Проект в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по островам»
проект по математике (старшая группа) на тему
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.
Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matematika.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе компенсирующей направленности
на тему:
«Путешествие по островам»
Аннотация проекта:
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике.
Помимо интересных форм работы с детьми, в проекте предложены описание продуктов творческой деятельности и критерии оценки уровня развития ребёнка в процессе реализации поставленных задач. Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.
Обоснование необходимости проекта:
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Все эти качества личности в дошкольном возрасте можно сформировать при помощи разнообразных игр через проектную деятельность.
Через проектную деятельность:
Можно не только передавать детям сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями в решении новых познавательных и практических задач.
Опираясь на основную естественную деятельность ребёнка – игру – сформировать у него способности работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и прочее.)
Реализуется инициатива ребёнка – это значимо для развития умения детьми пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений. У дошкольника развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и др., что прописано в Федеральных государственных требованиях
к выпускнику детского сада.
Проект предназначен для занятий с детьми старшей группы.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги группы, родители воспитанников.
Цель проекта:
Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи:
1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах и телах; цифрах от 0-10; разнообразных линиях.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Классификация проекта по следующим основаниям:
Доминирующая в проекте деятельность:
Развитие математических способностей.
Предметно-содержательная область:
проект межпредметный (задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, ознакомление с художественной литературой, физическое развитие, игровая деятельность.)
Включена работа с родителями.
Характер контактов:
дети, педагоги, родители группы.
Количество участников проекта:
коллективный.
Продолжительность проекта:
краткосрочный ( 3 месяца )
Основные теоретические позиции проектного обучения:
В центре внимания – ребенок.
Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.
Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального использования этих знаний в разных ситуациях, в самостоятельной деятельности.
Позиции педагога:
Из носителя готовых знаний он превращается в партнера, консультанта, организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, воспитателем, родителями и др.).
План реализации проекта:
1.Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2.Постановка проблемы.
3.Постановка цели.
4.Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
5.Самостоятельная работа участников проекта.
Самостоятельная деятельность детей в рамках проекта поощряется и поддерживается педагогами и родителями в игровой и бытовой деятельности в свободное время.
Информация о проекте распространяется через оформление проекта, отчёты о проделанной работе и представление на педсоветах.
Содержание этапов проекта:
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
План-график проекта:
Цели: расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.
- Познакомить с геометрическими фигурами, телами, цифрами, разнообразными линиями.
- Совместная организованная деятельность.
- Дидактические игры.
- Познавательное развитие
- Наблюдения.
- Отгадывание загадок.
- Придумывание загадок
- Беседы.
- Рассматривание картин и иллюстраций.
Речевое развитие:
Учить описывать геометрические фигуры и тела, составлять рассказы и сказки о фигурах, цифрах, линиях.
Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы.
Ознакомление с худ. литературой:
Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, цифр, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Художественно-эстетическое развитие:
Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку.
Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей.
Игровая деятельность:
Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их.
- Дидактические игры.
- Подвижные игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Театральные игры.
- Словесные игры.
- Строительные игры.
-Использование технологий Воскобовича.
-Использование палочек Кюизенера.
-Использование Блока Дьенеша.
-Использование интеллектуальных развивающих игр Никитиных.
Продуктивная деятельность:
Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
- Коллажи
- Фризы
- Альбомы детской деятельности
- Поделки
- Постройки из конструктора, строителя, песка.
Самостоятельная деятельность:
Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников.
- Разнообразные игры.
- Исследовательская деятельность.
- Рисование рисунков.
- Продуктивная деятельность.
Взаимосвязь с родителями:
Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое.
Консультации для родителей на тему:
- « Применение палочек Х.Кюизенера»;
- « Игры с Блоками Дьенеша».
Взаимосвязь с педагогами:
Консультация для педагогов: « Развивающая среда как средство развития математических представление дошкольников»;
Показ презентации: « Развивающие игры Воскобовича»
Подготовительный этап - октябрь
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с геометрическими фигурами и телами, учили их давать описание, знакомили с цифрами и разнообразными линиями. Через исследовательскую деятельность находили фигуры, тела, цифры и линии в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются предметы круглой формы «Колобок», «Цветик-семицветик» и др., встречаются определенные цифры «Три медведя», «Волк и семеро козлят» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревнованиях геометрические фигуры, тела, цифры и линии. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности.
Работа с детьми:
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу о геометрических фигурах, телах, цифрах и линиях. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
Как называется геометрическая фигура (тело, цифра, линия)?
Описание геометрической фигуры (тела, цифры, линии).
На что они похожи?
Где встречается в окружающей действительности?
Исследовательский этап- ноябрь
Выбрать геометрическую фигуру, тело, цифру или линию. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной художественно-эстетической деятельности дети рисуют геометрические фигуры, тела, цифры, линии; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о геометрических фигурах, телах, цифрах, разнообразных линия, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.
23 ноября- дети приняли участие в математическом празднике : «Путешествие по островам»
Заключительный, обобщающий этап - декабрь
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, фризы, альбомы, сказки.
Итог проекта:
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о геометрических фигурах, телах, цифрах и разнообразных линиях, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Результаты-продукты и результаты-эффекты:
1. Участие детей в открытом занятии по развитию математических и музыкальных способностей.
2. Тематический коллаж «Превращение фигур в предметы»
3. «Превращение цифры в предмет», «Рисуем фигурами»
Список литературы:
Ярославль, «Академия развития», 1996г.
Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников».
Венгер Л.А., Яченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Р.И. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1998г.
Глаголева В.Г. «Логическая азбука для детей 4-6 лет». С.-Пб., «Детство-пресс», 1998г.
Ехевич Н. «Развивающие игры для детей». М., 1990г.
Усова А.П «Роль игры в развитии детей». М., «Просвещение», 1976г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие по коммуникации в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в цветочный город"
Путешествие в цветочный городЦелиОбучающие:• Словарь:• Уточнение, расширение словарного запаса по теме «Посуда»• Уточнение понятий чайная, столова...
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в осенний лес"...
Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»
Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...
Конспект занятие по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Методическая разработка...
Конспект ООД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну математики» с использованием ИКТ
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и счет до 10. Задачи:Образовательные:- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;- учить понимать отношения между чис...
Логопедическое развлечение для старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Логопедическое развлечение "Путешествие в лес" поможет закрепить знания детей по лексическим темам: дикие животные, деревья, ягоды, грибы; будет способствовать развитию познавательной ...
Проект в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Использование робота KUBO в обучении основам программирования и в развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста»
Робототехника в детском саду – это творческие занятия, в процессе которых ребенок работает со специальными конструкторами, изучает работу механизмов, моторов, рычагов, колес, пробует создавать с...