"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Зыкова Ольга Александровна

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса

"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_vystuplenie_moe.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса

"Триз-технология как средство развития связной речи у старших дошкольников"

        Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. В научной литературе связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Уровень развития связной речи выступает показателем общей речевой культуры человека.

        Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.М. Алексеевой, А.М. Бородич, Т.А. Ладыженской, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой, Б.И. Яшиной. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.

        Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).

        Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Функция ребенка на таких занятиях исполнительская, а не развивающая. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок. Это препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

        Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

        ТРИЗ - это уникальная технология развития связной речи. Однако воспитателями и педагогами не уделяется достаточного внимания использованию приемов и методов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольников.

        Для меня целью использования ТРИЗ - технологии в детском саду является развитие, с одной стороны у дошкольников, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

        В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

        Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:

  • Принцип свободы выбора
  • Принцип открытости
  • Принцип деятельности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип идеальности

        Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поэтому поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Работая с дошкольниками, в направлении речевого развития, используются следующие методы ТРИЗ-технологии:

обучение детей созданию образных характеристик объектов;

создание дошкольниками рифмованных текстов;

обучение детей составлению творческих рассказов по картине;

обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Мы с вами остановимся более подробно на обучении детей создании образных характеристик

Работа по обучению детей созданию образных характеристик должна начинаться с:

1.Обучения детей составлению сравнений.

2.Отрабатывания умений детей по составлению разнообразных загадок.

3.Составления метафор

Разработанные алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются детьми  и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

  1. Обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

Я (воспитатель) называю какой-либо объект;

выделяю и обозначаю вместе с детьми его признак;

определяю  вместе с детьми значение этого признака;

сравниваю вместе с детьми данное значение со значением признака в другом объекте.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Пример: Указываю на объект (дерево) и прошу сделать сравнение с другими объектами (по цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака. (Пример: дерево по цвету золотистое, как монетка (Я задала признак цвета, а его значение – золотистое-выбрано ребенком)

  1. Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Я (воспитатель) выступаю в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если через некоторое время задать ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. В процессе составления загадок у ребенка формируются основные мыслительные операции, он получает радость от собственного речевого творчества.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Модель 1  Какой \ Что бывает таким же?

Модель 2 Что делает?/ Кто (что) делает так же?

Модель 3 На что похоже? / Чем отличается?

        Я предлагаю Вам некоторые способы обучения детей составлению загадок. Начните с самого простого, например, с перечисления частей предмета и их количества. Покажите детям картинку, на которой изображен всадник на коне. Не надо загадывать детям загадку. Вы ее с ними «придумаете». Это можно сделать на занятии по математике. Попросите детей посчитать, сколько всего будет ног у коня и всадника вместе, сколько голов, хвостов. Можно посчитать и глаза, и уши. Осталось загадку сформулировать, выучить наизусть и кому-нибудь загадать, например, работникам детского сада, родителям. На следующем занятии возьмите две картинки: одну с изображением стула, другую — с изображением кошки или собаки. Посчитайте с детьми детали: 8 ног, 2 спины, 1 голова, 1 хвост. Отгадка: кошка спит на стуле.        Достаточно легкий и доступный способ составления загадок для детей — по принципу отрицания. Этому способу, как и предыдущему, можно обучать, начиная с пятилетнего возраста. Педагог сам предварительно может придумать про любой предмет свою загадку и предложить ее детям для составления, например:

Круглый, но не апельсин,

Катится, но не машина,

Скачет, но не зайка? Что это? (Мячик.)

        Рассмотрим еще один способ составления загадок путем противоречий. В становлении творчества у детей огромное значение имеет освоение антонимов. Дж. Родари обращает внимание на то, что мысль возникает из парных понятий: «Понятие мягкий появляется не до и не после понятия жесткий, а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание». Метод противоречий имеет для ребенка практическое значение. Дошкольник обязательно станет школьником. Этот метод поможет ему при изучении законов окружающего мира.

        Чтобы составить с детьми загадку, используя противоречивые качества предмета, ее надо придумать сначала самому педагогу. Для этого нужно научиться находить противоречия в предметах и явлениях. Именно внутренние противоречия в предмете всегда скрыты, и обнаружить их нелегко. Они и есть загадка, тайна. Детей этому логическому приему надо специально обучать. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. На занятиях по математике дети сопоставляют предметы и явления по количественным, временным, пространственным отношениям (много — мало, рано — поздно, далеко — близко). На занятиях по развитию речи сопоставляют предметы по качествам, свойствам, состояниям (положительный — отрицательный, хитрый — простодушный). Можно с детьми придумать такую загадку:

Я бываю разная:

Чистая и грязная,

Полная и пустая,

Глубокая и мелкая,

И зовусь тарелкою.

Загадка  про гриб: 

- На что похож гриб?

- На мужичка. 

- А чем отличается от мужичка?

- У гриба нет бороды. 

- Еще на что похож?

- На дом, но без окон. 

- А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: "Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке".

Задачи,  которые мы решаем на разных этапах работы с загадкой:

  - составляем загадку

  - учимся узнавать связное высказывание.

   -набираем все части речи в словарь.

  -формируем умение связного говорения по правилам.

   -кодируем загадку - учимся кодировать рассказ.

  -отгадываем загадку – учимся анализировать предъявленные предметы,    сравнивать их.

  -работая с отгадкой – учимся составлять рассказ о том, что было и что будет потом  с объектом.

  -полученную в загадке метафору – учимся вставлять в рассказы.

Отгадываем да-нетку (вид загадки) – набираем описательные характеристики. Отрабатываем слоговую структуру слова.

        При составлении загадок редко пользуются одним каким-то способом, чаще всего они совмещаются.

  1. Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т.д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а тем более в реальной жизни.

Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

        Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество и речь ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере общения и творчества, активного диалога и сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность, умеющую связно говорить. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Пейзажная картина, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Изучение особенностей построения дошкольниками описательных  рассказов по пейзажной картине....

Презентация " Интеллект-карта как средство развития связной речи у старших дошкольников"

Использование интеллект-карт для развития речи старших дошкольников...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Мнемотехника как средство развития связной речи у старших дошкольников"

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету». К.Д. УшинскийМНЕМОТЕХ...

«Сказки как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Сказка является  многогранным материалом, который можно применять  в педагогической и психологической работе. Одной из важных задач сказки является коммуникативное развитие речи...

Самообразование «Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»

laquo;Театрализованная деятельность, как средство развития связной речи у старших дошкольников»Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста п...

«Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство развития связной речи у старших дошкольников»

Консультация для педагогов «Использование «кубиков историй» и сторителлинг как средство  развития связной речи у старших дошкольников».Методика «сторителлинг&ra...

Статья «Сказка, как одно из средств развития связной речи у старших дошкольников»

В статье говорится об актуальной проблеме развития связной речи у дошкольников. Рассказывается об одном из главных источников развития речевых процессов – сказке....