ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА « Мир LEGO малышам-»
рабочая программа (младшая группа)
«Лего - конструирование» для детей 3-4 года.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_1_1.docx | 37.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2065»
ГБОУ Школа № 2065 Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, 3-й микрорайон, дом 8. ИНН 5003096290; КПП 775101001; ОГРН 1115003007790 | тел. / факс: 8 (495)410-38-95; email: 2065@edu.mos.ru; web: www.sch2065tn.mskobr.ru |
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете | Заместитель директора ГБОУ Школа №2065 | |
25.08.2023 года № 01 | ____________________Урсегов К.Б. | |
от 26.08.2023 года № 92/01-ДО | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
« Мир LEGO малышам-»
Направленность: техническая
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель: педагог дополнительного
образования
Иксарь Олеся Юрьевна
г. Москва, 2023
Пояснительная записка
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры. Основными идеями Lego являются модульность и совместимость. Хотя кирпичики за много лет своего существования меняли дизайн и форму, они совместимы между собой.
Однако, помимо непосредственно конструирования, занятия включают в себя и другие разделы — «Развитие речи», «Формирование математических представлений», «Познание», «Творчество».
И что самое главное — дети очень замотивированы на занятия, так как для познания используется любимый конструктор.
Поэтому основными задачами кружка являются развитие мелкой моторики, развитие логики и внимания, пространственного и креативного мышления, математических навыков. Общее развитие детей в соответствии с возрастом.
«Лего - конструирование» для детей 3-4 года.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Новизна программы состоит в том, что в обучении используется современный конструктор Лего. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд в собственном темпе и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Способность объединяться в игре в пары, микро-группы интеллектуальной активности формирует на основе создания общих построек коммуникативные навыки: умение в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы, доброжелательно предлагать помощь.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов
игрушек, задающих сюжеты игры. Основными идеями Lego являются модульность и совместимость. Хотя кирпичики за много лет своего существования меняли дизайн и форму, они совместимы между собой.
Однако, помимо непосредственно конструирования, занятия включают в себя и другие разделы — «Развитие речи», «Формирование математических представлений», «Познание», «Творчество».
И что самое главное — дети очень замотивированы на занятия, так как для познания используется любимый конструктор.
Поэтому основными задачами кружка являются развитие мелкой моторики, развитие логики и внимания, пространственного и креативного мышления, математических навыков. Общее развитие детей в соответствии с возрастом.
Педагогическая целесообразность программы
Для освоения программы выбрана игровая, но познавательная форма с использованием конструкторов LEGO. Это позволяет повысить интерес детей и создать творческую атмосферу во время работы. Наборы LEGO Education помогают ребенку как прирожденному конструктору, изобретателю и исследователю в познании окружающего мира, в формировании элементарных математических представлений, развитии речи.
Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада при помощи Лего-конструктора.
Задачи программы:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности. Развитие внимания, памяти, мышления. Учить конструировать по образцу, условию и замыслу.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
4.Содействовать развитию целеустремлённости, умению доводить начатое дело до конца, самоконтролю, самовоспитанию.
5.Обогащать словарный запас, развивать речь детей.
Принципы LEGO-конструирования:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
1. Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2.Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
3.Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
4.Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу – с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
Программа курса предполагает знакомство с теорией и практикой
Работа кружка «LEGO конструирование» осуществляется под руководством педагога и является основной формой работы с детьми. Занятие проводится два раза в неделю, продолжительность которого 40 минут.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), на занятии проводятся физкультминутки.
В течение занятия предусматривается сбалансированное чередование разных видов деятельности детей и время для отдыха. Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности на занятиях используются работа над проектами, спонтанная игра детей, конструирование по замыслу, беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования. На занятиях дети:
- знакомятся с понятием устойчивости постройки, ее прочности;
-ориентируются в пространстве;
-знакомятся с различным способам скрепления деталей лего;
- различают геометрические формы, независимо от цвета и расположения;
- закрепляют знания о деталях лего;
- обучаются анализировать готовые постройки, выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов;
- учатся проявлять творчество и изобретательность в работе;
- учатся планировать этапы создания постройки;
- работают коллективно;
- конструируют по по сюжету, предложенным взрослым;
- развивают конструктивное воображение, мышление, память, внимание;
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: на каждом занятии обязательно используется обыгрывающий материал.
В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:
- наблюдение за деятельностью детей;
- задания для самостоятельного выполнения;
- общение с ребенком.
Основная форма проведения занятий – практикум. Для достижения ожидаемого результата, придерживаются следующей структуры занятий:
- Приветствие
- Беседа по теме
- Пальчиковая гимнастика
- Конструирование
- Физкультминутка
- Развивающая игра
Приветствие - цель этого этапа – включение каждого дошкольника в деятельность, создание благоприятной атмосферы на занятии.
Беседа по теме - включает в себя, объяснение нового материала, закрепление. Выполнение поставленных задач.
Физкультминутка - позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой.
Пальчиковая гимнастика - простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. Подготовки к занятию.
Конструирование - на занятии дети получают знания о деталях Лего. Различают их и называют. Дети подбирают детали по форме, размеру и устойчивости в соответствии с заданием. Учатся следовать инструкциям педагога, создавать сюжетную композицию. А в дальнейшем и по собственному замыслу. Учатся планировать свою работу, уметь рассказать о ней. Учатся работать коллективно.
Развивающая игра - по окончанию каждого занятия подводятся итоги. Ребенок видит результат своей работы. Внимание детей акцентируется на основной теме занятия. Здесь же дети могут выразить своё отношение к занятию, к тому, что понравилось, а что было трудным. Детям предлагается развивающая игра с использованием полученной игрушки, отгадать загадки.
Творческое задание – в конце занятия дети выполняют индивидуальное или групповое творческое задание по теме.
Планируемые результаты
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
- различать и называть детали Лего конструктора;
- различать геометрические фигуры их цвет, форму;
- следовать инструкции педагога;
- конструировать по условиям, задаваемым взрослым;
- скреплять Лего детали разнообразными способами;
- рассказать о своей постройке;
- строить постройки по замыслу;
- конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы в конструировании;
- работать в коллективе и паре;
- моделировать, а затем в постройке передавать характерные черты людей, сказочных героев по средствами конструктора;
- на плате создавать сюжетные композиции;
- строить и осуществлять собственный замысел
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы контроля (аттестации) |
1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. | 1 | |
2 | Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | |
3 | Знакомство с Лего | 2 | В процессе проведения учебного занятия |
4 | Сооружение простейших построек | 18 | В процессе проведения учебного занятия |
5 | Ориентировка в пространстве | 10 | В процессе проведения учебного занятия |
6 | Сооружение построек по образцу, схеме | 10 | В процессе проведения учебного занятия |
7 | Конструирование по замыслу | 11 | В процессе проведения учебного занятия |
8 | Проектная деятельность | 11 | В процессе проведения учебного занятия |
9 | Итоговое занятие | 1 | Подведение итогов реализации доп. обр. программы в форме итогового тестирования, открытого занятия. |
Итого: | 65 |
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Материально-техническое обеспечение программы:
1. «Кирпичики» DUPLO
2. «Железная дорога» («Математический поезд»)
3. «Дикие животные» DUPLO
4. «Муниципальный транспорт» DUPLO
5. «Гигантский набор» DUPLO
6. «Большая ферма» DUPLO
7. «Набор с трубами» DUPLO
8. «Зоопарк» DUPLO
9. «Люди мира» DUPLO
Календарно-тематический план
Модули | № занятия | Содержание | Кол-во часов | Сроки (дата) | |
планируемые | скорректиро-ванные | ||||
Знакомство с конструктором Lego Duplo | 1 | Знакомство обучающихся друг с другом и с педагогом. Выявление уровня первичной подготовки детей. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие. | 1 | октябрь | |
2 | Скреплялки | 1 | октябрь | ||
3 | Простейшие конструкции. Пирамидка. Башня. Понятия большой, маленький. | 1 | октябрь | ||
4 | Простейшие конструкции. Лесенка. | 1 | октябрь | ||
5 | Простейшие конструкции. Заборчик. | 1 | октябрь | ||
Констуирование простых моделей по образцу | 6 | Конструирование мебели. Пространственно-временные отношения: в, на, под, за. | 1 | октябрь | |
7 | Домик для Лунтика. | 1 | октябрь | ||
8 | Конструирование мостиков. | 1 | октябрь | ||
9 | Овощи и фрукты | ноябрь | |||
10 | По дорожке | 1 | ноябрь | ||
11 | Собери кирпичики | 1 | ноябрь | ||
12 | Простейшие конструкции. Светофор. Железная дорога. Волшебный поезд | 1 | ноябрь | ||
13 | Московский зоопарк. | 1 | ноябрь | ||
14 | Теремок | 1 | ноябрь | ||
15 | Кормушка для уточек. | 1 | ноябрь | ||
16 | Не ошибись Петрушка | 1 | ноябрь | ||
17 | Башня | 1 | декабрь | ||
18 | Деревья | 1 | декабрь | ||
19 | Домик для куклы | 1 | декабрь | ||
20 | Красивые рыбки | 1 | декабрь | ||
21 | Лесная полянка | 1 | декабрь | ||
22 | Транспорт | 1 | декабрь | ||
23 | Наши маленькие друзья | 1 | декабрь | ||
24 | У солнышка в гостях | 1 | декабрь | ||
25 | Пирамидка для гномика | 1 | декабрь | ||
26 | Птичка | 1 | январь | ||
27 | Загончик для животных | 1 | январь | ||
28 | Утята | 1 | январь | ||
29 | Ёлочка | 1 | январь | ||
30 | Домик для зайчика | 1 | январь | ||
Конструирование сложных моделей по образцу | 31 | Путешествие в страну математики | 1 | январь | |
32 | Подарок для куклы Кати | 1 | январь | ||
33 | Машина | 1 | февраль | ||
34 | Корабль | 1 | февраль | ||
35 | Цветочная поляна | 1 | февраль | ||
36 | Птичка | 1 | февраль | ||
37 | Самолет | 1 | февраль | ||
38 | Деревья в парке | 1 | февраль | ||
39 | Светофоры для Лего города | 1 | февраль | ||
40 | Домик для лисички | 1 | февраль | ||
41 | Испечем вкусные пирожки | 1 | март | ||
42 | Цветы в подарок маме | 1 | март | ||
43 | Кораблик | 1 | март | ||
44 | Аквариум с рыбками | 1 | март | ||
45 | Детская площадка | 1 | март | ||
46 | Домик для птиц | 1 | март | ||
47 | Конюшня для лошадей | 1 | март | ||
48 | Домашние животные. Конструирование по схеме. Собачка. Кошечка. | 1 | март | ||
49 | Мельница. | 1 | март | ||
Конструирование по сказкам | 50 | Избушка для трёх медведей. | 1 | апрель | |
51 | Путешествие в космос на ракете | 1 | апрель | ||
52 | «Три поросенка». | 1 | апрель | ||
53 | «Колобок». | 1 | апрель | ||
54 | Разные профессии. Человек. | 1 | апрель | ||
55 | Сажаем цветы в саду. | 1 | апрель | ||
Строительство и фантазия | 56 | Пруд с уточками. | 1 | апрель | |
57 | Детская площадка. | 1 | апрель | ||
58 | Мой город. | 1 | май | ||
59 | Цирк. | 1 | май | ||
60 | Аквапарк. | 1 | май | ||
61 | Робот. | 1 | май | ||
62 | Прогулка в парке. | 1 | май | ||
63 | Аквариум с рыбками. | 1 | май | ||
64 | Мой дом. | 1 | май | ||
65 | Детский сад. | 1 | май |
Список литературы
1.ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
2. Мельникова О. В. Лего-конструирование 5-10 лет. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 51 с.
3. Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
5. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
6. Дыбина О. В., Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
7. Бедфорд А. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
8. Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
9. Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф
10.Методические рекомендации по организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.
12.Мамрова В. Н. Лего-конструирование в детском саду Методическое пособие – Челябинск, 2014. -.
13. Русские сказки
14.Липковиц Даниел «Лего книга игр» - Изд.: Эксмо, 2014г. – 200с.
15.Мазанова Е. В. «Речевые игры с Лего» - Издательство Ольги Кузнецовой, 2019г. – 88с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"
Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Мир роботов LEGO». 2019 - 2020 уч. г
Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде. Знакомство с основами программирования на LEGO WeDo 2.0, созданием сво...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Английский для малышей»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММа«Английский для малышей»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»
Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»
Программа по английскому языку основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирован...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логоритмика для малышей"
В связи с введение в систему дошкольного образования федеральных государственных требований к педагогам открываются большие возможности использования современных педагогических технологий, методик, ра...