“Развитие патриотических и интернациональных чувств у детей старшего дошкольного возраста через интерес к культуре и обычаям народов Севера”
проект (подготовительная группа)

Екатерина Сергеевна Кувшинова

Презентация проекта на тему “Развитие патриотических и интернациональных  чувств  у детей старшего дошкольного возраста через интерес к   культуре и обычаям народов Севера”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no23_rodnichok_kuvshinova_e.s.docx287.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад №23 «Родничок»

ПРОЕКТ

 «Развитие патриотических и интернациональных  чувств

у детей старшего дошкольного возраста

через интерес к   культуре и обычаям народов Севера»

C:\Users\Home\Desktop\scale_1200.jpg

г.о.г.Бор, 2023г.

Актуальность

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Наша страна настолько богата не только своими многочисленными просторами, удивительной природой и ее богатствами, но и людьми различных национальностей, относящихся к народам России. Если рассмотреть Север – удивительный край, в котором проживают такие народы как (ненцы, ханты, якуты, тунгусы и др.) то можно смело сказать, что все эти народы относятся к нашей богатой и удивительной стране - России.  Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Приобщая детей к национальной культуре народов Севера, мы содействуем воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ своей страны, их культуру и традиции. Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашей страны, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Тип проекта: информационно- творческий, познавательный, исследовательский.

Вид проекта: фронтальный, информационный, среднесрочный.

Срок реализации:  с 01.03.2023 по 31.10.2023.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности группы, родители, педагоги.

Цель проекта: создание условий для обогащения представлений дошкольников о жизни людей и животных на Севере, расширять знания детей о культуре и традициях коренных народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

 • Обогащать знания детей о природе Крайнего Севера.

 • Формировать представление о быте и традициях народов Севера.

Развивающие:

  • Развивать любознательность и познавательную активность, слуховое и зрительное внимание, логическое и образное мышление, память, связную речь.

  • Обогащать и активизировать словарный запас.      

Воспитательные: 

  •  Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к представителям народов Севера.

Предполагаемый результат:

1 Обогащение знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов, населяющих территорию Крайнего Севера.

2. Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.

3. Развитие сотрудничества с родителями и воспитанниками.

4. Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.

Этапы реализации проекта:

Первый этап - Подготовительный

 Определение цели и задач проекта.

 Подборка детской литературы, дидактических и подвижных игр.

 Подготовка материала для изобразительной деятельности,

ручного труда;

Анализ предметной среды.

 Второй этап - Основной

Работа с детьми по улицам города «Заполярье»,

«Этническая улица», «Искусство народов Севера»,

«Яранга - читальня», «Спортивная улица»,

Работа с родителями:

- Оформление альбома «Мы поедем, мы помчимся»;

- Создание макета «Стоянка оленеводов»

 Третий этап - Заключительный

Обработка результатов по реализации проекта

Выставка  детских работ «Сияние Севера»

Фольклорный праздник «Традиции народов России».

Метод трёх вопросов

Что мы знаем

(ответы детей)

Что мы хотим узнать

Как это можно узнать

1.На Севере очень холодно

1.Почему на Севере так холодно?

1. Можно прочитать в книгах, журналах

2.На Севере много снега и льда

2.Что означает слово “Арктика”?

2. Спросить у взрослых

3. Водятся белые медведи, моржи, олени

3.Какие еще животные живут на севере?

3. Посмотреть передачу по телевизору

4.Ездят на оленях

4.Как еще могут передвигаться люди на Севере?

4. Узнать из интернета

5. На Севере бывает северное сияние

5.Почему бывает северное сияние

5. Спросить у старших сестёр или братьев

6. На Севере живут эскимосы.

У них теплые одежды

6.Какие народы живут на Севере? Как они приспособились к суровым условиям?

7. Люди живут в чумах

7. Как живут и чем занимаются люди на Севере?

 

Реализацию проекта мы осуществляли через улицы игрового маршрута города Заполярье.  

- «Этническая улица»

- «Яранга-читальня»

- «Искусство народов Севера»

- «Спортивная» (игры народов Севера)

 «Этническая улица»

1. Знакомство с жизнью народов Севера через виртуальные экскурсии “В гости к народам Севера”

Цель: Познакомить со своеобразием жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд).

Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

2. Рассматривание альбомов «Коренные народы Севера», «Животный мир Севера»

 Цель: расширять представления детей об образе жизни  людей и животных в условиях севера зимой, познакомить детей с особенностями природы Крайнего Севера Земли.

Улица «Яранга-читальня»

Чтение художественной литературы:

Сказки народов Севера: Кукушка, Айога, Ворон кутха и др.

С.Михалков “Мишка на Севере”, А.Ткаченко “Вот ты какой, северный олень!”.

Рассматривание картины «Животные Севера» и составление описательных рассказов.

Дидактические игры: «Один- много», «Четвёртый лишний», «Кто, где» (места обитания, «Назови правильно»(чум, нарты, малица, унты, парка).

Отгадывание загадок, заучивание ненецких пословиц и поговорок с использованием кукол в костюмах народов Севера.

 Улица «Искусство народов Севера»

Познакомились с основными видами искусства народов Севера, такими как:

- Пошив национальной одежды и обуви;

- Резьба по кости, оленьего и лосиного рога;

- Резьба по дереву;

- Бисероплетение;

- Художественная обработка бересты.

1. Творческие работы детей рисование “Северное сияние”, “Одежда северных народов”, аппликации “Белый медведь”, “На Севере”, раскрашивание сюжетных картин с изображениями быта народов Севера.

2. Совместные работы детей с родителями “Мы поедем, мы помчимся”

Улица «Спортивная»

Подвижные игры: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки», «Ручейки и озера».

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей «Что можно рассказать ребенку о Севере», «Знакомим ребенка с животными Севера».

2. Рекомендации к просмотру документальных фильмов о жизни на Севере.

3 этап – Итоговый.

Обработка результатов по реализации проекта.

Создание игрового поля «Стоянка оленеводов».

Фольклорный праздник «Традиции народов России».

Поставленные задачи были успешно реализованы через взаимодействие детей, родителей и педагогов. Расширились знания детей о быте, культуре и традициях коренных народов Севера (ненцы, ханты, саамы). У воспитанников сформирован познавательный интерес к культурному наследию народов севера, основы чувства толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов севера. Родители воспитанников стали активными участниками реализации проекта.

         

       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРАДИЦИЯМИ, ОБЫЧАЯМИ ДОНСКИХ КАЗАКОВ»("Покров на Дону")

Главное назначение проекта "Покров на Дону"  - ознакомление дошкольников с историей донского казачьего края, воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...