"Мы - исследователи" познавательная деятельность с элементами экспериментирования
материал (подготовительная группа)

Нина Юрьевна Протасова

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Мы - исследователи" для воспитанников 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_issledovateli.docx31.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 7 комбинированного вида с. Аргаяш

Конспект образовательной

деятельности по познавательному развитию с элементами экспериментирования

 «Мы исследователи»

 для воспитанников 6 - 7 лет

Подготовил:

Нина Юрьевна Протасова, воспитатель высшей

квалификационной категории

Аргаяш,

2023

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Вид: познавательное, социально-коммуникативное, поисково-исследовательское с элементами экспериментирования.

Тема: «Мы исследователи».

Цель: ознакомление со свойствами воздуха.

Задачи:

Обучающие: формировать представления о свойствах воздуха и способах обнаружения (невидим, бесцветен, упругий, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается).

Развивающие: способствовать развитию речи, наблюдательности, познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, поддерживать интерес к экспериментированию.

Словарная работа:

Обогащение словаря: ароматный, пахучий;

Активизация словаря: невидимый, бесцветный.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, пояснения, уточнения, поощрения.

Практические: детское экспериментирование: опыты «Воздух невидимка», «Воздух внутри нас», «Упругий воздух», «Запах передается по воздуху».

Игровые: Игра – приветствие.

Оборудование:

Демонстрационный материал: баночки: 2 шт. с корочкой апельсина и 2 шт. с чесноком, воздушный шарик, пластиковая бутылка, две чашки, термос с горячей водой, бутылка с холодной водой, картинки-символы, картинки опыт завершен.

Раздаточный материал: на каждого участника по 1 шт.:

стакан с полоской бумаги, полоска бумаги, вертушка – ветерок, трубочка для коктейля, стакан пластмассовый с кипяченой водой, контейнер, сертификат.

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию.

Детальное продумывание программного содержания, подбор методов и приёмов, составление плана – конспекта и подготовка оборудования.

Предварительная работа с детьми:

Подбор участников у кого нет аллергии на цитрусовые и чеснок.

Индивидуальная работа с воспитанниками:

Оказать помощь в проведении опыта по ситуации.

Побуждать в умении обобщать и анализировать.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Нина Юрьевна. Расскажите, как Вас зовут

(знакомство с каждым ребенком).

- Приятно познакомиться! Очень красиво звучат Ваши имена.

- А теперь Вам предлагаю игру – приветствие.

«Игра – приветствие».

- Смотрите и повторяйте за мной движения.

- Здравствуйте, ручки. Хлоп-хлоп-хлоп (хлопки в ладоши).

- Здравствуйте, ножки. Топ-топ-топ (топаем ногами).

- Здравствуйте, щечки. Плюх-плюх-плюх (легкие хлопки ладоней по щекам), пухленькие щечки. Плюх-плюх-плюх (легкие хлопки ладоней по щекам).

- Здравствуйте, зубки (показ зубов).

- Здравствуйте, губки (вытягивание губ трубочкой, причмокивание).

- Здравствуй, мой лобик (поглаживание ладонями по лбу в разные стороны).

- Здравствуй, мой носик. Бип-бип-бип (указательным пальцем дотронуться до кончика носа с нажатием).

- Здравствуйте, гости. Всем, привет (помахать рукой приветствие).

  1. Игровой прием. Мотивационный.

- Ребята, сегодня предлагаю Вам побывать в научной лаборатории, где исследуют воздух.  Попробуем себя в роли лаборантов.

(ответы детей)

- А Вы знаете, что такое лаборатория?

(ответы детей)

 - Какие Вы умные, ребята. Да, лаборатория - это специальное место, где ученые проводят опыты и эксперименты. А Вы любите экспериментировать?

(ответы детей).

- Отлично, сегодня Вас ждет много увлекательных опытов с воздухом.

Скажите, пожалуйста, а Вы знаете правила поведения в лаборатории?

(ответы детей)

- Конечно,  правила Вам все известны, но я напомню их, вдруг кто-то забыл:

  • не мешать друг другу,
  • не кричать, не толкаться,
  • за приборы не хвататься!
  • на вкус ничего не пробовать.

      Работаем дружно, внимательно смотрим и все запоминаем!

- Сейчас мне необходимо подготовиться, как главному исследователю (надевает халат и очки),  Вас посвящаю в лаборанты и вручаю символ лаборанта (крепится картинка-символ).

А по завершению исследования мы будем отмечать значком (показывает) – опыт завершен.

- Готовы?

(ответы детей).

Постановка проблемы: Опыт №1 «Воздух расширяется и сжимается»

- Уважаемые лаборанты! Я Вам сейчас продемонстрирую первый опыт, который доказывает, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. В этом опыте используется горячая вода, поэтому внимательно наблюдаем и с места не встаем, опасно!

 - Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что Вы видите?

(ответы детей).

- Правильно, шарик надулся, а почему?

(ответы детей).

- В бутылке находился воздух, он нагрелся, расширился и наполнил шарик.

- Как Вы думаете, что необходимо сделать, чтобы воздух сжался в шарике?

(ответ детей)

- Ставим бутылку в холодную воду, что Вы видите?

(ответы детей).

Приходят к выводу, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Ставим значок опыт завершен (показывает).

3.  Актуализация опорных знаний.

- А что еще Вы знаете о воздухе?

- Какие свойства имеет воздух?

(ответы детей).

  1. Формирование новых знаний.

- Воздух – невидимка. Мы его не видим, но без него не можем обойтись. Все вместе проговорим: невидимый! Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Он бесцветен и поэтому мы через него видим другие предметы. У него цвета нет. Все вместе проговорим: бесцветный.

- Воздух не имеет запаха.

- Вам предстоит сейчас это проверить и показать свои знания о свойствах воздуха.

  1. Закрепление полученных знаний.

- Готовы лаборанты сделать выводы о свойствах воздуха? Приглашаю Вас ко второму столику. Находим опыт с цифрой 2, подходим.

Постановка проблемы: Опыт №2 «Воздух невидимка».

- Нам нужно доказать (исследовать), что воздух невидимый, потрогать мы его тоже не можем (пытаемся руками потрогать воздух).

- Но мы его можем обнаружить:

- подуем на полоску бумаги (сильно и слабо - показ и выполнение детьми);

- подуем на вертушку (сильно и слабо – показ и выполнение детьми).

Приходят к выводу. Молодцы! Вы доказали, что воздух невидимый.

- Спасибо Вам! Ставим значок опыт завершен (показывает).

- Приглашаю Вас к третьему столику, находим цифру 3, подходим.

Постановка проблемы: Опыт №3 «Воздух внутри нас».

- Что-то здесь интересное!

- Нам нужно доказать (исследовать), что воздух есть внутри людей и это можно доказать!

- Возьмем трубочку и подуем в стакан с водой (показ и выполнение детьми).

Посмотрите, что происходит?

(ответы детей).

- Правильно, пузырьки поднимаются наверх. Это и есть воздух.

- Откуда он взялся?

(ответы детей).

- Правильно, он находился внутри нас.

Приходят к выводу. Спасибо, Вы доказали, что воздух находится внутри нас.

- Ставим значок опыт завершен (показывает).

- Как Вы думаете, к какому столу мы пойдем после третьего стола?

Верно, подходим к столу с цифрой 4.

Постановка проблемы: Опыт №4«Упругий воздух».

- Ребята, посмотрите, что здесь нас ждет! (удивление).

(ответы детей).

- Что еще можем рассказать о воздухе?

(ответы детей).

- Нам нужно исследовать, что воздух упругий.

- Предлагаю опустить стакан с бумагой в воду и не намочить её. Как Вы думаете, получится?

-  Переворачиваем стакан горлышком вниз и резко опускаем в воду (показ). Потрогайте бумагу.

(ответы детей).

- Правильно, бумага сухая, а почему?

(ответы детей).

- Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу. Попробуйте.

Приходят к выводу. Спасибо, Вы доказали, что воздух упругий и помешал намокнуть бумаге.

- Ставим значок опыт завершен (показывает).

- Приглашаю Вас к следующему столику. Под какой цифрой следующий столик?

Правильно, пятый.  

Постановка проблемы: Опыт №5 «Запах передается по воздуху».

- Ребята, посмотрите, а что здесь нас ждет?

(ответы детей).

- Сейчас Вы будете доказывать, что у воздуха нет запаха. В данный момент чувствуете какой – нибудь запах в зале?

(ответы детей).

- Откроем баночку и почувствуем какой идет аромат? (баночки с апельсиновыми корочками).

(ответы детей).

- Вместе произнесем: ароматный!

-  А теперь помните этот предмет в руках. Какой стал запах?

(ответы детей).

- А теперь возьмите другую баночку. Какой запах чувствуете? (баночки с дольками чеснока).

(ответы детей).

- Вместе произнесем: пахучий.

-Теперь помните этот предмет в руках.  Какой стал запах?  

(ответы детей).

Приходят к выводу. Вы молодцы и доказали, что воздух не имеет своего запаха, а только передает запахи окружающей среды. И чтобы воздух был чистым его чистоту нужно поддерживать.

- Воздух засоряют фабрики и заводы, которые выбрасывают в воздух вредные вещества. Воздух засоряют машины, которых стало очень много в наших городах. Чтобы воздух был чистым везде, надо посадить как можно больше деревьев.

- Ставим значок опыт завершен (показывает).

  1. Рефлексия.

- Уважаемые лаборанты, наши опыты с воздухом подошли к завершению. Посмотрите, сколько опытов Вы прошли? (осматривают все опыты).

(ответы детей).

- Вы дружно работали в команде и справились со всеми  заданиями. Присаживаемся на свои места.

- Скажите, пожалуйста, какой опыт Вы считаете самым интересным?

- А какой самый трудный для Вас?

- А какой опыт был самый легкий для Вас?

7. Итог занятия.

- Уважаемые лаборанты! Вы большие молодцы! Мне очень понравилось с Вами работать. Ваши опыты с воздухом доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. И за Ваши открытия вручаю Вам сертификаты «Юный исследователь». Спасибо Вам большое!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".

Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...

Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования

   Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.    ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Тема: Цветные льдинки.

Конспект непосредственной образовательной  деятельности с элементами  экспериментирования Тема: «Цветные льдинки»...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»

Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...