Проект по организации познавательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему:"Эта волшебница- вода"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Представленный долгосрочный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №20 «ВАСИЛЕК»
Проект
по организации познавательной деятельности с элементами экспериментирования на тему:
«ЭТА ВОЛШЕБНИЦА – ВОДА»
(для детей подготовительной группы)
Воспитатель II категории:
Гриняева Юлия Владимировна
2012г.
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1 Актуальность и обоснование выбранной темы 2 1.2 Цель и задачи работы 3
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 2.1 Возрастные и индивидуальные психолого-педагогические особенности детей, для работы с которыми предназначена разработка4 2.2 Педагогические методы, приёмы, средства и формы, применяемые для реализации работы 6 2.3 Программные требования к разрешению данной проблемы 8
3. ОПЫТНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3.1 Планирование и организация различных видов деятельности детей в соответствии с возрастом по теме 10 3.2 Название темы, возрастной группы и формы организ-ии занятия 13 3.3 Цели: а) образовательные, б) развивающие, в) воспитательные 13 3.4 Оборудование, необходимое для проведения занятия 13 3.5 Конспект занятия 14 3.6 Последующая работа (виды, интеграция с другими видами деятельности) 19 3.7 Анализ деятельности детей и выводы 20 3.8 Рефлексивный анализ по результатам проведения 21
4. ЛИТЕРАТУРА ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ 23
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1
Актуальность и обоснование выбора темы «Эта волшебница – вода»
«Любовь к Родине начинается с любви к природе»- так звучит лозунг, призывающий научить детей любить Родину через любовь к окружающему миру.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, мировоззрение, культура, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Большинство современных детей редко общается с природой, и поэтому, чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные, мы, взрослые, должны помочь им в этом. Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. [6;стр.-153]
Я, творческий, эмоциональный человек, этой теме всегда уделяю много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств и ответственного отношения к природе. Интерес возникает у самих воспитанников - почему так, а не иначе? Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день, поэтому выбран объектом изучения – вода. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания
2
окружающего мира. Так и в нашем проекте, через исследовательскую деятельность изучения свойств воды, формируем чувство прекрасного.
1.2 Цель и задачи дипломной работы «Эта волшебница – вода»
Целью работы «Эта волшебница – вода» стало: формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к компонентам природы – воды, и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи дипломной работы:
- Изучить с детьми теоретические источники по организации познавательной деятельности в процессе экспериментирования и развития представлений о свойствах воды.
- Определить возможности использования проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать серию занятий и разных видов деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению со свойствами воды (с учётом ФГТ образовательной программы).
3
2. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ:
2.1 Возрастные и индивидуальные психолого- педагогические особенности детей подготовительной к школе группе.
В данном проекте участвует дети подготовительного к школе возраста МДОУ д/с №20 «Василёк». Все дети практически одного возраста, состояние их здоровья не требует коррекции в психическом и физическом развитии.
Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста нужно рассматривать, опираясь на общие закономерности развития.
Социальная ситуация развития включает в себя – особенности возраста, ведущую деятельность, психологические новообразования, социальные роли, наличие кризисного периода. Дошкольный возраст 3-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три возраста. В дошкольном образовательном учреждении эти возраста распределяют по следующим группам – младший, средний, старший.
Основная ведущая деятельность – игра. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослым.
В психологических новообразованиях дошкольного возраста возникает соотношение мотивов и потребность в общественнозначимой деятельности. Отмечаются кризисные периоды 6-7 лет, связанные с поступлением в школу, которые проявляются как:
- не мотивированное внешнее демонстративное поведение;
- утрата детской непосредственности (Л.С Выготский) [7;стр. - 62];
- ребёнок придумывает себе новый образ, особенно при нежелании выполнять требование;
- отвергает детский образ жизни;
- произвольность поведения;
- осознаются переживания;
- расширяется сфера интересов, и характер общения с новыми людьми. 4
В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий.
Наряду с наглядно- образным появляются элементы словесно- логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Экспериментирование тесно связано у старших дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте всё новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
У дошкольников старшего возраста продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
У детей старшего дошкольного возраста продолжает развиваться речь: связная, диалогическая, монологическая.
Но, каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности развития, такие как: состояние здоровья; состояние анализаторов; состояние анализаторов 1-ой и 2-ой сигнальных систем; опыт общения; влияние семьи и её состав; особенностей типов темпераментов; особенности и наличие задатков, как условие к развитию способностей. Таким образом, можно сделать следующий вывод – обладание дошкольником раннее перечисленных количественных и качественных изменений приводят к позиции школьника и определённой готовности к этой позиции.
5
- Педагогические методы, приёмы, средства и формы, применяемые для реализации работы «Эта волшебница – вода»
Обучение осуществляется различными методами. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода обучения зависит прежде всего от цели и содержания предстоящего занятия, от оснащенности педагогического процесса, также и от личности педагога, его способностей, ответственности. В своей опытной части работы использованы наглядные методы . К ним относятся: Наблюдение – организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребёнка. К.Д Ушинский отмечал: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения» [1; стр.-227]. В обучении дошкольников используем длительные, сравнительные, концентричность наблюдения. Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, слайдов, видео фильмов и других наглядных средств – важный метод обучения дошкольников, позволяющих решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребёнку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. В обучении детей используют наглядные приёмы обучения: показ способов действий, показ образца. Эти приёмы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребёнком знаний и умений. Практические методы – это методы, с помощью которых педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Упражнение – многократного повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания, благодаря чему дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические). В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа: подражательные, конструктивные, творческие. Опыты и экспериментирование – элементарные опыты и эксперименты направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей.
6
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщённый образ существенных свойств моделируемого объекта (глобус, план комнаты). Игровые методы и приёмы – этот метод вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игровые методы и приёмы достаточно разнообразны. Наиболее распространённым является дидактическая игра, сюжетно-ролевая. К игровым приёмам относятся загадывание и разгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации, также внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Словесные методы – они позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. Беседы – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. По содержанию различают этические и познавательные беседы. По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие. Эффективны приёмы такие, как рассказы воспитателя и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала. Чтение художественной литературы – формирует у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. В процессе обучения используют словесные приёмы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
В процессе обучения совместная деятельность обучающего и обучаемых осуществляется в определённом порядке и установленном режиме. Выделяют три формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная. Индивидуальная форма организации обучения заключается в том, что педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребёнка, с учётом темпа усвоения им материала, особенностей психических процессов. Групповая (с подгруппой) форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой, не более 6 человек. Подгруппы комплектуются на основании личных симпатий детей, общих симпатий, но не совпадение в уровнях развития. Такое взаимодействие детей в учебном процессе является основной функцией групповой формы обучения.
7
Фронтальная (со всей группой) форма обучения необходима в условиях
современного дошкольного учреждения. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребёнка к самовыражению. Формами обучения дошкольников являются: - обучение в режимных моментах; - демонстративные опыты; - сенсорные праздники; - театрализация с экологическим содержанием; - коллективные занятия ( с свободным участием детей в нём); - фронтальные занятия, с чёткими правилами для всех; - самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде; - свободные беседы о воде, связи с другими образовательными областями; - индивидуальная творческая деятельность; - творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей); - учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия); - продуктивная деятельность; - игровой тренинг.
- Программные требования к комплексу работы по теме: «Эта волшебница – вода» (подготовительная группа)
В соответствии с Федеральными государственными требованиями, в нашем дошкольном образовательном учреждении утверждена и реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» под редакцией Л. А. Парамоновой, которая предусматривает следующие программные требования в обучении к детям старшего дошкольного возраста:
- учить следить за своим поведением, оценивать его по способу достижения цели, результата, этичности (хороший или плохой поступок с точки зрения состояния окружающей среды, расходов материалов, влияния на других людей);
- учить бережно относится к живой и неживой природе, заранее
8
предвидеть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в естественные природные и хозяйственные циклы, формировать ресурсосберегающее отношение к ней;
- формировать первые навыки рационального природопользования;
- Продолжать развивать представления о целостности природы и взаимосвязях её компонентов – о взаимодействии живых организмов между собой и различными средами (воздушной, наземно – воздушной, водной, почвенной); взаимоотношениях человека и природы;
- формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
- прививать бережное отношение к природе, понимать её ценность, развивать экологическую культуру; навыки ресурсосбережения;
- помогать видеть красоту и разнообразие природы (богатство её форм, красок, запахов), получать удовольствие от общения с ней [3;стр. -189].
9
- ОПЫТНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ЭТА ВОЛШЕБНИЦА- ВОДА»
3.1 Планирование и организация различных видов деятельности детей подготовительной группы по теме « Эта волшебница – вода» (интеграция образовательных областей)
На начальном этапе работы проведен мониторинг, где выявлялись умения и знания детей: элементарные представления о неживой природе, о правилах поведения в природе, о понимании ценности водных ресурсов. Выявлено, что 45% детей имеют низкий уровень познания, так как не имеют представления об окружающем мире, поэтому начала проводить работу по формированию экологических представлений с детьми подготовительной группы. Представленная работа носит информационно-исследовательский, фронтальный характер. Ведь только фронтальная форма обучения обеспечивает «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», который повышает умственную активность, побуждает детей к взаимодействию. Срок реализации работы 3 месяца.
Планирование различных видов деятельности:
Познавательно – речевая деятельность:
НОД по экологическому воспитанию с элементами экспериментирования « Аквариумные рыбки»(открытая ) Цель: Расширять знания детей об аквариумных рыбках, их питании, дыхании. Активизация и обогащение словаря детей.
НОД по формированию целостной картины мира «Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды» (итоговая) Цель: Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменяться. Познакомить детей понятиями «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличиями друг от друга. Расширять знания детей, что вода бывает в трех состояниях.
НОД по экологическому воспитанию «Откуда в городе вода?» (беседа) Цель: Развивать логическое мышление детей, познавательную активность, способность устанавливать причинно- следственные связи. Закрепить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт. Учить детей экономно относиться к водным ресурсам, беречь чистую воду.
10
НОД по ознакомлению с художественной литературой «На реке» Н. Заболоцкий. Цель: Учить детей слушать чтение художественного произведения. Учить детей рассуждать, делать предложения, слушать высказывания других.
НОД по экологическому воспитанию «Эта волшебница - вода» Цель: Развивать умения через экспериментальную деятельность. Познавать свойства воды. Прививать бережное отношение и использование воды. НОД по формированию целостной картины мира «Все профессии важны» Цель: познакомить детей с профессиями, которые связаны с водной стихией, определить их роль в жизни человека.
Исследовательская деятельность:
Предварительное наблюдение за облаками. Цель: Продолжать расширять представления детей о круговороте воды в природе. Познакомить с такими природными явлениями как дождь, гроза, молния, радуга. Объяснять, как образуются облака на небе и виды облаков. Учить детей делать логические выводы. Формировать умение анализировать и делать экологически – правильные выводы.
Предварительное наблюдение за снегом и сосульками, льдом и морозными узорами «Снег и лед» Цель: Продолжать знакомить детей с такими явлениями, как снег, лед, сосульки, морозные узоры, град, иней и их свойствами. Учить устанавливать связи между погодой (t, влажностью) и формой снежинок (звезда, крупа, хлопья, иголочки).
Наблюдение «Сравнение аквариумных и речных рыбок» Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи между состоянием воды и самочувствием рыб. Развивать наблюдательность.
Игровая деятельность:
Дидактические игры - « Какая бывает вода?», «Живые слова». Цель: Развивать логическое мышление, сообразительность.
Сюжетно – ролевые игры- «Спасатели», «На корабле», «Магазин». Цель: Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия в игре.
Подвижные игры – «Ручеёк», «Море волнуется раз…», «Водяной», «Ходят капельки по кругу», «Караси и щука», «Рыбак и рыбка».
11
Цель: Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, смекалку. Закреплять раннее полученные знания
Художественно- изобразительная деятельность:
Продуктивная деятельность. Рисование « Кому нужна вода?» Цель: Закрепить умение использовать средства выразительности, развивать чувство композиции.
Продуктивная деятельность. Выставка рисунков в мини – музей «Портрет воды» Цель: Учить созерцать красоту окружающего мира. Формировать художественно – творческие способности.
НОД по ручному труду. «Рыбка», «Лодочка» (оригами). Цель: Развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных, точных сгибов. Учить украшать свою поделку дополнительными деталями по замыслу.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка», «Как мы бережем воду?». Цель: Выяснить, насколько серьезно в семьях наших воспитанников подходят к вопросам экологического воспитания.
Создание альбома «Где живет вода», «Для чего нужна вода». Цель: Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной со взрослыми деятельности.
Изготовление совместно с родителями дождемеров. Опыт на тему: «Дожди». Цель: Познакомить с такими природными явлениями как дождь. Показать способ работы дождемера.
12
3.2 НОД на тему: « Эта волшебница- вода», для детей подготовительной группы
3.3 Цель работы - формировать экологическую воспитанность у детей старшего дошкольного возраста, активизировать мыслительно-поисковую деятельность по изучению свойств воды.
Реализовать данную цель можно через решения следующих задач:
Образовательные-
-Расширять и углублять знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе о воде.
-Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт без которого невозможна жизнь.
-Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.
-Формировать представление о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое, и наоборот.
Развивающие-
-Развивать наблюдательность, смекалку, кругозор.
-Совершенствовать долговременную память, непроизвольное внимание, наглядно- образное мышление. - Активизировать словарь: эксперимент, лаборатория, водопровод, учёные.
Воспитательные-
-Прививать бережное отношение к использованию воды.
-Воспитывать желание заботиться о чистоте водоёмов.
3.4 Оборудование, необходимое для проведения НОД.
Раздаточный материал: 2 одноразовых стакана; полоска бумаги; кисточка; краска; блюдце; чашка (на одного ребёнка).
13
Демонстрационный материал: иллюстрации морей, озёр; правил обращения с водой.
Игровой персонаж – Капитошка; костюм для героя; капельки, вырезанные из картона; глобус.
Техническое обеспечение: мультимедийный проектор; экран; музыкальный центр с записью бегущей воды; презентация по теме.
Место проведения: групповая комната.
3.5 Конспект НОД
Воспитатель: - Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:
«Если на нос сели кляксы
Кто тогда наш первый друг
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба ,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды!»
14
Воспитатель: - Где встречается капелька воды?
Дети: - В капельке дождя, ручейке, реке, океане…
(Звучит мелодия реки (А.Вивальди). Появляется девочка – Капелька)
Воспитатель: - А кто это к нам пришел? Ты кто?
Девочка: - Я капелька, а зовут меня Капитошка.
Воспитатель: - А зачем ты к нам пришла?
Капелька: - Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель: - У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»
Воспитатель: - Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
Дети: - Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима (приклеивают капельку).
Воспитатель: - А в аквариуме, живут капельки?
Дети: - Рыбки живут в воде, они без воды погибнут (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевым режимом)
Дети: - В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
Воспитатель: - А как вы думаете, в игровом уголке мы можем приклеить капельку? Почему?
Дети: - Вода нужна ,чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).
Воспитатель: - Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек -капелек живет, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома –
15
эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? Повторите.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас вместе с Капитошкой в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Опыт №1. «Вода жидкость» Капитошка: - Не понимаю, почему хлеб кладём в тарелку, сахар насыпаем в чай, а воду наливаем? Почему так говорят? Как проверить?
Предположения детей.
Воспитатель: - Перед вами 2 стакана :1 -с водой, другой –пустой. Переливаем воду из 1 стакана в другой. Что происходит? Почему?
Вывод детей: - Вода льется. Она жидкая.
Опыт № 2. «Вода не имеет формы»
Воспитатель: -Будем мы сейчас играть воду в вазу, в стакан, в блюдце наливать.1,2,3- что же будет посмотри!
Капитошка: Я тоже хочу наливать воду в посуду разной формы. Для чего это нужно?
Воспитатель: - Обратите внимание: в вазе вода принимает форму вазы, в стакане – форму стакана, в блюдце форму блюдца. Сделайте вывод?
Вывод детей: - Вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда куда попадает.
Опыт №3 «Вода прозрачная»
Капитошка: - Как вы думаете какого цвета вода? Как узнаем?
16
Воспитатель: - На столе у вас лежат полоски бумаги , с их помощью мы определим цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (нет). Какого же цвета вода? (Бесцветная, прозрачная) Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что-нибудь: на рисунок, на соседа)
Вывод: - Вода прозрачная.
А сейчас мы с вами превратим прозрачную воду в цветную. Как это можно сделать? С помощью кисточки капнем в стакан с водой краску, и размешаем. Посмотрите, что произошло. Вода окрасилась, а значит - приобрела цвет.
Вывод: - Вода приобретает цвет того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №4 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: - Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, торта, а воды? ( Предположения детей)
Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Ответы детей.
Вывод: - Вода не имеет вкуса.
Опыт №5 «У воды нет запаха»
Воспитатель: - Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. Как же проверить, чем пахнет вода? ( Предположения детей). Нужно панюхать воду.
Вывод: - Вода не имеет запаха.
Воспитатель: - Итог экспериментов– вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: вода – это жидкость; - прозрачность; нет формы; - нет запаха; - без вкуса.
Молодцы, а вы знаете загадки о том, в каком виде встречается нам вода в природе?
«Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (вода)
17
«Бело покрывало на земле лежал, лето пришло, оно все сошло» (снег)
«В огне не горит, в воде не тонет» (лед)
«Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже ,тем дождик ближе» (облако ,туча)
«С неба пришел, в землю ушел» (дождь)
«Что вверх ногами растет?» (сосулька)
Воспитатель: - Вы хорошо работали, а теперь предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется – ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.
Капитошка: - Ребята, а что это такое круглое, синее? Мяч наверное?
Воспитатель: - Капитошка, да ведь это глобус – модель нашей планеты. Посмотрите на глобус. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Какую воду мы пьем? (соленую или пресную?)
Человек не может пить соленую воду, а её как раз на Земле больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например ,берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоёмы. Значит - воду надо беречь.
А умеете ли вы беречь воду. Как?
-Помыл руки или лицо - не забывай закрыть кран.
-Если видишь, что из крана течет вода или он не исправный – закрой кран.
18
-Чистить зубы нужно не под проточной водой, а использовать стаканчик.
Воспитатель: - Молодцы! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках- капельках.
Что вам понравилось? С чем вы справились легко? В чем были затруднения?
Капитошка: - Спасибо, ребята! Сколько нового и интересного вы рассказали о моих сестричках-капельках. За это я хочу подарить вам необычный подарок:
«Минеральная вода! Она полезная всегда.
Любим пить мы эту воду! Бережем свою природу!» (Угощает детей минеральной водой).
Воспитатель: - На этом наше занятие закончено.
3.6 Последующая работа
Семинар-практикум для педагогов:
«Использование экспериментальной и исследовательской деятельности в экологическом развитии старших дошкольников»
Смотр-конкурс:
«Организация экологически – развивающей среды в группе»
Экскурсионная работа с детьми (совместно с родителями):
«Экскурсия на водоём р. Пахра» Цель: наблюдения за водоплавающими птицами и другими живыми объектами.
Трудовая совместная деятельность: Уборка снега на территории участка.
Разработка программы для кружка «Юный эколог» ( на базе
19
дошкольного учреждения) «Познавательное развитие детей в процессе экспериментирования и исследования» Цель: Вызвать интерес детей к исследовательской деятельности. Развивать логику, мышление, творчество ребёнка.
Исследовательская деятельность «Игры-эксперименты» (со льдом, с снегом, глиной, песком, бумагой, проращивание семян) Цель: Ознакомление со свойствами веществ. Развивать логическое мышление.
Здоровьесберегающие технологии «Бережём своё здоровье» Комплекс закаливающих процедур. Цель: Воспитывать желание заботиться о своём здоровье.
Музыкальная деятельность « В царстве Берендея» (праздник) Цель: Закрепить полученные знания. Вызвать эмоциональный отклик.
НОД по развитию речи. Рассматривание серии картины «Детям об искусстве» .Тема: «Вода в картинах художников» Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
3.7 Анализ деятельности детей и выводы
Тема и цели, проведенной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе, соответствуют программному содержанию и возрастным особенностям детей.
Перед НОД была проведена большая предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы, продуктивная деятельность и т.д, что помогло детям усвоить знания. В организационной части педагог при помощи стихотворения « Если на нос сели кляксы…» О.Тарнопольской подвела к теме занятия «Эта волшебница - вода». С появлением игрового персонажа Капельки, интерес к деятельности возрос, появилось желание помочь герою. Мальчики Глеб, Егор, Вова К. активно принялись обдумывать, поставленные воспитателем вопросы. Много находили мест, где могут жить капельки воды. Катя, Денис делились личным опытом по использованию воды. Аксиния прочла нам небольшое стихотворение «Дождик капли лил поштучно…» Особый интерес вызвало у детей перевоплощение в учёных, и их работа в лаборатории. Экспериментальным путём мы выяснили свойства воды: она жидкость, не имеет формы, прозрачна, без запаха и вкуса. После каждого эксперимента дети поочередно, самостоятельно сделали
20
выводы. Вова Б. при отгадывании загадок оказался очень быстрым и находчивым. Он с нетерпением ждал правильного ответа на экране. Подводя итог занятия, побеседовали с детьми о важности воды в жизни человека, природы и планеты в целом (рассматривание глобуса). Ваня предложил свою версию значимости воды в его жизни. Презентация способствовала умению детей видеть и восхищаться красотой окружающего мира. Благодаря использованию разнообразного демонстрационного материала, смене видов деятельности, участию героя –Капитошки, мы смогли достичь поставленных целей и задач.
3.8 Рефлексивный анализ по результатам проведенной работы
«Эта волшебница – вода».
Мои успехи:
Мне удалось заинтересовать детей при помощи появления игрового персонажа Капитошки.
Положительный настрой и эмоциональный окрас проведенной деятельности, мне успешно удалось вызвать при помощи презентации.
Моё успешное изображение схемы привело к тому, что дети без труда обозначили местонахождение капелек в групповой комнате.
Удалось обратить внимание на активизацию словаря: лаборатория, эксперимент, водопровод, учёные.
Я доступно объясняла и показывала этапы опытов, и они прошли удачно. Проведение экспериментальной деятельности вызвало у детей восторг.
Удалось на физкультминутке сосредоточить внимание детей на проговаривании слов, одновременно с выполнением движений.
При беседе научила детей устанавливать причинно- следственные связи: о том какую мы употребляем воду, для чего она нужна, установили, как её беречь.
Мои затруднения:
Затруднение возникло в ходе экспериментной деятельности, при которой дети отвлекались на оборудование прошлого опыта.
21
Мои ошибки:
Моя ошибка заключалась в несоблюдении норм САНПиНА, при расположении экрана для показа презентации.
Демонстрационный материал (иллюстрации) в ходе деятельности не привлёк особого внимания детей, так как презентации было достаточно.
22
Литература:
1. Зебзева В., «О формах и методах экологического образования дошкольников», - М.; «Дошкольное воспитание», 1998г.
2. Козлова С.А., Куликова Т.А., «Дошкольная педагогика», 10-е изд., -М.: «Академия», 2009г.
3. Куликова Е.Н, //журнал «Обруч», №2, 1998г., с. 98.
4. Парамонова Л.А., «Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования», 4-е изд., -М: «ТЦ Сфера», 2011г.
5. Рыжова Н.А., «Экологическое образование в детском саду», - М.: «Карапуз»,2000г.
6. Скоролупова О.А., «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме-Вода», - М.: «Скрипторий», 2003г.
7. Сухомлинский В.А., « О воспитании», - М.; 1979г.
8. Урунтаева Г.А., «Детская психология», 6-е изд., -М.: «Академия», 2006г.
9. Шорыгина Т.А., «Беседы о воде в природе», - М.:, ТЦ «Сфера», 2008г.
10. Николаева С.Н., «Экология в детском саду», - М.:, «Мозайка-Синтез», 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по развитию познавательной деятельности с элементами экспериментирования с детьми средней группы по теме: «Волшебница вода»
Занятие с исползованием ИКТ. Познавательная и исследоватльская деятельность (круговорот воды в природе)....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...
Конспект по организации трудовой деятельности с элементами театрализованной игры в старшей группе на тему «Ждем гостей…»
Учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукольное белье; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели; закрепля...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Волшебница- вода»
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитиюс элементами экспериментирования для детей старшей группыТема: «Волшебница- вода» Форма НОД: научная лабораторияФормы организац...
Организация непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ для детей старшей группы по теме: «Лучики здоровья»
Целевые ориентиры: Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья.Задачи:Обучающая: Упражнять детей в узнавании вредных и полез...
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей старшей группы компенсирующей направленности "Необычные опыты профессора любознайкина"...