Конспект непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatie_o_pochve_i_ee_plodorodii.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понятие о почве и ее плодородии»
Цель:
Образовательные:
-Помочь детям понять ,что такое почва. Прийти к выводу ,что она необходима живой природе(растениям и животным) , что ее необходимо беречь ;
- обратить внимание на малочисленность плодородных почв;
- уточнить знания о свойствах почвы: мягкая ,черная, рыхлая, утрамбованная ;
- сформировать у детей представление о том, что почва является «домом» для множества живых организмов;
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
Коммуникационные:
-учить излагать собственные рассуждения ,умозаключения.
Воспитательные:
-воспитание экологической культуры ,бережного отношения к окружающей природе;
-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: Модель почвы (аквариум со слоями почвы).Картинки с изображением почвенных обитателей (дождевой червь ,крот ,полевая мышь ,муравьи);коробочки с землей и лупы по количеству детей. Баночки на каждого ребенка с наклеенным изображением следа ноги и цветок. Два яблока (одно целое ,другое разрезано на части ) ,мешок с землей, посылка. Костюм Царя. Два лабиринта , 2 обруча и листья. Банки с чистой и грязной водой.
Предшествующая работа: за несколько недель до проведения занятия проводится эксперимент « Как увидеть питательные вещества в почве » и «Дом червей» ( Приложение №1)
Ход занятия.
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите ,что принес нам почтальон. Какая большая посылка. Давайте откроем ее. Что это ?
Дети: земля …
Воспитатель : Давайте прочитаем письмо:» Дорогие ребята! Я Царь Почвы посылаю вам мешочек с волшебной землей . Надеюсь ,что вам понравится мой подарок . Почему это земля волшебная? Потому ,что это не просто земля –это почва ! Она кормит и поит растения . ?Если хотите познакомиться поближе , то громко меня позовите :»Почвы Царь приходи , о себе все расскажи !До встречи! Царь Почвы.»
Дети зовут Царя Почвы и он появляется.
Царь Почвы: Здравствуйте ребята , как я рад вас видеть . Я Царь Почвы . Государство мое небольшое. Представьте что Земля это яблоко. 1\4 Земли- (Царь показывает эту часть от яблока) это суша, остальное вода : моря и океаны . 2/3 суши (показывает часть ) занимают пустыни , ледники , болота и постройки. И лишь половина ( из того что осталось) земной поверхности может быть покрыта плодородной почвой. Почва - верхний тонкий слой Земли , как кожица у яблока.
Царь показывает модель почвы.
Царь : Почва похожа на слоеный пирог .Это самая верхняя полоска пирога, самая темная. В нем содержится больше всего питательных веществ .Это самый плодородный слой почвы. Чем глубже мы опускаемся , тем почва становится светлее , а значит менее плодородная.
Вот у меня для вас есть подарок . Возьмите лупы рассмотрите почву (дети рассматривают почву в индивидуальных коробочках за столами ) .
Какая она? (черная ,мягкая ,рыхлая) .Что вы видите?
Да, здесь много разных корешков ,листочков ,камушков, личинок. В нем содержится больше всего питательных веществ . ????
А кто живет в моем Царстве? Вы узнаете . если правильно отгадаете загадку.
1.Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки.(дождевой червь)
2.Маленький рост ,длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится,
В поле ходит покормиться (полевая мышь)
3.Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит , строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у …(крота)
4.В избе из хвои и стеблей
Живет семейство силачей
Богатыри таскают кладь
Потяжелей себя раз в пять
Друг для друга ,для семьи
Сил не жалеют …..(муравьи)
Воспитатель выставляет картинки с изображением «подземных жителей»
Это «подземные жители» они помогают перерабатывать опавшие листья , ветки и превращать их в плодородную почву. Чем дышат « подземные жители » ? Давайте проверим , есть ли в почве воздух?
Опыт. Дети опускают в прозрачную банку с водой почву и наблюдают появление пузырьков в воде.
Вывод : в почве есть воздух.
Царь :Как вы думаете: где больше всего воздуха в почве? Там где земля рыхлая (например на клумбе) ? Или там где она утрамбована (на тропинке) ?
Опыт. Для этого возьмем комочек уплотненной почвы и опустим в банку с водой ( на которой нарисованы следы человека), а в другую банку(где нарисован цветок) опустим комочек рыхлой почвы.
Дети наблюдают и отмечают, что пузырьков больше появляется в воде с рыхлой почвой.
Вывод: Воздуха содержится больше в рыхлой почве , а в уплотненной почве воздуха меньше.
Царь: Где «подземным жителям» легче дышать? Почему в уплотненной почве воздуха меньше? Давайте увидим это сами .
Опыт. Возьмите рыхлую почву в руку и посмотрите. Там много пустых мест ,где прячется воздух. А сейчас сожмите комочек почвы в руке . Каким он стал?(маленьким ,плотным).
Комочек стал меньше потому , что «пустых мест» между частичками земли стало меньше. Они прижались друг к другу ,а воздух «ушел».Так под тяжестью нашего тела почва сжимается на тропинках ,а воздух «уходит».
Скажите, где живется лучше «подземным жителям»? Почему ? Что произойдет с «подземными жителями»,если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им хочется? Как вы думаете ,изменится ли что в природе если исчезнут «подземные жители»?
Вывод :Чтобы «подземным жителям» жилось лучше ,необходимо соблюдать правила поведения в природе. Ходить по дорожкам и тропинкам .Не топтать почву вокруг себя, тем самым сберечь жизнь многим «подземным жителям». И они больше смогут переработать плодородной почвы. И тем больше будет мое царство .Значит больше на Земле вырастит ягод, цветов, деревьев ,больше созреет плодов .Лучше на Земле станет жить и людям и животным и насекомым. А вы дети такие же трудолюбивые как мои подземные жители ?(да)Какие вы знаете пословицы о труде?
Дети:- Без труда не вытащишь рыбку из пруда ;
-Терпенье и труд все перетрут;
-От труда здоровеют ,а от лени болеют ;
- Труд кормит ,а лень портит ;
-Красивым и счастливым делает человека работа.
Физминутка
Царь: А сейчас , ребята, мы немного отдохнем. Игра «Ловкие черви»
Дети делятся на 2 команды (по сигналу Царя Почвы) проползают по лабиринту до обруча, берут листок и возвращаются к своей команде.
Царь: Молодцы! Все черви у вас смелые и ловкие. Много переработали земли. Никто не поранился? Никто не встретил на своем пути стекляшек, железок?
Вот у меня (показывает банки с водой) «живая « и «мертвая »вода. Как вы думаете где живая?(дети нюхают ,рассматривают)Какая «живая «вода ? (чистая ,прозрачная). Эта вода попадает в землю вместе с дождем ,с талым снегом. Она поит растения , животных. А это вода какая ?( мертвая ,грязная. вонючая). Представьте , что вы черви и вас полили этой водой Что с вами произойдет? (мы погибнем ) Да эта вода стекает по заводским трубам , попадает в землю после мойки машин и т.д.
Воспитатель: Дети ,чтобы Царю Почвы жилось лучше в своем царстве ,сделаем Витраж. Воспитатель напоминает о технике безопасности и правилах выполнения витража.
Царь :Ну что ж ,мне пора возвращаться в свое Царство. Скажите ,много плодородной почвы на земле? Кто перерабатывает почву из неплодородной в плодородную? Чем дышат «подземные жители»? Что нужно сделать ,чтобы плодородной почвы стало больше ?
Царь хвалит детей и угощает земляными орехами и уходит.
Приложение №1.
Как увидеть питательные вещества в почве.
Материал: почва, 2 баночки.
Ход эксперимента: Вместе с детьми насыпаем в банку несколько столовых ложек почвы, взятой из цветочного горшка. Затем в банку наливаем такое же количество воды, хорошо перемешиваем и оставляем на несколько часов. Когда муть осядет и вода станет прозрачной, эту воду переливаем в банку и ставим в теплое место. Одновременно в другую банку наливаем такое же количество водопроводной воды и ставим тоже в теплое место.
ВЫВОД: после выпаривания воды на дне банки остаются белые пятна-кристаллы соли - они называются ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА.
Дом для червей.
Материал: Аквариум или другая прозрачная емкость наполняется почвой, сухие листья, черви.
Ход эксперимента: Запускаем несколько червей в аквариум и наблюдаем за передвижением этих существ. Почву нужно поддерживать влажной.
Вывод: на данном примере дети усваивают взаимосвязь живых организмов в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации познавательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему:"Эта волшебница- вода"
Представленный долгосрочный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности с элементами экспериментирования "В гостях у Почемучки".
Материал представляет собой непосредственно-образовательную деятельность с элементами экспериментирования . Цель работы: расширить представления детей о свойствах воды, способствовать формированию у д...
Игровая деятельность с элементами экспериментирования во второй младшей группе "Мыльные пузыри"
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности;Задачи: Дать детям представления о том, что воздух находится в разных предметах (губка, резиновые игрушки).Познакомить детей с тем, что при ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования. Тема: Цветные льдинки.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования Тема: «Цветные льдинки»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми средней группы по теме: «Волшебница вода»
Занятие с исползованием ИКТ. Познавательная и исследоватльская деятельность (круговорот воды в природе)....
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...
Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...