Тема: «Секреты апельсина» Конспект исследовательского занятия по методике А.И. Савенкова
план-конспект занятия
Тема: «Секреты апельсина»
Конспект исследовательского занятия по методике А.И. Савенкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_sekrety_apelsina.docx | 146.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Солнышко»
Тема: «Секреты апельсина»
Конспект исследовательского занятия по методике А.И. Савенкова
Воспитатель: Гармаева Т.Д.
г. Закаменск
Цель воспитателя: ознакомление детей с техникой проведения исследования по методике Александра Ильича Савенкова на примере исследования апельсина.
Цель детей: получение различных сведений об апельсине и подготовка о нём рассказа (доклада ученого).
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения самостоятельно получать новые знания с использованием методов исследования, рекомендованных профессором А.И. Савенковым: «подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «Посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «понаблюдать»;
- формировать умение задать четко интересующий вопрос, делать самостоятельные умозаключения;
- расширять и систематизировать знания детей об апельсине на основе имеющихся представлений.
Развивающие:
- развивать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощь пиктограмм-символов;
- развивать навык исследовательского поведения и обработки полученных знаний;
- развивать умение детей аргументированно высказывать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление и связную разговорную речь;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; желание соблюдать правила безопасности;
- создавать ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу и самостоятельность;
- воспитывать бережное отношение к исследовательскому оборудованию;
- закреплять умение работать в команде и сообща.
Ход О.Д.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу предложить вам стать настоящими учеными и провести свои самостоятельные исследования. Вы согласны?
Дети: Дааа!
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые? Что такое исследование?
Ответы детей: - Люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения, открывают для всего мира, что-то новое. Исследование – это получение новых знаний о том, что мы исследуем.
Воспитатель:- Как вы думаете, с чего начинает свое исследование ученый? Что он должен сделать вначале? (ответы детей).
Ответы детей: Выбрать тему исследования и добыть как можно больше информации.
Воспитатель: - Все верно! Конечно же, вначале ученый должен определить, что именно он будет исследовать.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель:- Слышите, ребята, к нам кто-то стучится. Пойду, посмотрю…
- Ребята, какая-то коробка у дверей…. Давайте посмотрим, что в ней? Степан, помоги открыть коробку. Что же мы там видим? Апельсины! (удивление). И письмо. Из жарких тропических стран самым находчивым ребятам! Давайте читать?! Воспитатель зачитывает детям письмо. Все с интересом ждут, что же в этом письме.
- Ребята, вы угадали какой герой просит у нас помощи?
Дети: Чебурашка!
Воспитатель: - Сможем помочь Чебурашке? Соберем ему информацию о его любимом лакомстве и дадим ответ на вопрос старухи Шапокляк?
Дети: Даааа!
Воспитатель: - Итак, уважаемые ученые, темой нашего сегодняшнего исследования стал АПЕЛЬСИН! Давайте подумаем, ребята, а какими же способами мы можем получать информацию об апельсине?
Размышления детей и приходим к выводу, что вначале нужно самостоятельно подумать. На доску вывешивается карточка с методом исследования «Подумать самостоятельно».
Воспитатель: - Где еще мы можем узнать что-то новое и нужное нам об апельсине? Где и как можно узнать то, что вам интересно?
Размышления детей и выстраивание цепочки из методов исследования. Карточки с методами вывешиваются на доску (подумать самостоятельно, узнать из книги, узнать из компьютера, посмотреть по телевизору, позвонить по телефону эксперту, спросить у другого человека, понаблюдать, провести опыт или эксперимент).
Воспитатель: - Уважаемые ученые, вот мы с вами и составили план нашего исследования апельсина. Ваша задача - получить как можно больше новых сведений, и подготовить сообщение - небольшой доклад об апельсине, который мы предоставим старухе Шапокляк.
Прежде чем приступить к этой работе, мы с вами договоримся, как будем записывать информацию. Конечно, сведения можно просто запоминать, но это трудно. Предлагаю схематично зарисовывать на маленьких листочках ваши выводы. Листочки с рисунками складываем в кармашки папки исследователя, на которых есть картинки - подсказки с методами исследования. Помогать собирать ваши зарисовки мне будет Варечка, вставать никому не надо. Я буду вашим консультантом, а вы должны будете собрать всю информацию, связанную с нашей темой, и зарисовывать ее на своих листочках.
Начинаем!
Первый наш метод
«Подумать самостоятельно» - вспомните все, что вы знаете об апельсинах: это фрукт или овощ? какой они формы, размера, вкуса, цвета. Какая поверхность у апельсина? Что у него внутри? (зарисовки детей) нарисовать оранжевый апельсин.
Второй наш метод
«Узнать информацию из книг» - я предлагаю вам ознакомиться с иллюстрациями в энциклопедиях, касающимися нашей темы исследования. Если вас заинтересует какой-то текст, я его вам прочитаю. (зарисовки детей) нарисовать дольку апельсина.
Третий наш метод
«Посмотреть по телевизору» - я предлагаю вам взглянуть на экран и посмотреть интересное познавательное видео об апельсинах. Предлагается видео про апельсины. (зарисовки детей) нарисовать торт с цедрой или мармелад.
Четвертый метод
«Понаблюдать» - детям предлагается разрезанный апельсин и кожура. Чем покрыт апельсин? А что под кожурой апельсина? Из чего состоит апельсин? Внутри у него дольки, которые содержат мякоть, сок, косточки. Я приглашаю вас в лабораторию и предлагаю надеть защитную одежду двум добровольцам, которые будут мне помогать. Не забываем о правилах, которые необходимо соблюдать в лаборатории: не шуми, умей договариваться с товарищами, вовремя заканчивай работу. Я предлагаю вам разрезать и рассмотреть апельсин внутри. С помощью чего мы это можем сделать? Правильно, с помощью лупы.
Итак, давайте возьмём лупы и рассмотрим кожуру? Какая она? Пористая, неровная, шершавая. Эти поры заполнены воздухом. Все, что вы увидите внутри апельсина, нужно не забывать зарисовывать, чтобы в конце исследования сделать вывод. В этом нам помогут помощники ученых, которые зарисуют их наблюдения (Полина и Ульяна). Все рисунки складываете в папку исследователя. Дети зарисовывают апельсин в разрезе.
Физкультурная минутка. Детям предлагается встать из-за столиков и размяться.
Пятый метод
«Спросить у другого человека».
Ребята, вот мы с вами выяснили, что внутри апельсина есть дольки. Скажите, а как, не очищая апельсин, узнать сколько в нем долек? Кто знает? Давайте воспользуемся нашим методом исследования и спросим у другого человека? Например, у нашего гостя – Натальи Ивановны.
Пояснения гостя: Чтобы узнать, сколько долек в апельсине, надо отломить зелёную ножку, а под ней будут чётко видны жёлтые бугорки, число которых как раз равно числу долек. На самой ножке точно так же можно сосчитать тёмные точки, их число равно числу долек в апельсине. Проверим? Для этого я вам предложу подсказку. Дети проверяют гипотезу старшего воспитателя.
Шестой метод
«Эксперимент» - давайте проверим с вами, умеют ли апельсины плавать? Может кто-то уже знает ответ? Если нет, то приготовьтесь провести опыт «Как настоящие ученые». Для этого я приглашаю в лабораторию двух добровольцев - Машу и Степана. У ученых есть карта-схема, по которой можно проводить опыты, там указаны этапы. Давайте рассмотрим нашу схему и решим, что же нам понадобится для опыта? (ответы детей, подготовка реквизита для опыта).
Опыт «плавающий апельсин» по карте-схеме.
Гипотеза: почему не тонет апельсин в кожуре?
Говорит Маша: апельсин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть пузырьки воздуха, они и держат апельсин на поверхности воды. Подобно тому, как надутый спасательный круг или жилет удерживает человека на воде. Можно зарисовать сосуд с водой и два апельсина с кожурой и очищенный.
Воспитатель:- Спасибо, девочки. Присаживайтесь на свои места.
Седьмой метод
«Обратиться к компьютеру» - здесь я предлагаю вам посмотреть, как выглядит апельсиновое дерево. Давайте подумаем, какое слово мы внесем в строку поиска? Что мы с вами хотим посмотреть? Правильно: мы напишем апельсиновое дерево картинки. И рассмотрим с вами апельсиновые деревья.
- А теперь давайте подумаем, из чего может вырасти дерево? Любое. Правильно, из косточки. В апельсине есть косточки? Если посадить их в землю, вырастит дерево? На нем будет много апельсинов? Мы ответили на вопрос старухи Шапокляк?
Дети: Даааа!!! Получить много апельсинов можно из семечка, посадив его в землю. Зарисовывают апельсиновое дерево.
Воспитатель: - И сейчас, давайте подведем итог, мои дорогие ученые, и выступим с докладом. Для этого нужно проанализировать все зарисовки из папки исследователя и обобщить сведения. Это тоже один из этапов исследования. Я попрошу выступить с докладом Павла Ворошилова (на ребенка надевают мантию и шапочку ученого и слушают доклад).
Воспитатель: - Спасибо, Павел, за такой интересный доклад! Ребята, Скажите, вам понравилось быть учеными? Понравилось проводить исследования? Какой метод исследования показался вам наиболее интересным?
Ответы детей.
Занятие заканчивается, прощание с гостями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:«Зима» по методике А. И. Савенкова
Данный материал позволит закрепить у детей знания о зимующих птицах; умение различать птиц по внешнему виду. Расширить знания о приспособленности птиц к зиме....
Методика А.И.Савенкова "Маленький исследователь"
Методика А.И.Савенкова "Маленький исследователь"...
Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности с применением методики А.И. Савенкова в старшей группе.
Конспект ОС на формирование у детей старшей группы представлений о вулкане посредством познавательно-исследовательской деятельности....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике А.И.Савенкова "Видимые – невидимые отпечатки» из раздела (Что мы знаем о себе?)
Цель: учить детей организации самостоятельной исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес....
Конспект педагогической ситуации с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Почва и ее состав». (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова)
Аннотация: Данное занятие является частью образовательной программы по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методы и приемы, использованные ...
Организация исследовательской деятельности дошкольников по методики А.И.Савенкова
Исследовательскую деятельность в дошкольном детстве следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности. В последнее время познавательно &ndash...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...