Календарно-тематическое планирование по теме «Весна»
календарно-тематическое планирование

Цель: обобщение знаний детей о весне как времени года, характерных признаках весны, связи между явлениями живой и неживой природы. Развитие интереса к явлениям живой и неживой природы. Формирование умения рассуждать, развитие творческого воображения, изобразительного творчества. Воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 28.03.2022, понедельник

Название проекта: «Весна-красна»                                                                                                                                                                                                        Цель: уточнение и активизация  представлений детей о сезонных изменениях в природе, закрепление знаний о  весенних месяцах, умения выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;  развитие познавательного опыта, способности к символическим замещениям, любознательности,  воображения и фантазии; обогащение словаря детей; развитие умения связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу; поощрение стремления детей отражать свои впечатления  в продуктивных видах деятельности, игре.                                  Продукт:  коллективная работа «Птички на весеннем дереве»

Организация ППРС по теме недели для поддержки инициативности и самостоятельности (самостоятельная деятельность в центрах, уголках развития): внести предметные картинки о весне, материалы для сюжетно-ролевой игры «Весенний пикник на природе», дидактические игры, разрезные мозаики, раскраски по теме недели, организовать выставку книг по теме

Взаимодействие с семьёй: поместить в центр для родителей информацию и консультации по теме недели. Предложить вниманию родителей консультацию по теме «Осторожно, тонкий лед!»

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Организованная деятельность в режимных моментах

Iполовина дня (утро)

 (приём детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, подготовка к НОД)

Утренняя гимнастика (музыкальный комплекс)                                                                       Умывание с потешкой «Знаем, знаем – да,да,да! В кране прячется вода»                                                                    

«Утро радостных встреч» (групповой сбор по запуску проекта)

- приветствие - с/и «Здравствуй, друг!»

- презентация центров активности                                                                                      - запуск проекта

- планирование деятельности на неделю и на день

А.Г. «Медведь проснулся после зимней спячки»

П.Г. «Весна» (Су Джок)

Дых.гимнастика «Дыхание весеннего ветерка»                                                                       Чтение стихов весне

Игра «Угадай время года» (по названному признаку)

Рассматривание иллюстраций, картин и книг по теме «Весна» (И.Э.Грабарь «Мартовский снег», И.Левитан «Март», Н.Саврасов «Грачи прилетели» и др.)

Просмотр презентации о весне

Беседа «Что мы знаем о весне?» (признаки весны, о месяце апреле (Шорыгина, «Какие месяцы в году?») (актуализация и систематизация знаний детей о временах года, их последовательности, характерных признаках весны)                                

Трудовые поручения в центре природы – полив растений, опрыскивание листьев

Предложить разрезные мозаики по теме «Весна»

Организация образовательной деятельности

9.00 – 9.25 Познание (соц. мир)  «Весна» (Алябьева, кн.1, с.49; Шорыгина «Какие месяцы в году?») «К нам весна шагает быстрыми шагами» (Н.С. Голицына, 177) Цель: закрепление и обобщение примет весны; закрепление умения детей составлять небольшие рассказы о природе с опорой на личные наблюдения и опыт; воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к познанию природы, поощрение любознательности и стремления к получению новых знаний.

10.00 - 10.25 Физ. культура (с/з)

Организация прогулки (наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, подвижные, дидактические игры)

А.Г. «Медведь проснулся после зимней спячки»

П.Г. «Весна» (Су Джок)

Прогулка Картотека № 3, карточка № 1 (апрель)

                                                                           Возвращение с прогулки.

Минутка здоровья: массаж спины «Весенний дождик»

Чтение русской народ.сказки «Как весна зиму поборола»                             

II половина дня (вечер)

(игры, досуги, общение, деятельность по интересам, музыкальная гостиная, творческая мастерская, литературная гостиная, кружки, прогулка)

Знакомство с поговорками: Весенние воды никто не уймет; Вода на лугу – сено в стогу; Первый ручеек – весне сын, а зиме – пасынок.

Ситуация общения (ОД): «Как помочь другу, попавшему в беду?»

Д/и «Назови ласково» (тема «Весна»)

(Цель: закрепить умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме)

Гимнастика после сна (комплекс 1)

П.И. на прогулке «Солнышко и дождик» (развивать сноровку, умение двигаться по сигналу, двигательную активность)

Музыкально-театральная гостиная «Весенние запевки» (Прослушивание и проговаривание русских народных закличек о весне)                                 

Игры детей в центрах по желанию    Предложить конструктор для игры «Построим мост через весеннюю реку»                                          

Дата:  29.03.2022, вторник

Взаимодействие с семьёй: предложить родителям совместно с детьми понаблюдать за изменениями в природе весной

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Организованная деятельность в режимных моментах

I половина дня (утро)

 (приём детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, подготовка к НОД)

Групповой сбор:

-игра – приветствие «Здравствуй, друг!»

-планирование  деятельности на день

С/и «Здравствуй, друг»

А.Г. «Кораблики плывут по волнам»

П.Г. «Иди весна, иди, красна!»

Зрительная гимнастика «Веселая неделька»                                 

Д/и «Составление весенних узоров»                       (с палочками Кюизенера)

Прослушивание звуков из серии «Звуки весны» 

Беседа о приметах весны (по картинкам) (Цель: развитие  речевой активности, закрепление умения составлять предложения по картинкам )

Предложить игру-упражнение «Чего не стало?»

Организация образовательной деятельности

9.00 – 9.25 Развитие речи «Рассказывание по картине: составление описат.рассказа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»» (Волчкова,81) Цель: развитие эмоционального отклика на весенние проявления природы, эстетических чувств и переживаний, умения соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; развивать худож.видение пейзажной картины; закрепление умения составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащение словарного запаса определениями, активизация глаголов, синонимов, формирование образной речи, умения понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры.

9.35 -10.00 Музыка                  

10.10 - 10.35 Азбука общения             

Организация прогулки (наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, подвижные, дидактические игры)

А.Г. «Кораблики плывут по волнам»

П.Г. «Иди весна, иди, красна!»

Прогулка Картотека №  3, карточка № 2 (апрель)

Возвращение с прогулки.

Развитие общей моторики «Светит солнышко с утра»                                                    

Минутка здоровья: массаж «Лепим красивое лицо»

II половина дня (вечер)

(игры, досуги, общение, деятельность по интересам, музыкальная гостиная, творческая мастерская, литературная гостиная, кружки, прогулка)

Беседа по пословицам о весне (Весна красна цветами, а осень – плодами. Март – с водой, апрель – с травой. Вода с гор потекла – весну принесла)

Сюж-рол игра «Весенний пикник на природе» (формирование у детей навыков культурного общения и социализации в обществе)

Творческая мастерская «Радуга эмоций»

Штриховка силуэтов весенних растений, птиц

Гимнастика после сна (комплекс 2)

Минутка безопасности: просмотр презентации «Осторожно, тонкий лед!» (закрепление навыков безопасного поведения на природе)

П.И. на прогулке «Ветерок» (Ефанова,173)

Ситуация общения: игра «Угадай настроение» (как поднять настроение другу?)

Предложить атрибуты для игры-импровизации «Звери и птицы встречают весну»

Дата: 30.03.2022, среда

Взаимодействие с семьёй: предложить родителям Никиты, Артема выучить небольшое стих-е о весне и рассказать детям

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Организованная деятельность в режимных моментах

I половина дня (утро)

 (приём детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, подготовка к НОД)

Групповой сбор:

-игра – приветствие «Здравствуйте!»

-обмен новостями             -планирование  деятельности на день

С/и «Волшебные очки» (учить детей видеть и описывать положительные качества в сверстниках)

А.Г. «Сосулька тает», «Лужи»

П.Г.Су Джок «Весна»

Ритмические упр-ия «Весной просыпается природа, и мир наполняется новыми звуками»

Упр-е  «Три задания» («Игры на развитие усидчивости и творч.способностей детей»)  (Никита О.)

Прослушивание музыкальных классических произведений о весне (П.И.Чайковский «Весна» и др.)

Предложить игру «Чудо-мешочек» (определить наощупь материал, из которого сделан предмет)

Организация образовательной деятельности

9.00 – 9.25 Математическое развитие №25 (Колесникова, 64) «Решение задач на сложение и вычитание» Цель: закрепление умения составлять задачи на сложение и вычитание; решать логическую задачу на сходство и различие.

9.35 – 10.00 Рисование «Ледоход на реке» (Колдина,60) Цель: закрепление умения создавать пейзажную композицию, изображая весенний ледоход на реке; обогащение знаний о ледоходе; закрепление умения рисовать гуашью; развитие наблюдательности, творческих способностей.

10.40-11.05 Физ. культура

Организация прогулки (наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, подвижные, дидактические игры)

Зрительная гимнастика «Следи за пальчиком»

Прогулка Картотека №  3, карточка № 5 (апрель)                                   

Возвращение с прогулки.

А.Г. «Сосулька тает», «Лужи»

П.Г.Су Джок «Весна»

Чтение ХЛ. Г. Скребицкий «Счастливый жучок»

II половина дня (вечер)

(игры, досуги, общение, деятельность по интересам, музыкальная гостиная, творческая мастерская, литературная гостиная, кружки, прогулка)

Разучивание скороговорки «Ветрено в марте, в апреле дожди, в мае фиалок и ландышей жди»

Чтение стих-я Ф.Тютчева «В апреле»

Творческая мастерская «Просмотр презентации «Весна» и изготовление работы «Птички на весеннем дереве»                    

Упражнение с тактильными дощечками «Назови материал наощупь»

Гимнастика после сна (комплекс 3)

П.И. на прогулке «Русские народные игры»

Ситуация общения: «Друг не поделился со мной»  (Шорыгина)

Предложить лото «Времена года»

Дата: 31.03.2022, четверг

Взаимодействие с семьёй: предложить родителям Никиты игры для усидчивости и развития творческих способностей

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Организованная деятельность в режимных моментах

I половина дня (утро)

 (приём детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, подготовка к НОД)

Групповой сбор:

-игра «Разные приветствия»                         -обмен новостями

-планирование  деятельности на день

С/и «Волшебная палочка»

А.Г. «Капель стучит по крыше»

Разучивание П.Г. «Весна»

Мимические упр-ия «Представьте себя доброй и ласковой Весной»

Игра «Скажи, не считая»  («Игры на развитие усидчивости и творч.способностей детей»)                

Беседа «Почему времена года сменяют друг друга?» (папка «Времена года»)

Рисование по шаблонам весенних листочков

Организация образовательной деятельности

9.00 – 9.25  Музыка  

9.35 – 10.00 Подготовка к обуч. грамоте №26 (Маханева, 45) «Согласные звуки [в], [в’]. Буква В, в» Цель: закрепление умения делать звуко-буквенный анализ слов; упражнение в определении звуков в словах и слогах, определении количества слогов в словах.

10.10 – 10.35 Познание («ДИВО») «Посадка семян гороха» (Бондаренко, 100) Цель: уточнение представления о том, что растения вырастают из семян; закрепление умения узнавать семена гороха, отличать их от фасоли; закрепление знаний об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло); формирование умения сажать проросший горох; обогащение словарного запаса; воспитание интереса к выращиванию овощей.

Организация прогулки (наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, подвижные, дидактические игры)

А.Г. «Капель стучит по крыше»

Повторение П.Г. «Весна» (соединяем пальчики в колечки:

«Тает снег, Уходит лед, На речке – ледоход! Скоро к нам придет апрель, С крыш опять польет капель!»)   

Прогулка Картотека №  3, карточка № 7 (апрель)

Возвращение с прогулки.

Чтение рассказа Э.Ю.Шим «Чем пахнет весна»

Минутка здоровья: Массаж рук и ног (картотека приемов самомассажа, с.7)

II половина дня (вечер)

(игры, досуги, общение, деятельность по интересам, музыкальная гостиная, творческая мастерская, литературная гостиная, кружки, прогулка)

Чтение стихов из книги «Лесной календарь» В.Степанова «Март», «Апрель» (папка «Времена года»)

Час экспериментов «Опыты про воду» («В воде одни вещества растворяются, а другие – нет» (Бондаренко, 132-137)    

Упр-е  «Налей поровну» («Игры на развитие усидчивости и творч.способностей детей)   (Никита О.)

Гимнастика после сна (комплекс 4)

Ситуация общения: «Сундучок эмоций»

П.И. на прогулке «Ловишки»

Игры в спортивном уголке (предложить кегли, тренажеры для ходьбы змейкой между предметами)

Дата: 01.04.2022, пятница

Взаимодействие с семьёй: предложить вниманию родителей выставку поделок по теме недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Специально организованная групповая, подгрупповая деятельность

Индивидуальная работа с детьми

Организованная деятельность в режимных моментах

I половина дня (утро)

 (приём детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовка к завтраку, подготовка к НОД)

Групповой сбор:

– приветствие «Здравствуйте!»

-планирование  деятельности на день

С/и «Угадай по голосу»

А.Г. «Футбол», «Лошадка»

П.Г.«Солнечный зайчик» (папка «Времена года»)

Мимические упр-ия «Изобразите радость от встречи с весной» (грусть – от дождливой погоды…)

Презентация проекта «Выставка поделок»

«Определи размер» («Игры на развитие усидчивости и творч.способностей детей)                (Никита, Марк)

Прослушивание и повторение закличек о весне («Весенний хоровод»)

Беседа «Труд людей весной» (обобщение и расширение знаний детей о труде людей весной, расширение словаря по теме)           

Складывание разрезных  мозаик      Трудовые поручения в центре природы: полив растений

Организация образовательной деятельности

9.00 – 9.25  Физ. культура (с/з) 

9.35-10.00 - Развитие речи «Пересказ «Кто больше всех радуется весне?» (Волчкова, экол.,99) Цель: закрепление умения пересказывать текст с опорой на алгоритм с иллюстрациями; развитие интереса к родной природе, желания больше узнать об особенностях природы своего края; развитие бережного отношения ко всему живому; формирование у детей умения сопереживать вместе с при родой ее радости и печали

10.10 -10.35 –Конструирование Весенний цветочек», «Тюльпан» (Сержантова, оригами, 48; 9-10) Цель: закрепление умения изготавливать поделку в технике «оригами», умения складывать квадрат в разных направлениях.

Организация прогулки (наблюдение, беседы, труд, экспериментирование, подвижные, дидактические игры)

Прогулка Картотека №  3, карточка № 8 (апрель)

Возвращение с прогулки.

А.Г. «Футбол», «Лошадка»

П.Г.«Солнечный зайчик» (папка «Времена года»)  

Чтение «Весенние миниатюры» М.Пришвин                                                                                                                                                                                            

Минутка здоровья: Самомассаж «Ладошки» (картотека приемов самомассажа, с.6)

II половина дня (вечер)

(игры, досуги, общение, деятельность по интересам, музыкальная гостиная, творческая мастерская, литературная гостиная, кружки, прогулка)

Разучивание скороговорки «Тает снег, течет ручей, на ветвях полно грачей»

Интеллектуально-сенсорный тренинг «Весеннее путешествие» (загадки о весне, игры с «Палочками Кюизенера, «Блоками Дьенеша» и др.); разучивание физминутки «Зима прошла, Воробей с березы на дорожку прыг, Больше нет мороза – «Чик-чирик!» (прыжки-имитация движений воробья) и др.

Упр-ие «Взвесим на глазок» («Игры на развитие усидчивости и творч.способностей детей)                (Никита)

Гимнастика после сна (комплекс 5)

Коллективный труд: вытирание пыли с детских полочек

Ситуация общения: психоэтюды «Сосулька», «Потекли ручейки», «Мы рады весне»

П/и «Третий лишний» (Цель:  закрепление умения соблюдать правила игры, правильно выполнять игровые действия, учитывать интересы других игроков; развитие  двигательной активности)

Настольно – печатные игры по выбору детей Предложить   материалы для аппликации по теме «Весна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна"

Предложено календарно-тематическое планирование по теме "Весна"...

Календарно- тематическое планирование на тему "Весна. Звери и птицы весной"

Разработаны групповые и индивудуальные занятия....

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна.Приметы весны.Родной край весной."

В данном материале указаны все занятия, все виды игр, различные виды гимнастик  по данной теме....

Календарно-тематическое планирование по теме "Весна"

Тема недели: «Пришла Весна – красна» Цель: Знакомить детей с сезонными изменениями природы, происходящими весной.Задачи:Формировать представление о весне как времени года.Развив...

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"

Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...

Календарно - тематическое планирование на тему "Весна"

Формирование у детей обобщенных представлений о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.Расширение знаний о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлен...