План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motchanova_i.p.-samoobr.docx | 285.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 175
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Разработал:
воспитатель
группы № 3
Мотчанова И.П.
г. Иркутск, 2019-2020 г.
Пояснительная записка.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
2. Обоснование актуальности темы.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, областью, а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
3. Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой.
4. Задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
- пополнять активный словарь детей;
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;
- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном городе;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;
- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому
5. Задачи по работе с родителями:
- Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
Перспективно-тематический план работы с детьми
Месяц | Сентябрь |
Название раздела | Наша область на карте России |
Задачи | 1.Познакомить детей с географическим положением Иркутской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области. 2.Формировать представление о территории области, городах и поселках; учить умению находить и показывать на физической карте г. Иркутск. Развивать умение работать с картой. 3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями. 4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей города Иркутск. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Наша область на карте России»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Октябрь – ноябрь |
Название раздела | Мой родной край – Прибайкалье |
Задачи | 1. Что Мы знаем о родном крае? (Советы Нерпёнка) 2. Город, где я живу. Иркутск – центр Прибайкалья. 3. Улица, на которой я живу. 4. Узнать, почему Байкал называют жемчужиной Сибири. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых |
|
Месяц | Ноябрь |
Название раздела | Экономика Иркутской области |
Задачи | 1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят. 2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: каменный уголь, газ, железо, нефть, торф, золото, серебро . 4. Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют охраны |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Экономика Иркутской области»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Содружество с семьей: Сбор информации по теме месяца. |
Месяц | Декабрь |
Название раздела | «Район, в котором я живу» |
Задачи | 1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения. 2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса. 3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть. 4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Район в котором я живу»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Январь |
Название раздела | Коренные жители |
Задачи | 1.Познакомить с национальным составом населения области, о коренных жителях сибирской земли. 2.Сформировать первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях. 3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны. 4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми. 5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Коренные жители»
« Сказка мудростью богата»
(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Февраль |
Название раздела | Заповедные места |
Задачи | 1.Познакомить детей с заповедниками Сибири, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения. 2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания. 3.Развивать у детей первоначальные представления и познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе 4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Заповедные места»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Март |
Название раздела | Достопримечательности города |
Задачи | 1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями города Иркутска. Дать знания об архитектуре родного города. 2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности. 3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по городу, находить его достопримечательности, знакомые улицы. 4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине. |
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Достопримечательности города»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей: Сбор информации для презентации «Достопримечательности города» |
Месяц | Апрель |
Название раздела | Люди, прославившие город |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Люди, прославившие наш город»
Экскурсии: Сюжетно-ролевые, дидактические игры:
Конкурсы, выставки:
Содружество с семьей:
|
Месяц | Май |
Название раздела | Любим, помним, чтим |
Задачи |
|
Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых | Блок занятий, бесед «Любим, помним, чтим»
Экскурсии:
Сюжетно-ролевые, дидактические игры: «Мы – защитники Отечества» Содружество с семьей:
|
План работы с родителями
по патриотическому воспитанию дошкольников
Формы работы | Содержание работы |
Анкетирование и опросы | Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: « По улочкам родного города», «Родной край: история и современность», «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края», «Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др. Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Памятки для родителей: «Где побывать с ребенком» «Как провести свой досуг» «Известные люди о воспитании любви к Родине» «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне» |
Консультации | «Воспитание у детей любви к родной природе» «Гражданин воспитывается с детства» «Мой дом. Мой город - Иркутск» «Прогулки с детьми по городу» «Как знакомим детей с окружающим миром» «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем» «Что такое Родина?» «Крепка семья — сильна Россия» «Знакомим детей с русским народным творчеством» «Читаем сказки коренных жителей Сибири |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки» Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе», «Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», « Любимый уголок в городе» Выставки семейного рисунка: «Самое красивое место в нашем городе» «Вот - моя улица, вот - мой дом родной» «Наша армия сильна…» «Война глазами детей» Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии» «Чем знамениты наши предки» Оформление центра патриотического воспитания в группе Конкурс «Изготовление макета» |
Продукт совместной деятельности с родителями | Лэпбук «Мы живём в России» Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века » |
Акции | «Покормите птиц зимой» «Мой город – чистый город» «Новогодние игрушки» Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ « Спасибо деду за Победу» |
Методическая литература
Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.
Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.
Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.
Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» – М.: Сфера, 2004. – 77 с.
Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.
Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.
Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
Шорыгина Т.А. «Беседы о правах ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.
методическая разработка...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.
Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Примерный перспективный план работы с воспитанниками и родителями в старшей группе . «Воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями»
Примерный перспективный план на учебный год...
Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".
quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...
Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...