Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
Долгосрочный проект поможет детям старшей группы компенсирующей направленности закрепить знания об овощах, их свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 54.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Овощи» (старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, долгосрочный, творческий)
Автор: Кишинька Елена Валентиновна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» поселка Троицкий
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители, дети старшей группы компенсирующей направленности.
Образовательные области: познавательное развитие, развитие речи.
Актуальность: дети с речевыми нарушениями в недостаточной степени имеют представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают и тому подобное. Участие детей в проекте «Овощи» позволит максимально обобщить и обогатить знания и представления об овощах и их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей
Цели:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Овощи»;
2. Обогатить представления об овощах, выращиваемых в регионе (томат, тыква, баклажан, репа, свекла, лук, капуста,…);
3. Обогатить словарь за счет обозначения качеств (вкуса, величины, цвета);
4. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
5. Воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.
Основные направления реализации проекта: организованная образовательная деятельность, коммуникация, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественное творчество, рисование, познание, конструирование.
Этапы проекта:
Домашнее задание для детей и родителей – совместное изготовление поделок из овощей «Сказка с грядки»;
Литературное развлечение «Овощи наши чудесные»;
Физкультурный досуг «В гостях у бабушки Матрёны»;
Коллективный труд «Праздник урожая»;
Посадка и наблюдение за ростом рассады овощей;
Выставка детского рисунка «Мой любимый огород».
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»;
- рассматривание репродукций картин - «Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог);
- чтение русских народных сказок «Мужик и медведь», «Пых», рассказа Н. Носова «Огурцы», Ю.Тувим «Овощи»;
- прослушивание аудиозаписи сказки «Чипполино»;
- разучивание упражнения для координации речи с движением «Урожай», пальчиковой гимнастики «Капуста»;
- разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород»; дидактические игры – «В огороде у козы Лизы», «Весёлый повар», «Сбор урожая», «Вершки-корешки», «Узнай на ощупь»;
- выполнение группового коллажа «Наш богатый урожай»;
- труд - уборка урожая овощей на грядке, рассматривание овощей.
Обеспечение: настольно-печатные игры; специальная методическая литература Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников»; аудиозаписи по теме.
Предполагаемый результат. Дети должны:
– Знать и называть овощи, их части;
– Владеть обобщающим понятием;
– Определять на ощупь и по вкусу, узнавать по описанию;
– Находить сходства и различия по нескольким признакам;
– Составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;
– Знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;
– Уметь совместно с родителями находить оригинальные решения в создании поделок из овощей.
Продукты проектной деятельности: выставка работ из овощей «Сказка с грядки» и создание коллажа «Наш богатый урожай».
Презентация проекта: итоговое мероприятие.
Конспект ООД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Это дома мы – ребята, а с Нюшей– поварята!»
Цели:
1. Закрепить знания детей о том, где растут овощи, как их убирают и как употребляют в пищу.
2. Упражнять в употреблении глаголов действия и глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей.
3. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить придумывать описательные рассказы.
Материалы и оборудование: фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей; муляжи или свежие овощи; нарезанные маленькими кусочками овощи; Игрушка Нюша.
Ход ООД:
Учитель-логопед говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла Незнайка.
Нюша: Здравствуйте, ребята! Решил я для своих друзей «Праздник урожая» устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего я, Нюша, не знаю! К вам пришел за помощью, смотрите, сколько всего принес. Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета и какой формы.
Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой – фрукты.
Учитель-логопед: Незнайка, а ты знаешь, где растут овощи?
Нюша: Нет, конечно!
Учитель-логопед: Ребята, какие овощи растут в земле? (Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи.)
Нюша: Какие овощи растут на грядке? (Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи.)
Учитель-логопед: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают. Начали! Помидоры – срывают, лук – выдергивают, баклажаны – срезают, репу – выдергивают, тыкву – срезают, морковь – выдергивают, капусту – срезают, огурцы – срывают, горох – рвут, чеснок – выдергивают, картофель – выкапывают, свеклу – выдергивают, кабачки – срезают.
Нюша: Прежде чем начать готовить что-нибудь из овощей, что надо делать? (Ответ детей: мыть.) Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей.) А какие овощи нужно почистить? (Ответы детей: репу, свеклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель.) И все сразу варят? (Ответы детей: нет.)
Учитель-логопед: Не торопись, Незнайка. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (Помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь.) А что можно из них приготовить? (Салаты.) Какие овощи можно есть и сырыми и вареными? (Капусту, морковь, помидоры, репу.)
Нюша: Что можно приготовить на первое? (Овощной суп.) Из каких овощей его готовят?
Учитель-логопед: А какую зелень мама в овощной суп добавляет? (Петрушку, укроп.)
Нюша: На второе что приготовить? Кашу можно? А котлеты? (Морковные, капустные, свекольные.) Из картофеля что можно приготовить? А из капусты? Прекрасно, но у нас столько овощей, много еще останется. Что же с ними делать? (Засолить.)
Учитель-логопед: Ребята, давайте покажем и расскажем Незнайке, как солить капусту.
Физкультминутка.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трем, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмём.
Учитель-логопед. Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем будет, и давайте поиграем в огород.
Дети:
Есть у нас огород,
Там морковка (редиска, свекла) растет –
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Ты, морковь (редиска, свекла),
Сюда спеши,
Ты немного попляши.
Под веселую музыку пляшут сначала дети-морковки, затем дети-редиски.
Учитель-логопед: Теперь все поспешите, в гости приходите.
Нюша: Спасибо, ребята! Сегодня я узнал много интересного и многому научился.
Стал я поваром сегодня:
Чищу, режу и варю.
С корочкой картошку жарю…
Как готовить точно знаю!
Могу сварить я вкусных щей,
Слепить котлет из овощей.
Мои друзья будут довольны. До свидания!
Конспект ООД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Овощи. Какие они?
Программное содержание: расширять и уточнять представления детей об овощах, их отличительных особенностях: форме, цвету, вкусу; продолжать учить составлять короткие описательные загадки, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели; развивать познавательные способности, эмоциональную выразительность, воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд, воспитывать желание помочь игровому персонажу.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением овощей; муляжи и свежие овощи; две корзинки, разноцветные тарелочки, нарезанные маленькими кусочками овощи; «волшебный замок», одноразовые вилочки, шарфик, игрушка Лунтик.
Предварительная работа: Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи»; рассматривание репродукций картин - «Натюрморт с кабачками и корзиной» (А. Куприн) и «Картофель» (Ван Гог); чтение русских народных сказок «Мужик и медведь», «Пых», рассказа Н. Носова «Огурцы», Ю.Тувим «Овощи»; прослушивание аудиозаписи сказки «Чипполино»; разучивание упражнения для координации речи с движением «Урожай», пальчиковой гимнастики «Капуста»; разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород»; дидактические игры – «В огороде у козы Лизы», «Весёлый повар», «Сбор урожая»; «Вершки-корешки», «Узнай на ощупь»; выполнение группового коллажа «Наш богатый урожай»; труд - уборка урожая овощей на грядке, рассматривание овощей.
Ход ООД
Учитель-логопед: (читает загадку):
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я - ...
Дети: Осень.
Учитель-логопед: Дети, давайте вспомним какие работы осенью проводят люди в огородах.
Дети: Люди убирают урожай овощей с грядок в огороде.
Появляется игрушка Лунтик.
Лунтик: Вы меня, конечно, же, узнали. Я – Лунтик. Баба Капа готовит для меня и моих друзей праздничное угощение и попросила принести овощи. А я не знаю что это? Где их взять?
Учитель-логопед: Дети, поможем Лунтику?
Дети: Да!
Учитель-логопед: Лунтик, мы с детьми тебе поможем. Ведь, мы узнали об овощах много интересного. Сегодня мы продолжим работу по проекту «Овощи. Какие они?» Давайте расскажем нашему гостю, где можно найти овощи.
Дети: Овощи растут на грядках в огороде. Овощи, которые растут в земле – называют ещё корешки, а на земле – вершки.
Учитель-логопед: Давайте поиграем в игру «Вершки-корешки». Так Лунтик лучше запомнит, какие овощи растут в земле, а какие на земле.
Проводится игра «Вершки-корешки» с муляжами фруктов.
Дети: У меня редис. Он растёт в земле. Это корешок.
У меня огурец. Он растёт на земле. Это вершок.
У меня морковь. Она растёт в земле. Это корешок.
У меня капуста. Она растёт на земле. Это вершок…
Учитель-логопед: Дети расскажите, как убирают урожай овощей.
Дети: Овощи, которые растут в земле – выдёргивают, выкапывают. Овощи, которые растут на земле – срывают, срезают.
Проводится игра «Собираем урожай».
Дети: Это морковь. Она растёт в земле. Её выдёргивают.
Это перец. Он растёт на земле. Его срывают…
Координация речи с движением «Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем. (Маршируют.)
Мы морковки натаскаем . («Таскают».)
И картошки накопаем. («Копают».)
Срежем мы кочан капусты, («Срезают».)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают круг руками 3 раза.)
Щавеля нарвем немножко. («Рвут».)
И вернёмся по дорожке. (Маршируют.)
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим, рубим. Мы капусту трем, трём. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмём.
Учитель-логопед: Дети, а по каким признакам мы узнаём овощи?
Дети: Овощи можно узнать по форме.
Проводится игра «Подбери овощ к геометрической фигуре»
Дети: Огурец похож на овал – он овальной формы. Помидор похож на круг – он круглой формы. Перец похож на треугольник – он треугольной формы.
Учитель-логопед: А по каким признакам можно ещё отличить овощи?
Дети: Овощи можно отличить по цвету.
Проводится игра «Подбери овощи по цвету». Дети раскладывают на цветные тарелки соответствующие по цвету овощи.
Учитель-логопед: Дети, мы рассказали Лунтику как можно узнать овощ. А как вы думаете, можно ли ещё по каким-то признакам определить, какой это овощ?
Предположения детей.
Учитель-логопед: (подводя итог высказываниям детей): Овощи можно определить на ощупь.
Проводится игра «Волшебный замок» («Определи на ощупь»).
Учитель-логопед: И ещё вы сказали, что овощи можно определить на вкус.
Проводится игра «Узнай овощ на вкус».
Учитель-логопед: Лунтик, теперь ты сможешь самостоятельно выполнить поручение Бабы Капы – принести овощи.
Лунтик: Спасибо, вы мне очень помогли. Я всё запомнил, мне понравились ваши игры. Я буду в них играть со своими друзьями.
Учитель-логопед: Дети, а давайте проверим, как Лунтик запомнил, что вы ему рассказали. А для этого вы загадаете загадки об овощах, которые вы сами сочините.
Дети придумывают свои загадки.
Учитель-логопед: Дети, давайте Лунтику напомним, где растут овощи. А если мы пойдём в универсам, в каком отделе магазина мы будем выбирать овощи? (В овощном). По каким признакам Лунтику нужно определять овощи? (По цвету, форме, запаху). А на прощание подарим Лунтику свой любимый овощ.
Конспект ООД с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Овощи – живые витамины»
Цели:
1. Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
2. Учить находить сходства и различия (по запаху, вкусу, внешнему виду и на ощупь).
3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
4. Закрепить употребление в речи предложений со значением противопоставления.
5. Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
6. Воспитание культуры поведения за столом во время приема пищи.
Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.
Ход ООД:
Учитель-логопед:
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу... Ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке,
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла... Ох!
Учитель-логопед: Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, логопед достает их из корзины.
Учитель-логопед: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
Рассказ педагога.
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают. Капусту срубают. Картошку выкапывают. Огурцы, помидоры, перец срывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина). Сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.
Игра «В огороде у козы Лизы»
Учитель-логопед: Коза Лиза пошла в огород собирать овощи, давайте поможем ей.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы «какой?» и «какая?».
- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т.д.
Игра «Большой – маленький»
Огурец – огурчик.
Помидор – помидорчик.
Чеснок – чесночок.
Перец – перчик и т.д.
Физкультминутка
Плавно идет капуста,
Осторожно идет редиска,
Важно шагает помидор,
(дети имитируют движения)
Легко бежит горошек,
Не спеша вышагивает редька,
Вприпрыжку спешит морковка,
Маршируют огурцы-молодцы.
Дыхательное упражнение «Синьор-помидор»
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
Игра «Назови, какой это сок?»
Дети становятся в круг, логопед бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «огуречный».
Томат – томатный, морковь – морковный, свекла – свекольный, капуста – капустный, тыква – тыквенный.
Игра «Составь предложение»
Помидор круглый, а морковка – …
Огурец овальный, а тыква – …
Лук горький, а морковка – …
Помидор кислый, а чес нок –…
Огурец зеленый, а помидор – …
Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко». Узнавание овоща по описанию.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней… (помидора)
Белобока, круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
неё листочки с хрустом,
А зовут её… (капуста)
Пушистый и зеленый хвост
На грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
«Вылезай на свет …» (морковка)
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые… (огурцы)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился… (горох)
Игра «Мы считаем»
Учитель-логопед:
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитай-ка их, сумей!
– Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)
– Два огурца. (Счет в игре идет до пяти.)
Учитель-логопед: О чем мы с вами говорили? Где растут овощи? Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»? А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени!
Дети пробуют овощи, обсуждают совместно с логопедом вкус, сочность, запах, цвет овощей, их полезность.
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, какие вы стали сильные, красивые, потому что съели «живые витамины»!
Литературный вечер для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«Овощи наши чудесные»
Цели:
1. Создать у детей радостное, эмоционально положительное настроение.
2. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
3. Закреплять знания детей об овощах (названия овощей, их части), обогатить словарь за счет обозначения качеств.
4. Развивать слуховое восприятие, логическое мышление и связную речь.
Ход ООД:
Учитель-логопед в костюме Осени приветствует детей: Здравствуйте, дети! Я пришла сегодня к вам в гости, угадайте, как меня зовут?
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я – … (осень)
- Сейчас у меня много дел, везде нужно успеть. Хотите узнать, откуда я к вам пришла?
Дети: Да!
Осень: Я была в Цветочном городе, где живут Незнайка и его друзья. Так вот, жители этого города убирали урожай, и Незнайка (показ иллюстрации) решил для своих друзей «Праздник урожая» устроить. Он решил написать стихи и загадки, сказки об овощах рассказать. Но ничего у него не получилось, и все малыши начали над ним смеяться. Мне стало его жалко, и я решила обратиться за помощью к вам. Поможете?
Дети: Да!
Дидактическая игра «Овощи-фрукты»
– Для начала помогите мне разобраться, где здесь овощи, а где фрукты?
В корзине у Осени муляжи овощей и фруктов. Дети берут по одному предмету и раскладывают на два разных подноса.
Чтение стихотворений.
– А теперь мне интересно, знаете ли вы стихи о сборе урожая?
Е. Благинина «Приходите в огород»
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород –
Здесь так интересно.
В. Волина «Наша грядка»
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат.
Наша грядка – просто клад!
Шесть овощей на нашей грядке
Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
Загадки
Учитель-логопед: Ну, а теперь конкурс загадок.
Дети по очереди загадывают выученные дома загадки.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней …
(Помидора)
Пушистый и зеленый хвост
На грядке горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
«Вылезай на свет …»
(Морковка)
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся. Ах! Ох!
Покатился …
(Горох)
Белобока, круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У неё листочки с хрустом,
А зовут её …
(Капуста)
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые …
(Огурцы)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Бела, рассыпчата, вкусна,
И на столе всегда она.
(Картошка)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Он из тыквенной родни.
На боку лежит все дни,
Как зеленый чурбачок,
Под названьем …
(Кабачок)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я …
(Свекла)
Не едят меня сырым,
Лучше ешьте жареным!
У меня синий кафтан.
А зовусь я …
(Баклажан)
После того как дети отгадают, ребенок, загадывавший загадку, показывает ответ-картинку.
Учитель-логопед: Молодцы, ребята, много интересных загадок об овощах загадали, а знаете ли вы сказки об овощах? (Ответы детей.)
Викторина по сказкам.
– С кем делил мужик вершки и корешки?
– За каким овощем отправилась Алёнушка из сказки «Пых»?
– Чипполино это тоже овощ. А какой?
– Какими овощами бросались мальчики в «живую шляпу»?
– С помощью какого овоща лиса уговорила Петушка выглянуть в окошко?
– Вытаскивая какой овощ, дед позвал себе на помощь пять персонажей?
Игра-драматизация сказки «Репка»
Детям предлагается вспомнить героев сказки, распределить роли, выбрать необходимые атрибуты – элементы костюмов, характеризующие героя, которого выбрал ребенок.
Проводится игра-драматизация.
Осень, в роли которой воспитатель, подводит итог развлечения, хвалит детей и читает им сказку.
Сказка о том, как овощи воевали:
Прибежал голодный заяц в деревню. Хочет в огород шмыгнуть, да Полкана боится. Стал Заяц вокруг огорода скакать, овощей на войну подбивать.
– Эй, братцы-овощи! Выходите скорей на побоище! Вас много, а я один, да и то – трус.
Отвечает Огурец:
– Я большой семьи отец, не пойду на войну.
Отвечала репка:
– Я в земле засела крепко, не пойду на войну.
Отвечал Помидор:
– Мне не выйти за забор, не пойду я на войну.
Отвечала Свекла:
– Я толста и квекла, не пойду на войну.
Так все и отказались. Вышли только три воина: Лук, Чеснок, и Перец. Испугался их Заяц и в лес убежал.
Учитель-логопед: Эти воины помогают нам сражаться против простудных болезней. Именно их я и принесла вам в подарок, чтобы вы не болели, росли сильными и крепкими, а еще я хочу угостить вас соком чудесного овоща – моркови. Как называется этот сок? (Морковный.)
Дети пьют сок. Развлечение закончено.
Конспект физкультурного досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
«В гостях уЧиполлино»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, коммуникативные способности, волевые и нравственные качества.
Ход ООД:
После построения и приветствия педагога в спортивный зал входитЧиполлино.
Чиполлино: Здравствуйте, что вы тут делаете? А разве это не рынок? Ой-ой-ой, все я перепутала. Я ведь овощи на продажу несу. (Обращает внимание детей на корзину с овощами.) Но вы, я гляжу, дети хорошие, вежливые, мне даже порадовать вас захотелось. Только просто так я вам свою корзинку не отдам. Сначала докажите какие вы ловкие и умелые. Преодолейте все трудности да препятствия, какие я по пути на свой любимый огород преодолеваю.
Дети идут друг за другом вдоль площадки, преодолевая препятствия: перешагивают через барьеры, пролезают в «туннель», прыгают из обруча в обруч. Затем встают в шеренги и под музыку выполняют разминку (комплекс ритмической гимнастики).
Чиполлино: Ну что ж, молодцы! На огород пришли. За каждый мой овощ я прошу плату, сыграйте-ка в игру, если сможете, овощ ваш.
1. Подвижная игра «Овощи»
Как-то вечером на грядке
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Репа, свекла, редька, лук
(в центре круга – водящий с завязанными глазами)
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались четко тут же:
(останавливаются, крутят водящего)
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
(разбегаются, приседают)
Ну, а ты иди искать!
(водящий ищет)
2. Эстафета с морковью
Дети поочерёдно проходят дистанцию: перепрыгивают через барьеры, пролезают в тоннель, берут морковку и несут её в корзину.
3. Подвижная игра «Сеял дедушка горох»
Сеял дедушка горох.
(Дети становятся в круг. Изображают «посев» гороха.)
Был горох совсем не плох.
(Топают ногами, ребенок-дед тоже топает.)
Круглый, звонкий, желтый, гладкий.
(Круг руками, хлопки, скользящие движения ладонь о ладонь.)
Очень ровный, очень сладкий.
(Топают ногами, гладят живот.)
Вдруг упал мешок с горохом!
(Наклоняются, разводят руками.)
Бедный дедушка заохал.
Был горох, и на тебе –
Раскатился по избе!
На последнем слове считалки дети разбегаются по площадке, «дед» начинает пятнать детей. Запятнанный ребенок становится «горошиной». Следующий запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».
4. Игра малой подвижности «Горячая картошка»
Дети становятся в круг. Выбирают водящего. Он выходит в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной. Кому-либо из играющих дается маленький мяч (картошка), и дети передают его по кругу за спиной. Водящий старается угадать, у кого «картошка». Он произносит: «Руки!», и тот, к кому обращаются, должен показать обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет «картошку» и становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется.
5. Итог
Чиполлино: Молодцы, ребята! Вы ловкие, быстрые, дружные. С удовольствием оставлю вам все овощи, может быть, вы винегрет сделаете и меня угостите.
Оставляет детям какое-нибудь угощение и прощается.
Конспект ООД по коллективному труду для детей «Праздник урожая»
Цели:
1. Учить детей умению планировать трудовую деятельность, подбирать необходимое оборудование и материалы, прогнозировать результат труда.
2. Закреплять трудовые навыки и умения.
3. Продолжать развивать самостоятельность в организации труда (самостоятельно выбирать звеньевых, распределять и контролировать работу внутри звена).
4. Воспитывать трудолюбие, творчество и фантазию.
5. Помочь детям получить положительные эмоции от трудовой деятельности и полученного результата.
Материалы и оборудование: карточки моделирования, тазики с водой, тряпочки, поддоны, тарелки из небьющегося материала, варёные и свежие овощи для бутербродов, хлеб, сметана, посуда для сервировки стола.
Ход ООД:
I. Организационный момент.
Воспитатель в костюмеЧиполлино: Снова в гости к вам пришёл. Помню, ребята, вы дружные, ловкие, обязательно мне поможете. А случилось у меня вот что. Собрал я большой урожай овощей и решил устроить «Праздник урожая». Пригласил гостей, да силы не рассчитал. Один не справляюсь, поможете мне на стол накрыть да угощение приготовить?
II. Планирование трудовой деятельности.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, что нам нужно сделать? Как накрывают праздничный стол, как готовят угощение?
– Организовать всю работу нам помогут эти карточки.
1. Нужно поставить цель. Что мы будем делать? (Мыть посуду, готовить бутерброды.)
2.Что нам необходимо для работы? Какие материалы и оборудование?
3. Какие трудовые действия мы будем выполнять?
4. Предполагаемый результат труда. Что мы хотели бы получить?
Прежде чем начинать работать, давайте вспомним наши правила труда.
1. Перед началом работы нужно закатать длинные рукава и надеть фартуки. Детям, готовящим бутерброды и сервирующим стол – помыть руки с мылом.
2. Работать нужно аккуратно, соблюдая правила безопасности.
3. Во время работы нельзя отвлекаться и мешать другим.
4. Если ты выполнил свою работу, помоги своему товарищу.
5. По окончанию работы необходимо убрать своё рабочее место.
III. Трудовая деятельность.
Дети делятся на звенья, выбирают звеньевых.
Воспитатель: Вы должны поделиться на три звена (в первом 4 человека будут мыть посуду и сервировать стол, во втором 4 человека будут готовить бутерброды, в третьем 4 человека будут готовить закуски из овощей) и выбрать звеньевых.
Воспитатель выясняет имена звеньевых, просит детей объяснить свой выбор и распределяет работу между звеньями.
Воспитатель предлагает детям взять недостающее оборудование, приготовиться к началу работы (звеньевые распределяют работу внутри звена).
Во время труда детей звучит негромкая энергичная музыка.
После окончания работы дети убирают свои рабочие места, сервируют стол. Вместе с воспитателем оценивают свой труд (сидя на стульчиках).
Звеньевым предлагается оценить работу отдельных детей и всего звена.
Воспитатель подводит итог, подтверждая, что получили предполагаемый положительный результат.
Воспитатель произносит пословицу о труде «Была бы охота – заладится и всякая работа» и предлагает детям рассказать пословицы и поговорки о труде, которые они знают.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Каков мастер, такова и работа.
Сперва думай, потом делай.
Умелые руки работы не бояться.
Сломать легко, сделать трудно.
Труд человека кормит, а лень портит.
Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
Чиполлино благодарит детей за помощь в приготовлении к празднику и предлагает вместе отпраздновать. Дарит большой кабачок, внутри которого спрятаны сладости.
Воспитатель: Мы раскроем кабачок, угощай себя, дружок.
Итоговое мероприятие образовательного проекта «Овощи»
Цели:
1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе образовательного проекта «Овощи».
2. Обобщить и обогатить представления об овощах, произрастающих в регионе.
3. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах.
Оборудование: схемы-подсказки (осенние явления, что нужно для роста овощей); аудиозаписи; кукла Пугало; дидактическая игра «Четвертый лишний»; шапочки овощей (морковь, чеснок, свекла, помидор, горох, огурец, капуста); шапочки витаминов (А, В, С).
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Учитель-логопед:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Учитель-логопед: Что происходит в природе осенью? (Ответы детей). Назовите признаки осени. Что делают люди осенней порой на своих приусадебных участках? (Беседа сопровождается показом схем-подсказок.)
2. Обобщение знаний об овощах.
Раздается телефонный звонок. Учитель-логопед обращает внимание детей на звонок. Звучит аудиозапись.
– Алло, ребята, это я, Пугало. Скорее, скорее, помогите мне помирить овощи, прекратите их спор.
Учитель-логопед: Поможем Пугалу?
Дети: Да!
Учитель-логопед: А как называется место, где растут овощи и где работает Пугало? (Ответы детей: огород.)
Ребенок читает стихотворение Е.Благининой «Приходите в огород».
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в огород –
Здесь так интересно.
Учитель-логопед: Хотите вместе со мной отправиться в гости к овощам? А дальней дороги не испугаетесь? Ну, тогда в путь! А довезет нас до огорода наш музыкальный автобус. Займите свои места. (Смотрите песенки-игры Е.Железновой.)
Дети под музыку двигаются по залу и проговаривают текст, сопровождая его ритмическими движениями.
Вот мы в автобусе сидим, сидим, сидим
(имитируют руль в руках)
И из окошечка глядим, глядим, глядим!
(руками делают «окошко»)
Глядим назад, глядим вперед:
Вот так вот, вот так вот!
(повороты головой)
Ну что ж автобус не везет, не везет?
(приподнимают плечи)
Колеса закружились –
Вот так вот!
(вращение руками)
Вперед мы покатились –
Вот так вот!
(шаги вперед)
А щетки по стеклу шуршат –
вжик, вжик, вжик!
(движение руками вправо-влево)
Все капельки смести хотят –
Вжик, вжик, вжик!
И мы не просто так сидим –
Би-би-би!
(нажимают на «гудок»)
Мы громко-громко все гудим –
Би-би-би!
Учитель-логопед:
Автобус дальше не везет,
Впереди огород.
Осторожно иди!
Овощи ты не помни!
Кто стоит там у забора?
Не Маланья, не Федора.
Что-то непонятное,
Не совсем приятное.
Выставляется картинка или игрушка Пугало.
Ребенок: Вот какое пугало!
Из соломы голова,
Нарисованы глаза,
Руки, ноги – палки.
Пусть боятся галки.
Учитель-логопед: Давайте покажем ему, что мы не зря сюда приехали.
Составление рассказа по картинке «Как надо ухаживать за овощами, чтобы они выросли на огороде» (участвуют два-три ребенка).
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Учитель-логопед: Посмотрите на картинку и скажите, что лишнее нарисовал художник? Почему?
Учитель-логопед обращает внимание детей на пугало и овощи, нарисованные фоном за ним.
В огороде пугало,
Пугало стоит.
Овощи нам пугало
Рвать с грядки не велит.
Звучит ускоренная запись непонятных слов и звуков.
Учитель-логопед: Что это за шум? А-а, это, наверное, спорят овощи. Как же нам их понять? что они говорят? Превратимся сами, станем овощами!
Дети-участники надевают за ширмой шапочки, не участвующие дети садятся на стульчики.
Учитель-логопед:
Сколько разных овощей
Спорят, кто кого важней!
Морковь:
Вы ответьте мне по чести,
В вашей не нуждаюсь лести:
Главный овощ – я, морковка?
В ротик прыгаю так ловко…
Лишь во мне есть витамин –
Очень нужный каротин.
Чеснок:
Не хвались ты каротином!
Я – от гриппа и ангины,
От простуды и от хвори.
Съешь меня – не будет боли!
Свекла:
Чесноку не верьте, дети!
Самый горький он на свете.
Я – свеколка, просто диво,
Так румяна и красива!
Будешь свеклою питаться –
Кровь вся будет очищаться!
Морковь (презрительно):
Очищается вся кровь…
Главный овощ я – морковь!
Вот и огурец туда,
Ну и «вкусная» еда!
Огурец:
Что? Огурчик вам не нужен?
Без него ну что за ужин?
И в рассольник, и в салат –
Огуречку каждый рад!
Капуста:
Я – капуста, всех я толще,
Без меня не сваришь борщик.
И салат, и винегрет
Дети любят на обед.
И притом учтите, дети:
Главный овощ я в диете!
Горох:
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Это я – Горошек.
Помидор:
Вы кончайте глупый спор.
Всех важнее помидор!
Раскрасавец хоть куда,
Я не овощ, а звезда!
Учитель-логопед обращается к сидящим на стульчиках детям: Ах, вот в чем дело!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь,
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас важнее!
Все – молодцы! В каждом своя польза для здоровья человека, свой витамин.
Витамины, выходите!
Про себя нам расскажите.
Витамин A: Я, витамин A, очень важен для зрения, еще меня зовут витамином роста.
Кто меня в друзья берет,
Тот растет, растет, растет…
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку!
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Учитель-логопед: А еще витамин A содержат сладкий перец и петрушка.
Витамин B: Я, витамин B, помогаю сердцу, регулирую обмен веществ в организме.
Очень важно спозаранку
Есть на завтраки овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Учитель-логопед: Витамин B вы можете найти в горохе.
Витамин C: Я, витамин C, укрепляю ваш организм.
От простуды и ангины
Помогаю я всегда!
А найдете вы меня в луке, капусте и редиске.
Учитель-логопед:
Посмотрите на наше пугало.
Никогда не унывает
И улыбка на лице,
Потому что принимает
Витамины A, B, C.
Танец «Пугало» ( песенки-игры Е.Железновой.)
В саду уснули птички, легли котята спать,
(дети медленно качаются стоя)
А пугало вскочило и стало распевать:
Я всю ночь стою, качаюсь, на мне шляпа и пиджак!
(локти на уровне плеч, плечи напряжены, предплечья и кисти расслаблены)
Я вот так машу руками,
(повороты вправо-влево)
Я ногой трясу вот так!
(Движения ногой.)
В пруду уснули рыбки, легли лягушки спать,
А пугало вскочило и стало распевать…
Давно уснули дети, легли игрушки спать,
А пугало вскочило и стало распевать…
Учитель-логопед: Теперь давайте поможем Пугалу собрать урожай.
Речь с движением «Урожай»
В огород пойдем, урожай соберем.
(Маршируют)
Мы морковки натаскаем
(«Таскают»)
И картошки накопаем.
(«Копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«Срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный.
(Показывают круг руками 3 раза)
Щавеля нарвем немножко
(«Рвут»)
И вернёмся по дорожке.
(Маршируют)
Учитель-логопед после окончания слов достает из-за ширмы и раздает детям корзинки с овощами. Возвращаются в детский сад под песенку-игру «Автобус».
Сюжетно-ролевая игра «Консервный завод»
Учитель-логопед: Дети, у нас с вами хороший урожай овощей, но как нам его сохранить? Что делают ваши мамы? (Консервируют, солят огурцы и помидоры.) Вот и мы с вами поиграем в игру «Консервный завод». Давайте подумаем, кто справится с ролью директора? Он будет отвечать за работу всего завода. А кто станет заведующим овощехранилищем? (Предложения детей.) Еще нам нужен шофер, который будет перевозить овощи из овощехранилища в цех обработки. Кто будет работать в цехе обработки и мыть овощи? Нужно два человека. (Предложения детей.) Кто хочет работать в главном цехе переработки? В цехе нужно много людей. Один человек достает банки и протирает их чистой салфеткой, двое наклеивают этикетки на банки, еще один заполняет банки овощами и ставит их на ленту, имитируя движение банки по конвеерной ленте, другой человек закрывает банку крышкой, еще один ставит готовую продукцию в коробки и еще один увозит ее на склад.
Дети распределяют роли. «Директор» по телефону следит за производством, воспитатель берет на себя роль главного технолога.
В конце игры «директор» по телефону узнает об объеме готовой продукции, делает вывод о готовности заказа, приглашает всех работников в кабинет и благодарит их за выполненную работу.
Учитель-логопед: Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? Какой овощ самый полезный? Кем бы вы хотели стать? Назовите свои любимые овощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "Путешествие в страну маленьких слов". Тема: "Предлоги В, НА, ПОД, ЗА".
Целью данного занятия является уточнение пространственных отношений предлогов В, НА, ПОД, ЗА и в правильном употреблении их в речи....
Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"
В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово". Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата; проводится работа по формиров...
Творческий отчёт по долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой» в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речецветик»
Творческий отчётпо долгосрочному проекту «Знакомство с архитектурой»в подготовительной школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи №8 «Речец...
Конспект творческой игры "Туристическое агенство - Волжаночка" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Играя, ребёнок многое может познать и быстрее запомнить любую информацию. В моей игре дети знакомятся с достопримечательностями родного города - Сызрань и учатся о них рассказывать другим , узнают наз...
Педагогический проект «В мире комнатных растений» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Актуальность проектаЦель проектаЗадачи проектаКоррекционные задачиПлан мероприятий по реализации проекта...
Презентация к проекту по теме «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ-ЗДОРОВО!» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи.
laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои си...