"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"
проект (старшая группа) на тему
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого педагогам и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только совместно воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Что представляет собой эта форма взаимодействия?
Проектная деятельность - это форма обучения, способствующая развитию самостоятельности мышления, помогающая ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, предусматривающая такую систему обучения, в которой дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Основными методами, применяющими в проектной деятельности является метод проектов. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО" | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого педагогам и родителям. Родителям - для того, чтобы научиться понимать мир детства и собственного ребёнка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только совместно воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Что представляет собой эта форма взаимодействия?
Проектная деятельность - это форма обучения, способствующая развитию самостоятельности мышления, помогающая ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, предусматривающая такую систему обучения, в которой дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Основными методами, применяющими в проектной деятельности является метод проектов. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету, перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.
Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.
Например, подготовка к празднику. Но проектная деятельность начнётся только в тот момент, когда ребёнок вместе с родителем сможет понять, что этот день или событие значат для них: Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем своё отношение к празднику?
Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии позволяет сбросить механизмы самоконтроля и показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Смысл и назначение проектной деятельности в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.«Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:
- Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.
- Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.
Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.
Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
- Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.
Для эффективности работы мы адаптировали алгоритм реализации проектов, предложенный А.Густомясовой:
1 этап - подготовительный. Основные задачи: мотивация родителей и их детей на предстоящую деятельность; накопление у детей необходимых знаний (с детьми обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности); знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами; подготовка методической и материально-технической базы, разработка сценария финала.
2 этап - исполнительский, собственно проектная деятельность родителей и детей. Основные задачи: развитие социальной компетентности ребенка в различных видах познавательной деятельности, интересной и эмоционально-значимой для ребенка; формирование привычки у родителей в содержательном проведении семейного досуга.
Педагог выступает в роли консультанта, советника или непосредственного участника проекта семьи.
3 этап - презентация проектов. Основная задача: получение чувства удовлетворения от проделанной совместно работы. Форма проведения: досуг, праздник, марафон.
Родители и дети рассказывают, как они работали над темой проекта, демонстрируют результат совместной деятельности, делятся наблюдениями и переживаниями, оценивают свои достижения, успехи, открытия. Участники проекта награждаются аплодисментами, благодарственными письмами, сладкими призами.
Совместную проектную деятельность мы определяем как важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям:
- В форме непосредственной образовательной деятельности.
- В форме игры.
- В форме педагогических ситуаций.
В рамках реализации проектной деятельности я организовала и провела работу по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности. Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлся поиск путей формирования взаимодействия детского сада и семьи в процессе организации проектной деятельности дошкольников. Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно - эксперементальной работы нам была выделена группа, в которой я проходила практику в г.Армавир, в которую входили: 8 девочек, 16 мальчиков и их родители.
Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.
На I этапе (констатирующий) был проведен мониторинг, а именно:
- Анкетирование педагогов, родителей;
- Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.
Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям, были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностей ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.
Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» - были получены следующие ответы:
- с бабушкой (60%)
- то с мамой, то с папой (6%)
- с няней (5%)
- со старшим братом (сестрой) (15%)
Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду, интуиция, жизненный опыт. В результате ранжировки источники по своей значимости распределились следующим образом:
- педагогическая и психологическая литература;
- жизненный опыт;
- консультации у воспитателя и психолога в детском саду;
- интуиция и советы знакомых;
Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение), 10% опираются на жизненный опыт и интуицию, 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь36,7%на вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.
Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:
- (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени)
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%)
- большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, объясняя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.
Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
По результатам анкетирования педагогов ДОУ нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:
- выявлены отношение их к исследовательской деятельности;
- творческий потенциал педагогов;
- произведена оценка готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций;
- изучение профессиональной готовности воспитателей к экспериментальной работе.
Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:
- низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;
- нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;
- недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;
- низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.
Итак, констатирующий этап эксперемента показал отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности, выявил низкий уровень педагогической подготовки и психолого – педагогических знаний родителей, вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм сотрудничества детского сада с семьей как у педагогов, так и у родителей.
Данный этап показал необходимость разработки методических рекомендаций, плана работы педагога по подготовке проекта, цикла мероприятий для организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи.
Целью следующего этапа стало внедрение проектной деятельности в практику ДОУ как формы взаимодействия с родителями, о чем и пойдет речь дальше.
Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, для педагогов ДОУ на II этапе (формирующий)были проведены следующие мероприятия:
- Консультации “Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод”, “Аспекты внедрения метода проектов в деятельность дошкольного учреждения”.
- Семинар – практикум “Метод проектов в ДОУ как иновационная педагогическая технология (по Виноградовой Н. А.)”, “Алгоритм включения родителей в педагогический процесс ДОУ на основе метода проектов”, “Разработка проектов”, Презентация проектов;
Работа с родителями занимает одно из центральных мест при организации проектной деятельности в дошкольном учреждении.
Задача педагога:
- Организовать взаимодействие с родителями так, чтобы оно было наиболее плодотворным и полезным детям;
- Вызвать интерес к данному виду деятельности как у родителей, так и у детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.
На первом этапе нам необходимо было заинтересовать детей, создав проблемную ситуацию, для чего мы использовали жизненный опыт детей. Путем наводящих вопросов: “Как назвали наши далекие предки город в котором мы живем? Как называют людей, которые проживают в этом городе? Кто является основателем Армавира? Кто из вас знает, почему именно так назван наш город? Почему он так называется?”, дети вышли на проблему, которую необходимо было решить.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводились интересные открытые занятия в группе, на которых они присутствовали и постепенно подключались к этой деятельности, оказывая помощь своим детям.
Затем мы определяли тему и цели проекта, совместно с родителями и детьми составили план проведения проекта, собрали необходимую информацию по теме, обратились за рекомендациям к специалистам ДОУ. Кроме того были согласованы способы совместной и самостоятельной деятельности (игры, наблюдения, экскурсии – мероприятия основной части проекта).
Были проведены родительские собрания, на которых также обсуждались вопросы, связанные с организацией проектной деятельности. А также было дано домашнее задание, которое заключалось в следующем, родители совместно с детьми собирают информацию по теме проекта и оформляют ее в виде книжки с фото и иллюстрациями в соответствии с их интересами и возможностями. Так как проект назывался «Самый теплый уголок родного города – Армавир» темы приблизительно были следующие: «Достопримечательности Армавира», «Улицы Армавира», «ТранспортАрмавира» и т.д.
Проводились дни вопросов и ответов по проектной деятельности; беседы и консультации; оформлялись стенды, папки передвижки по теме проекта.
Следующий второй этап это основная часть проекта, на котором родители вместе с детьми собирали материал, работали с разной литературой и другими источниками (энциклопедии, книги и интернет), в зависимости от выбранной темы ходили в театры, посещали выставки.
Были организованы и проведены экcкурcии в библиотеку, на почту в соответствии с планом проекта.
На данном этапе проведения эксперемента нами так же были проведены:
- Познавательные занятия: «Родной город», «История возникновения родного города», «Достопримечательности родного города», «Памятники родного города», «Предприятия родного города».
- Творческие рассказы;
- Чтение художественной литературы;
- Конкурс пословиц и поговорок: «Делу - время, потехе – час».
- Заучивание стихов;
- Оформление игротеки. Дидактические игры: «Кто лишний», «Когда это бывает», «Кто живёт в реке», «Кому, что нужно для работы», «Что перепутал художник»; Сюжетно – ролевые игры: «Защитники Родины», «Экскурсии по городу»; Подвижные, речевые игры.
- Беседы;
- Рисование на тему «Улицы родного города»;
Третьим этапом стала презентация проектной деятельности. Провести презентацию было решено в форме КВН, где участников эксперемента поделили на две команды: дети – «Молодые Армавирцы», родители – «Коренные Армавирцы». Оценивать выступление команд пригласили жюри в лице заведующей детского сада. Зрителями были, специалисты и педагоги ДОУ. Задания были интересными и разнообразными, дети вместе с родителями отвечали на вопросы, вспоминали пословицы и поговорки, пели частушки. Завершением презентации было награждение команд.
Позже была организована выставка совместных проектных работ для сотрудников, родителей и гостей.
Таким образом, в результате проведенного мною проекта, на практике мне удалось апробировать одну из форм взаимодействия детского сада и семьи в процессе организации проектной деятельности дошкольников. Информационная форма организации проектной деятельности достаточно эффективна, это можно увидеть в результатах работы моего пректа. Все поставленные цели были достигнуты. В результате, был выявлен не только имеющийся уровень знаний детей о своем родном городе, но так же в процессе он был умножен, а так же закреплен при анализе результатов.
Итак, в результате проведенного мною исследования мне удалось выяснить, на сколько важна роль проектов во взаимодействии ДОУ и семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность-эффективная форма взаимодействия педагога с семьёй"
В этой публикации я рассказала о наиболее эффективной на мой взгляд, форме работы педагога с родителями ....
Основные формы организации взаимодействия ДОУ и семьи в контексте ФГОС ДО
педагогическая статья...
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО. актуальность, цели, задачи проектвов. Проект "Моя семья"...
«Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагога с родителями в ДОУ»
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач в ДОУ. Для того, чтобы между родителями и педагогами сформировались партнёрские отношения, необходимо вовле...
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Отчёт по проектной деятельности по взаимодействию с родителями....
Консультация для родителей: «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО»
Цель деятельности современного дошкольного образовательного учреждения – всестороннее формирование личности ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей ...
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи...