Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
статья
Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность, как форма взаимодействия
педагогов и семьи»
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей являются мать и отец»
В.А.Сухомлинский
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого педагогам и родителям. Только совместно воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка, а, узнав, направить общие усилия на его развитие.
Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, конечно же, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.
«Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства» — так звучит в программе дошкольного образования основной принцип взаимоотношения семьи и детского сада. Этот принцип почерпнут из «Манифеста воспитателей России», принятого на форуме «Ориентиры детства» 20 августа 2018 года.
В статье 18 П.1 Закона РФ «Об образовании» же определяется: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»
Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Поэтому, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с семьями воспитанников нужно обеспечить максимальное участие родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.).
Актуальным является включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.
Что представляет собой эта форма взаимодействия?
Проектная деятельность - это форма обучения, способствующая развитию самостоятельности мышления, помогающая ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях, предусматривающая такую систему обучения, в которой дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Основными методами, применяющими в проектной деятельности, является метод проектов. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.
Смысл и назначение проектной деятельности в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, они способствуют пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» родителей в жизнь ДОУ способно продемонстрировать им особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Наблюдение за ребенком в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
А.Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:
- Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.
- Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.
Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.
Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
- Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.
В рамках реализации проектной деятельности мы проводим предварительную работу с родителями по взаимодействию ДОУ и семьи в процессе проектной деятельности. Основной целью был поиск путей формирования взаимодействия детского сада и семьи в процессе организации проектной деятельности дошкольников.
Было проведено анонимное анкетирование родителей. На вопрос:
«Положительно ли Вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?»
97% родителей ответили «ДА»
3% родителей ответили «НЕ ОЧЕНЬ»
Ответов «НЕТ» не было.
В выборе тем проекта нам помогает такой режимный момент, как утренний круг, на котором дети с особым удовольствием рассказывают, что же такое интересное с ними произошло. Обсуждая с детьми вопросы, которые их заинтересовали, решая проблемы, которые у них возникли, поддержав инициативу ребенка узнать что-то, к чему у него возник интерес - мы плавно переходим в такую работу, которая может перерасти в проект. И следует отметить, что здесь важен не столько результат, сколько процесс.
Воспитанник подготовительной группы участвовал в детском форуме исследовательских проектов.
Тема проекта была обозначена исходя из познавательного интереса самого ребенка. Педагог же просто поддержал детскую инициативу и потребность в определенных знаниях.
Как это было?
Ребенок дома с мамой прочитал русскую народную сказку «Снегурочка». В конце этой сказки Снегурочка прыгнула над костром и превратилась в белый пар. Пар свился в белое облачко, и оно полетело высоко-высоко. И у ребенка появился вопрос: Почему так произошло? Педагог в данном случае зацепился за ДЕТСКИЙ ИНТЕРЕС и первым делом провел беседу с родителем – мамой. Мама согласилась принять непосредственное участие в данном проекте и началась работа. Был составлен план.
- Посещение военно-морского музея.
- Проведение экспериментов и как итог пополнение центра науки и естествознания.
- Изучение названий морей (почему красное, белое, желтое, оранжевое?).
- Знакомство и рассматривание работ русских художников, где изображен город Санкт –Петербург в разное время года.
- Как итог – участие воспитанника в конкурсе в виде презентации проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ЭФЕКТИВНАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯ И СЕМЬИ».
На современном этапе в области дошкольного образования происходят важные изменения в определении содержания и способов организации педагогического процесса. Это требует от педагогов более тщательного ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.
В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, р...
Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".
В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...
«Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи»
Консультация сожержит формы проектной деятельности...
Консультация для родителей «Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи»
Доклад содержит виды проектной деятельности...
"Проектная деятельность, как форма взаимодействия педагогов и семьи в контексте ФГОС ДО"
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени нео...
Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ
laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...