Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек
статья по развитию речи (средняя группа)

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

 

Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка, его психики и всех высших психических процессов.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому использование игр и игрушек из дерева при формировании и развитии речи у детей с ТНР является целесообразным. Деревянные игры и игрушки занимают особое место среди детских развивающих пособий и игр. Этот природный материал совершенно безопасен и экологически чист. В отличие от пластика не выделяет при нагревании на солнце зарин (газ, который используют как химическое оружие). Кроме того, детские деревянные игрушки имеют приятную структуру, не скользят, поэтому легко удерживаются в детской ручке, не бывают холодными.

Деревянные игры и игрушки применяются на индивидуальных и фронтальных занятиях, в том числе на логоритмических. Применение таких игр в работе с детьми с ТНР способствует повышению качества речи; профилактике дисграфии и дислексии; постановке звуков; формированию правильного грамматического строя речи (морфологической её части и синтаксической); развитию фонематического восприятия и фонематического слуха; повышению коммуникации ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_3.docx8.69 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевой активности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством деревянных игр и игрушек

 

Развитие речи играет важную роль в психологическом и социальном становлении ребенка, его психики и всех высших психических процессов.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, поэтому использование игр и игрушек из дерева при формировании и развитии речи у детей с ТНР является целесообразным. Деревянные игры и игрушки занимают особое место среди детских развивающих пособий и игр. Этот природный материал совершенно безопасен и экологически чист. В отличие от пластика не выделяет при нагревании на солнце зарин (газ, который используют как химическое оружие). Кроме того, детские деревянные игрушки имеют приятную структуру, не скользят, поэтому легко удерживаются в детской ручке, не бывают холодными.

Деревянные игры и игрушки применяются на индивидуальных и фронтальных занятиях, в том числе на логоритмических. Применение таких игр в работе с детьми с ТНР способствует повышению качества речи; профилактике дисграфии и дислексии; постановке звуков; формированию правильного грамматического строя речи (морфологической её части и синтаксической); развитию фонематического восприятия и фонематического слуха; повышению коммуникации ребенка.

На логоритмических занятиях с помощью деревянных игр и игрушек формируются и развиваются тембр, логическое ударение, экспрессия и эмоции, темп, ритм (просодика) речи детей с ТНР.

Использование деревянных игр и игрушек рекомендовано для всех возрастных групп детей.

При работе с деревянными играми и игрушками используются следующие принципы: индивидуальность, этапность, преемственность, непрерывность.

В работе можно использовать следующие виды игр и игрушек:

- игрушки для поднятия положительного настроя (клоун Клёпа, птица Счастья, Зайчик, Ёлочка, «Семья», «Домики»). Эти игрушки можно использовать в качестве ведущих героев в сюжетно-ролевых и режиссёрских играх для положительного эмоционального настроя детей и развития их коммуникативных способностей;

- игры для формирования и развития правильной артикуляции и мелкой моторики («Бочонки», «Пирамидки», «Пицца»);

- игры для формирования и развития грамматического строя речи («Ритмический ряд», «Классы слов», «Алфавит»);

- игры для формирования и развития коммуникативных способностей и просодики речи («Ширма», деревянные ложки, ритмический ряд «Парковка», «Жесты»).

Описать каждую игрушку и деревянную игру в одной статье невозможно (у каждой игры есть свой паспорт), поэтому решила описать игру «Пицца».

В основе игры лежит ритмический круг - это деревянный круговой лого-ритмический тренажёр, который используется для развития просодики речи, слухового восприятия и восприятия пространства. Основание игры (ритмический круг) сочетает движение и речь, способствует построению последовательностей и воспроизведению их движениями или проигрыванию на музыкальных инструментах.

Деревянный ритмический круг помогает детям запустить речь, научится красиво, плавно, но при этом чётко говорить, и, нередко, помогает при работе с детьми с логоневрозом. Также с помощью ритмического круга на занятиях происходит корректировка психоэммоционального состояния детей, успокаивает возбудимых деток и приводит в тонус гипоактивных и задумчивых ребятишек.

Круг разделён на 12 частей, в которые можно вложить отдельный кусочек пиццы в два слоя. Каждый кусочек, в свою очередь, имеет вырезанное пространство в виде определенного предмета (лошадка, парус, машина, хомяк и так далее). Предмет соответствует определённому артикуляционному упражнению. Например, мячик соответствует артикуляционному упражнению «Футбол» и эта часть игры активно способствует постановке звуков у детей с ТНР. Каждый предмет в качестве пазла вкладывается в определенный кусочек пиццы, где есть соответствующее пустое пространство. В этой игре также активно развивается мелкая моторика.

Использование на индивидуальных занятиях игры «Пицца» при формировании речи у детей с ТНР способствует постановке и автоматизации звуков, повышению артикуляционной моторики, самоконтролю, а также развивает фонематический слух, что в результате делает речь ребенка с ТНР богаче и разнообразнее.

С помощью деревянных игр и игрушек каждый ребенок лучше адаптируется к занятиям и с интересом, положительным эмоциональным настроем выполняет задания, когда они имеют игровую составляющую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

«Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

В статье освещаются основные методы формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основным методом является дыхательная гимнастика....

Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....

Календарный план работы по теме самообразования «Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

В календарном плане представлено содержание работы, проведение мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности, педагогами, родителями, а также изготовление пос...

Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с...

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...

Технология «Говорящая стена» в развитии познавательной активности и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих уровней образования. В дошкольном возрасте особенно актуально формирова...