Формирование речевой культуры у детей дошкольного возраста
статья
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_kultury.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой культуры
у детей дошкольного возраста
- I. Введение
Культура речи – явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, соответствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считается основными ступенями овладения литературным языком.
В педагогической практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность, выразительность.
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.
Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. Это качество обязательно должно соотноситься с функциональным стилем, пониманием ситуации, чтобы при выборе слов и выражений учитывать специфику речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды- неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
Формируя речевую культуру дошкольника очень важно научить его выражать свои мысли, грамотно, последовательно, точно, выделяя главное в своем рассказе, т.е. говорить связно.
Связная речь является основным показателем умственного развития дошкольника, средством общения со сверстниками и взрослыми, необходимым условием успешного обучения в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно, полно и аргументировано излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов из учебников, писать сочинения.
Бесспорно, что культура общения ребенка отражает культуру его семьи, различный характер отношений ее членов к обществу, людям. Пользуясь языком, ребенок усваивает нормы социального взаимодействия. В семейном воспитании детей наблюдается явное преобладание вербальных методов, а в ряде случаев словесное воздействие, в котором отсутствует достаточно убедительное и аргументированное обоснование нравственной нормы, остается, в сущности, единственным воспитательным средством. Эффективность реализации коммуникативной функции речи зависит от культуры личности родителя, которая в свою очередь влияет на уровень культуры семейного воспитания в целом.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Актуальность
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
Можно сказать, что речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
Педагоги побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, побуждают детей к речевому общению между собой, задают детям образцы правильной литературной речи.
Примером является речь воспитателя- четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Педагоги обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей, условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность, помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов), знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
Поощряют детское словотворчество.
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
Владение речью как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической монологической речи;
Развитие речевого творчества;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
II Через какую образовательную деятельность формируется культура речи у детей.
Направления ОО «Речевое развитие»
1/ Развитие речи:
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
2/ Приобщение к художественной литературе:
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия
Средства реализации ОО «Речевое развитие»:
Общение взрослых и детей;
Культурная языковая среда;
Обучение родной речи на занятиях;
Художественная литература;
Изобразительное искусство, музыка, театр;
Занятия по другим разделам программы
Методы реализации ОО «Речевое развитие» по используемым средствам:
- Наглядные:
- Словесные:
- Практические:
Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Чтение и рассказывание художественных произведений;
Заучивание наизусть;
Пересказ;
Обобщающая беседа;
Рассказывание без опоры на наглядный материал.
Дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Методы развития речи в зависимости от характера речевой деятельности
Репродуктивные- основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов.
Метод наблюдения и его разновидности
Рассматривание картин
Чтение художественной литературы
Пересказ,
Заучивание наизусть
Игры-драматизации по содержанию литературных произведений
Дидактические игры
Продуктивные – основаны на построении собственных связны высказываний в зависимости от ситуации общения
Обобщающая беседа
Рассказывание
Пересказ с перестройкой текста
Дидактические игры на развитие связной речи
Метод моделирования
Творческие задания
Приемы развития речи
Словесные:
Речевой образец,
Повторное проговаривание
Объяснение
Указание
Оценка детской речи
Вопрос
Наглядные:
Показ иллюстративного материала
Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению
Игровые:
Игровое сюжетно-событийное развертывание
Игровые проблемно-практические ситуации
Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание
Имитационно-моделирующие игры
Ролевые обучающие игры
Дидактические игры.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову.
Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция;
В отборе художественных текстов учитывается предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда;
Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются продукты в виде книг-самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев, викторин, досугов, детско-родительских праздников и т.д.;
Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного не принудительного чтения.
В своей работе по развитию речи я пользуюсь программой О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
Результаты освоения детьми программы О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников»
Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности.
Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.
Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).
- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.
Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.
Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
III Заключение.
Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.
Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.
Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Литература:.
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. .
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников.
3. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7лет..
4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации;
5. Кирьянова Раиса Игры со словами для развития речи. Картотека игр;
6. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи; АСТ - Москва, 2012.
7. Ушакова О. С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.Москва,2010
8. Ушакова О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. Дидактические материалы;
9. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс - Москва, 2008.
10. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года; Мозаика-Синтез - Москва, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста
Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений....
Анкета для родителей "Выявление роли логопедических занятий в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста"
В своей профессиональной деятельности использую обратную связь с родителями....
Семинар-практикум для педагогов «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнит...
«Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад №43 Выступление на педагогическом совете:«Формирование речевого этикета детей дошко...
Роль дидактической игры в формировании речевой активности детей дошкольного возраста
Мотивировать ребенка на игровую деятельность нетрудно, особенно если ребенок создает игру, атрибуты, условия и правила к ней самостоятельно....
Мастер-класс на тему «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний об основах культуры общения. Задачи мастер-класса:• обобщить и систематизировать знания педагогов...
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек
Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном с...