Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Мой город"
проект (старшая группа)

Беляева Наталья Анатольевна

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Мой город"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104

Проект

в старшей группе

Тема: «Мой родной город»

 

«Маленькая Родина Все равно большая, Ведь она единственная»

Ж.Ренар Аннотация: Проект «Мой родной город» направлен на формирование

у детей знаний о родном городе, воспитание любви и интереса к нему;

разработан на детей 5-6 лет; участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка – дошкольника. Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально-нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребенка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребенок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Обоснование необходимости проекта:

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине, традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты мониторинга показали необходимость усиления работы в данном направлении.

Дети знают название города, домашний адрес, с увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с ними, убедились в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, его символике.

Родители не рассказывают детям об истории города, не знакомят с его достопримечательностями.

Проектная идея: формирование у детей знаний о родном городе, воспитание любви и интереса к нему.

Цель: Обогатить знания детей о своей малой Родине, о родном городе.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о родном городе.
  2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
  3. Формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города.
  4. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь.
  5. Воспитывать умение видеть красоту родного города, беречь ее, уважать малую Родину.

Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 25.03.- 07.04.2024гг.

Интеграция образовательных областей:

Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Участники проекта:

  • Воспитатели, учитель - логопед
  • Дети старшей группы № 8
  • Родители

Ожидаемый результат:

  1. Формирование у дошкольников представление о своей малой Родине, о родном городе
  2. Развитие        у        детей        инициативы,        познавательной        активности, самостоятельности.
  3. Воспитание любви и бережного отношения к городу.
  4. Заинтересованность        и        сотрудничество        родителей        как        участников педагогического процесса, самореализация.
  5. Привлечение внимания родителей к обогащению знаний детей о малой Родине.

Ресурсы проекта: информационные, кадровые, технические.

Планирование и организация деятельности 1 этап - подготовительный

Мероприятия

Цель

Результат

1.

Выявление субъективного опыта:

«Что        мы        знаем        о своем городе?»,

«Что вы хотите узнать о своем городе?»,

«Где мы можем

найти информацию?»,

«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».

Уточнить объем знаний детей о своем городе

У детей недостаточно полные знания о истории родного города; об истории улиц; о его достопримечательностях; о культуре и традициях коренных жителей

2.

Диагностика

Уточнить объем знаний детей о своем городе

Начало проекта: Низкий-56% Средний-44% Высокий-0%

В конце проекта Низкий-6% Средний-39%

Высокий-55%

3.

Разработка проекта

Определение объема        и

содержания        работы

Детям        предоставляется возможность                работать        над

одной темой, чтобы получить

для        внедрения

проекта

ответ        на        интересующие        их

вопросы

4.

Анкетирование

родителей

Определение объема помощи

родителями по теме проекта.

5.

Консультации        для родителей:

«Патриотическое воспитание        детей старшего дошкольного возраста в семье»

«Воспитание патриотических чувств        у

дошкольников        через

привитие        любви        к родному краю»

Информирование родителей        по данной теме

Включенность родителей в решение проблемы дефицита знаний детей о родном городе.

6.

Создание предметно - развивающей среды в группе по теме

проекта

Вызвать заинтересованность и        сотрудничество

родителей

Оформление        уголка        по краеведению в группе

2этап-Основной (практический) Реализация проекта

План проведения

Дата проведения

Содержание деятельности

Цель

Понедельник 25.03.24г

  • ООД. Речевое развитие

Тема:        «обучение        рассказыванию город, в котором я живу»

  • Дидактическая игра

«Что        было,        если        все        улицы будут без названия»

  • ООД Художественно- эстетическое развитие. Рисование:

Тема: «Дом, в котором я живу»

  • Расширить представление                детей о родном городе, его улицах, зданиях. Дать знания        о        символике города.                Обогатить словарь детей. Учить составлять рассказ о своем                                городе, развивать                связную речь.
  • Закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название, закрепить знания детей о том, на какой улице они живут, развивать память.
  • Учить передавать в рисунке форму и строение дома.

  • Самостоятельная познавательно- исследовательская деятельность детей.

  • Рассматривание фотографий и

родном        городе,        его достопримечательностях.

  • Закреплять знания о родном городе

Вторник

  • Беседа        «Что        означает        малая
  • Познакомить с понятиями «большая Родина», «малая Родина».
  • Воспитывать любовь к родному городу. Закреплять знания о названии улиц.
  • Знакомство с символами города

  • Согласовывать действия со словами.

26.03.24г

Родина?»

  • С/ролевая игра «Путешествие

по городу»

  • Рассматривание карты и герба

города  Саранск

  • Физическое развитие.

Подвижная        игра        «Мы        по        городу

шагаем»

Среда: 27.03.24г.

  • ООД.

Речевое развитие.

  • Познакомить детей с произведениями о

Тема: «Чтение худ.лит-ры В.Степанова «Что мы Родиной зовем», П.Воронько «Лучше нет родного края», Ю.Ширяев

«О городе моем»

  • Дидактические игры: «Дорога домой»

«Доскажи словечко»

  • Сюжетно-ролевая игра «Идем в детский сад»

  • Самостоятельная познавательная исследовательская деятельность-рассматривание альбома        «Памятники        города  Саранска»

Родине, помочь запомнить и

выразительно читать

  • Расширить знания детей о родном городе, о названии улиц.
  • Создать условия для сюжетно-ролевой игры.        Расширить коммуникативные качества воспитанников через организацию коммуникативной деятельности.
  • Расширить знания о родном городе и узнавать отдельные районы города.

Четверг 28.03.24г.

  • ООД.

Познавательное развитие Тема: «Мой любимый город»

  • ООД.        Художественно- эстетическое развитие. Аппликация

Тема: Коллективная работа- создание коллажа «Мой город»

  • Беседа-Проблемная        ситуация:

«Если ты потерялся в городе, что делать?»

  • Конструирование        «Наша улица»
  • Формировать основы национального самосознания и любовь к малой Родине, интерес к настоящему и историческому прошлому города.
  • Развивать коммуникативные качества воспитанников через организацию коллективной деятельности.
  • Побуждать        детей        к высказываниям, проверять                знания

детьми        районов

города,        своего домашнего адреса

  • Уточнить представление детей о строительных деталях конструкторов, развивать творчество, самостоятельность, инициативу.

Пятница 29.03.24г

  • Художественно-эстетическое развитие

Рисование: Тема «Вечерний город»

  • Беседа «Как вести себя на улице, в общественных местах, транспорте»

  • Дидактическая игра «Вот моя улица, вот мой дом»

  • Самостоятельная деятельность детей «Собери герб города  Саранск»
  • Закрепить навыки композиционного построения рисунка; воспитывать интерес к рисованию
  • Учить                        детей правильно вести себя на        улице,                в общественных местах,                транспорте; воспитывать дисциплинированных пешеходов,

пассажиров.

  • Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.
  • Закреплять знания о символике родного города. Воспитывать чувство гордости за

свою малую Родину.

Понедельник  01.04.24г.

  • Составление творческих рассказов «Моя улица», «Наш детский сад»
  • Расширять знания о городе: о названии и расположении улиц и зданий.

  • Беседа «История возникновения родного города»: рассматривание фотографий и беседа на тему

«Как возник наш город»

  • Воспитывать познавательный интерес к прошлому своего        города,                к истории                его возникновения.

  • ООД Художественно- эстетическое развитие Рисование.        Тема:        « Весна        в родном городе»

  • Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество.

  • Заучивание        пословиц        и поговорок о родном крае.
  • Воспитывать интерес к народному фольклору.

Вторник

  • Составление рассказа из
  • Расширить представления                детей о        родном        городе, учить        составлять

рассказ, развивать внимание и память. Развивать связную речь.

  • Создать условия для сюжетно-ролевой игры.        Развивать коммуникативные качества

воспитанников через

02.04.24г

личного опыта «Моя

воскресная прогулка по

городу»

  • Сюжетно-ролевая        игра

«Шоферы»

  • Дидактическая игра «Собери из разрезанных картинок виды нашего города»

организацию коллективной деятельности

  • Закрепить        знания

достопримечательнос тей родного города

Среда

  • Чтение детьми стихотворений,
  • Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения, воспитывать        любовь к своей Родине.
  • Развивать все компоненты устной речи, воспитывать любовь к родному городу, чувство уважения к своему народу, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

  • Расширять представления детей о родном городе, формировать восприятие целостной картины

03.04.24г

посвященных родному городу

  • Беседа        «Что        есть        в        нашем

городе для детей»

  • Дидактическая игра «Кто

быстрее доберется «до

вокзала», «до школы», «дойдет

до библиотеки»

  • Подвижная игра «Мы по улице идем»

мира, расширять кругозор детей, правильно выбирать маршрут до нужного места

  • Развивать физическую активность, согласовывать действия со словами.

Четверг

  • ООД
  • Расширять представления        детей о роли труда в жизни людей        посредством ознакомления                с различными профессиями.
  • Познакомить детей с новым видом творческой деятельности макетирования

  • Научить детей отражать в продуктивной деятельности свои

впечатления и знания

04.04.24г

Познавательное развитие.

Тема: Профессии людей моего

города»

  • Изготовление        макета        «Наш

детский сад»

  • Выставка         творческих        работ

«Мой любимый город»

о родном городе.

Пятница 05.04.24г

  • Просмотр слайдовых презентаций « Саранск: с любовью к прошлому и верой в будущее»

  • Викторина «Знатоки родного города»
  • Закрепить знания детей о родном городе и его достопримечательнос тях

  • Обобщить знания детей о своем городе, активизировать

мышление и воображение, развивать смекалку, сообразительность, умение работать в

коллективе.

3 этап-заключительный Продукт проекта:

  1. Презентация проекта «Город, в котором я живу»
  2. Оформление выставки   совместных   рисунков   детей   и   родителей

«Город, в котором я живу»

  1. Оформление альбома «Мой город»

Результаты проекта:

  • Дети имеют представление о родном городе как о нашей «малой Родине»; расширены и систематизированы знания о его истории, достопримечательностях;
  • Овладели расширенным словарным запасом;
  • Закрепили правила безопасного поведения;
  • Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме

«Моя малая Родина»;

  • Разработаны рекомендации для родителей;
  • Оформлены выставки совместных работ детей и родителей;
  • Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
  • Создана книга детских рисунков «Город, в котором я живу»;
  • Участие родителей в реализации проекта.

Перспективы:

-участие в конкурсе среди групп детского сада «Самый лучший проект»,

-публикация проекта и его результатов на сайте МАДОУ.

Заключение:

Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и

взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города.

Все этапы прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребенку. В ходе проекта разработано пособие «Дидактические игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с Малой Родиной».

Список литературы

  1. Программа        «От        рождения        до        школы»        под        редакцией        Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Комплексные        занятия.        По        программе        «От        рождения        до        школы» под редакцией Н.Е.Вераксы ,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

3..Н.        Г.        Зеленова,        Л.Е.        Осипова.        Мы        живем        в        России.        Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников.

  1. Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Патриотическое воспитание 4 –6 лет: Методическое пособие.
  2. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» -М: Творческий центр, 2004г.
  3. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М: Творческий Центр, 2009г.
  4. «С чего начинается Родина?» Журнал «Управление ДОУ», No6-2003г. 8.Н.В.Федина «Игры викторины и конкурсы»
  1. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)

Долгосрочный проект поможет  детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности "Грибы - грибочки"

Цель проекта - расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности в жизни детского ...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по островам»

Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки у...

Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности «Березка». «Знакомство с художественной литературой детей с ООП (особыми образовательными потребностями) через произведения Новосибирской поэтессы В.В.Жбановой»

Актуальность.Дени Дидро считал – люди перестают мыслить, когда перестают читать.       Очень трудно представить себе детство без любимых детских книг и сказок! Ведь книга вхо...

Проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ "Страна Витаминия"

ull;Усвоение речи ребенком - это сложный процесс, который предполагает формирование  и развитие словаря, грамматически правильное и логически последовательное оформление речевого высказывания....

Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Использование робота KUBO в обучении основам программирования и в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста»

Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать с...