Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
консультация на тему

Сафарова Мария Петровна

«Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

   и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать

 за ним, сделать все необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Сказка»

г. Ртищево Саратовской области»

Индивидуальный образовательный проект

поддержки и развития одаренности дошкольника

                                        Подготовила: старший воспитатель

                                                                    МДОУ №5 «Сказка»

                                                                                       Сафарова Мария Петровна

г. Ртищево

2014 г.

 «Одаренность человека – это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли

   и требующий к себе огромного внимания.

 Необходимо холить и лелеять, ухаживать

 за ним, сделать все необходимое, чтобы

он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • на занятиях все легко и быстро схватывают;
  • знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
  • быстро запоминают услышанное или прочитанное;
  • решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
  • задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
  • оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
  • очень восприимчивы, наблюдательны;
  • быстро реагируют на все новое, неожиданное.

 Это типичные черты одаренных детей.

Одаренный ребенок-  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте

  • - дети с высоким  общим уровнем умственного развития;
  • - дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной,  физической, интеллектуальной).

Актуальность

В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.

Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Умная мысль: "...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."

             Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист

В связи с этим в ДОУ необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста,  развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.

Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью.

 Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.

Задачи проекта:

  1. Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
  3. Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
  4. Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
  5. Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.
  6. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
  7. Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
  8. Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
  9. Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.

Основной целью  проекта является:

создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Стратегический проект предусматривает 6 направлений работы.

1-е направление (этап):

  • Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса  по особенностям  организации   работы с одаренными детьми.
  • Формирование у педагогов способности и готовности использовать современные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с одаренными детьми.

Решение этих задач осуществляется  черезсистему мероприятий с педагогами и всеми участниками педагогического процесса:

  • Изучение психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок по выявлению и сопровождению одаренных детей.
  • Накопление научной литературы для организации самообразования педагогов; систематический обзор новинок методической литературы и публикаций.
  • Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций и т.д.
  • Знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению.

Формы работы с педагогами

  1. Консультации: «Особенности современной образовательной ситуации», «Запросы родителей и педагогов на развитие способностей детей дошкольного возраста».
  2. Дискуссионные качели: «Роль взрослого и сверстников в развитии разных способностей».
  3. Практическая лаборатория по решению проблемных ситуаций.
  4. Анализ видеофрагментов занятий с детьми и их обсуждение.
  5. Творческие задания для педагогов по созданию условий для развития способностей детей:

       - подготовить рекламу методических пособий;

       - составить конспект занятия по развитию способностей;
      - предметной деятельности детей и разыграть его.

  1. Игровые тренинги с участием педагога-психолога детского сада.
  2. Анализ детской продукции на предмет выявления признаков творческого мышления и воображения у ребенка (обучающий тренинг педагога-психолога детского сада).
  3. Творческая мастерская музыкальных руководителей на тему «Методы и приемы развития музыкальных способностей».
  4. Использование метода проектов,  как средства развития способностей

Чтобы определить, насколько педагоги готовы к работе с одаренными  детьми, провести анкетирование на начальном этапе работы, выявить их знания об одаренных детях, чтобы правильно построить методическую работу с ними и на конечном этапе  провести анкетирование на готовность педагогов работать с одаренными детьми.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов является:

- Понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития  креативности  воспитанников;

- знание  классификации способностей, значение интереса и эмоций к деятельности в развитии способностей детей;

- умение организовать предметно-развивающую среду и использовать разные методы и приемы для развития способностей детей;

- овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;

- Овладение  навыками организации эффективного общения с ребенком по поводу развития его активности, деятельности и способностей.

- обеспечение  мотивационной  готовности педагогов к  работе с одаренными детьми

2-е направление  проекта:

  • Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей.
  • Вооружение педагогов эффективными  методиками выявления и поддержки одаренных  и высокомотивированных детей

Для более эффективной работы по созданию системы выявления и поддержки  одаренных детей создать творческую группу, разработать положение о работе группы, наметить основные направления ее деятельности. В творческую группу должны войти педагоги, которые глубоко изучают определенный вид одаренности ребенка, методики выявления и сопровождения ОД, апробируют новые вариативные формы работы с детьми: психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели, организующие работу кружков по интересам.

Содержание деятельноститворческой группы.

Творческой  группе предстоит:

  • Разработать карты с критериями оценки, позволяющими педагогам и родителям на основе наблюдений за деятельность ребенка, выявлять склонности детей к определенным видам  деятельности и области, в которых они показывают высокую результативность.
  • Отобрать  специальные методики, тесты и анкеты, позволяющие определить наличие одаренности у детей.
  • Изучить  и отобрать приемы целенаправленного педагогического воздействия для развития детской одаренности в различных областях.
  • Создать банк методических материалов для работы с одаренными детьми.
  • Разработать  программу сопровождения одаренных детей.

Работа творческой группы  начинается с проведения ряда  семинарских занятий, на которых будут рассматриваться:

  • Научно-методологические основы изучения детской одаренности;
  • Существующие программы и опыт работы других учреждений;
  • Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;
  • Нормативно-правовая база.

   Изучить  известные психолого-педагогические диагностики, частично апробированы и на их основе,  разработать систему диагностики выявления одаренных и высокомотивированных детей наиболее приемлемых в нашем дошкольном учреждении.

В результате деятельности творческой группы создать систему выявления одаренных детей, которая  включает в себя:

  • наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);
  • анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
  • групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;
  • индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
  • Создание условий для проявления детской одаренности: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

3-е направление  проекта:

Разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка,  

поэтому основными задачами работы педагогического коллектива детского сада являются:

  • Активизировать участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.
  • Создать эффективные условия для проявления и развития детской одаренности.
  • Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.

    Организация работы кружков по интересам   дарит  воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Кружки по интересам, так как они организуются с группой детей не более 10 человек, дают  возможность:

  • обеспечить  успешную и продуктивную работу с детьми.
  • поддержать детскую инициативу и любознательность,
  • осуществить  индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку, т.к.  задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.

Необходимыми условиями для  проявления и развития детской одаренности,  помимо наличия специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей, также являются:

  • наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной, воспитательно-образовательной системы.
  • Настоящее воспитание взращивает, вос-питывает, под-питывает,  то есть питает заложенные в человеке способности и таланты. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую среду для маленького дарования, чтобы раскрылись его способности.

     Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:

  • развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка;
  • обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное  распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;
  • отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.

   Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно - развивающая среда детского сада.  Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.


Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности(богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

Формы работы,

стимулирующие проявление детской одаренности

  • Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;
  • Выставки самостоятельных творческих работ детей;
  • Спортивные соревнования по разным видам спорта;
  • Поэтические и литературные гостиные,
  • Викторины;
  • Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
  • Турниры по шахматам и спортивным играм
  • Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты


Итак, на основании вышесказанного можно сказать, что только при выполнении этих  рекомендаций  и целенаправленной работе по выявлению и поддержке  одаренных детей  со стороны окружающих их взрослых,  можно сыграть созидательную, а не разрушительную роль в развитии их способностей и таланта.

4-е направление проекта:

Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми

  • Организация конструктивного сотрудничества  с семьями воспитанников;
  • привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;
  • повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;
  • осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
  • дифференциация работы с родителями.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
  И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Формыработы
с родителями

  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
  • Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
  • Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников

  1. Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  2. Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  3. Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  4. Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

5-е направление  проекта:

Организация конструктивного сотрудничества  с социумом: с художественной   школой, Центром детского творчества, спортивной школой, музыкальной школой и т.д.

Работа организуется по нескольким направлениям:

  • Разработка совместного плана мероприятий с одаренными детьми.
  • Составление  индивидуальных планов, программ развития для  детей с предпосылками одаренности.
  • Кружковая работа на базе ДОУ
  • Организация совместных выставок, конкурсов, фестивалей.
  •     Создание  единого  банка данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников

6-е направление  проекта:

Создание банка данных об одаренных детях.

  • Сбор сведений по детскому саду о наличии одаренных детей в группах.
  • Сбор сведений о бывших выпускниках детского сада, проявлявших одаренность в каких-либо областях.
  • Заполнение листов рейтинга.

Создание кейса методического обеспечения работы педагогов с одаренными детьми:

  • Нормативно – правовые документы по работе с одаренными детьми.
  • Возрастные особенности одаренных детей.
  • Подбор методик  и диагностик выявления одаренных детей.
  • Программа сопровождения одаренных детей по разным видам деятельности.
  • Подбор практических методических материалов.

ВЫВОДЫ: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система  тщательно выстроена, строго индивидуализирована.

Результативность проекта:

  • - Создание банка одарённых детей, с определёнными способностями и наклонностями
  • -  вариативность индивидуальных маршрутов развития, программ индивидуальных траекторий развития одаренных детей.
  • - обогащение предметно-развивающей среды, с учётом склонностей детей;
  • - повышения профессиональной компетенции педагогов  по вопросам одаренности детей
  • - родители активные участники проекта

Заключение

Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.

Он требует от педагога  личностного  роста,  хороших,  постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника

Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...

Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.

Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...

Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника

Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов.  Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...

«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»

quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...

«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выя...

Индивидуальный образовательный проект для одаренного ребенка

ФОП ДО направляет педагогов на создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной на...

Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.

Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследован...