Организация исследовательской деятельности дошкольников по методики А.И.Савенкова
статья (подготовительная группа)

    Исследовательскую деятельность в дошкольном детстве следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности. В последнее время  познавательно –исследовательской деятельности уделяется большое внимание. ФГОС ДО  говорит  о том, что содержание образовательных областей  может реализовываться  в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Начиная с самого раннего возраста,  ребенок постоянно занимается исследованием,  ему все интересно: и как падает игрушка, и какая она на вкус, и как ее можно достать и т.д. И так продолжается в течение всего дошкольного детства, можно даже сказать, что всю жизнь. И как любая деятельность, исследовательская деятельность, имеет свою структуру. Организованное  исследование дошкольника, как и исследование, проводимое любым более взрослым исследователем,   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности  дошкольников                по  методики А.И.Савенкова

    Исследовательскую деятельность в дошкольном детстве следует рассматривать как особый вид интеллектуально - творческой деятельности. В последнее время  познавательно –исследовательской деятельности уделяется большое внимание. ФГОС ДО  говорит  о том, что содержание образовательных областей  может реализовываться  в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Начиная с самого раннего возраста,  ребенок постоянно занимается исследованием,  ему все интересно: и как падает игрушка, и какая она на вкус, и как ее можно достать и т.д. И так продолжается в течение всего дошкольного детства, можно даже сказать, что всю жизнь. И как любая деятельность, исследовательская деятельность, имеет свою структуру. Организованное  исследование дошкольника, как и исследование, проводимое любым более взрослым исследователем,   включает следующие основные этапы:

 Выделение и постановку проблемы ( выбор темы исследования)

 Выработку гипотезы

 Поиск и предложение возможных вариантов решения

 Сбор материала

 Обобщение полученных данных

 Подготовку материалов исследования к защите ( сообщение, доклад, макет и т.д.)

 Защита

Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта специфического личностного образования – исследовательских способностей,которые необходимо рассматривать как комплекс трех составляющих: поисковой активности, дивергентного  мышления, конвергентного мышления.

Поисковая активность выступает как главный двигатель исследовательского поведения и определяется высокой мотивацией, эмоциональной включенностью, интересом (необходимыми составляющими исследовательского поведения). Способность находить и формулировать проблемы, способность генерировать максимально большее количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявление способности к дивергентному мышлению (метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы) но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения. Конвергентное мышление ( основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция  по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи ) связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, с умением анализировать и оценивать ситуацию, вырабатывать суждения и умозаключения.

У дошкольников необходимо через специальные упражнения в разных видах деятельности развивать определенные умения.

Видеть проблемы интегративное свойство мышления, которое развивается в течение длительного времени в разных видах деятельности. Проблема – это затруднение, неопределенность, чтобы устранить ее, требуется исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Иными словами, проблемная ситуация  - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Не стоит требовать от ребенка ясного осознания и формулировки проблемы, достаточно ее общей, приблизительной характеристики.

Выдвигать гипотезы, строить предположения-  Выдвижение гипотез, предположений и нетрадиционных идей – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы и подвергаются проверке в ходе исследования. Гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Задавать вопросы -  Познание начинается с вопроса , который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщении к умственному труду; вопросы могут быть различными - уточняющими, восполняющими, оценочными …

Оперировать понятиями – «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «различие», «сходство»,«общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.  Без умения оперировать этими понятиями не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что можно увидеть своими глазами.

Классифицировать -  классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы; классификация устанавливает определенный порядок и разбивает рассматриваемые объекты на группы; всякая классификация имеет цель, которая диктует выбор основания; поскольку целей может быть много, то  одна и та же группа может быть расклассифицирована по разным основаниям

Наблюдать -  Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью, выражается в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, что и отличает наблюдение от простого созерцания.

Делать выводы и умозаключения – Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги; вывод – это заключительное суждение о результатах проведенной работы.

Практика показала удачное использованиеметодики знакомства детей со спецификой исследовательского поиска по А.И. Савенкову. Предлагаемая методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск. Она рассчитана  не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Для того чтобы организовывать исследовательскую деятельность необходимо провести 2 – 3  тренировочных занятия с половиной группы (12- 13 детей).

1. Описание методики, см.ниже.

2. Карточки с рисунками,  обозначающими темы возможных детских исследований ( Примерные тематические картинки.  Для дальнейшей работы  надо будет подготовить набор карточек с темами, ориентированные на изучаемый детьми материал).

3. Сесть полукругом, чтобы видеть педагога и друг друга. Перед  ними – небольшой столик,  на котором разложены карточки с методами исследования. Объявим детям, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования, так как это делают взрослые ученые. Побеседовать с ними о том, что такое исследование и что значит исследовать что-либо.

4.  На добровольной основе выбрать пару активных ребят, с развитым интеллектом, креативностью и хорошей речью. Они вместе с педагогом выполняют главную работу от первого до последнего этапа, все остальные на первых занятиях будут участвовать как активные помощники.

 5. Выбор темы. Выделенная пара детей-исследователей определяет тему своего исследования, из предложенных  карточек. Совместно с детьми они выбирают темы  для исследования. Педагог фиксирует внимание детей на выборе интересных,  привлекательных тем, которые  можно было бы исследовать максимально широко.

Тема выбрана, карточка кладется  перед детьми, остальные убираются

6. Составление плана исследования. Объяснить детям , что их задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования, и подготовить о нем сообщение – небольшой доклад. Для того чтобы  выполнить  эту работу , надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать? Существует много способов получения информации – «методов исследования» предложить детям назвать их.

Начнем с самых простых проблемных вопросов для детей:

-Что мы должны сделать в начале?

-Как вы думаете, с чего начинает исследования  ученый?

После того как дети называют методы исследования показываем карточки с условным изображением метода, те методы, которые не были названы детьми,  называются педагогом и показываются карточки.  С детьми уточняется как можно добыть информацию из разных источников.

7. Сбор материалов. Теперь когда исследователи определили последовательность работы ( выбраны методы исследования)- разложили карточки – т.е. план своего исследования.  Можно начинать исследования, но удержать в памяти все трудно, поэтому на листочках , лучше в клетку, ручкой делаем заметки, это могут быть несложные рисунки, знакомые буквы, знаки и символы, изобретенные детьми. Вооружившись всем необходимым каждый начинает действовать самостоятельно- добыть информацию и сделать доклад – это все в рамках одного занятия.

Роль педагога – активный помощник, консультант, помогать тем,  кто нуждается в помощи в данную минуту.

 Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила:

        Всегда подходить к поведению этой работы  творчески

        Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций

        Не сдерживайте инициативы детей

        Не делайте за них  то, что они могут сделать сами  или то, что они могут научиться делать самостоятельно ( зона ближайшего развития)

        Не спешите с вынесением оценочных суждений

        Помогайте детям управлять процессом усвоения знаний.

        Ориентируйте детей на их собственные наблюдения и эксперименты

        Учите прослеживать связи между  различными предметами, событиями и явлениями.

        Учите детей анализу, синтезу, классификации

        Поощряйте стремление делать выводы и умозаключения.

8. Обобщение материалов . Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем листочки с собранной информацией  и начинаем смотреть, что нового, интересного узнали, что можно рассказать по результатам проведенного исследования. На первых порах надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные . Для детей это сложная задача. Во-первых, выделяем главные идеи, отметим второстепенные. Затем можно попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Дети, благодаря объективно существующему у них высокому уровню «наивной креативности», легко справляются с этим заданием.

9. Презентация итогов исследования .Как только информация обобщена, надо продолжить игру.  Для выступающих создаем подиум, надеваем на исследователей академические головные уборы и мантию (эти моменты важны, так как они позволяют усилить значимость момента, а игровую ситуацию сделать более концентрированной).   Длится первый доклад обычно недолго, но по мере приобретения исследовательского опыта, становятся все долее глубокими, развернутыми.

После таких тренинговых занятий дети начинают включаться активно в исследовательскую деятельность.   Для удачной работы мы используем «Карты исследователя», при помощи которых, ребенок проводит свою работу, схематически изображая найденные  ответы на выдвинутые гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова "Мандариновая страна" (подготовительная группа)

Для того чтобы увлечь старших дошкольников исследовательской практикой, получить первые представления об окружающем мире и отношениях в нем, не обязательно ждать специальных занятий. Необх...

Конспект познавательного занятия с использованием элементов исследовательского метода А.И. Савенкова (подготовительная группа) "Тайное письмо".

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях. Ре...

« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)

Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...

Рекомендации по организации исследовательской деятельности дошкольников по методике А.И. Савенкова

Краткая рекомендация по организации исследовательской деятельности дошкольников...

Деловая игра для педагогов «Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»

Деловая игра для педагогов«Технология исследовательского обучения А. И. Савенкова как один из способов формирования познавательной активности дошкольников»...

Детская исследовательская деятельность дошкольников - технология Савенкова А.И.

Технология Савенкова А.И., которая позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск, простроить индивидуальную деятельность с высокомотивированными воспитанниками, а также спроектирова...

Консультация для педагогов «Детская исследовательская деятельность дошкольников (технология Савенкова А. И.)».

Ребёнок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельност...