Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника
консультация на тему
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный образовательный проект поддержки и развития одаренности дошкольника | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Сказка»
г. Ртищево Саратовской области»
Индивидуальный образовательный проект
поддержки и развития одаренности дошкольника
Подготовила: старший воспитатель
МДОУ №5 «Сказка»
Сафарова Мария Петровна
г. Ртищево
2014 г.
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А.Сухомлинский
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны;
- быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
- - дети с высоким общим уровнем умственного развития;
- - дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной).
Актуальность
В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?
В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Умная мысль: "...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."
Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист
В связи с этим в ДОУ необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработка индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, формирование личностного и профессионального самоопределения.
Оценка ребенка как одаренного не является самоцелью.
Выявление одаренных детей необходимо для постановки адекватных задач их обучения и воспитания, а также оказания им психологической помощи и поддержки.
Задачи проекта:
- Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
- Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
- Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
- Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
- Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.
- Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
- Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
- Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Основной целью проекта является:
создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Стратегический проект предусматривает 6 направлений работы.
1-е направление (этап):
- Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса по особенностям организации работы с одаренными детьми.
- Формирование у педагогов способности и готовности использовать современные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с одаренными детьми.
Решение этих задач осуществляется черезсистему мероприятий с педагогами и всеми участниками педагогического процесса:
- Изучение психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок по выявлению и сопровождению одаренных детей.
- Накопление научной литературы для организации самообразования педагогов; систематический обзор новинок методической литературы и публикаций.
- Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций и т.д.
- Знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению.
Формы работы с педагогами
- Консультации: «Особенности современной образовательной ситуации», «Запросы родителей и педагогов на развитие способностей детей дошкольного возраста».
- Дискуссионные качели: «Роль взрослого и сверстников в развитии разных способностей».
- Практическая лаборатория по решению проблемных ситуаций.
- Анализ видеофрагментов занятий с детьми и их обсуждение.
- Творческие задания для педагогов по созданию условий для развития способностей детей:
- подготовить рекламу методических пособий;
- составить конспект занятия по развитию способностей;
- предметной деятельности детей и разыграть его.
- Игровые тренинги с участием педагога-психолога детского сада.
- Анализ детской продукции на предмет выявления признаков творческого мышления и воображения у ребенка (обучающий тренинг педагога-психолога детского сада).
- Творческая мастерская музыкальных руководителей на тему «Методы и приемы развития музыкальных способностей».
- Использование метода проектов, как средства развития способностей
Чтобы определить, насколько педагоги готовы к работе с одаренными детьми, провести анкетирование на начальном этапе работы, выявить их знания об одаренных детях, чтобы правильно построить методическую работу с ними и на конечном этапе провести анкетирование на готовность педагогов работать с одаренными детьми.
Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов является:
- Понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности воспитанников;
- знание классификации способностей, значение интереса и эмоций к деятельности в развитии способностей детей;
- умение организовать предметно-развивающую среду и использовать разные методы и приемы для развития способностей детей;
- овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;
- Овладение навыками организации эффективного общения с ребенком по поводу развития его активности, деятельности и способностей.
- обеспечение мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми
2-е направление проекта:
- Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического сопровождения одаренных детей.
- Вооружение педагогов эффективными методиками выявления и поддержки одаренных и высокомотивированных детей
Для более эффективной работы по созданию системы выявления и поддержки одаренных детей создать творческую группу, разработать положение о работе группы, наметить основные направления ее деятельности. В творческую группу должны войти педагоги, которые глубоко изучают определенный вид одаренности ребенка, методики выявления и сопровождения ОД, апробируют новые вариативные формы работы с детьми: психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели, организующие работу кружков по интересам.
Содержание деятельноститворческой группы.
Творческой группе предстоит:
- Разработать карты с критериями оценки, позволяющими педагогам и родителям на основе наблюдений за деятельность ребенка, выявлять склонности детей к определенным видам деятельности и области, в которых они показывают высокую результативность.
- Отобрать специальные методики, тесты и анкеты, позволяющие определить наличие одаренности у детей.
- Изучить и отобрать приемы целенаправленного педагогического воздействия для развития детской одаренности в различных областях.
- Создать банк методических материалов для работы с одаренными детьми.
- Разработать программу сопровождения одаренных детей.
Работа творческой группы начинается с проведения ряда семинарских занятий, на которых будут рассматриваться:
- Научно-методологические основы изучения детской одаренности;
- Существующие программы и опыт работы других учреждений;
- Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;
- Нормативно-правовая база.
Изучить известные психолого-педагогические диагностики, частично апробированы и на их основе, разработать систему диагностики выявления одаренных и высокомотивированных детей наиболее приемлемых в нашем дошкольном учреждении.
В результате деятельности творческой группы создать систему выявления одаренных детей, которая включает в себя:
- наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);
- анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
- групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;
- индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
- Создание условий для проявления детской одаренности: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.
3-е направление проекта:
Разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка,
поэтому основными задачами работы педагогического коллектива детского сада являются:
- Активизировать участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.
- Создать эффективные условия для проявления и развития детской одаренности.
- Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
Организация работы кружков по интересам дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Кружки по интересам, так как они организуются с группой детей не более 10 человек, дают возможность:
- обеспечить успешную и продуктивную работу с детьми.
- поддержать детскую инициативу и любознательность,
- осуществить индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку, т.к. задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.
Необходимыми условиями для проявления и развития детской одаренности, помимо наличия специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей, также являются:
- наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной, воспитательно-образовательной системы.
- Настоящее воспитание взращивает, вос-питывает, под-питывает, то есть питает заложенные в человеке способности и таланты. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую среду для маленького дарования, чтобы раскрылись его способности.
Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы создания комфортной среды:
- развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и критики в адрес ребенка;
- обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;
- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
- предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;
- отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой самостоятельности для выстраивания творческого процесса.
Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно - развивающая среда детского сада. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.
Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности(богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Формы работы,
стимулирующие проявление детской одаренности
- Конкурсы - выставки детского творчества разной тематики;
- Выставки самостоятельных творческих работ детей;
- Спортивные соревнования по разным видам спорта;
- Поэтические и литературные гостиные,
- Викторины;
- Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
- Турниры по шахматам и спортивным играм
- Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты
Итак, на основании вышесказанного можно сказать, что только при выполнении этих рекомендаций и целенаправленной работе по выявлению и поддержке одаренных детей со стороны окружающих их взрослых, можно сыграть созидательную, а не разрушительную роль в развитии их способностей и таланта.
4-е направление проекта:
Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми
- Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников;
- привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе;
- повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;
- осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
- дифференциация работы с родителями.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Формыработы
с родителями
- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- Совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
- Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в семьях воспитанников
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
5-е направление проекта:
Организация конструктивного сотрудничества с социумом: с художественной школой, Центром детского творчества, спортивной школой, музыкальной школой и т.д.
Работа организуется по нескольким направлениям:
- Разработка совместного плана мероприятий с одаренными детьми.
- Составление индивидуальных планов, программ развития для детей с предпосылками одаренности.
- Кружковая работа на базе ДОУ
- Организация совместных выставок, конкурсов, фестивалей.
- Создание единого банка данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников
6-е направление проекта:
Создание банка данных об одаренных детях.
- Сбор сведений по детскому саду о наличии одаренных детей в группах.
- Сбор сведений о бывших выпускниках детского сада, проявлявших одаренность в каких-либо областях.
- Заполнение листов рейтинга.
Создание кейса методического обеспечения работы педагогов с одаренными детьми:
- Нормативно – правовые документы по работе с одаренными детьми.
- Возрастные особенности одаренных детей.
- Подбор методик и диагностик выявления одаренных детей.
- Программа сопровождения одаренных детей по разным видам деятельности.
- Подбор практических методических материалов.
ВЫВОДЫ: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система тщательно выстроена, строго индивидуализирована.
Результативность проекта:
- - Создание банка одарённых детей, с определёнными способностями и наклонностями
- - вариативность индивидуальных маршрутов развития, программ индивидуальных траекторий развития одаренных детей.
- - обогащение предметно-развивающей среды, с учётом склонностей детей;
- - повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросам одаренности детей
- - родители активные участники проекта
Заключение
Работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий... кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития одарённости дошкольника
Данный образовательный проект ориентирован на поддержку и развитие одаренного ребенка, направлен на его личностное развитие и успешность.Целью проекта является создание системы работы для раскрепощени...
Инновационный проект «Одаренные малыши». Создание условий по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет на базе ДОО.
Проект создан для реализации в детском саду. Проект предусматривает дополнительное образование одаренных дошкольников от 3-6 лет в кружках, студиях, секциях по программам руководителей дополнительного...
Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки и развития музыкальной одарённости дошкольника
Проблема работы с одарёнными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Ран...
«Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника»
quot;Индивидуальный образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольника"...
«Индивидуальный образовательный проект, одаренные дети».
Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выя...
Индивидуальный образовательный проект для одаренного ребенка
ФОП ДО направляет педагогов на создание условий, обеспечивающих развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательной направленностью, высоким уровнем умственного развития или иной на...
Тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей.
Для того, чтобы обеспечить тьюторское сопровождение деятельности педагогов образовательного учреждения по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей используются различные методы исследован...