Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике А.И.Савенкова "Видимые – невидимые отпечатки» из раздела (Что мы знаем о себе?)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: учить детей организации самостоятельной исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidimye-nevidime_otpechatki.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе по методике А.И.Савенкова
"Видимые – невидимые отпечатки» из раздела (Что мы знаем о себе?)
Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес.
Задачи:
- развивать умение детей анализировать объект по этапам, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы; активизировать словарный запас, развивать связную речь; через организацию продуктивной деятельности развивать мелкую моторику пальцев рук.
-упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «провести эксперименты», «понаблюдать»);
-проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.
Материал и оборудование: лупы «сыщиков», блокноты, мягкие кисточки, уголь для рисования, влажные салфетки;
знаки-символы с изображением «методов исследования»:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть в книгах;
- провести эксперименты;
- понаблюдать.
Ход занятия
1.Мотивация Ребята, по дороге в детский сад мне повстречался Домовенок Кузя. Он слышал, что в нашей группе есть ребята-«сыщики», которые могут расследовать самые интересные и таинственные дела. А еще он рассказал о том, что сыщики умеют снимать отпечатки пальцев, и просит ребят его научить, чтобы он стал настоящим сыщиком.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Домовенку?
Дети: - Да!
2. Постановка практической задачи, выдвижение гипотезы.
Воспитатель: - Тогда давайте уточним, что такое отпечатки пальцев? Для чего они нужны? Все ли отпечатки у людей одинаковы?
Воспитатель: Вы даете разные ответы на мои вопросы. Высказываете свои предположения.– Давайте проверим, так ли это.
Гипотезы: (предположения, которые будут проверяться)
- отпечатки пальцев - это следы;
- они все одинаковые!!!
3. Выбор методов исследования и планирование деятельности.
Составление плана исследования
Воспитатель: Итак, мы начинаем увлекательное путешествие в мир «Человека».
- А теперь предположим, что нужно «сыщикам для работы»? (лупы,…..)
Воспитатель: Посмотрите на доску, а еще им необходимы знаки, и двигаться по ним нужно в строгом порядке, не пропуская очередности.
- А какие же знаки нам помогут провести расследование, и научится снимать отпечатки пальцев, а потом рассказать обовсем Домовенку Кузе, давайте вспомним, их названия?
( Подумать самостоятельно, спросить у взрослого, посмотреть в книге, провести опыт, понаблюдать)
Воспитатель: - А что мы делаем, когда узнаем что-то новое? (Ответы детей)
(Дети): В своих блокнотах рисуем рисунки или знаки.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно» (дети начинают двигаться по карте) Первый знак
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие части тела есть у человека. (Дети рассматривают демонстрационные таблицы и называют части тела)
- Голова.
- Зачем она нужна? (ответы: чтобы думать, есть, дышать и т. д.), и на ней расположены органы чувств. Назовите их.
- Какая ещё часть тела есть у человека? (Туловище)
- А что расположено на туловище? (Руки и ноги)
- Для чего они нужны?
- Ребята, сожмите пальцы в кулачок и уберите руки назад за спину, а теперь возьмите со стола любой предмет, не поворачивайтесь.
-Вы справились с заданием? (Нет) Почему?
-А теперь выставьте руки вперед, но не разжимайте кулачки. А так? Вам удобно взять, что либо, со стола? (Нет)
- А теперь давайте уточним, чем мы с вами берем книги со стола, или игрушки с полки?
Отгадайте загадку:
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, играть, держать.
Они нужны нам, чтоб трудиться,
Чтоб кушать, мыться, рисовать (это пальцы)
Воспитатель:- Ребята, какие слова в загадке вам подсказали ответ? (Играть, кушать держать и т.д.)
Воспитатель: Итак, пальцы нам помогают, что либо, удерживать в руках
2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
Воспитатель: Следующий метод – «Посмотреть в книгах» (ответы детей)
Воспитатель: - А знаете ли вы ребята, в чем заключается работа настоящих «сыщиков»? (ответы детей)
Воспитатель: И здесь нам пригодятся познавательные книги, журналы, которые мы пожем пролистать, найти нужные картинки, а затем попросить взрослого о них прочитать. Итак, сыщики, расследуют таинственные дела, помогают находить людей, которые совершают нехорошие поступки. А находят они с помощью отпечатков пальцев, которые они оставляют на предметах, когда берут и держат их в руках.
ПРОСМОТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МУЛЬТФИЛЬМА
ИЗ СЕРИИ «ФИКСИКИ».
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите научиться снимать отпечатки пальцев, как это делают настоящие сыщики?
-Тогда давайте возьмем руки лупу и через лупу рассмотреть свои пальцы.
-Что мы видим?
(Ответы детей) (Ниточки, полоски)
Воспитатель: - Видим рисунок из множества округлых тонких линий-ниточек, собирающихся в кругу к центру подушечки пальца. Эти линии у всех людей разные, не бывает одинаковых отпечатков, и по этим отпечаткам можно распознать любого человека.
Воспитатель:- А вы хотите увидеть свой отпечаток?
ЗАРИСОВКА ПАЛЬЧИКОВ (работа в блокнотах)
3. Третий метод наблюдений «Эксперимент».
Воспитатель: - Я предлагает вам подойти к столам, на которых разложены блокноты и плоские мисочки с «волшебным порошком» из талька и угольной сажи, затем подышать на палец и плотно приложить его к бумаге.
- Отпечаток стал видимым? (НЕТ)
- А теперь давайте все вместе аккуратно кисточкой нанесем на это место волшебный порошок, слегка встряхнем, и наш отпечаток пальца стал (ВИДИМЫМ)
- Почему это произошло? (нанесли порошок)
ОФОРМЛЕНИЕ ОПЫТА (ВИДИМЫЕ - НЕВИДИМЫЕ ОТПЕЧАТКИ)
Воспитатель поясняет: на поверхности подушечки пальца есть немного жира, и если наш палец к чему-либо прикасается, этот жир отпечатывается на предметах. «Волшебный порошок прилипает к жировым отпечаткам, а черный цвет смеси способствует тому, что отпечаток становится видимым.
- А теперь проверим вторую гипотезу. Все ли отпечатки одинаковы. Поменяемся блокнотами, и сравним свой отпечаток с другими.
Анализ (обобщение знаний детей по данной теме):
Воспитатель:- Ребята, благодарю вас за помощь в расследовании. Что больше всего вас заинтересовало?
Воспитатель: - А теперь мы с вами сможем научить Домовенка, как снять отпечатки пальцев с руки?
Дети: - Да.
- Я думаю, что у него все получится, а наш рассказ мы отправим ему письмом по его адресу: Домовенку Кузе. В лес.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности и развитию мелкой моторики "Камни бывают разные"
Тема: «Камни бывают разные»Цель: Закрепить знания детей о разнообразии мира камней .Программные задачи:Обучающие:Расширить знания о разнообразии камней, познакомить детей с их свойствами, особенностям...
Примерный план – конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Дары осени» (Осень)
Примерный план – конспектнепосредственно образовательной деятельностипо познавательно-исследовательской деятельностиТема: «Дары осени» (Осень)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно исследовательской деятельности с использованием технологии проектной деятельности «Водная лаборатория»
Образовательная область: Познавательное развитиеОбласти интеграции: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей и «Коммуникация».Используемые педагогические технологии:...
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности («Познавательное развитие») в средней группе на тему: «Путешествие в Волшебную страну: воды, камней и песка»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширять кругозор детей. Способствовать познавательной активности каждого ребёнка....
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Тяжелый и легкий предмет»
Открытое занятие по опытно-экспериментальной деятельности "Тяжелый-легкий"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Секреты воды»
Городское методическое объеденение на тему "Секреты воды"...
- Мне нравится (1)