Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программные задачи:
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
- Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
- Опытническим путем закрепить знания о воздухе: как увидеть воздух, как его услышать?
- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_elementami_eksperimentirovaniya.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Воздух нам необходим»
Воспитатель МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин
Рудская Ирина Николаевна
Программные задачи:
- Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека
- Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
- Опытническим путем закрепить знания о воздухе: как увидеть воздух, как его услышать?
- Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникативная», «Физическая культура»
Оборудование: полиэтиленовые мешочки, кубики, шарики, банка с водой, стаканчики с водой и соломинка, пластилин, губка, земля, небольшие листочки бумаги.
Ход занятия:
Воспитатель: Настроенье наше каждый день меняется,
Потому что каждый день
Что-нибудь случается.
То мы злимся,
То улыбаемся,
То грустим,
То удивляемся,
То бывает, испугаемся
То, бывает, посидим,
Помечтаем, помолчим.
Давайте, сегодня начнем наш день только с хорошего настроения. Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Подумайте, как хорошо нам сегодня вместе. Мы спокойны, добры, здоровы.
Дети, оглянитесь вокруг и скажите, что вы видите, что нас окружает?
Дети: Нас окружают различные вещи: мебель, стены, потолок
Воспитатель: А что, по – вашему, находится между потолком и полом, между стенами – там, где пусто?
Дети: Там, где пусто, находится воздух?
Воспитатель: Скажите, зачем нужен воздух?
Дети: Воздух нужен, чтобы дышать: дышим мы, дышат цветы и все живое
Воспитатель: И это пока все, что мы знаем о нем. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах
Дети, вы видите воздух?
Дети: Нет, мы его не видим
Воспитатель: Я его тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимкой». А почему мы его не видим?
Дети: Воздух прозрачный, через него все видно.
Воспитатель: А что еще в нашей группе прозрачное?
Дети: Окно, стекло, лампочки.
Воспитатель: А сейчас давайте глубоко вдохнем. Что мы вдохнули? (воздух). Вдохните еще раз и скажите, какой он на вкус?
Дети: Воздух безвкусный
Воспитатель: Вдохните еще раз носом и скажите, какого он запаха? (воздух без запаха)
Итак, мы можем сделать вывод, что воздух – это удивительное вещество без цвета, без запаха, без вкуса, но жизненно необходимое и людям, и животным, и растениям. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей планеты Земля. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный на юг, теплый на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. Воздушная оболочка Земли совсем небольшая, в космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.
(Под музыку влетает Карлсон)
Карлсон: Я – добрый Карлсон.
К вам сюда спешил,
Хотел вас всех удивить.
И даже рассмешить.
Я герой любимый
Все, в гости ждут меня,
Я добрый, сладкий Карлсон
Приветствуйте меня.
Здравствуйте, дети! Вот были мы с Малышом на крыше, ели там вкусное варенье, а когда оно в банке закончилось, и банка стала пуста, мы заспорили с Малышом и решили, что в банке ничего нет. Вот я спустился с крыши в ваш детский сад. Может вы, ребята, скажите, есть ли в ней что-нибудь?
Воспитатель: Дети, есть что-нибудь в этой банке?
Дети: В ней ничего нет
Воспитатель: Дети, но я утверждаю, что банка не пустая, в ней что – то есть. И я вам это попробую доказать. Дорогой Карлсон, оставайся с нами и внимательно слушай. Мы сейчас все вместе разберемся, что банка не пустая. Дети, возьмите полиэтиленовые мешочки, и заполните их кубиками, а ты Карлсон, помогай нам. Дети, каким стал мешочек?
Дети: Мешочек стал выпуклым.
Воспитатель: Почему он стал выпуклым? (это кубики сделали его таким)
Карлсон: Давайте теперь наполним мешочек шариками, которыми я очень люблю играть в свободное время с Малышом. Каким стал мешочек? Почему? (тоже стал выпуклым)
Воспитатель: Да, дети, сделаем вывод, если в мешочке что – то есть, он становится выпуклым. А теперь выложите из мешочков шарики и скажите, есть ли в них что-нибудь? Карлсон, как ты думаешь?
Карлсон: Не знаю, он пустой
Дети: Да, он пустой
Воспитатель: Мы сейчас это выясним. Скрутите мешочки со стороны отверстия. Какими стали мешочки? (выпуклыми). Но в выпуклом мешочке что – то есть, следовательно, его наполняет воздух. Карлсон, теперь ты догадался, что в твоей банке из – под варенья?
Карлсон: Никак не могу понять.
Воспитатель: А вы, дети, как думаете? (воздух). Правильно. Хотя воздух невидим. Все – таки его можно обнаружить. И сейчас я это вам докажу. Дети, смотрите я беру банку, на которой прикрепляю кусочек пластилина, кладу в него салфетку и прижимаю ее к пластилину, чтобы она не выпала. Повернув банку горлышком вниз, я быстро опускаю ее в таз с водой. Скажите, попала ли вода в банку?
Дети: Да, она намочила салфетку.
Воспитатель: Карлсон, а как ты думаешь?
Карлсон: Намочила, конечно
Воспитатель: Вынем из воды банку и потрогаем салфетку. Какая она? (сухая). А если салфетка сухая, значит, вода в банку не смогла попасть. Что помешало наполнить банку?
Дети: Воздух
Воспитатель: А сейчас слегка наполним банку. Что появляется на поверхности воды?
Дети: Появляются пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда они взялись?
Дети: Это воздух выходит из банки, а его место занимает вода
Воспитатель: Интересно наблюдать, как воздух попал в воду, быстро подниматься пузырьками наверх, потому что воздух, дети, легче воды.
Карлсон: Дети, и я самый воздушный в мире Карлсон, люблю летать, а еще больше люблю играть. Хотите поиграть со мной?
Физкультминутка.
Чтоб варенье нам достать
Надо на носочки встать.
Карлсон к полке потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Он вареньем подкрепился
И моторчик зарядился
1, 2, 3 – мотор жужжит,
Карлсон по небу летит.
Мимо речки, над домами,
Может в гости к нам заглянет.
Поиграем, пошумим
Вместе с Карлсоном летим.
Карлсон: Я еще вспомнил одну интересную игру. Мы с Малышом часто в нее играем. Я вас научу. Подойдите к столу, возьмите соломинки, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот и осторожно дуйте. Что вы видите?
Дети: Пузырьки
Воспитатель: Дети, вы с Карлсоном играли: выдыхали воздух и видели в воде пузырьки. Можем с вами сделать еще один вывод. Если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.
Сейчас возьмите губку и рассмотрите ее. В ней есть много отверстий – «дырочек». Дети, как вы думаете. Что в этих дырочках? (воздух). Правильно, и мы сейчас в этом убедимся. Опустите губку в воду и сожмите ее. Что вы видите?
Дети: Из дырочек идут пузырьки. Это выходит воздух, а опустив руку, мы увидим, как дырочки наполняются водой.
Воспитатель: Теперь возьмите кусочки земли и бросьте их в тазик с водой. Что вы видите? Появились ли пузырьки? Какой можно сделать вывод?
Дети: В земле есть воздух.
Воспитатель: Дети, скажите Карлсону, где есть воздух?
Дети: Воздух есть в пустой банке, в воде, в губке, в земле
Воспитатель: Дети, какими свойствами обладает воздух?
Дети: воздух невидимый, прозрачный, без запаха, без вкуса, заполняет пустоты, воздух необходим для существования всего живого на земле
Воспитатель: Ну вот, дети, как много мы сегодня узнали о воздухе, рассказали и показали на опытах нашему гостю. Но теперь ему пора возвращаться домой на крышу. И мы надеемся, что теперь они с малышом не будут спорить, что есть в их пустой банке. Давайте попрощаемся с Карлсоном и пригласим его еще раз в гости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе
quot;Мы порядок наведем и Фому убережем"Подготовила: Зинченко Надежда Ивановна. воспитатель I категории...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему:"Удивительный воздух»Цель: познакомить воспитанников со свойствами в...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»
систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воздуха»
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.Задачи:Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению...
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…»
Конспект образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности На тему «Воздух, воздух он везде…» для подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в средней группе на тему: «Путешествие в страну фокусов с капелькой-Капитошей»
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой оби...