ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ
проект (средняя группа)
В проекте рассматривается проблема семейного воспитания, семейных традиций и обычаев. Цель проекта повысить значимость семьи и семейных традиций в понимании детей и их родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СЕМЬЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ
Н.Ю. Алексеева, Э.Ю. Тихонова, А.В.Тимофеева
МБДОУ «Детский сад№146 «Петушок» г.Чебоксары, natalya-alekseeva-1978@inbox.ru
Аннотация. В проекте рассматривается проблема семейного воспитания, семейных традиций и обычаев. Цель проекта повысить значимость семьи и семейных традиций в понимании детей и их родителей.
Ключевые слова: семейные традиции, традиции семьи, обычаи, работа с родителями,
Актуальность
Во все времена для каждого человека семья играла большую роль. Воспитание ребёнка начинается с семьи, именно там он усваивает первые нормы общежития, человеческих отношений и получает уроки добра и зла.
Семейное воспитание способствует формированию у ребёнка отношения к внешнему миру и окружающим людям. В семье ребёнок получает опыт моральных норм поведения, осваивает основы материальной и духовной культуры. В общении с близкими родственниками у ребёнка формируются человеческие формы поведения: навыки, мышления и речи, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.
К сожалению, современные родители не стремятся сохранить имеющиеся семейные традиции и не создают новые. Так, постепенно семья утрачивает свою значимость, люди живут рядом, но не вместе. Члены семьи занимаются своими делами, работой, иногда даже не собираясь вместе. Отсутствие семейных традиций и обычаев приводит к тому, что нередко отсутствует взаимопонимание между членами семьи, присутствуют ссоры и разногласия, что негативно влияет на сплочённость семьи и её внутреннюю атмосферу.
Современные родители воспитывают своих детей, не зная особенностей их индивидуального и возрастного развития, нередко нанося вред психическому и духовному развитию своих детей.
Проблема семейного воспитания, семейных традиций и обычаев весьма актуальна в современном мире, ведь в большинстве случаев молодые родители не только не создают новые традиции, но и не сохраняют старые, которые имеют большое значение и проверены годами и поколениями.
Актуальность данной темы привела меня к пониманию необходимости разработки и реализации проекта на тему: «Семейные традиции как форма работы с родителями в ДОУ».
Цель проекта: повышение значимости семьи и семейных традиций в понимании детей и их родителей.
Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы, родители.
Срок реализации проекта: 1 год.
Задачи:
- знакомить детей с понятием «традиции семьи»;
- расширять представления детей о многообразии семейных традиций;
- привлекать родителей к активному участию в жизни группы;
- знакомить родителей с особенностями и правилами воспитания детей;
- способствовать появлению и укреплению семейных традиций в семьях воспитанников;
- воспитывать у детей доброту, отзывчивость, родственные чувства;
- способствовать укреплению детско-родительских отношений.
В самом начале проекта было проведено анкетирование родителей с целью выявления ценностей, традиций и обычаев семей воспитанников. Для этого родителям было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, после чего был сделан вывод по результатам ответов.
Так, нам удалось определить, что дети и родители имеют недостаточный объем знаний о старших поколениях своей семьи, о семейных традициях и ценностях. Слабый интерес к истории своей семьи приводит к потери связи с родовыми корнями.
Полученные данные легли в основу планирования работы с семьями воспитанников, направленной на повышения интереса детей и их родителей к истории семьи, по сплочению семей, по повышению ценности семьи и по созданию и сохранению семейных традиций.
В процессе реализации проекта работа проводилась с:
- воспитанниками: беседы, игровые занятия и упражнения, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы, с/р игры и т.д.
- с родителями: родительские собрания, консультации, рекомендации, анкетирование, круглый стол и т.д.
- совместные: семейные праздники и соревнования, семейные вечера, совместные занятия, тренинги, конкурсы, выставки, экскурсии, походы, семейные субботники и т.д.
В рамках данного проекта было проведено большое количество мероприятий, которые очень понравились и детям, и их родителям.
Мы беседовали с детьми на темы: «Мои близкие», «Мои родители, бабушка и дедушка маленькие», «Наши семейные традиции», «Наш обычный выходной день», «Самые дорогие люди», «Как меня называют в семье» и т.д., читали и обсуждали сказки, в которых описаны те или иные семейные отношения: «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка» «Двенадцать месяцев», «Царевна лягушка», «Крылатый, мохнатый да масленый» и др.
Рассматривали такие картины как: «Семья» автор: Т. Сорокина, «В субботу» автор: Ю. Кугач и другие иллюстрации по теме проекта, а также обсуждали ситуации: «Моя большая семья», «Мой детский фотоальбом», «На кого же я похож?», «Мои братья и сёстры», «Какой я был и каким стану», «Все мы разные».
Кроме того, мы проводили драматизацию таких сказок как «Репка», «Теремок», пальчиковую гимнастику по теме «Дружная семейка», сюжетно-ролевые игры на тему: «Семья» с разными сюжетами («Встреча гостей», «День рождения мамы», «В гости к бабушке» и др.).
В каждой семье имеются какие-то сложности и проблемы и нередко в определённых ситуациях мы прибегали к помощи терапевтических сказок. Так, например сказка «Про бельчонка Витю» помогла наладить отношения в семье одной девочке, у которой недавно родилась сестрёнка и данное событие сильно повлияло на поведение ребёнка.
Работа с родителями проводилась по разным направлениям. С ними взаимодействовали и педагоги, и сами дети. Так, одним из домашних заданий для ребят было: проведение интервью с родителями на тему: «Кто меня так назвал и почему?». Дети вечером дома разговаривали со своими родителями на эту тему, при этом узнавали интересный факт из своей жизни и что немаловажно проводили время вместе, общались, вспоминали приятные моменты из жизни семьи.
На родительских собраниях, которые нередко проводились в виде тренинга родители узнавали о роли семьи в воспитании детей, о том как правильно себя вести в различных сложных или даже конфликтных ситуациях с ребёнком («Если ребёнок не слушается», «Детская ложь», «Капризы и упрямство»), познакомились с новыми интересными играми, в которые можно играть всей семьёй, получили буклеты с рекомендациями «Трудимся вместе», «Учимся играя», «Весёлая прогулка» и т.д.
Также нами были проведены различные конкурсы и выставки. Например, была организована «Выставка идей», на которой родители делились имеющимися у них в семье традициях. Сначала многие затруднялись вспомнить и назвать традиции, но если задуматься, то традиции есть в каждой семье.
В одной семье по субботам лепят все дружно пельмени и один из них обязательно с сюрпризом, в другой семье принято печь в воскресенье какой-то пирог, третьи каждый вечер ходят все вместе гулять в парк и пьют там горячий чай, в другой семье принято на новый год обязательно ездить к бабушке в деревню и наряжать ёлку во дворе, а у кого-то есть традиция вешать на стену адвант-календарь (календарь ожидания какого-то события).
Как оказалось традиций существует очень много и каждая из них по-своему интересна. Благодаря данной «Выставке идей» родители смогли вспомнить и поделиться с другими имеющимися у них традициями и на примере чьей-то семьи создать у себя подобную традицию.
Важно отметить, что во время подготовки к конкурсу во многих семьях вспомнили о том, что несколько лет назад в семье существовала интересная традиция, но сейчас про неё забыли и теперь было принято решение возобновить эту традицию.
Также родители вспомнили о традициях, которые были в их семье, когда они были маленькими и поделившись ими с домочадцами решили также продолжить традиции предков.
В рамках проекта нами был проведён конкурс «Герб моей семьи». Подготовка к данному конкурсу оказалась очень интересной и полезной для всех членов семьи. В нём приняли участие 100% семей воспитанников группы, и каждая выполнила работу по-своему оригинально.
Дома вся семья обсуждала какие в семье имеются ценности, привычки, профессии и интересы и что лучше взять за основу семейного герба. Во время выполнения этого задания вся семья общалась между собой, свои идеи предлагали и взрослые, и дети.
Подобное взаимодействие очень важно, так как вся семья занята коллективным делом для достижения общей цели. Во время такой деятельности дети чувствовали себя полноправными участниками дела и узнавали много нового о своих родственниках, о своих предках, о профессии родителей, бабушек, дедушек, месте их проживания, любимых занятиях и привычках.
Результаты творчества всех семей получились очень оригинальными и необычными. Слушать рассказы детей о своем гербе было очень интересно и познавательно.
Нами было проведено много различных совместных мероприятий для всей семьи. многие из них были посвящены каким-то праздникам «День Матери», «День Отца», «День семьи любви и верности», «День пожилого человека» и т.д., но были и обычные развлекательные и соревновательные мероприятия, такие как «Мой ребёнок», «Папа, мама, я спортивная семья» и другие. Такое совместное времяпрепровождение доставляет массу положительных эмоций, позволяет членам семьи лучше узнать друг друга, приучает помогать и поддерживать близких и способствует сплочению семьи.
Также благоприятно на внутрисемейные отношения влияли совместные походы и экскурсии, совместная трудовая деятельность воспитывала уважение к чужому труду и развивала умение работать сообща, давая детям понимание того, что в большом деле даже маленькая посильная помощь очень важна и ценна.
В тех случаях, если несмотря на все усилия отношения в семье оставались сложными, мы прибегали к помощи педагога-психолога, который проводил с детьми и их родителями индивидуальную работу, направленную на решение имеющихся проблем.
Кроме того, педагог-психолог провёл ряд консультаций для родителей «Детские страхи и переживания», «Воспитываем без крика», «Права ребёнка».
Во время реализации проекта педагоги постоянно взаимодействовали с родителями в процессе различных форм работы. Привлекались родители также к созданию необходимых условий для возникновения сюжетно-ролевых игр детей на тему семья. Предметно-пространственная среда группы была пополнена различными атрибутами, предметами, игрушками и костюмами для игровой деятельности детей.
Воспитатель постоянно общается с детьми и родителями и помогает решить имеющиеся проблемы и трудности, подбирая различные методы и формы работы, а также приводя в пример положительный опыт каждой семьи.
Заключение
Таким образом, можно сказать, что работа по данному проекту обеспечила оптимальные условия для изучения детьми и их родителей своих традиций. В результате реализации проекта мы заметили, что у родителей и детей возрос интерес к семье, к ее прошлому и настоящему.
Дети узнали много нового о своих родственниках о том в какой семье жили их родители, когда были маленькими, познакомились с их семейными традициями и поняли важность и необходимость сохранения традиций своих предков. У них появилось желание быть похожими на своих близких людей в делах и поступках.
Ребята стали проявлять эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за своих родственников, бережное отношение к семейным традициям и обычаям.
Оказал своё положительное влияние проект и на родителей воспитанников. У них сформировался интерес к выполнению проектов. Они активно принимали участие во всех мероприятиях проекта, в ходе которых узнали много нового об особенностях воспитания детей в семье, о важности сохранения и создания семейных традиций. Благодаря проведённой работы во многих семьях появились новые традиции, которые, несомненно, способствуют сплочению и укреплению семьи, а также повышению эффективности детско-родительских отношений.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу в данном направлении, так как считаем, что если проводить мероприятия от случая к случаю, то добиться положительного эффекта не получится. Эпизодическая работа не даст нужного результата.
Список литературы
1. Алябьева Е.А. Тематические дни недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 201
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с
3. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.‒128с.
4. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с
9. Петухова А.А. Тематические дни в детском саду: комплексные занятия в старшей группе – Волгоград: Учитель, 2011.
10. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 200
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектной деятельности - эффективная форма взаимодействия с родителями
Одним из перспективных и интересных методов, способствующих привлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс, является метод проектной деятельности. Я использовала метод проектной д...
Проектная деятельность как форма взаимодействия взрослого с детьми
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному разв...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.
В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...
"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Взаимодействие с семьей в процессе приобщения дошкольника к детской литературе.
Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами созд...
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...
Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...