Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"
проект
Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный педагогический проект | 67.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический проект.
Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения.
Главный признак таланта —
это когда человек знает, чего хочет.
П. Капица
Введение
Проект «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения» разработан в рамках Программы развития МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка».
Предметом инновационной деятельности МБДОУ детский сад №7 «Рябинушка» является выявление и развитие одарённых детей - комплексная работа педагогов, направленная на работу с одарёнными детьми.
Одним из ключевых направлений Программы развития детского сада является расширение потенциала инновационных практик, основанных на компетентностно - ориентированных средствах обучения (внедрение рекомендованных и авторских инновационных программ для разных ступеней дошкольного образования). В данном проекте, как одном из инновационных практик, заложена идея создания условий для выявления и развития одарённых детей старшего дошкольного возраста средствами деятельности, включающие:
- создание развивающего пространства дошкольного учреждения;
- подготовку педагогов в соответствии с целями и задачам по работе с одарёнными детьми;
- применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие одарённости;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в развитии одарённости;
- разработку и внедрение в педагогическую практику дошкольного учреждения специальной программы по выявлению и развитию одарённых детей старшего дошкольного возраста.
Программа «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения» базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания:
- целенаправленности;
- индивидуальных и возрастных особенностей;
- культуросообразности;
- единства социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта;
- уважительного отношения к личности;
- положительных черт ребенка;
- единства знания и поведения;
- диалогичности и сотрудничества;
- рефлексии.
Программа по выявлению и развитию одарённых детей старшего дошкольного возраста призвана, на наш взгляд, осуществить ряд задач в рамках Программы развития МБДОУ детский сад №7:
- во-первых, способствовать развитию разных видов одарённости воспитанников через интерактивные формы образовательного процесса;
- во-вторых, аккумулировать творческий потенциал педагогов для расширения базы инновационных практик в детском саду;
- в-третьих, обеспечить вариативность и качество дополнительных образовательных услуг.
Постановка проблемы.
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание и развитие одарённых детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы одарённости дошкольников вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Отмечается недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме. По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников МБДОУ выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению одарённости.
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны – отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены семья, воспитатели групп, узкие специалисты, дети.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений убеждают нас в том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Опираясь на труды С.Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия: «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге «всеобщей одаренности каждого ребенка», а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости. Мы принимаем за основу тот факт, что у некоторых детей уровень способностей (либо общих, либо специальных) значительно отличается от среднего.
Степень изученности проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
С одной стороны, многие исследования, направленные на изучение проблемы одарённости, связаны с разработкой содержания, средств, методов и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, анализ проведенных исследований свидетельствует о том, что одарённость детей старшего дошкольного возраста еще не получил должного научного обоснования. Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, потребность педагогической практики в освоении технологий выявления и развития одарённости старших дошкольников, теоретических исследований по данной проблеме явно недостаточно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция выявления и развития одарённости старших дошкольников в условиях работы образовательного учреждения.
Несмотря на разнообразие научных мнений, относительно проблемы одарённости остаются неразрешёнными. Остаются неразрешёнными противоречия:
- между потребностью современного общества в одарённой личности, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в выявлении и развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста;
- необходимостью интенсифицировать процесс выявления и развития одарённости в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования развивающей среды, а также опыта практической работы по данной проблеме;
- потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ выявления и развития одарённости и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем для использования в работе с одарёнными детьми дошкольного возраста;
- потенциальной возможностью различных видов деятельности в выявлении и развитии одарённости детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений;
- потребностью семьи в доступной технологии и методиках воспитания одарённых детей ориентированной на потребности и интересы современного ребёнка.
Необходимость разрешения выявленных противоречий и современной тенденции развития системы дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Выявление и развитие одаренных детей в условиях дошкольного учреждения».
Объект проектной деятельности: процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия выявления и развития одарённых детей в условиях ДОУ.
Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности.
Задачи проекта:
- разработать и апробировать программу по процесс выявлению и развитию одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
- апробировать и реализовать технологию индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
- разработать систему мониторинга и критериев эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы;
- формировать информационный, научно-методический фонд, обеспечивающий реализацию проекта;
- формировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность родителей, воспитателей, администрации ДОУ и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
- обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, которое базируется на интеграции процесса взаимодействия трёх субъектов образовательного процесса: воспитатель – ребёнок – родитель;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для насыщенного и безопасного существования ребёнка в детском саду и в семье на основе социально-педагогического подхода.
Рабочая гипотеза основана на предположении о том, что процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- определены концептуальные положения, на основе которых разработана система процесс выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения;
- культуросообразные технологии по выявлению и развитию одарённых детей в условиях дошкольного учреждения (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность) формируют опыт работы с детьми;
- предметно-пространственная среда содержит элементы, создающие предпосылки для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения.
Общие показатели и критерии оценки реализации проекта.
Целевой показатель | Показатели | Сроки |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления литературных дарований. | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления интеллектуальной одарённости | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления креативно одарённости | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления художественной одарённости | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления артистических способностей | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления музыкально одарённых детей | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Доля воспитанников с высоким и средним уровнем выявления спортивно одарённых детей | Позитивная динамика | Сентябрь 2014 Январь 2015 Май 2015 |
Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования социальной и художественно-эстетической направленности | Позитивная динамика численности детей по годам | Май 2016 Май 2017 |
Создание материальной базы | Функциональная среда для развития одарённости детей | Май 2014 |
Количество методических разработок, дидактических материалов, обеспечивающих выявление и развитие одарённости у детей среднего, старшего возраста и детей подготовительной группы | Позитивная динамика количества методических разработок, дидактических материалов | Октябрь 2014 Май 2015 |
Количество нормативно – правовых и нормативно-методических материалов, разработанных и реализуемых по выявлению и развитию одарённых детей. | Доля от требуемого | Май 2015 |
Доля семей принимающих участие в выявлении и развитии одарённых детей в условиях дома и ДОУ. | Позитивная динамика численности родителей погодам | Май 2016 Май 2017 |
Доля воспитателей, активно использующих технологии по выявлению и развитию одарённых детей в группах ДОУ | Позитивная динамика численности воспитателей по годам | Май 2016 Май 2017 |
Диагностический инструментарий:
- для выявления литературных дарований ребенка используется методика экспертных оценок Лосева. А.А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком;
- для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется методика экспертных оценок Лосева. А.А. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком;
- выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»);
- для выявления художественно одаренных детей используется тест Торранса; краткий тест; фигурная форма;
- выявления артистических способностей у детей строится на основе экспертных оценок Лосева А.А;
- выявление музыкально одарённых детей: развитие звук высотного, ладового, метроритмического, тембрового, гармонического слуха;
- выявление спортивно одарённых детей: выявление трёх групп активности у детей, путём наблюдения за активным и пассивным состоянием в определённый отрезок времени.
Сроки и этапы реализации проекта: сентябрь 2014 – май 2017 гг.
1 этап – диагностико-аналитическая деятельность (сентябрь 2014 – январь 2015 г.):
- определение исходного состояния работы по выявлению одарённых детей 5-7 лет;
- построение программы действий по реализации проекта.
2 этап – организационная, организационно-методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год):
- организация обучения педагогов в работе с одарёнными детьми;
- организация самообразования педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- продолжить работу творческой группы;
- разработка программы по выявлению и развитию одарённых детей «Одарённый ребёнок»;
- организация работы родительского клуба с целью совместной работы над развитием одарённых детей в МДОУ и дома;
- разработка системы диагностики и мониторинга выявления и развития основ одарённости у детей.
3 этап – практическая деятельность (2015-2017 гг.):
- организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги, круглые столы);
- обеспечение индивидуальной траектории комплексного развития каждого ребёнка, с учётом имеющегося у него определённого вида одарённости;
- внедрение системы диагностики и мониторинга развития одарённости детей, стилей взаимодействия взрослых и детей в МДОУ и семье;
- вовлечение родителей и детей МДОУ в единую деятельность по выявлению и развитию одарённых детей;
- создание пакета научно-методических документов;
- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие одарённости у детей;
- организация системы дополнительного образования.
4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.):
- анализ выявления и развития одарённых детей 5-7 лет;
- диагностика одарённости у детей 5-7 лет;
- анкетирование родителей и воспитателей;
- своевременная коррекция и регуляция экспериментов на основе полученных данных.
5 этап – оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.):
- обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности;
- подготовка управленческого решения о ходе реализации проекта, рецензирование, создание методических рекомендаций педагогам, работающим с одарёнными детьми, рекомендаций по распространению опыта.
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.
1 этап – информационно-аналитическая деятельность (сентябрь 2014 г. – январь 2015 г.). | |
Условия | Задачи |
Организационные условия | Создать ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённости у детей 4-5, 5-6, 6-7 лет. |
Создать ТИГ по разработке проекта. | |
Информационные условия | Определить профессиональную компетентность воспитателей, выявить положительные достижения и возможные затруднения воспитателей в вопросах выявления одарённости у детей 4-5, 5-6, 6-7 лет. |
Выявить типы одарённости у детей. | |
Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс. Определить их приоритеты в развитии детей. | |
Изучить социальный статус семей воспитанников. | |
Мотивационные условия | Заинтересовать воспитателей в разработке педагогических условий выявления одарённости у детей 4-5, 5-6, 6-7 лет. |
Программно – методические условия | Разработать тесты, анкеты, вопросники; подобрать методики для выявления одарённости детей. |
Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности реализации своевременной коррекции сконструированной системы. | |
Материально- технические условия | Обеспечить воспитателей материалами для выявления одарённости у детей. |
Нормативно – правовые условия | Разработать положения о ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённости у детей среднего и старшего дошкольного возраста. |
Разработать положения о ТИГ, разрабатывающей программу действий по реализации проекта. | |
Разработать положение о временной рабочей группе разрабатывающей модифицированную программу « Одарённые дети в ДОУ» | |
Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности детей, воспитателей и родителей по проблеме одарённости. | |
Кадровые условия | Привлечь воспитателей средних, старших, подготовительных групп, узких специалистов к разработке программы выявления одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп. |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.
2 этап – организационная, организационно - методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год). | |
Организационные условия | Открыть кружки для выявления типов одарённости у детей. |
Организовать смотр ППРС. Обеспечивающей выявление одарённости у детей. | |
Организовать выпуск тематических общесадовских газет, отражающих проблемы выявления одарённости у детей. | |
Организовать работу родительского клуба в помощь родителям одарённых детей. | |
Скорректировать систему дополнительного образования. | |
Информационные условия | Ознакомить воспитателей с задачами выявления одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп. |
Ознакомить воспитателей и родителей с возможностями одарённых детей при определённых условиях их развития. | |
Обучить воспитателей новым технологиям и методам выявления одарённости у детей в условиях МБДОУ | |
Кадровые условия | Утвердить руководителей кружков и секций. |
Мотивационные условия | Заинтересовать детей содержанием кружков разной направленности по развитию одарённости. |
Программно- методические условия | Разработать программу развития одарённых детей среднего, старшего и подготовительного возраста |
Разработать план повышения профессиональной компетентности воспитателей по проблеме выявления одарённости у детей среднего и старшего, подготовительного возраста | |
Разработать программы кружков по развитию разных типов одарённости у детей. | |
Создать единую систему работы детского сада и родителей по выявлению и развитию одарённости у детей среднего старшего дошкольного, повышению уровня педагогической культуры. | |
Разработать планы индивидуальной работы с одарёнными детьми. | |
Создать единую систему работы детского сада и школы по развитию одарённых детей | |
Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города по проблеме одарённости детей. | |
Нормативно – правовые условия | Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию одарённых детей. |
Утвердить скорректированную систему дополнительного образования. | |
Материально – технические условия | Приобрести оргтехнику, расходные и канцелярские принадлежности. |
Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные материалы. |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.
3 этап – практическая деятельность (2015 - 2017 гг.). | |
Организационные условия | Распределить обязанности между участниками реализации проекта. |
Организовать работу психолого-педагогического лектория для родителей. | |
Организовать проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетентности в вопросах развития одарённости у детей. | |
Организовать систематическое проведение занятий по модифицированной программе «Одарённые дети в ДОУ» | |
Организовать работу с детьми разных типов одарённости. | |
Организовать совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат и оборудованию и оснащением необходимыми материалами ППРС ( педагогическая предметно развивающая среда) | |
Организовать работу по обучению воспитателей технологии работы с одарёнными детьми | |
Организовать коррекционно-развивающую работу с детьми по преодолению по преодолению застенчивости, замкнутости, нерешительности. | |
Реализовать мероприятия плана работы с семьями «одарённых детей» | |
Информационные условия | Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы развития у детей одарённости. |
Кадровые условия | Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения |
Мотивационные условия | Мотивировать воспитателей на участие в исследовательской деятельности. |
Мотивировать воспитателей на проведение открытых мероприятий по развитию одарённости у дошкольников среднего старшего возраста. | |
Программно – методические условия | Сформировать комплект учебно-методических материалов по проблеме развития одарённости у детей |
Создать картотеку диагностического инструментария для выявления и развития и работы с одарёнными детьми | |
Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы развития с одарёнными детьми среднего старшего и подготовительного возраста. | |
Материально – технические условия | Оснащение ППРС всем необходимым для работы с одарёнными детьми |
Нормативно – правовые условия | Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях. |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.
4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.). | |
Организационные условия | Организовать смотр материально–технического обеспечения программы «Одарённые дети в ДОУ» в средних, старших и подготовительных к школе группах. |
Информационные условия | Провести диагностическое обследование знаний и умений детей по программе «Одарённые дети в ДОУ». |
Изучить детско-родительские отношения совместно с педагогом-психологом с целью оказания помощи одарённым детям. | |
Подготовить аналитический материал по итогам диагностики. | |
Выявить уровень освоения новшеств воспитателями. | |
Проанализировать результаты деятельности коллектива по реализации проекта. | |
Кадровые условия | Обучить учителя – логопеда, инструктора по физической культуре технологии развития одарённости у детей среднего, старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы. |
Мотивационные условия | Мотивировать к совместным действиям ДОУ и семью по развитию у детей одарённости. |
Программно – методические условия | Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга. |
Материально – технические условия | Обновить |
Нормативно – правовые условия | Разработать Положения о конкурсах, выставках с участием одарённых детей. |
Баланс задач и условий реализации проекта в образовательном учреждении.
5 этап - оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.). | |
Организационные условия | Организовать работу ТИГ по обобщению опыта работы над проектом. |
Информационные условия | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта |
Кадровые условия | Привлечь воспитателей средних, старших и подготовительных к школе групп к обобщению опыта работы по развитию одарённости у детей седьмого года жизни. |
Мотивационные условия | Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Одарённые дети в ДОУ». |
Программно – методические условия | Составить методическое пособие по выявлению и развитию одарённых детей средних, старших и подготовительных к школе группы. |
Издать методическое пособие? | |
Материально – технические условия | Приобрести методическую литературу по заявленной проблеме |
Нормативно – правовые условия | Издать приказ о поощрении сотрудников, участвующих в реализации проекта. |
Перспективные план работы по проекту.
№ | Задачи | Исполнители | Оформление результатов | Сроки | ||||||
1этап – информационно – аналитическая деятельность (сентябрь 2014г. – январь 2015г) | ||||||||||
1. | Создать ТИГ, определяющая исходное состояние работы по выявлению одарённых детей в ДОУ | Заведующий МДОУ | Приказ | май. | ||||||
2. | Создать ТИГ по разработке проекта. | Заведующий МДОУ | Приказ | май | ||||||
3 | Разработать анкеты, тесты, вопросники; подобрать методики для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей в ДОУ | Педагог - психолог | Анкеты, тесты, вопросники; методики для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей в ДОУ | май | ||||||
4. | Приобрести оргтехнику, расходные и канцелярские принадлежности, дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные материалы | Начальник хозяйственного отдела | Приобретение | июнь. | ||||||
5. | Разработать положение о ТИГ по определению исходного состояния работы по выявлению одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Заместитель заведующего по учебно-воспитатель- ной работе | Положение | май | ||||||
6. | Разработать положение о ТИГ, разрабатывающую программу действий по реализации проекта. | Заместитель заведующего по учебно-воспитатель- ной работе | Положение | май | ||||||
7. | Утвердить диагностический инструментарий для изучения уровня компетентности детей, воспитателей, родителей по выявлению одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы. | Заведующий МДОУ | Приказ | май | ||||||
8. | Заключить договора о взаимодействии с социокультурными учреждениями города. | Заведующий МДОУ | Договор | июнь | ||||||
9. | Привлечь воспитателей средних, старших и подготовительных групп, узких специалистов к разработке программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ | Заведующий МДОУ | Приказ об утверждении списка воспитателей и узких специалистов, участвующих в разработке программы выявления и развития одарённых детей в ДОУ. | май | ||||||
2 этап – организационная, организационно - методическая, техническая деятельность (2015-2016 учебный год). | ||||||||||
№ | задачи | исполнители | Оформление результатов | сроки | ||||||
1 | Организовать работу кружков с детьми разных типов одарённости. | Заведующий МДОУ | Приказ об утверждении работы кружков (планов, сетки проведения занятий кружков, руководителей). | сентябрь. | ||||||
2 | Организовать работу родительского клуба в помощь родителям одарённых детей. . | Заведующий МДОУ | Приказ об утверждении работы родительского клуба (положение, план работы, место и время проведения) | сентябрь | ||||||
3 | Провести семинар с воспитателями по ознакомлению с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 –Ф3 Вступившим в силу с 1. 09.2013(с учётом изменений, внесённых федеральным законом от 3.02.2014г. №11 – Ф3, 15 Ф3) | Заместитель заведующего по учебно-воспитатель- ной работе | Ознакомление | сентябрь. | ||||||
5 | Провести общее родительское собрание по ознакомлению с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации № 273 –Ф3 Вступившим в силу с 1. 09.2013(с учётом изменений, внесённых федеральным законом от 3.02.2014г. №11 – Ф3, 15 Ф3 | Заведующий МДОУ | Решение общего родительского собрания | сентябрь 2010г. | ||||||
6 | Провести педсовет на тему: «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности» | Заведующий МДОУ | Решение педсовета | сентябрь . | ||||||
7 | Провести консультацию для воспитателей «Предпосылки одаренности детей дошкольного возраста». | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Сформировано представление о новых технологиях и методах выявления и развития детской одарённости | сентябрь. | ||||||
9 | Ознакомить детей с рекламным роликом, отражающим содержание кружков социальной и художественно - эстетической направленности. | ТИГ | Ознакомление | сентябрь. | ||||||
Разработать план повышения профессиональной компетентности воспитателей по проблеме выявления и развития детской одарённости | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | План повышения профессиональной компетентности воспитателей по проблеме выявления и развития детской одарённости | август 2010г. | |||||||
Разработать программу «Одарённые дети в ДОУ» для среднего, старшего и подготовительного возраста | ТИГ | Программа «Одарённые дети в ДОУ» | июль | |||||||
Разработать программы кружков социальной и художественно – эстетической направленности. | Руководители кружков | Программы кружков | июль | |||||||
Создать единую систему работы детского сада и родителей по выявлению и развитию одарённости у детей. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Система работы | август | |||||||
Разработать планы индивидуальной работы с детьми, нуждающимися в сопровождении педагога-психолога. | Педагог-психолог | Индивидуальные планы работы | сентябрь | |||||||
Создать единую систему работы детского сада и школы по выявлению и развитию одарённых детей | Заместитель заведующего по учебно-воспитатель- ной работе | Система работы | сентябрь | |||||||
Разработать план работы с соцокультурными учреждениями города. | Воспитатели групп | План | август. | |||||||
Утвердить программы и планы, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса по развитию одарённости у детей средней, старшей возраста и подготовительной к школе группы | Заведующий ДОУ | Приказ об утверждении планов | август | |||||||
Приобрести дидактические игры, игрушки, наглядные демонстрационные материалы | Начальник хозяйственно- го отдела | Приобретение | июль | |||||||
3 этап – практическая деятельность (2015 - 2017 гг.). | ||||||||||
№ | задачи | исполнители | Оформление результатов | сроки | ||||||
1. | Распределить обязанности между участниками реализации проекта. | Заведующий МДОУ | Приказ о распределении обязанностей | сентябрь. | ||||||
2. | Определить уровень знаний, умений и навыков воспитателей, выявить положительные достижения и возможные затруднения воспитателей в вопросах выявления и развития одарённых детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Аналитическая справка | октябрь. | ||||||
4. | Выявить степень вовлечённости семей в образовательный процесс, определить их приоритеты в воспитании одарённых детей. | Педагог - психолог | Аналитическая справка | ноябрь | ||||||
5 | Изучить социальный статус семей одарённых воспитанников. | Воспитатели средних, старших подготовительных к школе групп | Социальный паспорт группы | октябрь | ||||||
6. | Разработать систему мониторинга и критерии оценки эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной системы. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Система мониторинга и критерии оценки эффективности реализации и своевременной коррекции проекта. | Ноябрь. | ||||||
7. | Повысить уровень психолого-педагогичской компетентности родителей | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей. | Провести цикл занятий психолого-педагогического лектория для родителей. | ||||||
8. | Провести смотр предметно - развивающей среды, обеспечивающей выявления и развития одарённости у детей средних, старших и подготовительных к школе групп. | Временная рабочая группа | Приказ о поощрении воспитателей, занявших призовые места в смотре. | февраль | ||||||
9. | Организовать выпуск тематических общесадовских газет, отражающих развитие одарённых детей. | Редактор общесадовской газеты | Общесадовские газеты | В течение года | ||||||
10. | Повысить уровень компетентности семей в развитии одарённости у детей. | Педагог-психолог | Цикл тренинговых занятий | в течение года | ||||||
11. | Оказать воспитателям практическую помощь в освоении методов и приёмов выявления и развития одарённости у детей среднего, старшего и подготовительной к школе групп. | Показ открытого занятия по модифицированной программе «Одарённые дети в ДОУ» | февраль, май | |||||||
12. | Провести совместные с родителями мероприятия по благоустройству групповых комнат. | Родительский комитет | Благоустроенные групповые комнаты | В течение года | ||||||
13. | Провести теоретический семинар для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одарённости» | Заместитель заведующего по учебно-воспитатель- ной работе | Проекты на тему «Одарённые дети в условиях ДОУ» | Январь | ||||||
15. | Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы одарённости у детей. | Старший воспитатель | Выставка новинок методической литературы, освещающей вопросы одарённости у детей. | март | ||||||
16. | Назначить ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. | Заведующий МДОУ | Приказ о назначении ответственных за проведение выставок, турниров, конкурсов, викторин, акций, мероприятий, посвящённых знаменательным событиям, датам международного значения. | Октябрь . | ||||||
17. | Реализовать план проведения выставок, турниров, конкурсов. | Члены ТИГ | Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок, турниров | В течение года | ||||||
19. | Сформировать комплект учебно-методических материалов по проблеме выявления и развития одарённых детей средней, старшей и подготовительной к школе группы. | Старший воспитатель | Комплект учебно-методических материалов по проблеме выявления и развития одарённых детей средней, старшей и подготовительной к школе группы. | апрель | ||||||
20. | Создать картотеку диагностических карт по выявлению одарённых детей | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп | Картотека | декабрь | ||||||
21. | Разработать методические рекомендации по совершенствованию системы выявления одарённости у детей среднего, старшего возраста и подготовительной к школе группы. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Методические рекомендации | апрель | ||||||
22. | Обучить учителя–логопеда, инструктора по физической культуре технологии выявления и развития одарённости у детей среднего и старшего дошкольного возраста в рамках детского сада. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Проект по развитию одарённых детей - логопатов; формирование толерантности у детей средствами физической культуры | февраль 2011г. | ||||||
24. | Разработать положения о смотрах, конкурсах, турнирах, акциях. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Приказ об утверждении положений | октябрь. | ||||||
26. | Реализовать план работы с социокультурными учреждениями города. | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп | Рисунки детей, отражающие впечатления от увиденного на экскурсии | В течение года | ||||||
28. | Провести мероприятия, отражающие совместное творчество детей, родителей и педагогов | ТИГ | Приказы о поощрении победителей конкурсов, выставок | В течение года | ||||||
4 этап – изучение результатов деятельности (январь – май 2017 г.). | ||||||||||
№ | задачи | исполнители | Оформление результатов | сроки | ||||||
1. | Провести диагностическое обследование знаний и умений одарённых детей по программе «Одарённые дети в ДОУ» | Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп | Аналитические справки | январь, май | ||||||
4. | Выявить уровень освоения новшеств воспитателями по выявлению и развитию одарённости у детей средних, старших и подготовительных групп. | Старший воспитатель | Выступление с докладом на педсовете | май | ||||||
5. | Проанализировать результаты деятельности коллектива по реализации проекта. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Выступление с докладом на педсовете | май | ||||||
6. | Разработать методические рекомендации по совершенствованию учебно-воспитательного процесса по итогам мониторинга. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Методические рекомендации | март . | ||||||
8. | Провести педсовет «Итоги реализации проекта «Выявление и развитие одарённости у детей» | |||||||||
5 этап - оформление результатов (июнь – сентябрь 2017 г.). | ||||||||||
№ | задачи | исполнители | Оформление результатов | сроки | ||||||
1. | Организовать работу по обобщению опыта работы над проектом. | ТИГ | научно-методическая статья | октябрь | ||||||
2. | Распространить опыт. | ТИГ | участие в областном конкурсе проектов | сентябрь | ||||||
3. | Поместить опыт на педагогическом сайте. | Размещение опыта в сети Интернета | сентябрь | |||||||
4. | Принять участие во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011». | Жуланов В.А. | Размещение опыта на сайте Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок- 2010 – 2011». | август 2017 | ||||||
2. | Проинформировать педагогический коллектив, родителей о результатах реализации проекта. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Статья в общесадовскую газету | июнь | ||||||
3. | Поощрить воспитателей, достигших высоких показателей в освоении программы «Одарённые дети в ДОУ» | Заведующий МДОУ | Приказ о поощрении | сентябрь | ||||||
4. | Составить методическое пособие по выявлению развитию одарённости у детей среднего, старшего и подготовительной к школе группы | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Методическое пособие | август | ||||||
5. | Издать методическое пособие. | Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | Методическое пособие | октябрь | ||||||
6. | Спонсировать издание методического пособия по выявлению и развитию одарённости у детей в ДОУ | Заведующий МДОУ | финансирование | октябрь | ||||||
7. | Поощрить сотрудников, участвующих в реализации проекта. | Заведующий МДОУ | Приказ о поощрении | сентябрь |
Ресурсы (бюджет) проекта.
Необходимые материально-технические ресурсы для реализации проекта | Наличие материально-технических ресурсов | Потребность в материально-технических ресурсах | Сумма |
1. Методическая литература по работе с одаренными детьми. 2. Детская познавательная литература, энциклопедии 3. Развивающие игры, дидактические материалы 4. Пакет диагностических материалов для работы с детьми | Недостаточно Есть в наличии Регулярно пополняются недостаточно | Необходимо значительное обновление Постоянное обновление, дополнение Потребность есть Приобретение современных апробированных диагностических материалов для качественной диагностики уровня развития ребенка | 1500-2000 руб. 5000 руб. 20000 руб. 40000 руб. |
Итого: | 67000 руб. |
Список литературы:
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
- Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
- Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. А.М. Матюшкина. М.; Воронеж, 2004.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.
- Панов В.И. Одарённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.
- Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
- Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1982.
- Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
- Хеллер К.А. Лонгитюдное исследование одаренности / К.А. Хеллер, К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 120-127.
- Шадриков В.Д. Способности, одарённость, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения
Данный опыт посвящен проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...
Выступление на педагогическом совете "Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения"
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...
Игровой метод «терренкур» - педагогическая технология оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения.
Терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повыш...
Программа «Выявление и развитие способных детей в условиях дошкольного учреждения»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на ...
Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения. Особенности развития детей четвёртого года жизни
Консультация для родителей дошкольников...
Педагогическая поддержка игровой деятельности у детей в условиях дошкольных образовательных учреждений Игры для развития сенсорных способностей у детей от 2-3 лет.
Данного методическая разработка направлена на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт....