Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".
статья (старшая, подготовительная группа)
"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".
С.Михалков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 27.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Вопрос нравственно-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Современный ребенок находится в беспредельном информационном потоке, получаемом благодаря телевидению, компьютерным играм и это воздействие не всегда позитивное.
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Академик Д. С. Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике и К. Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Таким образом, воспитание, само по себе подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые ребенок формирует опыт нравственных отношений и общения, которые характеризуются способностью к содействию и сотрудничеству в деятельности, умением понять и принять позицию другого, потребностью гармонизировать деятельность и взаимоотношения с миром, привязанностью к культуре, к родным местам – нравственное воспитание.
Развитие патриотического воспитания важно в современных условиях, так как оно ориентированно на все социальные слои и возрастные группы граждан России.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Я, считаю, что важной частью нравственно-патриотического воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Уже с детства ребенок может полюбить свою Родину, родной край гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ним на всю жизнь.
Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственного воспитания наши современники – педагоги, психологи, философы, отводя значительное место разным аспектам формированию культуры поведения – С.В. Петерина; гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробьева М.В., Буре Р.С., и др.; любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитанию нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др.
Единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует.
По мнению Р.С. Буре — это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.
С.А. Козлова считала, что это целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоения принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Работая в данной теме, выделили для себя следующие направления в работе, которые представлены на экране.
Образовательно-воспитательный процесс по формированию нравственно-патриотических качеств выстраивали с учётом нескольких принципов:
- Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям.
- Принцип сотрудничества – во всех видах деятельности детей стараюсь быть в позиции рядом, вместе с детьми).
-Принцип занимательности - Изучаемый материал, который давали детям, был всегда интересен, увлекателен, эстетично оформлен, познавателен и доступен для понимания (например, после экскурсии на почту, предложила детям сюжетно-ролевую игру «Почта» с атрибутикой для игры, создали небольшой коллаж, составленный с помощью родителей (законных представителей) «Что я видел на почте» - открытки, конверты, бланки почтовых переводов, марки, образцы упаковочной бумаги, различные виды штемпелей и т.д. А после посещения ближайшей стройки дети играли в строителей, используя большие кубики-блоки или конструктор «Лего», рассматривая иллюстрации из различных журналов по теме «Строительство дома», собранные в единый альбом, и как итог – совместный коллаж воспитателя и детей – «На стройке» с использованием картинок машин, инструментов, строительных профессий. Тем самым, у детей закреплялись знания, и долго сохранялся интерес по данной теме).
Принцип наглядности - в группах оформили уголок патриотического воспитания, где собрали иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, герб и флаг города, иллюстрации народных промыслов родного края, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном городе, который постоянно пополняется новым материалом.
Принцип историзма – мы сохраняли хронологический порядок описываемых явлений и старались свести его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни)
Принцип гуманизации, который позволил нам встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.
Принцип дифференциации - создали условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы (если в младшем возрасте сюжетные игры в основном были только о семье, то в старшей группе опыт детей стал богаче после посещения различных достопримечательностей района и города, и дети переносили его в игру.)
На первом (начальном) этапе работы провели диагностику, которая показала, что некоторые дети плохо знают имена своих родных, не ориентируются в ближайшем окружении, отсутствует интерес по данной теме.
А при проведении анкетирования родителей (законных представителей), выяснили, что многие взрослые, даже коренные жители, не знают своего района, не говоря уже о городе в целом. Нет интереса к своей Родине.
На основе полученных данных изучили необходимую литературу и составили план дальнейшей работы с последовательным созданием необходимых условий и пополнением РППС.
На основании планирования, для достижения высокого уровня в воспитании у детей нравственно-патриотических качеств провели следующую работу:
- оформили центр нравственно-патриотического воспитания, где собрали иллюстрации и фотографии (старые и новые) города, иллюстрации народных промыслов, картины родных пейзажей, фотографии, книги, буклеты о родном городе. В данной работе приняли активное участие и родители (законные представители).
Для обогащения РППС:
- приобрели наглядно-дидактические пособия: карту города, области, герб, флаг и дидактические игры;
- подобрали художественную литературу о Нижнем Новгороде;
Предметно- пространственная развивающаяся среда в группах не статична, т.к. материалы постоянно обновляются, пополняются в течение всего учебного года.
Работа непосредственно с детьми начиналась с элементарного. В младшем возрасте:
- учились с детьми называть членов семьи по именам, понимать возрастные различия: кто в семье старше всех.
- познакомили детей с именами и профессиями сотрудников детского сада.
- начинали учить с детьми домашний адрес.
- познакомили детей с названием родного города.
- учили различать и называть виды транспорта нашего города.
- формировали умения называть приметы разных времен года, диких и домашних животных, а также места их обитания: медведь – берлога, волк – логово, белка – дупло.
- воспитывали интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
- воспитывали у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье,
дому, детскому саду, знакомой улице.
Следующим этапом работы стало знакомство с историей района. От того, как это делалось, зависело, воспримет ли ребенок новые знания, или эта информация не затронет чувств детей, не вызовет у них желания узнать что-то еще. Поэтому, проводимые беседы об истории Канавинского района, сопровождали играми - лото, игры с фишками «Кто дойдет быстрее», «Поверни на знакомую улицу» и т.д., как итог – создали совместно с детьми макет детского сада.
Также совместно с родителями (законными представителями) были организованы экскурсии:
- на фабрику елочных игрушек, где ребята смогли узнать много нового и интересного о работе стеклодувов, а так же, как менялись елочные игрушки с течением времени. Также узнали, что в годы Великой отечественной Войны включившись в решение общих задач помощи фронту, когда наряду с игрушками стеклодувы выдували медицинские приборы и лабораторную посуду. Напряженный труд игрушечников военного времени заложил серьезный фундамент дальнейшего развития художественной промысловой, а затем фабричной игрушки
- на экскурсии в центре противопожарной пропаганды ребята знакомились с историей пожарной охраны области, а также с правилами безопасного обращения с огнем. Многочисленные макеты наглядно демонстрировали последствия пожаров и правила безопасности в современном городе;
- во время экскурсии по Нижегородской ярмарке познакомились с планами строительства и историей Нижегородской Ярмарки, а также осмотрели главный Ярмарочный дом. Увидели сохранившиеся торговые корпуса и дома, познакомились с современной торгово-выставочной деятельностью Нижегородской Ярмарки.
Узнав и посетив большую часть достопримечательностей района, мы перешли к знакомству с историей и культурой нашего города. Совместно с детьми создали карту, где с огромным интересом ребята отмечали какие места уже посетили. Возник вопрос: – А что же дальше? Куда теперь? Дети стали спрашивать. Предложила «выйти» в город. Радости детей не было предела!
При разработке организованной образовательной деятельности для детей по воспитанию патриотизма в процессе ознакомления дошкольников с достопримечательностями родного города, учитывали комплексно-интегрированный характер деятельности детей, в которой одна тема как бы "привязана" к другой, где интеграция осуществляется на основе комплексного подхода к тематическому планированию, к решению задач, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию детей, средствами разнообразных видов и форм детской деятельности (общения, познавательно-практической, театрально-художественной, игровой, трудовой и т.д.).
Например: при планировании беседы по теме "История возникновения города", кроме основных занятий, включали следующие виды деятельности: составление с детьми карты города, рассматривание фотоальбома "Прошлое и настоящие города", "Самое современное здание в городе", просматривание видеофильма о Нижнем Новгороде музыкальным сопровождением к которому была песня Александра Морозова «Гимн Нижнему Новгороду. Читали художественные произведения писателей Нижнего Новгорода таких как: Ковалев И.Ф. «Про Емелю - дурака», «Два купца», «Разодрались комар с мухой»; сказки Афоньшина С.В.: «Сказы и сказки нижегородской земли» Таким образом, одна и та же тема интегрировалась в разные виды и формы образовательной деятельности, а также в самостоятельную деятельность детей.
Ребята с удовольствие делились полученными знаниями и впечатлениями друг с другом. Например, в рисовании Нижегородского Кремля каждый изображал его по-своему, то, как увидел он сам. Проводили подвижную игру "Узнай, где я нахожусь?", "Почтальон", которая позволила детям повторить месторасположение достопримечательностей нашего города.
А посещение нашего детского сада библиотекарем, которая много нового и интересного рассказала об истории нашего города, а также об истории библиотеки, вызвало бурный восторг у детей. Многие ребята заинтересовались, как попасть в библиотеку, что можно почитать и какие бывают книги.
После экскурсий, наблюдений и рассказов, детям предоставлялась возможность закрепить в продуктивной деятельности свои впечатления: они конструировали макет улицы, рисовали салюты на празднике города, совместно с родителями создавали альбом «Мой любимый город».
Но наиболее эмоциональный отклик у детей вызывали праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвовали и родители воспитанников. Мы проводили мероприятия, способствующие развитию нравственно-патриотических качеств: например, 8марта, где воспитывали любовь и уважение к мамам и бабушкам. В «День защитника Отечества» дети с папами, дедушками и старшими братьями под патриотическую музыку торжественно входили в спортивный зал, где делились на две команды и активно соревновались в силе ловкости, что, конечно, очень важно для службы в армии, но и применяли очень важные качества как смекалка и сообразительность. Во время проведения праздничных мероприятий. «Встреча весны – масленица» и «Ярмарка» пополнили свои знания о русских народных традициях. Проведение тематического развлечения «День победы и участие в акции «Бессмертный полк позволили нам формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
Наша работа не была бы качественной, если бы в ней не приняли участие родители:
- нетрадиционная форма проведения родительских собраний: «аукцион», «педагогическая лаборатория», читательская конференция
- мастер-классы для родителей по созданию альбомов «Мой любимый город», «Книги памяти героев ВОВ», а также созданию дидактических игр и др.
- консультации для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников», «Детям о ВОВ», «Достопримечательности нашего города» и др.
- викторина «Знатоки Нижнего Новгорода и Канавинского района», «Наша Родина – Россия», «Мы патриоты России» и др.
С родителями с удовольствием:
- побывали на экскурсии по территории Нижегородского Кремля узнали, что кремлевские башни можно разделить на два вида: квадратные и круглые. Квадратные башни имели ворота и кроме обороны были предназначены для проезда в город. Круглые башни были предназначены только для обороны.
- при посещении Краеведческого музея получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.
- во время прогулки по пл. Минина и Пожарского ребята узнали, что раньше это была главная торговая площадь города. Также познакомились с памятником Великому Патриоту и уроженцу нижегородской земли К. Минину.
- во время экскурсии по пл. Народного единства дети узнали об истории возникновения памятника исторического и культурного наследия.
Также совместно с родителями посетили областную библиотеку. Работники библиотеки радушно встретили нас и предложили девочкам и мальчикам совершить увлекательное путешествие в мир книг, познакомились с коллекцией книг, журналов, ребятам рассказали о правильном обращении с книгами, как выбирать книги и как вести себя на абонементе и в читальном зале. Дети узнали, по какому принципу они располагаются в библиотеке, что больше любят читать дети.
Культурный поход в Театр Юного Зрителя позволил узнать про историю театра, немного о том, как нужно вести себя в театре, дети увидели большую и малую сцены, побывали за кулисами и наконец-то увидели своими глазами что скрывается за занавесом. Узнали о создании декораций к спектаклям, побывали в гримёрке. Одним словом, узнали то, что обычному зрителю закрыто для просмотра.
Поездка в нижегородском метрополитене произвела неизгладимое впечатление на детей. Благодаря этому ребята не только знакомились с социальной и городской сферой, но и осваивали навыки общественного поведения, основы безопасности жизнедеятельности в доступной форме и комфортной среде.
На данном этапе наши воспитанники показали, что могут самостоятельно рассказать о достопримечательных местах своего района, о знаменитых людях, о предприятиях родного города и делают они это не бездумно, с чувством любви, гордости, уважения за свой родной город, район. У детей возникло устойчивое желание помогать взрослым в его благоустройстве. Многие ребята вместе со своими родителями приняли участие в акциях «Лучший скворечник», «Клумба нашего двора», для того чтобы он стал ещё лучше, краше. С большой гордостью рассказывают о своих дедах и прадедах, ждут акции «Бессмертный полк».
Полученные знания о родном районе/ городе, дети с удовольствием применяют в самостоятельной деятельности в таких играх как: лото «Достопримечательности районов города», Дидактическая игра «Составь карту Нижнего Новгорода», зарисовывают мемориал Тани Савичевой, который особенно запомнился Владе и Мише.
А диагностика показала, что у детей повысились знания об истории возникновения города, но есть еще дети, которые допускают неточности. Большинство детей имеют представления о названии улиц города, знают свой домашний адрес, могут познакомить с достопримечательностями города. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту своими глазами.
Подводя итог, можно сказать о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников, дети стали бережнее относится ко всему живому, проявлять интерес к настоящему и прошлому родного города. Дети с удовольствием посещают детский сад, где для них созданы все условия, что бы почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни детского сада и города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...
- Мне нравится (1)