«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».
проект (старшая группа)
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti_2.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 « Аннушка
Города Смоленска
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №16 «Аннушка»
---------------------Т.М Байдакова
«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети»
Автор- составитель
Петухова А.Л
Музыкальный руководитель
г Смоленск,
2021
«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».
Руководитель проекта:
Петухова Анастасия Леонидовна,
музыкальный руководитель
Оглавление.
1.Актуальность проекта……………………………………………………..1
2.Цель, задачи проекта……………………………………………………......2
3.Участница проекта, срок реализации проекта, материально-техническое оснащение проекта……………………………………………………………2
4.Теоретическое обоснование проекта……………………………….….…..3
5.Этапы реализации проекта…………………………………………….……5
6.Перспективный план работы………………………………………….…….6
7.Список используемой литературы…………………………………..……...8
Актуальность проекта.
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. По мнению ученых, потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Поэтому, мы считаем, что музыкальное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаруживаются способности к музыкальным видам деятельности, тем больше внимания будут уделено их развитию. Для развития одаренности дошкольника нам необходимы индивидуальные формы обучения.
Исходя из важности названной проблемы, учитывая ее недостаточную разработанность в современной педагогике, мы сформулировали тему исследования: «Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одаренности дошкольника».
Цель: Создание системы работы для раскрепощения личности направленной на формирование вокально-певческих навыков и развитие артистических способностей.
Задачи:
- формировать вокально-певческие навыки (правильность звукообразования; красота звуковедения; точность, внятность, певческой дикции; правильность дыхания; точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни);
-способствовать развитию артистических способностей (выразительная мимика, жестикуляция, пластика);
-побуждать к творческой самореализации;
-развивать эмоциональную сферу ребенка.
Срок реализации проекта: сентябрь 2021г – май 2023 г. (2 года).
Материально – техническое оснащение проекта:
- фортепиано,
- музыкальный центр,
- микрофон,
- фотоаппарат,
- ноутбук,
- музыкальный зал,
- фонограммы детских песен,
- дидактические пособия,
- нотный материал.
Теоретическое обоснование проекта.
Научно доказано, что одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те, в свою очередь, - одарённостью.
Для правильного подхода к ребенку необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности, какая между ними связь и чем они отличаются.
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности. В основе развития способностей лежат задатки.
Задатки – некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки обуславливают возможности для развития способностей при обучении, воспитании, трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки детей с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо выяснить какими они бывают.
В психологии принято выделять способности в соответствии с несколькими сферами деятельности человека: интеллектуальной, академических достижений, творческого мышления, общения и лидерства, художественной деятельности.
Нас интересует сфера художественной деятельности, которая подразумевает способности к изобразительной деятельности и к музыке. Способный к музыке ребёнок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические фразы, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевает, обладает хорошей музыкальной памятью и слухом.
Музыкальные способности можно разделить на две группы: технические (игра на музыкальном инструменте или пение) и слуховые (музыкальный слух).
Детей, обладающих высоким уровнем способностей, принято называть одарёнными.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности- это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования) либо в процессе индивидуализированного образования.
Принципы выявления одаренных детей:
-комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
-длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
-анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
-подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
-преимущественная опора на методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, экспертное оценивание поведения детей родителями, воспитателями, проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных творческих конкурсов, фестивалей, смотров.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовитедьный»: рассчитан на 3 месяца ( сентябрь, октябрь, ноябрь). На этом этапе осуществлялось:
- изучение проблемы одаренности
-выбор темы проекта
-определение целей и задач проекта
-выявление одаренности среди средней группы
-составление перспективного плана для работы с одаренным ребенком на 2021-2022 год
2ой этап «Основной»: рассчитан на 2 года. В ходе реализации основной части проекта будет осуществляться работа с одарённым ребёнком, согласно перспективному плану по два занятия в неделю. Для отслеживания уровня развития музыкальных способностей, на данном этапе, будет осуществляться мониторинг, чтобы эффективней выстроить работу с одарённым ребёнком и запланировать перспективный план на дальнейшее его развитие.
3ий этап «Заключительный»: направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, мониторинг развития музыкальных способностей.
Перспективный план работы.
I этап «Подготовительный»
Месяц,год | мероприятия |
сентябрь | Изучение одаренности, выбор темы пректа |
октябрь | Определение целей и задач проекта Выявление музыкальной одаренности |
ноябрь | Составление перспективного плана работы на 2022-2023г |
II этап «Основной»
Месяц |
|
|
|
декабрь | Упражнения для развития певческого голоса Упражнение «Здоровое горлышко»
пение | - Дидактическая игра «Свечи» «Снеговик» муз С Савенков | Развитие певческого Дыхания Формировать правильность звукообразования.
Развитие песенной памяти. Побуждать к выразительному исполнению песни. Развивать умение правильно брать дыхание во время пения. |
январь | Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса Пение Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса | - «Поздоровайся» - Дидактическая игра «Горячая картошка» В.В.Емельянов «Бабушка подружка» муз Т.В Бокач - «Сочини колыбельную для куклы» - «Сочини весёлую песенку для лягушки» «Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики | Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. Содействовать творческой самостоятельности и активности |
февраль | Детское музыкальное творчество Упражнения для развития певческого голоса. - Упр-е «Обезьянки» В.В.Емельянов Пение | «Бабушка подружка» муз. Т.В.Бокач |
Развитие мимики и жестов. Развитие дыхания. Развитие правильного звукообразования. Формировать умение петь под фонограмму. Побуждать к выразительному исполнению песни. |
март | Упражнение для развития певческого голоса Пение | Дидактические игры «Снежинка", «Ветерок» Упражнение «Папуасики Упражнение «Лошадка» Емельянов В.В «Добрая милая мама» | Развитие певческого дыхания. Развитие чувства ритма и звукообразования. Разогрев голосового аппарата. Развитие диапазона голоса .Побуждать петь напевно, протяжно пропевать концы слов и фраз. |
апрель | Детское музыкальное творчество Упражнение для развития певческого голоса Пение | «Музыкальные вопросы-ответы» Голосовая игра «Весна» | Развитие вокально-певческих навыков и артистических способностей |
май | Детское музыкальное творчество Упражнение для развития певческого голоса Пение | Дидактическая игра «Музыкальный кубик» Упражнение «Лесенка» «Песенка паровоза» Баранова | Развитие мимики, через подражание. Содействовать к импровизации мелодии. Развитие артикуляции и концентрации внимания. Развитие музыкального слуха. Учить правильно исполнять мелодические и ритмические особенности песни. Обучать чёткому, ясному пропеванию слов песни. |
Список используемой литературы.
1.Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования // Методические рекомендации для учителей музыки
2.Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П.Костина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.
3.Липина С.А. Индивидуальный образовательный маршрут для детей с хореографической одарённостью»
4.Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ// Ребёнок в детском саду. – 2010г. - № 22 – с.7-12
5.Петрова И.А. Музыкальные игры для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 104с.
6.Судзуки С. Возвращённые с любовью: Классический подход к воспитанию талантов // Пер. с англ. С.Э.Борич. – Мн.: ООО «Попурри», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все не...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
Для воспитанника: Возраст ребенка: Цель индивидуального маршрута: развитие художественных способностей ребенка в изобразительной деятельности.Задачи: Создание условий для развития творческого потенциа...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Индивидуальный образовательный маршрут для детей - дошкольников с признаками одаренности
Проект разработки ИОМа для индивидуального сопровождения ребенка - дошкольника с признаками одаренности.Теоретическая часть и образец ИОМа....
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка
Данный шаблон поможет быстро составить план работы с музыкально одаренным ребенком...
Презенация проекта "Одаренные дети. Индивидуальный подход"
Основные этапы работы,диаграммы,исследоватеьский материал....
Индивидуальный образовательный проект для одаренного ребенка
ФОП ДО направляет педагогов на создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной на...