Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Логоритмика для малышей"
рабочая программа по музыке (младшая группа)

Мельникова Евгения Алексеевна

В связи с введение в систему дошкольного образования федеральных государственных требований к педагогам открываются большие возможности использования современных педагогических технологий, методик, различного вида дидактического материла. Одним из таких является логоритмика. Логоритмические занятия направленны на разностороннее развитие ребёнка, совершенствование речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в пространстве окружающего мира, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_logoritmika_dlya_malyshey_2022-2023_-_kopiya.docx33.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее дополнительная программа) «Легоконструирование» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №28 комбинированного вида» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
  • Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  • Уставом МДОУ «Д/с № 28».

В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Одним из таких современных методов работы с детьми младшего дошкольного возраста является логоритмика. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Занятия проводятся во вторую половину дня. Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия являются интегрированными. Лексическая тема берётся на месяц и видоизменяется в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей. Кружок проводится 2 раза в неделю. Количество часов, на которые рассчитана программа (в том числе количество часов для проведения занятий и мониторинга) составляет 36 часов в год.

По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Направленность программы: тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении.

Цель: развитие речи (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя) детей младшего дошкольного возраста посредством логоритмичеких занятий.

Задачи:

1) способствовать развитию просодической стороны речи (мелодика, темп, тембр, ритм, интонация, сила голоса, высота, паузы, логической ударение);

2) способствовать формированию правильного речевого выдоха;

3) обогащать словарный запас детей междометиями (ах, ох), словами-звукоподражаниями (мяу, ку-ку), а в дальнейшем существительными и глаголами, а также наречиями (горячо, чисто, красиво), местоимениями (мой, твой), числительными (один, два);

4) содействовать формированию грамматического строя речи;

5) включать элементы сенсорной интеграции, т.е. включение различных органов чувств (обоняние, осязание, зрение, слух с целью стимулиции и в дальнейшем развития речедвигательных навыков;

6) развивать музыкальные способности (музыкальный слух, восприятие, эмоциональный отклик на музыку);

7) способствовать совершенствованию ловкости, крупной и мелкой моторики; профилактика искривления позвоночника у малышей;

8) раскрывать творческие способности, умение подражать, изображать разные эмоции.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

Немаловажную роль в развитии личности ребёнка играет совместная деятельность родителей и педагогов детского сада. Задача педагога стоит в приобщении семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, развитию творческих способностей, эстетического развития и художественного вкуса. Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия:

  1. Информационные статьи и буклеты в родительском уголке групп.
  2. Выступление специалиста на родительских собраниях.
  3. Просмотр занятий детей на видео.
  4. Мастер-классы.
  5. Фотоотчёты занятий.
  6. Совместное занятие для родителей и детей.

Использование наглядного материала:

  • иллюстрации и репродукции;
  • дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • музыкальные инструменты;
  • аудиоматериалы.

Программа составлена с учётом межпредметных связей по областям:

  • познание: занятия, наблюдения, беседы, игры;
  • социализация: используются дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • художественная литература: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен);
  • музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для реалаксации, упражнений, игр;
  • физическая культура: проводятся подвижные игры, развлечения, досуги;
  • коммуникация: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Содержание дополнительной образовательной программы и отличительные особенности:

содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей.

Формы работы кружка: подгрупповая и групповая.


Структура логоритмического занятия

1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

2.Основная часть занимает 10-12 минут: включает в себя пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.


Календарно-тематическое планирование

Месяц/тема

Тема. Оборудование

Пальчиковая гимнастика

Логопедические песенки

МРД и игры

ОКТЯБРЬ

Тема: Урожай. Овощи. Фрукты.

Атрибуты: Овощи и фрукты пластмассовые, настоящий апельсин, фасоль, мешочек,

массажные коврики

«Где же, где же наши ручки?» Е.Железнова

«Мы делили апельсин»

Сказка «Репка» стр. 22

«Дождик» Е. Железнова

Собери урожай

«Верх и низ»

«Поползаем»

Ритмическая игра «Урожай»

Игра «Яблонька» стр. 25

Игра «Сенсорный мешочек» (в мешочке овощи и фрукты)

Песенка «Фасольки» ст. 20

НОЯБРЬ

Тема: Лес. Обитатели леса.

Атрибуты: массажные коврики, фасоль,

Загадки стр.40,

«Паучок ходил по ветке»,

«Вот носик, вот ушки»

Песенки «Ау», «Ёж», «Лиса», «Мишка»

Песенка «Фасольки» стр.20

Упражнение «Тихо-громко»

Игра «Кто поёт?» стр. 28

Игра «Дорожка» (дай, на), стр. 34

Хотьба

«Ходим, ходим, стоп» Е.Железнова,

«Ёжики» Е.Железнова,

«Мишка косолапый

ДЕКАБРЬ (1ая половина)

Тема: Море.

Атрибуты: голубая ткань (море), камешки, ракушки

«Море» стр.42

«Краб» Е.Железнова

Песенка «Камешки-ракушки» стр.21

Упражнение «Дай» стр.19

Игра «Шумелки» стр.27

Игра «Дорожка» (дай, на), стр. 34

ДЕКАБРЬ (2ая половина)

Тема: Зима. Игрушки

Атрибуты: кукла, кровать, барабан

«Вот так холод, вот мороз» Е.Железнова

«Бай», «Колыбельная», стр. 14,

«Кукла»

«Мы попрыгаем», «Игра с колокольчиками», «Ходим-шлёпаем», «Бум, барабан»

ЯНВАРЬ (2ая половина)

Тема: Буду я здоровым. Части тела. Одежда.

Атрибуты: губки, иллюстрации, кукла Катя Заболейкина

Пальчикова игра «Моем руки», артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Песня «Рано утром» Е.Железнова «Я мою»

«Умывалочка» стр.39,

«Руки мыть нужно каждый день»,

«Мы в ладоши хлопаем»,

«Мы ногами топаем»

ФЕВРАЛЬ Тема: Защитники Отечества. Марш. Транспорт.

Атрибуты: мяч, массажные мячи

Пальчиковая игра «Массаж»

Логопедические песенки «Би-би», «Иу», «Ту», «Тук»,

Песенка-инсценировка «Машина едет далеко», «Вот мы в автобусе сидим»;

«Играем с мячиком», «Передай мячик»;

«Едем, едем на лошадке», «На лошадке» Е.Железнова

МАРТ

Тема: Домашние животные.

Атрибуты: иллюстрации, игрушки

Пальчикова гимнастика «Тук-тук»

Логопедические песенки Татаркиной: «Иа», «Ме», «Му», «Га»;

Логопедические песенки Железновой: «Два кота», «Гуси», «Петух»

Игра «Чей голос?» стр.28

«Бычок» Е.Железнова

Упражнение «Кошечка»

Лёгкий бег

Упражнение на расслабление «Снеговик тает»

АПРЕЛЬ

Тема: Весна. Птицы.

Атрибуты: пёрышки

иллюстрации

Пальчикова игра «У жирафов пятна», «Замок»

Песенки «Дятел», «Кукушка»

Упражнение на дыхание «Пёрышки» стр.32

«Большие и маленькие ноги»

Упражнение «Идём-крадёмся»

«Прыг-прыг два лягушонка»

Игра «Воробушки и автомобиль»

МАЙ

Насекомые. Цветы.

Атрибуты: воды, фейри, мыльные пузыри, гусеницы-антистресс,

на занятие с мамой «борды»

Пальчиковая игра «Червячки пошли гулять»

Песенка «Ветерок» стр. 31

Логопедические песенки «Оса», «Песок», «Жук»

Игры с водой,

Игра «Мыльные пузыри» стр. 31,

Пляска «Гусеница» Марина Файн,

«Сороконожка» Е.Железнова

Упражнение «Облака», стр.32

Упражнение «Часики» на бордах

Упражнение «Цветочек» Е.Железнова


Календарный учебный график

1. Начало учебного года: 01.10.2022 г.

2. Окончание учебного года: 28.05.2023 г.

3. Продолжительность учебного года: 33 недели.

4. Продолжительность каникул в течение учебного года: -

5. Продолжительность занятий в неделю - 2 занятия в неделю, по 20 минут.


Предполагаемый результат

  • сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
  • сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
  • способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела;
  • способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
  • улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
  • способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
  • улучшения показателей диагностики развития речи;
  • воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.


Литература

  • М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
  • О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
  • Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
  • Л. Татаркина «Логоритмика»
  • Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
  • Аудиодиск Железновой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"

Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Английский для малышей»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММа«Английский для малышей»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Малыши - крепыши»

Актуальностью данной программы является то, что в дошкольном возрасте свод стопы и осанка имеют неустойчивый характер и поддаются изменениям, как в худшую, так и в лучшую сторону в зависимости от физи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»

Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»

Программа по английскому языку основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирован...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....