«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».
проект (старшая группа)

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti_2.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 « Аннушка

Города Смоленска

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №16 «Аннушка»

---------------------Т.М Байдакова

  «Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети»

Автор- составитель

Петухова А.Л

Музыкальный руководитель

г Смоленск,

2021

«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».


Руководитель проекта:

Петухова Анастасия Леонидовна, 

музыкальный руководитель 


Оглавление.

1.Актуальность проекта……………………………………………………..1

2.Цель, задачи проекта……………………………………………………......2

3.Участница проекта, срок реализации проекта, материально-техническое оснащение проекта……………………………………………………………2

4.Теоретическое обоснование проекта……………………………….….…..3

5.Этапы реализации проекта…………………………………………….……5

6.Перспективный план работы………………………………………….…….6

7.Список используемой литературы…………………………………..……...8

Актуальность проекта.

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению ученых, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будут уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.

Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одаренности дошкольника».

Цель: Создание системы работы для раскрепощения личности направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.

Задачи:

- формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни); 


-способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);


-побуждать к творческой самореализации;


-развивать эмоциональную сферу ребенка.




 Срок реализации проекта: сентябрь 2021г – май 2023 г. (2 года).


Материально – техническое оснащение проекта:

- фортепиано,

- музыкальный центр,

- микрофон,

- фотоаппарат,

- ноутбук,

- музыкальный зал,

- фонограммы детских песен,

- дидактические пособия,

- нотный материал.


 Теоретическое обоснование проекта.

Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.

Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, какая между ними связь и чем они отличаются.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.

Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.

Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить какими они бывают.

В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности.

Нас интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом. 

Музыкальные способности можно разделить на две группы: технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).

Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными. 

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 

Признаки одаренности- это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования.

Принципы выявления одаренных детей:


 
-комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

-длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);


-анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;


-подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;


-преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.


При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями, проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовитедьный»: рассчитан на 3 месяца ( сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:

- изучение проблемы одаренности

-выбор темы проекта

-определение целей и задач проекта

-выявление одаренности среди средней группы

-составление перспективного плана для работы с одаренным ребенком на 2021-2022 год


2ой  этап «Основной»: рассчитан на 2 года. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие. 

 3ий этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.

Перспективный план работы.

I этап «Подготовительный»


Месяц,год

мероприятия

сентябрь

Изучение одаренности,

выбор темы пректа

октябрь

Определение целей и задач проекта

Выявление музыкальной одаренности

ноябрь

Составление перспективного плана работы на 2022-2023г

II этап «Основной»

Месяц


Виды деятельности


Репертуар


Задачи

декабрь

Упражнения для развития певческого голоса

Упражнение «Здоровое горлышко»


- Упражнение «Сказка про Лисичку» В.В.Емельянов

пение

- Дидактическая игра «Свечи»

«Снеговик» муз С Савенков

Развитие певческого

Дыхания

Формировать правильность звукообразования.


Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие песенной памяти. Побуждать к выразительному исполнению песни.

Развивать умение правильно брать дыхание во время пения.

январь

Детское музыкальное творчество

Упражнения для развития певческого голоса

Пение

Детское музыкальное творчество

Упражнения для развития певческого голоса

- «Поздоровайся»

- «Пропой до свидания»

- Дидактическая игра «Горячая картошка»

- Упражнение «Разбудим голосок»
- Упр-е «Обезьянки»

В.В.Емельянов

«Бабушка подружка» муз Т.В Бокач

- «Сочини колыбельную для куклы»

- «Сочини весёлую песенку для лягушки»
Дидактические игры

«Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. 

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

Содействовать творческой самостоятельности и активности

февраль

Детское музыкальное творчество

Упражнения для развития певческого голоса.

- Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов

Пение


«Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач


Содействовать творческой самостоятельности

Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. 

Развитие правильного звукообразования.

Разогрев голосового аппарата.

Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни.

март

Упражнение для развития певческого голоса

Пение

Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики

Упражнение «Лошадка» Емельянов В.В

«Добрая милая мама»

Развитие певческого дыхания.

Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата.

Развитие диапазона голоса .Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз.

апрель

Детское музыкальное творчество

Упражнение для развития певческого голоса

Пение

«Музыкальные вопросы-ответы»
«Птичка поёт» Н.Мурычёва

Голосовая игра «Весна»

Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей

май

Детское музыкальное творчество

Упражнение для развития певческого голоса

Пение

Дидактическая игра

«Музыкальный кубик»

Упражнение «Лесенка»

«Песенка паровоза» Баранова

Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии.

Развитие артикуляции и концентрации внимания.

Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни.

Список используемой литературы.

1.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования // Методические рекомендации для учителей музыки

2.Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с. 


3.Липина С.А. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с хореографической одарённостью»


4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ// Ребёнок в детском саду. – 2010г. - № 22 – с.7-12


5.Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.


6.Судзуки С. Возвращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов // Пер. с англ. С.Э.Борич. – Мн.: ООО «Попурри», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли   и требующий к себе огромного внимания.  Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Для воспитанника: Возраст ребенка: Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.Задачи: Создание условий для развития творческого потенциа...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для детей - дошкольников с признаками одаренности

Проект разработки ИОМа для индивидуального сопровождения ребенка - дошкольника с признаками одаренности.Теоретическая часть и образец ИОМа....

Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка

Данный шаблон поможет быстро составить план работы с музыкально одаренным ребенком...

Презенация проекта "Одаренные дети. Индивидуальный подход"

Основные этапы работы,диаграммы,исследоватеьский материал....

Индивидуальный образовательный проект для одаренного ребенка

ФОП ДО направляет педагогов на создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной на...