План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motchanova_i.p.-samoobr.docx285.66 КБ

Предварительный просмотр:

а.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Иркутска детский сад № 175

ПЛАН РАБОТЫ

по самообразованию

Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Разработал:

воспитатель

группы № 3

Мотчанова И.П.

г. Иркутск, 2019-2020 г.

Пояснительная записка.
   Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
   Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
   Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это уважение к культуре своей страны, ощущение неразрывности с окружающим миром, гордость за свой народ и свою Родину.
   Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине. 
   Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

2.  Обоснование актуальности темы.
   О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
   Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
   Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, областью,  а затем и со страной, ее столицей и символикой. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, своими новинками, лучшими людьми.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом.
   Поэтому воспитание любви к своему Отчеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

3. Цель: Создать условия по формированию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой.

4. Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать у детей нравственно- патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране, умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;

- пополнять активный словарь детей;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к изучению истории родного города;

- расширять кругозор детей, закреплять знания детей о родном городе;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- воспитывать уважение к труду людей, живущих в городе;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения города;

- воспитывать любовь к родному городу, желание видеть его красивым;

- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому

5. Задачи по работе с родителями:

  • Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.

Перспективно-тематический план работы с детьми

Месяц

Сентябрь

Название раздела

Наша область на карте России

Задачи

1.Познакомить детей с географическим положением Иркутской области. Наша область на карте России, расширять знания детей об истории родного края, о его богатом прошлом, о коренных жителях области.

2.Формировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках; учить  умению находить и показывать на физической карте г. Иркутск. Развивать умение работать с картой.

3.Знакомство с климатическими, природными и погодными особенностями.

4.Дать представление о нашей области, знакомство с историей города Иркутск.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Наша область на карте России»

  • Беседы: «Наша страна - Россия»; «Мы живем в Иркутске»
  • Рассматривание иллюстраций из альбома «Город, который люблю»
  • Беседа «Визитная карточка города – герб, флаг»
  • Рассказ – презентация. Знакомство с историей о происхождении Иркутска  (местоположение, прошлое и настоящее, особенности, достопримечательности, геральдика)
  • Изготовление альбома «Родная сторонушка»
  • Рисование «Мой край – край будущего»

Экскурсии:

  • Виртуальная экскурсия по карте Иркутска

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Игра «Фотограф»
  • Игра «Путешествие по карте»

Конкурсы, выставки:

  •  «Мой край – край будущего»

Содружество с семьей:

  • Подборка материала и изготовление альбома «Прошлое и настоящее Иркутска»

Месяц

Октябрь – ноябрь

Название раздела

Мой родной край – Прибайкалье

Задачи

1. Что Мы знаем о родном крае? (Советы Нерпёнка)

2. Город, где я живу.  Иркутск – центр Прибайкалья.

3. Улица, на которой я живу.

4. Узнать,  почему Байкал называют  жемчужиной Сибири.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

  • Беседы «Что я знаю о своём городе?», «Красная книга Иркутской области», «Байкал - жемчужина Сибири»
  • Рассматривание открыток, альбома «Красная книга Иркутской области»
  • Разыгрывание ситуаций «Что будет, если…»,
  • «Представьте себе, что …»
  • Краткосрочный проект «Чистый мир»
  1. Советы Нерпёнка по правилам безопасного поведения:
  1.  1. Как вести себя в природе Прибайкалья
  2.  2. Как вести себя в городе
  3.  3. Как вести себя в общении со сверстниками и взрослыми.
  4.  4. Как вести себя дома
  5. 5.Бережное отношение ко всему живому

Месяц

Ноябрь

Название раздела

Экономика Иркутской области

Задачи

1.Познакомиться с экономикой родного края, узнать, какие отрасли промышленности есть в нашем крае, что они производят.

2.Познакомить детей с подземными богатствами нашей области, с разнообразием природных ископаемых: каменный уголь, газ, железо, нефть, торф, золото, серебро . 
3.Знакомство с картой полезных ископаемых.

4.   Показать, что природные богатства страны исчерпываются и требуют

       охраны      

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

 Блок занятий, бесед  «Экономика Иркутской области»

  • Презентация « Полезные ископаемые нашего края»
  • Составление рассказов на тему: «Будущее нашего края»
  • Беседа «Чем наш край отличается от других?»
  • Беседа «За что мы любим нашу «малую Родину»
  • Рассказ воспитателя « Что выпускает наша промышленность?»

Экскурсии:

  • Путешествие по карте с полезными ископаемыми

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы - путешественники»
  • Дидактическая игра « Найди пару»
  • Дидактическая игра «Что будет, если…»
  • Дидактическая игра « Что за чем»

Содружество с семьей:

Сбор информации по теме месяца.

Месяц

Декабрь

Название раздела

«Район, в котором я живу»

Задачи

1.Продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

2.Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса.

3.Учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуары, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

4. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к  другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Район в котором я живу»

  • Мой родной город, район, где я живу
  • Беседа «Старые и новые улицы города. История названия улиц (в честь кого названы улицы). История названия города»
  • Беседа «Дом, улица, адрес»
  • Беседа « Я люблю свой детский сад и район, где я живу»
  • Беседа о профессиях родителей, людей, работающих в детском саду
  • Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада
  • Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад)
  • Чтение стихов и прослушивание песен о родном городе
  • Беседа «Город и горожане

Экскурсии:

  • Азбука пешехода
  • К памятнику боевой славы
  • В краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • «Дом, семья»
  • Улица моего города»
  • «Строители»
  •  «Почта»
  • Подвижные и дидактические игры «Клубочек», «Мой домашний адрес», «Я живу на улице…»

Конкурсы, выставки:

  • Рисунки «Природа моего края»
  • Выставка « Улицы города», « Мой дом»

Содружество с семьей:

  • Изготовление альбома «Район, в котором я живу»;
  • Оформление фотовыставки «Любимый уголок города моей семьи»

Месяц

Январь

Название раздела

Коренные жители

Задачи

1.Познакомить  с  национальным  составом  населения  области, о коренных жителях  сибирской земли.

2.Сформировать  первичное представление о коренных жителях нашей области, их культурных традициях.

3.Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей, развивать понимание того, что все люди одинаковы и равны.

4.Знакомство с фольклором коренных народностей, их музыкальными инструментами, с народными играми.

5.Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, пола, возраста, внешнего облика, физических недостатков.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Коренные жители»

  • Беседа «Все мы разные, но все мы равные».
  • Беседа «Особенности проживания коренного населения», «Обычаи бурят, татар, русских», «Что нам расскажет одежда коренного населения?» (презентации, рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей)
  • Беседы-ситуации: «Что расскажем и покажем мы гостям о бурятах – коренных жителях области»

« Сказка мудростью богата»

  •  Беседа « Сказка ложь, да в ней намёк …»

(рассуждение о том, чему учат русские народные сказки)

  • Чтение сказок, рассказов и местных авторов, их обсуждение: «Сибирские сказы» 
  • Творческая мастерская: изготовление поделок с бисером Продуктивная деятельность « Дружат дети всей Земли»
  • Разыгрывание различных проблемных ситуаций. Рассуждение с детьми о том, в чём ценность и уникальность каждого человека на Земле
  • Слушание национальных бурятских песен, музыки
  • «Народы, живущие в Иркутской области» - создание мини-музея

Экскурсии:

  • Экскурсия в краеведческий музей

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Иркутску»
  • Дидактическая игра: «Кто в какой стране  живет»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка « Жильё коренных жителей Сибири»

Содружество с семьей:

  • Семейные национальные праздники (бурятские, русские и др.);
  • Мастер – класс « Изготовление жилища»

Месяц

Февраль

Название раздела

Заповедные места

Задачи

1.Познакомить детей с заповедниками Сибири, дать первоначальные знания о природных заповедниках, формировать основы экологического мировоззрения.

2.Уточнить и систематизировать представление детей об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае, показать детям, что внешний вид растений зависит от окружающей среды и условий произрастания.

3.Развивать у детей первоначальные представления и  познавательный интерес к жизни животных и растений нашего края, о правилах поведения в природе

4.Воспитывать бережное отношение к родной природе. патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Заповедные места» 

  • Беседа Что такое заповедник?
  • Презентация « Заповедники Прибайкалья»
  • Подбор и оформление альбома «Растительный и животный мир Байкала». Рассматривание гербария, иллюстраций, слайдов
  • Загадки про растения, деревья, решение экологических задачек
  • Чтение познавательной,  художественной и познавательной литературы
  • Рисование на тему «Животные, птицы, растения заповедников Прибайкалья»

Экскурсии:

  • Экскурсия в краеведческий музей знакомство с животными Сибири (звери, птицы)

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию», «Кто где живет»
  • Дидактические игры: «Какие растут деревья»,  «Какие бывают кустарники», «С какого дерева листок»
  • Сюжетно – ролевая игра « Путешествие по заповеднику»

Конкурсы, выставки:

  • Выставка работ «Я и природа»

Содружество с семьей:

  • Экологическая акция « Накормите зимующих птиц»
  • Изготовление и развешивания кормушек совместно с родителями
  • « Животный мир нашего города и его окрестностей» - слайд – шоу, сделанный родителями

Месяц

Март

Название раздела

Достопримечательности города

Задачи

1.Знакомить воспитанников с достопримечательностями  города Иркутска. Дать знания об архитектуре родного города.

2.Закрепить знания детей о родном городе, о его прошлом и настоящем, познакомить с основными достопримечательностями города и его окрестности.

3.Закрепить умение ориентироваться по карте - схеме по городу, находить его достопримечательности, знакомые   улицы.

4.Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к малой Родине.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Достопримечательности города»

  • Викторина « Мы по городу идём»;
  • Кроссворды, викторина
  • Путешествие по городу по карте – схеме « Найди знакомый памятник»
  •  Презентация «Достопримечательности города»

Экскурсии:

  • Экскурсия « Мой любимый памятник»

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Дидактическая игра «Что в родном городе есть?»
  • Д/ игра « Где что находится?»
  • Д/ игра « Узнай и назови место (здание, памятник)»
  • Д/ игра « Найди отличие»

Конкурсы, выставки:

  • Оформление газеты « Памятники Иркутска»

Содружество с семьей:

Сбор информации для презентации «Достопримечательности города»

Месяц

Апрель

Название раздела

Люди, прославившие город

Задачи

  • Познакомить детей со знаменитыми  людьми Иркутска.
  • Дать знания о людях, прославивших малую Родину: композиторы, певцы, спортсмены и т.д.
  • Формировать уважительное отношение к ним, подчеркнуть, что такие люди – «настоящие патриоты своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот».
  • Воспитывать чувство товарищества, коллективизма, умение контролировать свои поступки.
  • Познакомить детей  с профессией «космонавт», историей развития космонавтики в нашей стране, рассказать детям, кто из космонавтов связан с Иркутском.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Люди, прославившие наш город»

  • Презентация «Знаменитые люди Иркутска»
  • Конструирование «Наш город в будущем»
  • Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается;
  • Рассказ воспитателя о космонавтах, познакомить с подвигом космонавта нашей Родины – выходом в открытый космос А. Леонова
  • Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт»
  • Рисование « Полёт к звёздам»

Экскурсии:

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Космонавты»
  • Дидактическая игра «Космонавты»
  • Дидактическая игра «Что космонавт возьмет с собой в путешествие?»
  • Дидактическая игра «Вредная и полезная еда»

Конкурсы, выставки:

  • Конкурс рисунков «Космос»;

Содружество с семьей:

  • Изготовление макета « Космос»

Месяц

Май

Название раздела

Любим, помним, чтим

Задачи

  • Формировать представление о героизме.
  • Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.
  • Дать представление о детях героях ВОВ.
  • Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство уважения к ветеранам ВОВ, гордость за их героические подвиги, развивать патриотические чувства.

Совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых

Блок занятий, бесед  «Любим, помним, чтим»

  • Беседа «Что такое героизм?»
  • Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны
  • Чтение отрывка из рассказа М. Петрова «Последние метры»
  • Рассматривание иллюстрации «Парад на Красной площади»
  • Рассказ воспитателя «Дети Иркутска – герои войны»
  • Стенд с фотографиями орденов и медалей.
  • Чтение: А. Печеская  «Дети – герои Великой Отечественной войны»
  • Продуктивная деятельность: лепка «Вечный огонь»
  • Стихотворение наизусть Р. Рождественского «Помните! Через века,  через  года, - Помните!»

Экскурсии:

  • Экскурсия к мемориалу Победы с возложением цветов погибшим участникам ВОВ

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Мы – защитники Отечества»

Содружество с семьей:

  • Изготовление праздничных открыток « Спасибо деду за Победу»
  • Мини – музей «Города - герои 1941-1945 гг.»
  • Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века»

План работы с родителями

по патриотическому воспитанию дошкольников

Формы работы

Содержание работы

Анкетирование

и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.

Наглядная педагогическая информация

Папки – передвижки:

« По улочкам родного города», «Родной край: история и современность»,  «День защитника Отечества», «9 Мая – День Победы», «Формирование патриотических чувств дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края»,

«Азбука патриотизма», «Наша родина - Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей» и др.

Подборка книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

Памятки для родителей:

«Где побывать с ребенком»

«Как провести свой досуг»

 «Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»,

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Консультации

«Воспитание у детей любви к родной природе»  

«Гражданин воспитывается с детства»     

«Мой дом. Мой город - Иркутск»

 «Прогулки с детьми по городу»

 «Как знакомим детей с окружающим миром»

 «Роль семьи в воспитание патриотических чувств у дошкольников»,

«Педагоги и родители — творческий тандем»

«Что такое Родина?»

«Крепка семья — сильна Россия»

«Знакомим детей с русским народным творчеством»

«Читаем сказки коренных жителей Сибири

Родительское собрание

Проведение родительского собрания «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов

Выставки: «Осенняя ярмарка», «Новогодние игрушки»  

Участие родителей в благоустройстве участка детского сада, постройка зимнего городка

Фотовыставки: «Отдыхаем всей семьей на природе»,

«Самые близкая и родная – моя мамочка», «Мой папа в Армии служил», « Любимый уголок в городе»

Выставки семейного рисунка:

«Самое красивое место в нашем городе»

 «Вот - моя улица, вот - мой дом родной»

 «Наша армия сильна…»

 «Война глазами детей»

Рассказы об истории семьи: «История нашей фамилии»

«Чем знамениты наши предки»

Оформление центра патриотического воспитания в группе

Конкурс «Изготовление макета»

Продукт совместной деятельности с родителями

Лэпбук «Мы живём в России»

 Альбом « Великая Отечественная война глазами детей XXI века »

Акции

«Покормите птиц зимой»

«Мой город – чистый город»

«Новогодние игрушки»

Акция к дню Победы: изготовление открыток для ветеранов ВОВ

 « Спасибо деду за Победу»

Методическая литература

Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» – М.: Просвещение, 2005. – 34 с.

Дмитриенко З.С, Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 37 с.

Зеленая, Н.Г. «Мы живём в России» – М.: «Скрипторий», 2008. – 29 с.

Кондрыкинская, Л.А. «С чего начинается Родина» –  М.: Сфера, 2004. – 77 с.

 Маханева, М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» – М.: АРКТИ, 2004. – 56 с.

О.Л.Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Санкт-Петербург, 2004.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека» – М.: Школьная Пресса, 2010.

Мосалова Л.Л. «Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста» – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.

Шорыгина Т.А. «Беседы о правах  ребёнка» - М.: ТЦ «Сфера», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и достопримечательностями родного города

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкол...