Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Малыши – художники»
календарно-тематическое планирование (младшая группа)
Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка» в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных особенностей детей, а так же приоритетного осуществления деятельности дошкольной организации по эстетическому направлению развития воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучающий материал | 79.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по эстетическому направлению развития воспитанников
«Тяжинский детский сад №1 «Березка»
Принята на заседании методического Утверждаю:
(педагогического) совета Заведующий МБДОУ №1 «Березка»
от «30» августа 2021г. Шепенюк Н.А.
Протокол №1 «30» августа 2021г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Малыши – художники»
Возраст учащихся: 1,5 – 3 года
Срок реализации: 2 года
1 год - стартовый уровень
2 год – базовый уровень
Составители:
Ковалева Елена Николаевна,
воспитатель
Худякова Нина Александровна,
воспитатель
пгт.Тяжинский, 2021
Программа «Малыши-художники» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и взаимодополняет основную образовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка» в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных особенностей детей, а так же приоритетного осуществления деятельности дошкольной организации по эстетическому направлению развития воспитанников.
Разработка может быть интересна воспитателям дошкольных образовательных организаций, родителям детей младшего дошкольного возраста, а также молодым специалистам при выборе парциальной программы.
Содержание
| 4 |
| 4 |
| 9 |
| 10 |
| 13 |
| 14 |
| 16 |
| 16 |
| 17 |
| 22 |
| 26 |
| 29 |
| 29 |
| 30 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие, становление личности, закладываются основы здоровья дошкольников. Чтобы все это было своевременным и полноценным, необходимо создать эмоциональный комфорт, сделать жизнь малыша содержательной, научить общаться со сверстниками и взрослыми, расширить круг его интересов.
Результаты научных исследований показали, что в процессе систематических занятий изобразительной деятельностью у учащихся прогрессируют сенсорные и умственные способности, воображение. В работах известных психологов А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, Н.Н.Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании и лепке, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, творчески мыслить, раскрывается творческий потенциал. Именно поэтому занятия изобразительной деятельностью воспитывают такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе.
По мнению ученых, творческий потенциал, которым обладает изобразительная деятельность, доступен каждому малышу, если им правильно руководит образованный взрослый. Но даже в этом случае общее развитие воспитанника и его художественных способностей не может произойти мгновенно. Предстоит пройти длительный и сложный путь. И начинаться он должен в раннем детстве.
Рисование – любимое детское занятие. Создавая изображение, учащийся получает результат, который видит сам, может показать другим и получить одобрение, а значит почувствовать себя созидателем, испытать удовлетворение и даже гордость за свои достижения. Рисуя то, что его интересует и волнует, учащийся обретает уникальную возможность выплеснуть на бумагу свои переживания, а не хранить их в себе.
В раннем возрасте, пусть и в примитивных рисунках, малыши склонны отражать свои чувства и отношения, что так важно для любого вида искусства, а еще для того, чтобы занятие доставляло радость и проходило творчески и с интересом. Психоэмоциональный комфорт в процессе ОД достигается за счет позитивного эмоционального настроя воспитателя; доступности учебного материала; конструктивного взаимодействия педагога и детей; профилактики утомления; поддержки воспитанника в случае затруднения и озвучивания его успешности («Сегодня ты так старался!», «В другой раз ты сделаешь еще лучше»); адекватной похвалы воспитанников («Сегодня мы сделали это немного качественнее», «Мы научились! Мы выполнили! Мы справились!»).
Новизной и отличительной особенностью рабочей программы «Малыши - художники» является развитие у учащихся раннего возраста творческих способностей и эстетического отношения к окружающему миру, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
Основой программы послужили авторские идеи И.А.Лыковой, Е.А.Янушко, Т.С.Комаровой и Д.Н.Колдиной. Исследования психологов Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, Б.М.Теплова, П.М.Якобсона о психологической природе детского творчества, его развития средствами искусства. А так же исследования Л.В.Куцаковой, Т.Я.Шпикаловой, Б.М.Неменского о развитии художественно-творческих способностей дошкольников. Наша программа «Малыши-художники» обеспечивает эмоциональное благополучие каждого воспитанника и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Программа ориентирована на целостное восприятие и освоение материала: учащийся эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-эстетические навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
Данная программа разработана в соответствии с:
● Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;
● Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг.»;
● Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.;
● Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
● Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
● Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;
● Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил» СП 2.4.3648-20 № 28 от 28.09.2020г. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
● Уставом МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка», утвержденным Постановлением администрации Тяжинского муниципального округа от 09.11.2020 г. №227-п
● Положением, утверждённым приказом МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка» от 09.09.2020 г. № 54 «Об организации деятельности по составлению, согласованию и утверждению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».
Необходимость создания программы:
- приоритет МБДОУ «Тяжинский детский сад №1 «Березка» – эстетическое направление развития учащихся;
- запросы родителей по результатам анкетирования «Интересы и потребности развития вашего ребенка».
Практическая значимость
Занятия рисованием учащихся раннего и возраста являются одним из важнейших средств познания мира, развития психических процессов (мышление, память, речь) и овладения знаниями эстетического направления.
В ходе обучения учащихся совершенствуется их внимание, умение слушать и слышать взрослого, детьми приобретаются практические навыки и умения, формируются и развиваются определенные способности: владение кистью руки, глазомер, овладение сенсорными эталонами.
Эти виды детской деятельности приобщают учащихся к миру прекрасного, развивают креативность (творческое начало личности), формируют эстетический вкус, позволяют ощутить гармонию окружающего мира. Часто несут в себе элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.
Программа направлена на:
- создание условий развития учащегося, побуждающих его к желанию общаться со взрослыми, заниматься совместной практической деятельностью;
- создание развивающей образовательной среды, представляющую собой систему условий для всестороннего развития детей раннего возраста (расширения ориентировки в окружающем, развития речи, фантазии и творчества).
Планируемые результаты:
- у учащихся сформируются представления о видах и техниках изобразительной деятельности;
- учащиеся овладеют практическими изобразительными умениями и навыками;
- у учащихся будет сформирован устойчивый интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
1.1.1. Цель и задачи Программы
Цель: становление эстетического отношения к окружающему миру, удовлетворение потребности учащихся в самовыражении через развитие продуктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Создать благоприятные условия для того, чтобы каждый учащийся мог изобразить то, что его увлекает то, что эмоционально значимо для него.
3. Подвести учащихся к пониманию, что очертания, пятна, линии могут что-то изображать.
4. Поддержать попытки сравнивать и называть эти изображения по ассоциации со знакомыми предметами, животными.
5. Побуждать учащихся вносить дополнения в рисунки.
6. Знакомить учащихся с бумагой, карандашом, гуашью, фломастерами, учить правильно их использовать.
7. Обучать учащихся различным техникам и приемам рисования.
8. Знакомить учащихся с основными цветами.
Развивающие:
1. Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер учащихся.
3. Содействовать развитию чувства цвета, ритма, формы.
4. Развивать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к изобразительной деятельности, к результату, продукту деятельности.
2. Прививать умения быть аккуратными в работе с различными материалами.
3. Формировать чувства толерантности, эмпатии, коллективизма.
Программа разработана с учетом основных принципов и требований к организации и содержанию различных видов деятельности в ДОУ, максимально учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
- Принципы и подходы к формированию программы
• природосообразности: образовательный процесс строится согласно учета возрастных особенностей учащихся раннего дошкольного возраста;
• индивидуализации: создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как учащегося, так и педагога;
• индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные способности учащихся и создаются благоприятные условия для их развития;
• гуманности: учащийся рассматривается как активный субъект взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Нетрадиционное рисование является деятельностью, соответствующей возрастным возможностям и особенностям учащихся. Нетрадиционно – т.е. не основываясь на традиции, происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю, отличаясь оригинальностью, не придерживаясь традиций.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают учащихся тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Учащиеся ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует
- снятию детских страхов;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит учащихся свободно выражать свой замысел;
- к побуждает учащихся творческим поискам и решениям;
- учит работать с разнообразным материалом;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фактурности и объёмности;
- развивает мелкую моторику рук;
- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки, а ребенок делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватными палочками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу.
Оттиск поролоновой, картофельной печаткой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона, картофельная печатка, вырезанная воспитателем.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и печатка.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель, учится договариваться, работать сообща вместе с другими детьми.
- Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития учащихся. Именно в раннем возрасте открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена. Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление. В этот период у учащихся совершенствуются восприятие мира, движения, эмоции. Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные, замкнутые, округлые линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль (отчасти закругленные, отчасти ломаные линии). Образа в этих каракулях пока нет. Это доизобразительный период в деятельности.
Известно, что в появлении ассоциативного образа большую роль играет речь, выполняющая различные функции приговаривания, подчеркивающего ритм движений учащихся. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если в предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их. Следовательно, представления о них связаны с названиями, вошедшими в активный словарь учащихся.
К этому времени у учащихся имеется уже некоторый запас наглядных представлений, что позволяет узнавать знакомое в рисунке, лепке. Для рисования детей характерна зрительно-двигательная, пространственно - ритмическая цветовая организация плоскости, не связанная с функцией изображения. Ребенку нравится само движение, трение одного материала о другой. Любая результативность производимого действия удивляет и радует его. Учащийся тем самым удовлетворяет потребность в активности, в новых впечатлениях, открытиях.
Продолжает обогащаться сенсорный опыт учащихся : развивается умение различать предметы по величине, различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый), по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета, способность соотносить цвет и форму знакомых предметов, учащиеся учатся действовать с различными орудиями, материалами.
При многократном повторении движений они становятся более организованными, у кого-то движения едва заметны - след слабый, у других - энергичны и след более яркий. Закладываются первые элементы зрительно - двигательной координации, так важной в изобразительной деятельности.
1.2.Планируемые результаты освоения Программы.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы:
- будут созданы условия для осуществления изобразительной деятельности учащихся;
- учащиеся научатся действовать с простейшими изобразительными материалами и оборудованием.
- у учащихся сформируются представления о видах и техниках изобразительной деятельности;
- учащиеся овладеют практическими изобразительными умениями и навыками;
- у учащихся будет сформирован устойчивый интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
- у учащихся сформируются коммуникативные способности, эмпатия, умения взаимодействовать в коллективе;
- у учащихся сформируются внимание, память, мышление, речь;
- у учащихся сформируются элементы воображения, умение действовать по словесным и наглядным инструкциям педагога;
- учащиеся овладеют саморегуляцией мелкой моторики рук.
Формы подведения итогов:
- постоянно действующая выставка в родительском уголке;
- видеопризентации для коллег и родителей (законных представителей);
- изготовление подарков для родителей (законных представителей);
- участие в детских творческих конкурсах.
II. Содержательный раздел Программы
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Учебный план, 1 год обучения.
2.3. Учебный план, 2 год обучения
2.1.Условия реализации:
объект программы: учащиеся раннего дошкольного возраста от 1,5 до 3-х лет.
Программа рассчитана на 2 учебных года. Режим – 1 раз в неделю в течение 8 - 10 минут.
Форма работы – подгрупповая (6 детей).
При формировании подгруппы учитывается возраст и психофизиологические особенности учащихся.
При реализации программы осуществляется:
- соблюдение правил охраны труда, безопасности жизнедеятельности учащихся;
- соблюдение норм санитарной гигиены;
- наличие дидактического материала;
- наличие научно - методического материала;
- использование технических средств.
№ | компоненты деятельности | этапы работы | задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей |
1 | проблема – цель работы детей в ходе игр-занятий | мотивационно-ориентировочный | учащийся понимает четко сформулированную учебную задачу; действует в соответствии с планом, на основе игрового мотива |
2 | объяснение и показ способов выполнения работы | поисковый | определение порядка действий |
3 | исполнительские действия | практический | решение программных задач обучения и воспитания учащихся |
2.2.Учебный план, 1 год обучения
Количество занятий – 32.
(8 минут в неделю, всего 4 часа 16 минут)
Календарно-тематический план
№ п/п | Название модуля | Количество занятий |
1 | Рисование цветными карандашами | 12 |
2 | Рисование гуашью | 20 |
Содержание реализации программы «Малыши-художники»
Месяц неделя | Тема | Цель, задачи |
Сентябрь 1 неделя | Волшебные палочки | Знакомство с цветными карандашами и маркерами (для магнитной доски). |
2 неделя | Цветные палочки | 1.Продолжать знакомить воспитанников со свойствами цветных карандашей. 2.Учить правильно держать в руке карандаш. |
3 неделя | Каляки-маляки | 1.Учить правильно держать в руке карандаш. 2.Учить видеть в линиях и их пересечениях предметы во время самостоятельного рисования (черкание). |
4 неделя | Спрячь мышку | Учить воспитанников правильно держать карандаш и самостоятельно рисовать (черкание). |
Октябрь 1неделя | Каляки - маляки | Продолжать учить малышей правильно держать карандаш и самостоятельно рисовать (черкание). |
2 неделя | Спрячем зайку | Продолжать учить детей правильно держать карандаш и самостоятельно рисовать (черкание). |
3 неделя | Нарисуй как я – «Дождик» | Учить детей правильно держать карандаш; рисовать палочки – прямые вертикальные линии. |
4 неделя | Рисуем вместе палочки | Учить детей правильно держать в руке карандаш; рисовать палочки – прямые вертикальные линии. |
Ноябрь 1 неделя | Знакомство с гуашью | Познакомить детей с новым изобразительным материалом. |
2 неделя | Зайкины следы | Учить детей правильно держать в руке кисть и аккуратно пользоваться гуашью. |
3 неделя | Падают снежинки | 1.Учить детей правильно держать в руке кисть и аккуратно пользоваться гуашью. 2.Учить ритмично наносить изображение, располагая по всему листу. |
4 неделя | Ниточки для шариков | Продолжать учить рисовать прямые вертикальные линии, дополняя рисунок взрослого. |
Декабрь 1 неделя | Дорожка для зайки | 1.Учить детей рисовать гуашью и кистью прямые горизонтальные линии. 2.Продолжать учить детей аккуратно пользоваться гуашью, кистью, салфетками. |
2 неделя | Дорожка к елочке | 1.Учить детей рисовать прямые горизонтальные линии. 2.Развивать зрительное восприятие пространства. |
3 неделя | Заборчик | Продолжать учить рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии. |
4 неделя | Коллаж «Снегопад» | 1.Развивать умение взаимодействовать в коллективе. 2.Закреплять умение рисовать гуашью приемом примакивания. |
Январь 3 неделя | Цветные ниточки | Учить детей работать карандашами 2 цветов одновременно, изображая ниточки. |
4 неделя | Зернышки для птички (рисование пальцами) | 1.Познакомить детей с новым приемом рисования – хэппинг (пальчиковая живопись). 2.Содействовать развитию чувства ритма. |
Февраль 1 неделя | Снег идет | 1.Закреплять умение детей рисовать пальчиками. 2.Закреплять знание белого цвета. |
2 неделя | Витамины в баночке | 1.Закреплять умение детей рисовать пальчиками. 2.Закреплять знание желтого цвета. 3.Содействовать развитию чувства ритма. |
3 неделя | Салют (подарки для пап) | Учить дорисовывать палочки фломастерами в разных направлениях; воспитывать желание готовить подарки близким. |
4 неделя | Бусы для мамы | Учить детей рисовать пальчиками, ритмично нанося изображение на заготовку взрослого. |
Март 1 неделя | Цветочки для мамочки | Учить рисовать цветы при помощи пальцев, располагая отпечатки вокруг стебелька. |
2 неделя | Лесенка | 1.Учить детей контролировать длину горизонтальной линии. 2.Закреплять умение аккуратно пользоваться кистью и гуашью. |
3 неделя | Зебра | Продолжать учить детей рисовать вертикальные прямые линии, пользуясь ватными палочками. |
4 неделя | Сосульки на крыше | 1Продолжать учить детей рисовать кистью вертикальные линии разной длины. 2Закреплять навыки аккуратной работы с гуашью и кистью. |
Апрель 1 неделя | Расцветает вербочка | 1.Упражнять в технике рисования пальчиками, закрепляя у детей знание желтого цвета. 2.Развивать память и внимание детей, художественное восприятие, моторику рук, посредством прикладывания пальца руки к листу бумаги. 3.Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость. |
2 неделя | Полосатые штанишки для мишки | Продолжать учить детей рисовать горизонтальные линии, не выходя за границы ограничительной линии. |
3 неделя | Ручейки | 1. Продолжать знакомить детей с синим цветом, приметами весны. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать аккуратность при пользовании гуашью, желание работать рядом, не мешая товарищу. |
4 неделя | Весенняя травка | 1.Продолжать учить детей изображать короткие прямые линии отрывистыми движениями кисти. 2. Содействовать развитию глазомера, чувства цвета. |
Май 3 неделя | Веточки в вазе | Продолжать учить рисовать вертикальные линии, дополняя рисунок взрослого |
4 неделя | Листики на веточках | 1.Учить дополнять собственный рисунок, создавая выразительный образ. 2.Закреплять знание зеленого цвета. |
Учебный план, 2 год обучения
Количество занятий – 32.
Календарно-тематический план
№п/п | Название модуля | Количество занятий | |
1 | Рисование кистью | 4 | |
2 | Рисование пальчиками | 6 | |
3 | Рисование ватными палочками | 5 | |
4 | Рисование печатками | 7 | |
5 | Тычок жесткой полусухой кистью | 4 | |
6 | Рисование ладошками | 3 | |
7 | Коллаж | 3 |
Содержание реализации программы «Малыши-художники»
2 год обучения
Количество занятий - 32
Месяц, неделя | Тема | Цель, задачи |
Сентябрь 1 неделя | Горошинки в стручке | Учить располагать отпечатки пальцем рядом друг с другом, не выходя за границы. |
2 неделя | Чем мы можем рисовать | Знакомство с печатками из поролона и картофеля. |
3 неделя | Яблоки на тарелке | 1.Продолжать учить работать в технике рисования печатками, вырезанными из картофеля. 2.Закреплять умение аккуратно работать с гуашью, знание основных цветов. 3.Развивать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, к результату, продукту деятельности. |
4 неделя | Капустные грядки | 1. Продолжать учить работать в технике рисования печатками, вырезанными из поролона. 2. Содействовать развитию чувства цвета, ритма, формы. 3.Прививать умения быть аккуратными в работе с различными материалами. |
Октябрь 1 неделя | Падают листочки | 1.Продолжать учить делать ритмичные мазки приемом примакивания. 2.Закрепить знании желтого цвета. |
2 неделя | Дождик, дождик, пуще! | Продолжать учить детей делать ритмичные мазки, предоставив детям право выбора изображения (пальчики, ватные палочки). |
3 неделя | Птичка | 1.Учить детей рисовать ладошками. 2.Уточнять и закреплять знание цветов. 3.Формировать интерес и положительное отношение к рисованию. 4.Развивать бытовые навыки. |
4 неделя | Колобок | 1.Учить детей рисовать предметы круглой формы слитным непрерывным движением руки. 2.Закреплять знание желтого цвета, умение ровно наносить гуашь по всей закрашиваемой поверхности. 3.Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, доводить дело до конца. |
Ноябрь 1 неделя | Колеса для машин | Учить делать оттиск поролоновой печаткой, регулируя силу нажима. |
2 неделя | Как зайка от лисы прятался | Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы слитным непрерывным движением кисти. |
3 неделя | Падающий снег | Продолжать учить детей наносить ритмичный рисунок пальчиками по всей поверхности листа. |
4 неделя | Снежные комочки | Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы разного размера, слитным непрерывным движением кисти и закрашивать, не выходя за контур изображения. |
Декабрь 1неделя | Елочка в снегу | Учить детей работать с гуашью в технике «тычок». |
2 неделя | Бусы для елочки | Учить располагать «бусины» на одинаковом расстоянии друг от друга; закреплять умение аккуратно рисовать пальцами. |
3 неделя | Елочные шары | 1.Учить детей рисовать круглые предметы. 2.Закреплять знание основных цветов. |
4 неделя | Групповой коллаж «Елочка нарядная» | Учить создавать коллективные работы, выполняя определенную часть по желанию. |
Январь 3 неделя | Пушистый снежок | Продолжать учить детей работать с гуашью в технике «тычок». |
4 неделя | Снеговик | 1.Учить детей рисовать круглые предметы. 2.Учить детей равномерно закрашивать гуашью ограниченную поверхность. 3.Закрепить знание белого цвета и примет зимы. |
Февраль 1 неделя | Следы на снегу | 1.Учить соотносить предметы по величине, изображая «следы» разных животных. 2.Закреплять умение детей совмещать разные техники рисования. |
2 неделя | Пушистые облака | Учить детей создавать коллаж-заготовку для рисования поздравительной открытки для пап. |
3 неделя | Летит самолет (поздравительная открытка к 23 февраля) | Продолжать учить детей работать коллективно, дополняя рисунок взрослого. |
4 неделя | Солнышко | Учить детей создавать изображение, рисуя ладошками. |
Март 1неделя | Тюльпан | 1.Учить изображать цветок ладонью (пальцы плотно сжаты). 2.Воспитывать желание готовить подарки близким. |
2 неделя | Проталинки | 1. Продолжать учить детей аккуратно работать с печатками. 2. Закреплять знания детей о цветах – зеленый, синий, о времени года - весна. |
3 неделя | Камушки на проталинке | Учить изображать мелкие и крупные «камни», используя ватные палочки и картофельные печатки. Закреплять умения работать с предложенным материалом. |
4 неделя | Ручейки | Учить изображать волнистые линии при помощи ватной палочки. |
Апрель 1 неделя | Веселые цыплята | Закреплять умение детей аккуратно работать поролоновой печаткой. |
2 неделя | Одуванчики цветут | Продолжать учить работать в технике «тычок», дополняя рисунок взрослого. |
3 неделя | Весенние цветочки | Учить детей изображать ландыши и одуванчики, используя технику «тычок» и ватные палочки. |
4 неделя | Тонируем листы | Учить работать поролоновыми печатками, закрашивая всю поверхность листа. |
Май 3 неделя | Групповой коллаж «Весенний луг» | Предоставить детям возможность изобразить цветущий луг, используя любые техники и материалы. |
4 неделя | Цветет черемуха | 1.Упражнять в технике рисования пальчиками, закрепляя у детей знание белого цвета. 2.Развивать память и внимание детей, художественное восприятие, моторику рук, посредством прикладывания пальца руки к листу бумаги. 3.Воспитывать у детей аккуратность, усидчивость. |
2.4.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями учащихся и развития компетентности родителей в области художественно-эстетического воспитания, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни группы и детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося, объединить усилия для развития и воспитания учащихся;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизировать и обогащать изобразительные умения и навыки родителей, поддерживать их уверенность в собственных возможностях;
- вовлекать родителей в образовательную деятельность через организацию совместных мероприятий;
- поощрять родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям учащихся, создание необходимых условий для занятий изобразительной деятельностью.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания учащихся ;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равноответственность родителей и педагогов.
Основные направления и формы работы с семьей
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия | Периодичность сотрудничества |
участие в мониторинговых исследованиях | -анкетирование -интервьюирование | по мере необходимости |
в создании условий | -помощь в создании предметно-развивающей среды; | Постоянно |
в управлении ДОУ | - заседания родительского комитета | По плану |
расширение информационного поля родителей | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки) -памятки;
- распространение опыта семейного воспитания через родительские собрания. | постоянно по годовому плану 1 раз в квартал |
в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | - подготовка к праздникам, развлечениям; - участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах; -праздниках; - мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. | постоянно по годовому плану |
Планируемые результаты сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников:
- сформированность у родителей представлений о сфере педагогической деятельности;
- овладение родителями практическими умениями и навыками в изобразительной деятельности;
- формирование устойчивого интереса родителей к активному включению в общественную жизнь группы и детского сада.
III. Организационный раздел
3.1 Материально – техническое обеспечение Программы
Материальные средства обучения | |
Игрушки | сюжетные (образные) игрушки: народные игрушки, куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.; игрушки-забавы: игрушки-забавы с механическими, электротехническими и электронными устройствами; музыкальные игрушки: имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, шумелки, наборы колокольчиков, бубенчиков, погремушки); театрализованные игрушки: куклы - театральные персонажи, куклы бибабо, наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория; строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, в т.ч. конструкторы нового поколения: «Lego», легкий модульный материал; игрушки-самоделки из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, ветки, солома, глина, гербарии); |
Наглядно-дидактические пособия | «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Деревья и листья»; |
Средства наглядности (плоскостная наглядность) | Картины, фотографии, плакаты |
Технические средства обучения | телевизор, магнитофон, DVD плеер, компьютер, проектор |
3.2. Информационно-методическое обеспечение Программы
1. Веракса, Н.Е., Комарова, Т.С., Васильева, М.А. От рождения до школы [Текст] : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 340 с.
2. Высокова, Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста [Текст] : программа, конспекты занятий / Т.П. Высокова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 79 с.
3. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] : книга для педагогов и родителей / Г.Н. Давыдова. - М. : Аст – Пресс, 2008. – 158 с.
4. Доронова, Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст] : методическое пособие / Т.Н. Доронова. - М. : Обруч, 2010. – 294 с.
5.Колдина, Д.Н. Нетрадиционные техники рисования с детьми 1,5-3 лет [Текст] : методическое пособие для воспитателей и родителей / Д.Н.Колдина.– М.: Сфера, 2013.- 56с.
6.Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] : методическое пособие / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.-248с.
7. Лыкова, И.А. Цветные ладошки [Текст] : парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. – М. : 2015. - 143 с.
8. Павлова, Л.Н., Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования [Текст] : учебно – методическое пособие для пед. коллективов ДОУ / Л.Н. Павлова. - М. : Обруч, 2013. - 206 с.
9. Поддьяков, Н.Н., Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст]// Педагогический вестник, 1997. №1
10. Янушко, Е.А. Рисование с детьми раннего возраста [Текст] : методическое пособие для воспитателей и родителей / Е.А.Янушко. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 62 с.
11.//Детский сад и семья «Изобразительное творчество от колыбели до порога школы» / И.Д. «Карапуз», Т.Ц. «Сфера», 2009.
Используемые Интернет ресурсы
1. http://ped-kopilka.ru/vospitateliam/uroki-truda-v-dou/podelki
2. http//www.maam.ru/detskijsad/- podelki
3. http//stranamasterov.ru//node345527/tid=1348
4. http//stranamasterov.ru//node525874/tid=1348
5. http//stranamasterov.ru//node579066/tid=1348
6.yamac.ru/referat/kursovaya/kartoteka-palchikovykh-igr-i- uprazhnenii/?singlepage=1
8.https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/netraditsionnye-tekhniki- risovaniya-1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Маленький художник" - возраст 3-4 года
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Веселый художник" для детей среднего возраста.
Кружковая работа по рисованию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет
Пояснительная запискаИзобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник» (для детей 4-5 лет) (далее Программа) направлена на создание условий для развития личности ребёнка, р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умный малыш» для детей 3-5 лет
Рабочая программа кружка "Умный малыш"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый художник»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый художник» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:-Федеральный закон «Об образовании в...