"Мы - исследователи" познавательная деятельность с элементами экспериментирования
материал (подготовительная группа)
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Мы - исследователи" для воспитанников 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_issledovateli.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 комбинированного вида с. Аргаяш
Конспект образовательной
деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования
«Мы исследователи»
для воспитанников 6 - 7 лет
Подготовил:
Нина Юрьевна Протасова, воспитатель высшей
квалификационной категории
Аргаяш,
2023
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Вид: познавательное, социально-коммуникативное, поисково-исследовательское с элементами экспериментирования.
Тема: «Мы исследователи».
Цель: ознакомление со свойствами воздуха.
Задачи:
Обучающие: формировать представления о свойствах воздуха и способах обнаружения (невидим, бесцветен, упругий, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).
Развивающие: способствовать развитию речи, наблюдательности, познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, поддерживать интерес к экспериментированию.
Словарная работа:
Обогащение словаря: ароматный, пахучий;
Активизация словаря: невидимый, бесцветный.
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, пояснения, уточнения, поощрения.
Практические: детское экспериментирование: опыты «Воздух невидимка», «Воздух внутри нас», «Упругий воздух», «Запах передается по воздуху».
Игровые: Игра – приветствие.
Оборудование:
Демонстрационный материал: баночки: 2 шт. с корочкой апельсина и 2 шт. с чесноком, воздушный шарик, пластиковая бутылка, две чашки, термос с горячей водой, бутылка с холодной водой, картинки-символы, картинки опыт завершен.
Раздаточный материал: на каждого участника по 1 шт.:
стакан с полоской бумаги, полоска бумаги, вертушка – ветерок, трубочка для коктейля, стакан пластмассовый с кипяченой водой, контейнер, сертификат.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.
Детальное продумывание программного содержания, подбор методов и приёмов, составление плана – конспекта и подготовка оборудования.
Предварительная работа с детьми:
Подбор участников у кого нет аллергии на цитрусовые и чеснок.
Индивидуальная работа с воспитанниками:
Оказать помощь в проведении опыта по ситуации.
Побуждать в умении обобщать и анализировать.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нина Юрьевна. Расскажите, как Вас зовут
(знакомство с каждым ребенком).
- Приятно познакомиться! Очень красиво звучат Ваши имена.
- А теперь Вам предлагаю игру – приветствие.
«Игра – приветствие».
- Смотрите и повторяйте за мной движения.
- Здравствуйте, ручки. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши).
- Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ (топаем ногами).
- Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх (легкие хлопки ладоней по щекам), пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх (легкие хлопки ладоней по щекам).
- Здравствуйте, зубки (показ зубов).
- Здравствуйте, губки (вытягивание губ трубочкой, причмокивание).
- Здравствуй, мой лобик (поглаживание ладонями по лбу в разные стороны).
- Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип (указательным пальцем дотронуться до кончика носа с нажатием).
- Здравствуйте, гости. Всем, привет (помахать рукой приветствие).
- Игровой прием. Мотивационный.
- Ребята, сегодня предлагаю Вам побывать в научной лаборатории, где исследуют воздух. Попробуем себя в роли лаборантов.
(ответы детей)
- А Вы знаете, что такое лаборатория?
(ответы детей)
- Какие Вы умные, ребята. Да, лаборатория - это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты. А Вы любите экспериментировать?
(ответы детей).
- Отлично, сегодня Вас ждет много увлекательных опытов с воздухом.
Скажите, пожалуйста, а Вы знаете правила поведения в лаборатории?
(ответы детей)
- Конечно, правила Вам все известны, но я напомню их, вдруг кто-то забыл:
- не мешать друг другу,
- не кричать, не толкаться,
- за приборы не хвататься!
- на вкус ничего не пробовать.
Работаем дружно, внимательно смотрим и все запоминаем!
- Сейчас мне необходимо подготовиться, как главному исследователю (надевает халат и очки), Вас посвящаю в лаборанты и вручаю символ лаборанта (крепится картинка-символ).
А по завершению исследования мы будем отмечать значком (показывает) – опыт завершен.
- Готовы?
(ответы детей).
Постановка проблемы: Опыт №1 «Воздух расширяется и сжимается»
- Уважаемые лаборанты! Я Вам сейчас продемонстрирую первый опыт, который доказывает, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В этом опыте используется горячая вода, поэтому внимательно наблюдаем и с места не встаем, опасно!
- Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что Вы видите?
(ответы детей).
- Правильно, шарик надулся, а почему?
(ответы детей).
- В бутылке находился воздух, он нагрелся, расширился и наполнил шарик.
- Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы воздух сжался в шарике?
(ответ детей)
- Ставим бутылку в холодную воду, что Вы видите?
(ответы детей).
Приходят к выводу, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Ставим значок опыт завершен (показывает).
3. Актуализация опорных знаний.
- А что еще Вы знаете о воздухе?
- Какие свойства имеет воздух?
(ответы детей).
- Формирование новых знаний.
- Воздух – невидимка. Мы его не видим, но без него не можем обойтись. Все вместе проговорим: невидимый! Воздухом дышат люди, животные и растения.
- Он бесцветен и поэтому мы через него видим другие предметы. У него цвета нет. Все вместе проговорим: бесцветный.
- Воздух не имеет запаха.
- Вам предстоит сейчас это проверить и показать свои знания о свойствах воздуха.
- Закрепление полученных знаний.
- Готовы лаборанты сделать выводы о свойствах воздуха? Приглашаю Вас ко второму столику. Находим опыт с цифрой 2, подходим.
Постановка проблемы: Опыт №2 «Воздух невидимка».
- Нам нужно доказать (исследовать), что воздух невидимый, потрогать мы его тоже не можем (пытаемся руками потрогать воздух).
- Но мы его можем обнаружить:
- подуем на полоску бумаги (сильно и слабо - показ и выполнение детьми);
- подуем на вертушку (сильно и слабо – показ и выполнение детьми).
Приходят к выводу. Молодцы! Вы доказали, что воздух невидимый.
- Спасибо Вам! Ставим значок опыт завершен (показывает).
- Приглашаю Вас к третьему столику, находим цифру 3, подходим.
Постановка проблемы: Опыт №3 «Воздух внутри нас».
- Что-то здесь интересное!
- Нам нужно доказать (исследовать), что воздух есть внутри людей и это можно доказать!
- Возьмем трубочку и подуем в стакан с водой (показ и выполнение детьми).
Посмотрите, что происходит?
(ответы детей).
- Правильно, пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.
- Откуда он взялся?
(ответы детей).
- Правильно, он находился внутри нас.
Приходят к выводу. Спасибо, Вы доказали, что воздух находится внутри нас.
- Ставим значок опыт завершен (показывает).
- Как Вы думаете, к какому столу мы пойдем после третьего стола?
Верно, подходим к столу с цифрой 4.
Постановка проблемы: Опыт №4«Упругий воздух».
- Ребята, посмотрите, что здесь нас ждет! (удивление).
(ответы детей).
- Что еще можем рассказать о воздухе?
(ответы детей).
- Нам нужно исследовать, что воздух упругий.
- Предлагаю опустить стакан с бумагой в воду и не намочить её. Как Вы думаете, получится?
- Переворачиваем стакан горлышком вниз и резко опускаем в воду (показ). Потрогайте бумагу.
(ответы детей).
- Правильно, бумага сухая, а почему?
(ответы детей).
- Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу. Попробуйте.
Приходят к выводу. Спасибо, Вы доказали, что воздух упругий и помешал намокнуть бумаге.
- Ставим значок опыт завершен (показывает).
- Приглашаю Вас к следующему столику. Под какой цифрой следующий столик?
Правильно, пятый.
Постановка проблемы: Опыт №5 «Запах передается по воздуху».
- Ребята, посмотрите, а что здесь нас ждет?
(ответы детей).
- Сейчас Вы будете доказывать, что у воздуха нет запаха. В данный момент чувствуете какой – нибудь запах в зале?
(ответы детей).
- Откроем баночку и почувствуем какой идет аромат? (баночки с апельсиновыми корочками).
(ответы детей).
- Вместе произнесем: ароматный!
- А теперь помните этот предмет в руках. Какой стал запах?
(ответы детей).
- А теперь возьмите другую баночку. Какой запах чувствуете? (баночки с дольками чеснока).
(ответы детей).
- Вместе произнесем: пахучий.
-Теперь помните этот предмет в руках. Какой стал запах?
(ответы детей).
Приходят к выводу. Вы молодцы и доказали, что воздух не имеет своего запаха, а только передает запахи окружающей среды. И чтобы воздух был чистым его чистоту нужно поддерживать.
- Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень много в наших городах. Чтобы воздух был чистым везде, надо посадить как можно больше деревьев.
- Ставим значок опыт завершен (показывает).
- Рефлексия.
- Уважаемые лаборанты, наши опыты с воздухом подошли к завершению. Посмотрите, сколько опытов Вы прошли? (осматривают все опыты).
(ответы детей).
- Вы дружно работали в команде и справились со всеми заданиями. Присаживаемся на свои места.
- Скажите, пожалуйста, какой опыт Вы считаете самым интересным?
- А какой самый трудный для Вас?
- А какой опыт был самый легкий для Вас?
7. Итог занятия.
- Уважаемые лаборанты! Вы большие молодцы! Мне очень понравилось с Вами работать. Ваши опыты с воздухом доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. И за Ваши открытия вручаю Вам сертификаты «Юный исследователь». Спасибо Вам большое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации познавательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему:"Эта волшебница- вода"
Представленный долгосрочный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".
Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...
Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Тема: Цветные льдинки.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования Тема: «Цветные льдинки»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми средней группы по теме: «Волшебница вода»
Занятие с исползованием ИКТ. Познавательная и исследоватльская деятельность (круговорот воды в природе)....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...