Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Береги себя малыш"
учебно-методический материал (средняя группа)

Кашинова Нонна Эдуардовна

Формирование здорового организма начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной программы «Береги себя, малыш!» заключается в том, что программа направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Новизна программы заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания.

Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий (физические упражнения, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание и др.) Так же используются мультимедийные средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе:

«Береги себя, малыш!»

Если дети живут с ощущением безопасности,

они приучаются верить в себя и в тех,

кто их окружает.

Актуальность

Дошкольный возраст - это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением.

Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Все чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни на практике.

На сегодняшний день показатели здоровья у детей, социальное благополучие терпят резкое ухудшение. Проблема в том, что у детей не сформированы потребности самостоятельного сохранения и укрепления своего здоровья.

Как сформировать у детей привычки к ЗОЖ, привить культурно-гигиенических навыки, и самое главное соблюдать режим дня, чтобы дети могли выполнять все это самостоятельно, чтобы это вошло в привычку целого дня?

А еще проблема стоит в том, что в детском саду соблюдается режим дня, постоянно совершенствуются необходимые навыки, умения, а вот дома все это необходимое, не всегда выполняется и даже не закрепляется. Поэтому, в первую очередь родители сами должны выполнять все компоненты ЗОЖ.

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей является как никогда актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально - познавательного развития может только здоровый ребёнок.

Именно все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы дополнительной общеобразовательной программы «Береги себя, малыш!»

Важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

         Формирование здорового организма начинается с раннего возраста, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание всё узнать и всё попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.

Педагогическая целесообразность разработанной дополнительной общеобразовательной программы «Береги себя, малыш!» заключается в том, что программа направлена на формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

Новизна программы заключается в создании целостной системы развития по обучению безопасности жизнедеятельности и интеграции всех образовательных областей дошкольного воспитания.

Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий (физические упражнения, зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, закаливание и др.) Так же используются мультимедийные средств обучения (видео-аудио материалы, презентации).

Цель программы: формирование у детей 4-5 лет основ безопасного поведения в быту, социуме, природе в условиях МДОУ.

Задачи:

а) образовательные:

  • Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
  • Формировать у детей самостоятельность и ответственность за своё поведение
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Формировать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Научить детей выполнять основные правила безопасного поведения: предвидеть опасность, по возможности избегать опасности, при необходимости – действовать.
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами; учить детей работать коллективно;
  • учить детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи; делать выводы и обобщения.

б) развивающие:

  • Развивать интерес к охране жизни и здоровья
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление
  • Развивать связную речь
  • Обогащать словарь
  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

с) воспитательные:

  • Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения правил безопасного поведения.
  • Воспитывать любознательность
  • Воспитать культуру поведения при общении с воспитателем и сверстниками
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Адресат программы: дошкольники в возрасте 4-5 лет.

Занятия по программе доступны для отдельных категорий детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Это возможно, так как в учреждении создана доступная образовательная среда, при проведении занятий используются здоровьесберегающие педагогические технологии.

Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться  по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.

Принципы и подходы к формированию содержания программы:

  • Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и укрепление его здоровья
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
  • Комплексно - тематическое построение образовательного процесса в рамках реализации данной программы
  • Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания
  • Поддержание единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста в рамках реализуемой программы
  • Сбалансированность совместной деятельности воспитателя, родителей и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности в рамках реализации программы
  • Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками в рамках деятельности по предлагаемой программе
  • Практическая применимость педагогических подходов

Планируемые результаты:

  • Личностные:

Ребенок:

-Понимает, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знает правила общения с незнакомыми людьми.

-Знает действия при возникновении опасностей.

-Понимает, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций.

-Знает свой домашний адрес, телефон.

-Знает правила безопасного поведения в природе.

- Знает о существовании опасных растений.

- Знает правила обращения с животными.

-Знает правила пожарной безопасности.

-Знает правила поведения в общественном транспорте, на улице. Знает к кому нужно обратиться, если потерялся на улице.

-Знает об опасностях, которые можно встретить на дороге.

-Понимает об опасности травматизма.

-Знает об опасностях в летний и зимний периоды.

  • Метапредметные:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

– сознательно усваивать информацию о здоровом образе жизни, безопасном поведении

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

– самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;

учащиеся получат возможность:

– осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

– организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;

учащиеся получат возможность:

– совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт в ходе занятий.

  • Предметные

Обучающиеся будут знать и уметь применять свои знания на практике:

– правила безопасности поведения в детском саду, на прогулке, дома, на природе;

– правила организации рабочего места при выполнении творческих работ в рамках темы кружка;

– самостоятельно ориентироваться в задании на творческое воображение;

– контролировать свои действия в процессе выполнения творческой работы по теме кружка.

Объем программы составляет: 8 часов.

Срок освоения программы: 01.04.2024 – 31.05.2024 г.

Режим занятий:

Занятия проводятся в неделю 1 раз, продолжительность 20 минут для детей 4-5 лет,  в месяц 4 занятия, итого 8 занятий за 2 месяца..

Формы организации учебного процесса:

Программой предусмотрена очная форма организации. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Дети не только изучают различные понятия, связанные со здоровым образом жизни, правилами безопасного поведения, но и играют в дидактические игры, рисуют на заданные темы.

Виды занятий:

Наглядный:

  • Просмотр фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
  • Демонстрационный материал;
  • Наблюдение;
  • Рассматривание  иллюстраций, информационных плакатов.

Словесный:

  • Чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок;
  • Беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение;
  • Исследование предметов, материалов, способов  изготовления.

Практический:

  • Показ действий – способов решения проблемной ситуации, последовательности выполнения;
  • Экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания;
  • Сотрудничество и  сотворчество – направлен на активное взаимодействие педагога ребенка.

Методы обучения:

        В качестве методов обучения используются следующие:

  • метод упражнения: упражнения, тренинг;
  • метод наблюдения;
  • моделирование ситуации;
  • создание творческих работ по изучаемой теме.

Технологии обучения:

В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Игровые технологии,
  • Технологии личностно-ориентированного обучения,
  • Технологии проблемного обучения,
  • Технологии дифференцированного обучения

Условия реализации программы:

  • Образовательная деятельность осуществляется воспитателем группы на базе ДОУ.
  • Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способен привлечь к образовательной деятельности детей.
  • Наличие кабинета, оснащенного столами, стульями, доской.
  • Телевизор для показа презентаций.
  • Плакаты.

Реализация данной программы рассчитана на 2 месяца обучения с детьми 4-5 лет и позволит получить систематизированное представление о правилах безопасного поведения в детском саду, на природе, дома и в других местах.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Рабочая программа «Береги себя, малыш!» реализуется по двум направлениям:

  • образовательная деятельность с воспитанниками
  • взаимодействие с родителями,  деятельность детей - педагогов - родителей

Программа позволяет обобщить педагогический опыт, внедрить инновационные технологии и новые формы работы по воспитанию дошкольников в рамках проблемы соблюдения правил безопасности в жизнедеятельности, повысить теоретический и профессиональный уровень педагогов в рамках дополнительной образовательной деятельности  в работе с детьми.

        Так же программа дополнительного образования помогает осуществлять просвещение родителей, передать им необходимую информацию по тому или иному вопросу (индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листки-памятки и т. д.), организовать продуктивное общение всех участников образовательного пространства (родителей, воспитателя, мед. работника, музыкального руководителя, психолога.) т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами, способствует осуществлению совместной продуктивной деятельности родителей и детей.

Виды и формы контроля:

  • Вводный контроль проводится  на первой неделе апреля. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического контроля.
  • Текущий контроль  осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ;
  • Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в начале мая месяца. Формы проведения: тест, практическое задание, деловая /ролевая игра .
  • Итоговый контроль проводится в конце мая-месяца, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания.

План мероприятий по реализации программы: «Береги себя, малыш!»

п/п

Сроки проведения

Тема занятия

Форма

занятия

Количество

часов

Форма

контроля

01.04.24-

07.04.24

«Безопасное поведение в нашей группе и на прогулочной площадке»

Теория

Практика

1

Участие в игре, педагогическое наблюдение

08.04.24-

14.04.24

Береги здоровье, малыш

Теория

Практика

1

Викторина

15.04.24-

21.04.24

Безопасное поведение дома

Теория

Практика

1

Оценочная беседа, игровое упражнение Развлечение с элементами викторин

4.

22.04.24-

30.04.24

Ребенок на улице и на дороге

Теория

Практика

1

Викторина

5.

02.05.24-

08.05.24

Безопасное общение с другими людьми

Эмоциональная безопасность ребенка

Теория

Практика

1

Участие в игре, педагогическое наблюдение

6.

13.05.24-

19.05.24

Пожарная безопасность

Теория

Практика

1

Оценочная беседа, игровое упражнение, творческая деятельность.

7.

20.05.24-

26.05.24

Ребенок на природе, правила безопасности

Теория

Практика

1

Викторина

8.

27.05.24-

31.05.24

Безопасность при общении с животными

Теория

Практика

1

Оценочная беседа, игровое упражнение

Итого

8

Содержание занятий:

1. «Безопасное поведение в нашей группе и на прогулочной площадке»

Теория: вводное занятие.

Диагностическое обследование детей по вопросам охраны и безопасности жизнедеятельности.

Диагностика знаний детей о правилах безопасного поведения, выясняется, какими знаниями о поведении дома, на улице, дороге, на природе обладают дети.

Что такое: опасные предметы, пожарная безопасность, безопасность при общении с незнакомцами, безопасность при общении с животными и т.д.

Правила безопасности в группе детского сада,  на прогулке в детском саду.

Правила пользования самокатом, велосипедом.

Практика:

Разыгрывание ситуаций,  возникающих при нарушении правил безопасного поведения. Как нужно вести себя при игре в подвижные игры.

Проведение оценочной беседы, творческой деятельности, викторины по вышеописанным ситуациям. Дети учатся отгадывать загадки про опасные ситуации, опасные предметы, рисовать их.

2. «Береги здоровье, малыш»

Теория:

Общее понятие - человек. Строение тела человека, функционирование органов. Необходимость беречь организм человека. Соблюдение режима дня.

Физкультура и спорт. Здоровое питание.

Необходимость посещения врачей, проведения прививок.

Бережное отношение к своему телу.

Что такое лекарство: таблетки - не конфетки.

Практика:

Игра-тренинг «На прививку мы идём».  Физ. зарядка «Дорожка здоровья». Рассматривание и обсуждение ситуаций: «Что надо делать, чтобы быть здоровым»; «Что не нужно делать, чтобы быть здоровым».

Релаксационная пауза. Дети учатся отгадывать загадки про здоровье, организм, рисовать их.

3. «Безопасное поведение дома»

Теория:

Безопасность в быту. Правила поведения на кухне.

Для чего человеку нужен газ. Последствия неправильного обращения с газовой плитой, спичками.

Как в наши квартиры поступает вода. Вода питьевая, вода техническая. Правила употребления воды.

Электроприборы. Назначение для человека, правила пользования.

Опасные предметы в быту. Правила осторожности.

Практика:

Разыгрывание ситуаций,  возникающих при нарушении правил безопасного поведения дома. Придумывание ситуаций с электроприборами, водой, газовой плитой, опасными предметами и т.д.

Проведение оценочной беседы, творческой деятельности, викторины по вышеописанным ситуациям. Дети учатся отгадывать загадки про опасные ситуации дома, опасные предметы, рисовать их.

4. «Ребенок на улице и на дороге»

Теория:

Этичное и безопасное поведения в городском транспорте.

 Элементарные правила поведения на улице, элементарные правила дорожного движения.

Сигналы светофора.

Проезжая часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра».

Практика:

Игры во дворе. Ситуация: нельзя гулять без взрослых.

Моделирование ситуации: «Я еду в автобусе, где много пассажиров», «Я стою на остановке», «Мы с папой едем в город».

Ситуация: потерялся на улице – помощь только от полицейского, военного, продавца.

 Ситуация: знаешь ли ты светофор и его сигналы.

5. «Безопасное общение с другими людьми». «Эмоциональная безопасность ребенка»

Теория:

Типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице (нельзя уходить с незнакомым, нельзя вступать в разговор, нельзя брать угощение от чужого человека, опасно доверять чужим людям), дома (не нужно подходить к двери, разговаривать с чужим, если вступил в разговор, то не говорить, что ты дома один), и учить следовать этим правилам.

Желания, чувства, физические и эмоциональные ощущения ребенка.

Внимание к себе, своим переживаниям. Взаимоотношения в кругу семьи.

Чего боятся дети: боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх собственной смерти или смерти близких.

Практика:

Творческое задание: нарисовать людей кого дети считают: Своими, чужими, знакомыми.

Игра-тренинг «Незнакомый взрослый пытается вас затащить в машину»

Моделирование ситуации: «Друзья ссорятся», «Мама пришла с работы, а сын не хочет с мамой разговаривать», «Девочка кричит на бабушку»

(обсуждение их и решение конфликтов).

Игра-тренинг «Я грущу», «Я радуюсь».

Игра-тренинг «Нарисуй чего я боюсь»

6. «Пожарная безопасность»

Теория:

Польза  и вред огня. Правила осторожного обращения с огнем. Правила пожарной безопасности. Меры пожарной безопасности.

Элементарные знания об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.

Правила поведения возле новогодней ёлки, при зажжении фейерверков, хлопушек.

Практика:

Разыгрывание ситуаций,  возникающих при нарушении правил безопасного обращения с огнем.

Проведение оценочной беседы, творческой деятельности, викторины по вышеописанным ситуациям.

Дети учатся отгадывать загадки про огонь, рисовать его.

7. «Ребенок на природе, правила безопасности»

Теория:

Правила поведения на природе. Возможные опасности, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.

Основные правила поведения во время отдыха на пляже, прогулке в лес.

Правила поведения во время грозы.

 Грибы. Съедобные и ядовитые грибы по внешним признакам (мухомор, бледная поганка).

 Ядовитые растения: ландыш, лютик едкий, белена чёрная, волчье лыко, вороний глаз.

Опасность прогулки по льду водоёма, особенно в начале зимы и весны.

Практика:

Рассматривание картинок природы с правильным поведением и не с неправильным поведением.

Ситуация: «Что нужно одеть, собираясь в лес».

Подвижная игра «Кто быстрее соберёт съедобные грибы в корзинку».

Моделирование ситуации «Я нашёл в лесу красивый цветок...».

Творческая деятельность: рисование съедобных и несъедобных грибов, различных насекомых, ядовитых растений.

8. «Безопасность при общении с животными»

Теория:

Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с животными. Правила безопасного общения с животными.

Заботливое отношение к домашним животным.

Правила поведения с бродячими животными: кошки, собаки. Правила поведения при встрече с коровами (не подходить близко), змеями (собираясь в лес, одевайте сапоги, увидев змею, не трогайте, а обойдите, её стороной); насекомыми: пчёлы и осы (ни в коем случае нельзя махать руками и бежать), клещи (собираясь в лес, одеть защитную одежду, если укусил, быстро обратиться к врачу), муравьи; особенности их жизни.

Недопустимость убивать живые существа из-за боязни к ним.

Правила поведения при встрече с разными насекомыми, представления о разнообразных насекомых.

Практика:

Ситуация:  «Не играй с бродячими животными».

Моделирование ситуации: «Встреча с незнакомым животным»

Ситуация: «Встреча с незнакомым насекомым»

Методическое обеспечение программы:

 «Береги себя, малыш!»:

Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ««От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
  2. Авдеева Н.Н. Безопасность. — Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005 г.
  3. Различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, атрибуты для игр)
  4. Настольно-печатные игры по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ
  5. Дидактические игры по всем разделам познавательного направления, демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов
  6. Стационарное место для продуктивной деятельности дошкольника по типу учебной зоны школьника – детский стол и стул
  7. Правильное освещение
  8. Магнитофон
  9. Компьютер

Дидактический материал:

  • Картотеки стихов, загадок и др.
  • Картотека игр
  • Картотека презентаций «Опасных ситуаций в жизни»

Наглядный материал

  • Демонстрационный материал: «Уроки безопасности»

  • Плакаты по ОБЖ
  • Картотека ситуаций по ОБЖ
  • Картотека опасных предметов

Список литературы по программе: «Береги себя, малыш!»

  1. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] – URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7032:2017-02-03-09-18-05&catid=291:2017-02-03-06-36-28&Itemid=387 

  2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html 
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013. – 128 с.
  4. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации / авт.-сост. О.В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 207 с.
  5. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
  6. Авдеева, Н.Н., Безопасность [Текст] методическое пособие, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – СПб.: Детство Пресс, 2015 – 144с с. ISBN 978-5- 89814-121-9
  7. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
  8. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Рсти здоровым. – СПб.: Акцидент, 1997.
  9. Книга азбук. – М.: Планета детства, 2002. 5. Нефедова К.П. Дом. Какой он? / Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. – М.: Гном и Д, 2008.
  10.  Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников [Текст] методическое пособие, Новикова И.М – М.,2009 - 329 с.
  11. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  12. Полынова, В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста [Текст]: планирование работы, З.С. Дмитренко, С.П. Подопригорова - СПб.: Детство Пресс, 2010 – 240 с. ISBN 978-5- 89814-568-2
  13.  Черемшенцева О.В., «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.
  14.  Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"

Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Английский для малышей»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Английский для малышей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММа«Английский для малышей»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Добро творить - себя веселить»

За короткое время нельзя научить детей быть милосердными, но принимая участие в подобных программах, они получают возможность научиться простому человеческому общению друг с другом, заботе о ближнем, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сам себе режиссёр"

Управление образования администрации муниципального образования «Гусевский городской округ»муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 26»...