Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_pochemuchki.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский сад комбинированного вида №39 «Солнышко»
Конспект познавательной непосредственно – образовательной деятельности с элементами экспериментирования «В гостях у Почемучки»
Хребтова Ольга Николаевна
воспитатель
высшая квалификационная категория
2013
Аннотация
НОД по теме: «В гостях у Почемучки» разработано воспитателем МБДОУ №39 «Солнышко» Хребтовой Ольгой Николаевной для детей подготовительной к школе группы в рамках реализации тематического планирования на 2012 – 2013 уч. г. г.
Цель: расширить представление детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.
Материал подобран с учетом возрастных способностей детей старшего дошкольного возраста и представляет собой познавательную непосредственно – образовательную деятельность с элементами экспериментирования.
НОД содержит следующие основные компоненты:
- мультимедийный показ слайдов
- экспериментирование
- танцевальное выступление детей
- элемент театрализации
Все это позволяет углубить знания детей по теме: «Вода», развивать познавательный интерес, любознательность, воображение.
Технические средства:
мультимедийная установка, экран, магнитофон, аудиозапись.
Дидактический материал:
- стилизованный дом
- пособия для опытов: кувшин, банка, корзинка с фартуками, таз с водой, активированный уголь, салфетки, ватные диски, карандаш, бумажные цветы, искусственные цветы, монетка.
Предварительная работа
- непосредственно – образовательная деятельность по теме: «Вода»
- создание в группе мини - музея «Водяное царство»
- просмотр мультимедийной презентации «Вода вокруг нас»
- беседы
- конкурс рисунков совместно с родителями «Водичка, водичка, умой мое личико!»
- конкурс стихов о воде (любое состояние: дождь, туман, снег, роса и т.п.)
- рассматривание альбомов, иллюстративных материалов.
Тема: «В гостях у Почемучки»
Цель: расширить представление детей о свойствах воды, способствовать формированию у детей конкретных представлений о свойствах воды в процессе экспериментирования.
Задачи:
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов
- развивать познавательные способности детей, любознательность, воображение
- развивать диалогическую речь
- закреплять знание правил личной гигиены.
Ход:
Воспитатель, дети входят в зал, останавливаются, приветствуют гостей.
Монтаж:
1 ребенок:
Мои силы на исходе,
Так устали сильно ноги!
Воспитатель:
Мы же целый день гуляли,
Запас здоровья пополняли.
Наблюдали, любовались красотой природы
Вот поэтому устали наши с вами ноги!
2 ребенок:
Пить хочу! Уж нету сил, кто бы в гости пригласил!
Воспитатель:
Ну не хнычь, не плачь, дружок!
Есть у нас воды глоток
(дает попить ребенку)
Как сейчас твои дела?
2 ребенок:
Сил водичка мне дала!
Я как будто расцвела!
Воспитатель:
А ведь правда, ребята, вода дает нам силу, заряд бодрости, энергию, она – настоящая волшебница!
(*воспитатель обращает внимание детей на мультимедийный экран, на котором в соответствии с текстом, появляются слайды)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
(планета Земля)
3 ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
(слайды: море, океан, вода, капающая из крана)
4 ребенок:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
(слайды: сосульки на крыше дома; туман)
5 ребенок:
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
(слайд - кипящий чайник)
Воспитатель:
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!
6 ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
2 ребенок:
Все – равно я пить хочу!
Дальше больше не пойду.
1 ребенок:
Мне бы тоже отдохнуть,
А потом уж снова в путь!
Воспитатель:
Посмотрите, дом стоит.
Он не заперт?
(все проходят к стилизованному дому, видят, что дверь открыта)
Дети: Нет… открыт!
Хором: тук - тук – тук! – 2 раза
Появляется герой –
Почемучка.
Что я слышу?
Это стук?
Ба! Да гости у меня!
Ребятишкам рад всегда!
Воспитатель:
Как же величать тебя?
Герой:
Почемучка я, друзья!
Почемучкою меня все зовут вокруг.
Даже самый, самый, самый
Самый лучший друг!
Задаю вопросы я:
«Как да почему?»
Потому что обо всем
Очень знать хочу!
Воспитатель:
С радостью ответим мы
На твои вопросы.
Ты нас в дом свой пригласи,
А потом и спросишь!
Почемучка:
Проходите, вас прошу!
Всех водичкой угощу!
(угощает грязной водой)
Воспитатель:
Что ты, что ты, Почемучка!
Ну и выкинул ты штучку!
Воспитатель:
Ребята, какая вода в кувшине?
(ответы)
А разве можно пить грязную воду?
(ответы)
Почемучка:
А почему?
(ответы детей)
Воспитатель:
Посмотри - ка, Почемучка, на наш волшебный экран.
(демонстрируется анимационный мультфильм о вреде грязной воды)
Почемучка:
Вот это да! Вот бы мне волшебную палочку, чтобы превратить грязную воду в кувшине в чистую! Да где ж ее взять?
Создание проблемной ситуации для детей:
Ребята, предположите, как можно грязную воду в чистую превратить?
(предположения детей)
Воспитатель:
А давайте проведем опыт.
(дети и Почемучка помогают)
*Опыт с активированным углем.
(понадобится: активированный уголь, ватные диски, салфетки, кувшин с грязной водой и чистая банка)
*В процессе опыта воспитатель задает вопросы, выясняя знакомые детям с занятий свойства воды:
- мы переливаем воду из одного сосуда в другой. О каком свойстве воды это говорит?
(ответы)
- в баночке вода у нас чистая после фильтрации. Опустим в нее карандаш. Видно ли нам его?
Какое свойство имеет вода?
(ответы)
- А теперь понюхайте и ответьте: есть ли у воды запах?
Вывод: Это еще одно свойство воды
Воспитатель:
А теперь самостоятельно сделайте вывод о том, как мы получили чистую воду.
(ответы)
*Почемучка пытается выпить чистую воду, полученную в процессе опыта
Воспитатель:
Подожди, Почемучка, эту водичку еще нельзя пить, ее сначала следует прокипятить! И вы, ребятишки, помните о том, что сырую воду необходимо прокипятить!
Почемучка:
Вот так чудо – чудеса!
Вас прошу скорей сюда!
Всем ребяткам по цветочку
От души я подарю!
Только сжались лепесточки,
Как расправить – не пойму!
(всем дает по бумажному цветочку)
*Создание проблемной ситуации для детей:
Ребята, предположите, как помочь цветам распуститься!
(ответы)
Воспитатель:
А давайте попробуем опустить их в воду. Ведь мы знаем, что вода – настоящая волшебница.
(Опыт: дети опускают бумажные цветы в таз с водой, бумага пропитывается, и лепесточки раскрываются)
Почемучка:
Вот уж, действительно, чудо!
Воспитатель:
А теперь сделайте, ребята, вывод о том, каким еще свойством обладает вода?
(ответы)
Почемучка:
Я понял! Понял! Хоть мои цветочки были и ненастоящие, но, чтобы раскрыться лепесточкам, нужна была водичка!
Воспитатель:
И, конечно же, вода нужна всему живому на земле!
Смотрим на экран!
(слайды:
- человек, пьющий воду
- купающий ребенок
- цветы, деревья
-животные)
Воспитатель:
Вот сколько чудес дарит нам волшебная вода. Ой, смотрите, за окном падают снежинки. С ветром весело танцуют будто балеринки.
Давайте и мы исполним для Почемучки танец снежинок.
(танец детей под музыкальное сопровождение с атрибутами)
Почемучка:
Как красиво! Загляденье!
На вас смотрю я с упоеньем!
Знаю я – снежинки тают,
А у вас – не пропадают.
Почему?
Мне объясните, поскорее подскажите!
(ответы детей)
Почемучка:
Вы – волшебники друзья!
Встрече с вами рад так я!
Чем же я – то удивлю?
Хотите фокус покажу?
(ответы)
*Герой проводит опыт
«Исчезающая монетка»
(дети по просьбе Почемучки ему помогают, произносят «волшебные слова»:
- Вот волшебная монета,
Только что была… и нету!
- Как монетка провалилась,
Так она и появилась!
Почемучка:
Понравился фокус? Порадовал я вас?
(ответы детей)
А секрет не расскажу! Вот такой я шалунишка.
Почемучка балуется,
Проливает на себя воду из банки.
Почемучка:
Что – то я развеселился.
Невзначай водой облился!
Воспитатель:
Не волнуйся, не беда!
На помощь мы придем всегда!
Вижу я у тебя на столе замечательную коробочку, а в ней разные фартучки.
(фартучки из ткани, клеенки)
*Создание для детей проблемной ситуации:
Дети, какой фартук подойдет Почемучке, чтобы его одежда не промокала? Как такой фартук отыскать среди такого множества?
(ответы - предложения)
Попробуем ответить вместе с помощью опыта на поставленные вопросы.
(опыт: дети льют воду на фартуки, а тот, который не впитал воду, отдают Почемучке)
Почемучка:
Вот спасибо! Теперь я буду аккуратнее!
Воспитатель:
Интересно вам было, ребята?
А тебе, Почемучка?
А чтобы наш друг все хорошо запомнил, давайте вместе вспомним и повторим, какие свойства имеет вода, и что нового вы узнали.
(ответы)
Воспитатель:
Молодцы! Вот пришла пора расстаться, грустно нам с тобой прощаться!
Почемучка:
Вы меня с собой возьмите
И немножко подучите!
С вами в детский сад пойду
Знаний много получу!
(все уходят под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ «Как пчёлки переносят пыльцу?»
.Дети второй младшей группы приходят на цветочную поляну, где узнают, как пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок. Дети выполняют эксперимент, закрепляя полученные знания....
Конспект познавательной непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ во второй младшей группе
Цель: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Задачи:Познание:Учить проводить несложные опыты с водой, правильно обозначать ее словами; развивать тактильные ощу...
Конспект совместной непосредственно-образовательной интегративной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе "Путешествие в зимний лес"
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы по экологии, предствленный в форме открытого показа на районном методическом объеденении...
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну разноцветных бантиков"
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие в страну разноцветных бантиков"Непосредственно-образовательная деятельность ориентирована на детей 4-5 лет, ос...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"
Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания. Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы « Путешествие на Чукотку»
Конспект по познавательно-речевому развитию в средней группе "Путешествие на Чукотку"...