Кейс-технология как средство развития связной речи старших дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Надежда Григорьевна Сушкова

        Выступление на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов.

 

        "Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций, направленных на формирование у слушателей на основе реальных или вымышленных событий новых качеств и умений. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Кейс-технология как средство развития связной речи старших дошкольников» Подготовила: учитель – логопед Сушкова Надежда Григорьевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Слайд 2

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи.» О.С. Ушакова

Слайд 3

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации . Суть кейс-технологии в том, чтобы проанализировав ситуацию, разобравшись в причинах проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Актуальность кейс-технологии состоит в том, что она одновременно способствует:

Слайд 4

Виды кейс-технологий

Слайд 5

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация или фото, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации . Этот метод позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше . с оставление рассказа по серии картинок с оставление рассказа по картинке с крайбинг

Слайд 6

Метод ситуационно-ролевых игр основан на инсценировании перед аудиторией проблемной ситуации и возможности оценить поведение и поступки участников игры. театрализаци я

Слайд 7

Разработка кейса

Слайд 8

Р еализация кейса

Слайд 9

Кейс « Маша больше не лентяйка» Цель кейса: обобщение знаний по теме «Человек. Части тела. Ориентация в собственном теле ». Задачи кейса: обогатить предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Человек. Части тела. Ориентация в собственном теле »; развивать умение составлять рассказ, используя в речи разные типы предложений . Тип кейса: обучающий; кейс-ситуация на основе мультипликационного произведения.

Слайд 10

I этап. Организационный . Логопед напоминает детям, что тема этой недели « Человек. Части тела. Ориентировка в собственном теле», и просит их ответить на следующие вопросы: Для чего нужны глаза? ..... Глаза нужны для того, чтобы видеть. Для чего нужен нос? Для чего нужны уши? Для чего нужен рот? Для чего нужны ноги? Для чего нужны руки? Далее предлагает назвать, что делает каждая часть тела. Голова что делает? ….. Думает , кивает, наклоняется… Руки что делают? Пальцы что делают? Ноги что делают?

Слайд 11

II этап. Ознакомительно-аналитический. Логопед. « Сегодня мы познакомимся с мультфильмом «Маша больше не лентяйка» и узнаем, что однажды приключилось с девочкой Машей .» Дети смотрят мультфильм до момента, где Маша говорит: «Что теперь будет? ... Значит я теперь не хозяйка своих рук и ног?» Логопед спрашивает: Что мы узнали из просмотренного отрывка мультфильма? Какая была Маша? Почему руки и ноги перестали слушаться девочку ?

Слайд 12

III этап. Презентационный. Логопед предлагает детям представить, что могло случиться с девочкой, которая «не хозяйка своих рук и ног», и составить небольшой рассказ – продолжение истории. Дети составляют рассказ, а педагог рисует символические рисунки, соответствующие данному отрывку в рассказе.

Слайд 13

IV этап. Итоговый . Логопед . «А вот, что на самом деле случилось с девочкой Машей …» Дети смотрят продолжение истории. Логопед. «Что вы узнали из этого отрывка мультфильма ?» «Ваш рассказ был близок по содержанию к сюжету мультфильма ?» «Чему учит нас эта история ?»

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Кейс-технология как средство развития связной речи старших дошкольников.

(1) Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: «Кейс-технология как средство развития связной речи старших дошкольников».

(2) В норме усвоение родного языка возникает непроизвольно в процессе речевого общения, имеет неосознанный, эмоциональный характер и играет важную роль в гармоничном развитии ребенка. При тяжелом недоразвитии речи происходит дезавтоматизация речевого процесса, что обусловливает формирование патологического типа лингвистического поведения, основным дефектом которого является несформированность произвольной речевой деятельности.

(3) Таким образом, возникла необходимость выбора современной технологии, направленной на развитие языковых средств общения. При этом это должна быть такая технология, которая бы, во-первых, была направлена на компенсацию недостатков речевого развития, а во-вторых, способствовала бы развитию инициативного мышления в решении различных жизненных ситуаций.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций, направленных на формирование у слушателей на основе реальных или вымышленных событий новых качеств и умений. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Универсальность данной технологии состоит в том, что дети должны не только проанализировать ситуацию, но и, разобравшись в сути проблемы, предложить возможные решения. При этом ребята должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому взрослый помогает дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывает им свое мнение. Только такой подход будет способствовать развитию у детей любознательности, критического мышления, способности решать сложные задачи, разумно действовать в неожиданной ситуации.

(4) Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь в последние 10-15 лет, а в дошкольном образовании – около 4-5 лет назад.

Специфика кейс-технологии дошкольного учреждения в том, что эта технология активного обучения основана либо на реальных ситуациях, либо на ситуациях, взятых из литературных произведений.

К методам кейс-технологии относят следующие методы:

 метод инцидента;

 метод ситуационно-ролевых игр;

 метод разбора деловой корреспонденции;

 игровое проектирование;

 метод дискуссии;

 метод ситуационного анализа.

(5) Чаще всего в практике реализации кейс-технологии мной используются два метода. Первый - это метод ситуационного анализа, одним из видов которого является кейс-иллюстрация - это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Иллюстрация позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать информацию, а затем с её помощью сохранять и воспроизводить её, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше.

Хотелось бы обратить внимание на такую инновационную технологию как скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — это технология представления информации, в которой речь человека иллюстрируется «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги).

(6) Второй метод, который чаще других методов кейс-технологии  используется мной в практике – это метод ситуационно-ролевых игр. Этот метод основан на инсценировании перед аудиторией проблемной ситуации и возможности оценить поведение и поступки участников игры.

 (7) Так с чего же начать разрабатывать кейс?

1. В первую очередь - с определение цели кейса. Исходя из этой цели и создаётся кейс, формулируются задачи.

Например, целью кейса может быть закрепление знаний по определенной лексической теме, а задачами являться речевое развитие воспитанников.

Здесь нужно отметить, что в течение учебного года реализация кейсов осуществляется в соответствии с лексическими темами в подготовительной к школе группе.

Учитель-логопед разрабатывает кейс, прорабатывает речевой материал; воспитатель же проводит беседы по теме кейса, читает художественную литературу.

 2. Второе - необходимо выбрать проблемную ситуацию.

Источниками для кейса могут быть как жизненные ситуации, так и художественная литература, фото, иллюстрация, видео.

3. Далее определяем контекст кейса (текс к фотографии, если вы выбрали фото-кейс, или иллюстрации к художественному произведению, если вы выбрали кейс-ситуацию на основе литературного произведения).

4. Далее планируем кейс-исследование: формулируем вопросы для постановки проблемы и вопросы, которые будут подталкивать детей к ее решению, собираем материал, способствующий развитию речевых и коммуникативных навыков дошкольников.

5. Пятое – определяем форму презентации кейса для детей. На этом этапе разработки кейса необходимо продумать схему рассказа, которая будет способствовать развитию связной речи детей.

6. И шестое - формулируем вопросы для дальнейшего обсуждения ситуации в контексте практического использования полученных знаний.

(8) При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую внутреннюю структуру. Эту внутреннюю структуру необходимо учитывать при разработке и предъявлении кейса дошкольникам.

Кейс имеет 4 этапа:

1 этап – организационный, на котором педагог вводит детей в тему занятия.

2 этап – ознакомительно-аналитический. На этом этапе взрослый кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения. Помогает проанализировать принятое решение.

3 этап – презентационный. Педагог организует презентацию решения кейса.

4 этап – итоговый. На этом этапе дети с помощью взрослого делают вывод из предложенной ситуации, ищут ситуации, в которых можно было бы применить полученные знания.

Далее предлагаю вашему вниманию рассмотреть реализацию кейс-технологии на примере занятия «Маша больше не лентяйка» с детьми подготовительной к школе группы.

Кейс «Маша больше не лентяйка»

(9) Цель кейса: обобщение знаний по теме «Человек. Части тела. Ориентация в собственном теле».

Задачи кейса:

  • обогатить предметный, глагольный словарь, словарь признаков по теме «Человек. Части тела. Ориентация в собственном теле»;
  • развивать умение составлять рассказ, используя в речи разные типы предложений.

Тип кейса: обучающий; кейс-ситуация на основе мультипликационного произведения.

(10) I этап. Организационный.

Введение в тему занятия.

        На этом этапе логопед напоминает детям, что тема этой недели «Человек. Части тела. Ориентировка в собственном теле», и просит их ответить на следующие вопросы:

  • Для чего нужны глаза? ..... Глаза нужны для того, чтобы видеть.
  • Для чего нужен нос?
  • Для чего нужны уши? И т.д.

                Далее предлагает назвать, что делает каждая часть тела.

  • Голова что делает? ….. Думает, кивает, наклоняется…
  • Руки что делают?
  • Пальцы что делают? И т.д.

(11) II этап. Ознакомительно-аналитический. 

        На этом этапе происходит знакомство с ситуацией и осмысление проблемы.        

        Ребята смотрят первую часть мультфильма до определённого момента.                

        Далее задача педагога вовлечь детей в дискуссию, задавая наводящие вопросы. Например:

  • Что мы узнали из просмотренного отрывка мультфильма?
  • Какая была Маша?
  • Почему руки и ноги перестали слушаться девочку?

(12) III этап. Презентационный.

                Логопед предлагает детям представить, что могло случиться с девочкой, которая «не хозяйка своих рук и ног», и составить небольшой рассказ – продолжение истории.

                Дети составляют рассказ, а педагог рисует символические рисунки, соответствующие данному отрывку в рассказе.

(13) IV этап. Итоговый.

                Дети смотрят продолжение истории, а после педагог наводящими вопросами помогает ребятам сделать вывод из предложенной ситуации. Например:

  • Что вы узнали из этого отрывка мультфильма?
  • Ваш рассказ был близок по содержанию к сюжету мультфильма?
  • Чему учит нас эта история?

(14) Таким образом, правильно разработанные кейсы и их реализация в ходе образовательной деятельности помогают педагогам повысить интерес дошкольников к познанию окружающей действительности, развивают у них умение слушать и грамотно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения, что важно не только для компенсации недостатков речи, но и для улучшения социализации детей с речевыми нарушениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательных рассказов с использованием схем как средство развития связной речи старших дошкольников.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в старшем возрасте является совершенствование монологической речи....

"Моделирование как средство развития связной речи старших дошкольников"

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и ...

Консультация для воспитателей Тема: «Сказка как средство развития связной речи старших дошкольников».

Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традици...

план работы по теме самообразования "Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников"

Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь...

Презентация "Сказка-как средство развития связной речи старших дошкольников"

Разитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через сказку.Дошкольный возраст –период активного творческого развития личности ребенка Особое место в словотворческом процессе по праву з...

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...