Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
материал на тему

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,

не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к

родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в

воспитании патриотизма. Для наших детей это посёлок Касторное.

Почти все наши воспитанники родились в нашем посёлке. Знакомство дошкольников с родным посёлком оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, историю его возникновения, достопримечательности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,

не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к

родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в

воспитании патриотизма. Для наших детей это посёлок Касторное.

Почти все наши воспитанники родились в нашем посёлке. Знакомство дошкольников с родным посёлком оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство посёлка, историю его возникновения, достопримечательности.

Воспитывая у детей любовь к своему посёлку, мы старались подвести их к пониманию, что их посёлок– частица Родины.

Данная работа была разбита на следующие блоки:

1. История возникновения посёлка Касторное.

2. Природа родного края, его природные богатства.

3. Промышленные объекты посёлка, основные профессии людей на этих предприятиях.

4. Символика и достопримечательности посёлка.

5. Знаменитые люди, прославившие нашего посёлка.

6. Культурное наследие родного посёлка.

Каждый блок включает в себя как специально организованную

образовательную деятельность, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. В годовом планировании темы всех блоков чередуются. Степень раскрытия темы и уровень её рассмотрения с детьми определялись возрастом детей, конкретными особенностями их развития, возможностями взрослых, оснащённостью процесса.

В ходе работы дети испытывали огромный интерес к данной теме, с

удовольствием слушали познавательные рассказы о прошлом и настоящем нашего посёлка.

Для реализации этой увлеченности был создан мини-центр

«Родной посёлок». В нем собран наиболее актуальный материал о родном посёлке, включающий как сведения об историческом прошлом, так и о его современном культурном облике: иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Промышленность посёлка», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «В годы Великой

Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о посёлке, карта посёлка, символика посёлка(флаг, герб),

макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения посёлка).

В ходе непосредственно образовательной деятельности дети

познакомились с символикой посёлка. С помощью наводящих вопросов дошкольники смогли разобраться в значении символов, изображенных на гербе Касторного.

Проведенные с детьми игры «Найди герб нашего посёлка среди

других», «Сложи герб по памяти» помогли закрепить знания дошкольников по данному разделу.

Путешествие в прошлое завершилось непосредственно образовательной

деятельностью «Наш посёлок Касторное», которое было проведено в форме викторин, заданий и игр.

Так, с помощью приема «дробления и объединения» дошкольники смогли понять, из каких частей состоит наш посёлок.

Игра «Доскажи словечко» помогла

уточнить представление об улицах посёлка и их названии.

Игра «Часть – целое»

помогла понять детям, что всё является частичкой чего-то, что все

взаимосвязано. Например, дом – это частица Касторного.

С помощью экспериментальной деятельности дошкольники познакомились с богатством Касторенской земли.

А организованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе» помогла закрепить содержание труда взрослых в родном посёлке: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей.

Интересным было путешествие «Транспорт на улицах нашего посёлка». Дети классифицировали транспорт по функциям, находили сходство и отличие. С помощью игрового упражнения «Что было раньше» по генетическому принципу выстроили линию

развития транспорта от телеги до современной ракеты.

Игра «Взаимный обмен» дала простор фантазии и мышления,

сравнивая человека с транспортом, а затем производя взаимный обмен свойствами между этими классами.

Не менее интересно было проведение "мини-исследований". Мы вместе с родителями выбирали и определяли тему исследования,

разумно ограничивая её "территориальные" и "временные рамки",

например, исследование не истории посёлка вообще, а историю улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьёй. Родители были активными участниками всех праздников, помогали в оформлении фотовыставок о родном посёлке, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.

Организация совместных творческих домашних

заданий - придумывание и изображение герба своей семьи, создание

фотоальбома «Мой посёлок и я», выращивание комнатных цветов для группы объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость.

Проведенная для родителей консультация на тему: «Семейный маршрут

выходного дня», родительское собрание в форме устного журнала на тему

«Учим детей любить и беречь свой посёлок» помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему посёлку, к месту, где живёшь.

Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего

дошкольного возраста с историей, культурой и природой родного края позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы.

Использование материалов об истории посёлка, его людях и достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет

воспитать чувство гордости и уважения за свою страну и посёлок.

В ходе работы установлено, что эффективнее ознакомление с родным краем будет происходить при налаженной системе «воспитатель-ребёнок-родители».

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ,

2005. 247с.

2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. М.: ТЦ

Сфера, 1999. 112с.

3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6

лет. М.: ТЦ Сфера, 2007. 224с.

4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников:

Методические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа:__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

Нравственно-патриотическое воспитание одно из важных направлений в дошкольном образование, предлагаю перспективное планирование для старшего дошкольного возраста. План составлен с учетом того, ч...

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Статья "Формирование нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города".

quot;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом".С.Михалков...

Опыт работы по теме «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края»

laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту ...