные и физические навыки, но и формировать моральные основы и ценности у детей. Поэтому, можно сказать, что семьи находятся в единстве с детским садом при воспитании детей, и эта совместная работа становится значимым фактором в обеспечении духовно-нравственного развития детей, а также оказании поддержки и помощи родителям в этом процессе.

В настоящее время российское общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Мы понимаем, что именно в дошкольном возрасте происходит активное формирование нравственного опыта и обращение к духовной жизни. Поэтому основная роль в духовно-нравственном становлении личности ребёнка принадлежит родителям и семье. Работа с родителями в данном направлении способствует формированию основ духовной культуры, которая отражает основные признаки культуры мира и является необходимой для полноценного развития человека как гражданина будущего общества. Это нашло свое отражение и в стандарте дошкольного образования, включая такое направление, как социально-коммуникативное развитие.

Современное общество сталкивается с кризисом духовно-нравственных идеалов, что ведёт к саморазрушению личности. Доминантное положение материальных ценностей и денег в обществе привело к искажению представлений о доброте, справедливости, милосердии, гражданственности и патриотизме у подрастающего поколения. Многие родители не придают должного значения духовно-нравственному воспитанию, что приводит к проявлению агрессии и жестокости у детей. Поэтому сегодня важно возрождать многовековые традиции духовно-нравственного воспитания в единстве семьи, детского сада и ребёнка.

Взаимодействие между детским садом и семьей рассматривается как обязательное условие успешного воспитания. Оно включает в себя взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, а также учет педагогом условий семейного воспитания и условий воспитания в детском саду. Положительные установки всех сторон на совместную работу, определение целей, планирование, организация и подведение итогов являются неотъемлемой частью взаимодействия [4].

Современные семейные ценности – это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него [5].

Семья для ребенка, в частности для ребенка дошкольного возраста – это ещё и источник общественного опыта. В семье он видит и усваивает примеры для подражания. В семье он проходит школу своего взросления. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать вопросы нравственного воспитания все вместе, а именно педагоги и специалисты дошкольной образовательной организации, родители, социальные партнеры детского сада. В основе новой философии взаимодействия детского сада с семьей в вопросах нравственного воспитания дошкольников лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Взаимодействие педагогов и специалистов дошкольной образовательной организации с семьей предполагает построение новых отношений, поиск инновационных форм взаимодействия.

Семья и дошкольная образовательная организация – это два социальных института, каждый из которых имеет свои особые функции. Необходимо всегда помнить, что они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста.

В заключение, в условиях обновляющихся социальных отношений и демократизации в нашей стране важно осуществлять нравственное воспитание подрастающего поколения уже с дошкольного возраста. Семья, детский сад играют ключевую роль в создании условий для развития духовно-нравственного потенциала детей. Необходимо придавать большое значение духовно-нравственному воспитанию и вовлекать родителей в жизнь образовательных учреждений, чтобы формировать ценности взаимопонимания, доброты и справедливости у нового поколения.

Список использованных источников и литературы:

[1] Указ президента от №809 « Об утверждении основ государственной политике по сохранению и укреплению традиционных Российских духовно-нравственных ценностей», [электронный ресурс] – Электрон. данные. URL: (дата обращения г.). – Заглавие с экрана.

[2] Виноградова Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. – 128 с.

[3] Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации // Современное дошкольное образование. – 2018. – N3(85). – С. 4 –11.

[4] Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО / Т.В. Кротова, О.Л. Зверева // Сфера 2019. – 13 с.

[5] Плаксина Е.С. Современная семья: наблюдения старшего воспитателя // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL:

© Л.В. Мардовина, М.А. Мысякина, М.И.Колесникова 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего звена дошкольного учреждения» ПРОЕКТ

Если использовать  устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей...

Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"

Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности....

Программа «Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»

В   последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на ...

«Социальная адаптация и развитие речи детей-инофонов в дошкольном учреждении»

В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкива...

«Социальная адаптация и развитие речи детей-инофонов в дошкольном учреждении»

В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкива...

«Социальная адаптация и развитие речи детей-инофонов в дошкольном учреждении»

В последнее время работники образования уже осознали всю актуальность и сложность решения проблем в работе с детьми-мигрантами и их семьями. В детских садах и школах дети-инофоны при обучении сталкива...