ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ.
статья по теме
В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, реже всего конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В подобного рода мероприятиях родители не принимают активного участия. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников, поскольку использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников помогает родителям стать активными участниками образовательного процесса, из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками воспитателя. Для того чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательного процесса, целесообразно использовать одну из уникальных и эффективных форм взаимодействия ДОО с семьей – проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научная статья | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Уфимцева Маргарита Валерьевна
Современное общество в процессе постоянных модификаций требует от человека нестандартного мышления, умения взаимодействовать с преобразованным миром, требует иного понимания своей роли в обществе, компетенций, связанных, прежде всего с деятельностью человека.
В подобных условиях требуется модернизация дошкольного образования как сферы, которая формирует культурно - воспитательный идеал современного общества.
Более широкие взгляды на становление личности ребенка в условиях детского сада вытесняют традиционные понимания и назначения ДОО. Важным ориентиром для современной системы дошкольного образования должна стать модель культуры, построенная на идеях целостности, любви и поддержки.
В исследованиях О.С. Газмана, В.П. Бедерхановой, И.С. Якиманской рассматривается педагогическая поддержка, которая обеспечивает раскрытие личностного и познавательного потенциала ребенка, включает помощь, как педагогам, так и родителям в преодолении различных трудностей в процессе воспитания и обучения. [1]
А.И Захаров, Р.Ж Мухамедрахимов в своих работах доказали, что необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, не только в виде психолого-педагогической поддержки, но и активного вовлекать родителей в жизнь детского сада. [1] Это является решающим условием обновления системы дошкольных организаций.
В практике современной образовательной организации зачастую используются лишь традиционные формы работы по взаимодействию с семьей, такие как: родительские комитеты, выставки, родительские собрания, реже всего конференции, Дни открытых дверей, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В подобного рода мероприятиях родители не принимают активного участия. Необходимы инновационные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников, поскольку использование разнообразных форм работы с родителями воспитанников помогает родителям стать активными участниками образовательного процесса, из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными помощниками воспитателя.
Для того чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательно процесса, целесообразно использовать одну из уникальных и эффективных форм взаимодействия ДОО с семьей – проектную деятельность. Это уникальное средство обеспечивает не только сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь педагогов и родителей. Является средством интеграции ДОО и семьи.
В детском саду проекты могут быть только детско - взрослыми. В таких проектах принимают участие дети, родители, воспитатели, и специалисты ДОО. Данная форма интересна тем, что совместный сбор и изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческий потенциал детей, привлекают к участию родителей. Тематика проектов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. Мы предлагаем следующие темы проектов: «Откуда хлеб пришел?», «Откуда пришла книга и для чего она нужна людям», «Что я знаю о Сталинградской битве?», «Безопасные дороги - детям», «Мой дом, мой район», «По сказкам А. С. Пушкина», «Ребенок имеет право», «День Земли», «Юные олимпийцы».
В процессе осуществления проекта между родителями и детьми происходит взаимодействие, творческое сотрудничество. Атмосфера веселья и игры позволяет сбросить оковы самоконтроля и показать себя с лучшей стороны. Лучше узнавая своих близких, дети и родители становятся ближе друг к другу, что, естественно, сказывается на результатах деятельности.
Основы проектной деятельности были заложены в начале ХХ века в педагогических трудах Д. Дьюи, У.Х Килпатрика, Э. Коллингса и др. Единовременно исследованиями по данной теме занимались и отечественные педагоги-новаторы С. Т. Шацким, В. Н. Шульгиным, М. В Крупениной, В. В. Игнатьевым и др. Авторы изучали условия и способы внедрения, применения проектной деятельности в практику работы с детьми дошкольного возраста. В 2000 году началось активное применение проектной деятельности в отечественных дошкольных образовательных организациях. Педагоги считали, что проектная деятельность сможет обеспечить интенсивное развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении детей, установит связь теории с практикой. [6]
Веракса Н. Е. выделяет три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В практике работы ДОО чаще планируются и организуются исследовательские и творческие проекты.
Проектная деятельность направленна не только на развитие личности ребенка, но и на развитие его творческих и познавательных способностей, умение планировать и ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, осуществлять процесс познания необходимой информации, который должен подкрепиться реальным результатом работы. Н. Е. Веракса говорил: «проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику». [4]
Еще одна особенность данного метода заключается в том, что она носит адресный характер, как в процессе взаимодействия, так и в итоговом результате. Проектную деятельность можно представить как способ организации процесса обучения, основанного на взаимодействие педагога, воспитанника и его родителей, в поэтапной практически значимой деятельности. Ребенок получает знания и умения в процессе тщательного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических упражнений (проектов) и достигает поставленной цели совместно с педагогом и родителями.
В процессе проектной деятельности решаются различные задачи: образовательные, творческие, психологические, воспитательные, поскольку могут иметь разную тематику и содержание. Расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме, того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регулярные. Также развивается разнообразие игровой деятельности, формируется и укрепляется дружеская взаимосвязь детей, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственным мнением, но и установленными нормами. Таким образом, ребенок приобретает качества социально-компетентного человека.
Развиваются и совершенствуются детско - родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей станет более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Это связанно выполнением исследовательских и творческих проектов. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка.
Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и исключает применение стандартных действий, требует личностного и творческого роста. В сложившийся ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.
С помощью проектной деятельности можно выйти на новый уровень взаимодействия с семьей воспитанников, изменить отношения в системе «дети – родители - педагог». Родители начнут видеть в воспитателях своих помощников по воспитанию и обучению, а детский сад станет для них партнером. Благодаря этому создается атмосфера взаимоуважения, понимание друг друга.
Таким образом, проектная деятельность – это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Внедрение проектной деятельности в практику ДОО позволит значительно увеличить самостоятельность и активность детей, развить их творческое и аналитическое мышление, умение находить интересующую информацию о предмете или явлении и пользоваться полученными знаниями в воспроизведении новых проектов. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге должна способствовать личностному развитию ребенка.
Взрослым в свою очередь, необходимо помочь ребенку обнаружить проблему или спровоцировать ее появление, пробудить интерес к ней и завлечь детей в совместный проект. Детско – родительские педагогические проекты будут способствовать установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогут в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменится отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечит качественные результаты педагогической деятельности.
Список информационных источников
Основные источники:
- Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями [Текст]: учеб. пособие / М.Г. Агавелян. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 129 с.
- Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т. М. Бабунова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208с.
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: [Текст]: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 112 с.
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. образовательные проекты в детском саду. [Текст]: Пособие для воспитателей. М.: Айрис – пресс, 2010.
- Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детско саду: родители и дети. [Текст]: М.: Школьная Пресса, 2010.
- Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. – 129 с.
- Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.–416 с.
- Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: пособие для практических работников ДОУ / А.В. Козлова - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112
- Прохорова, Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду [Текст]: практ. пособие / Г.А. Прохорова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
1. Нетрадиционные формы взаимодействие ДОУ и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/. – 25.02.2011г.
2. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/metod8-2.htm. - 01.03.2011г.
3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/3/0386/index.shtml?from_page=199
4. Факторы воспитания ребенка в семье [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2008/intpsy220208.html
5. Лубенникова, Ю.А. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deti-club.ru/planirovanie-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-v-dou-dokumentaciya-vospitatelya
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей и социальными партнерами"
проект по фгос...
Сертификаты «Проектная деятельность как форма работы дошкольной образовательной организации с семьей»
Сертификаты «Проектная деятельность как форма работы дошкольной образовательной организации с семьей»...
«Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
Управленческий проект...
Управленческий проект «Служба ранней помощи в дошкольном учреждении как одна из вариативных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей раннего возраста»
Центр "Мы вместе"...
Выступление на районном методическом объединении воспитателей «Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему: ««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»
laquo;Современные формы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей» на тему:««Десант пап» нетрадиционная форма работы с родителями»...
Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников
Консультация для педагогов на тему "Проектно - познавательная деятельность как форма взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников"...