Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
материал

Коваленко Ольга Николаевна

Мастер-класс для педагогов

«Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»

Коваленко О.Н., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 38» г. Сыктывкар

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию аквагимнастики для развития речи с детьми дошкольного возраста;

• Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;

• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;

• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

1. Теоретическая часть

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.

Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Одним из таких методов, по нашему мнению, является аквагимнастика.

Название этой гимнастики говорит само за себя. Любой воспитатель знает, что дети очень любят пальчиковые игры и с удовольствием в них играют. Также известно, что дети очень любят играть с водой. Аквагимнастика соединяет в себе эти два вида детской деятельности.

Фактически аквагимнастика – это пальчиковые игры и упражнения в воде с проговариванием стихов и потешек с движениями, рассказывание, а в более старшем возрасте – сочинение сказок при помощи пальцев, воды.  

     В игры с детьми старше 5 лет можно оформить разнообразный реквизит. Подбирать их нужно, ориентируясь на возрастные особенности детей, для игры с тактильным материалом годятся и мячи су-джок, тактильные мешочки из воздушных шаров с различным наполнением, природный, бросовый и подручный материал (прищепки, мелкие и крупные игрушки, камушки, ракушки и др.). Предметы можно подбирать по лексическим темам, а игры проводить с музыкальным или текстовым сопровождением. Спустя некоторое время дети начинают выполнять упражнения в соответствии с текстом без показа воспитателем и проговаривать слова.

Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в таких понятиях, как «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что использование аквагимнастики дает возможность:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук, улучшать координацию движений;
  • стимулировать речевую активность детей;
  • развивать тактильные ощущения, способствовать снятию мышечного напряжения, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
  • познакомить со свойствами воды, овладеть элементарными понятиями: под водой, над водой, далеко, близко и т.д.
  • способствовать укреплению здоровья детей.

При использовании аквагимнастики необходимо придерживаться некоторых правил:

  • задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
  • учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
  • работу проводить регулярно, систематически;
  • соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
  • повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
  • необходимо следить, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Плюс аквагимнастики для педагога состоит еще и в том, что ее проведение не требует какой-то сложной подготовки, специального обучения и особенных условий: нужна емкость, удобная для ребенка, вода и фантазия педагога.

Проводить аквагимнастику можно в совместной деятельности с детьми, а также в индивидуальной или подгрупповой образовательной деятельности.

Вода в емкости, где проводится аквагимнастика, должна быть комнатной температуры, время игры, начиная от пяти минут, постепенно увеличивается до десяти минут.

Обязательное условие проведения аквагимнастики - комплекс должен сочетать упражнения на сжатие кистей рук, расслабление, различные движения пальчиками.

На первом этапе необходимо познакомить ребят с правилами для занятий аквагимнастикой:

Здесь нельзя толкаться, драться,

Здесь нельзя ничем кидаться,

Никого не обливать,

Никого не обижать!

2. Практическая часть

        Уважаемые коллеги, вы узнали, что такое аквагимнастика, а сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений.

Для проведения аквагимнастики мне необходимы: емкость для воды на каждого участника (при ее выборе учитывала, чтобы объем был не менее 3 литров и с высокими бортиками, а его прозрачность позволяет видеть мне правильность выполнения упражнений и разнообразить сюжет игры) и сопутствующие атрибуты для выполнения разнообразных манипуляций рукой.

Начинать можно с простых пальчиковых игр-упражнений в воде, типа «Кулачки», «Лучики», «Волны», «Медуза», которые помогают ребенку «почувствовать» воду и получить удовольствие от игр с ней. Это игры без предметов, описание некоторых игр представлено в буклете.

 А вас я приглашаю отправиться в увлекательное морское путешествие:

Приглашаю отыскать в синем- синем море клад,

Кто отыщет- не робей,

Забирай его скорей.

-На чем можно отправиться в морское путешествие?

А у вас есть лодочка?

Но мы можем сделать её из наших ладошек

Игра «Лодочка»

И.П.- кисти рук соединены, выполняем плавные волнообразные движения в воде.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву,

Две ладошки, друзья,

Это – лодочка моя.

Паруса подниму

Синим морем поплыву,

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

Игра «Рыбки»

И.П.-  пальцы сжаты в кулачки, выполняем сжимание – разжимание пальцев.

Рыбки весело резвятся

 В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То «зароются» в песке.

- Ой, посмотрите, вдалеке пароход!

Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены-  это труба.

                 Посмотрите, пароход,

                По волнам плывет вперед.

-Вода очень прозрачная мы видим на дне медуз.

Игра «Медуза»

И.П.- кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Две огромные медузы

Из воды на нас глядят,

Поздороваться хотят.

- Любопытные дельфины подплыли посмотреть на нас.

Игра «Дельфины»

И.П.- пальцы рук сжаты, направленны вперед, выполняем волнообразные движения руками, погружая кисти рук в воду и вытаскивая их.

А рядом вижу чьи-то спины,

Это плещутся дельфины.

-Дельфины так плескались, что подняли большие волны.

Игра «Волны»

И.П.- пальцы плотно прижаты друг к другу, выполняем хлопки по воде.

-Внимание! Вода заполнила наш кораблик, чтобы он не потонул, нам надо вычерпать всю воду.

Упражнение «Вычерпай губкой».

(делаем 5-6 выжиманий губкой в отдельную емкость)

- Вода в море из-за больших волн стала очень мутная, а в мутной воде совсем ничего не видно (завязать глаза и рассыпать в ёмкости камушки). Но вы ведь помните зачем мы сюда приплыли? Где же клад? Сможем его отыскать?

(участники с закрытыми глазами достают камушки).

- Нашли клад? Проверьте, весь ли клад собрали? Такой клад нам в группе пригодиться? Что мы с камушками можем сделать?

- Клад у нас, можем возвращаться домой, садимся на наши лодочки и плывем (упражнение «Лодочка»)

- Вот мы и дома, встряхнули ручки, вытираем их. Понравилось вам наше путешествие?

3.

Ожидаемые результаты:

       овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);

       развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;

       развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.

Игра «Дождь»

И. П. – пальцы рук разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды с речевым сопровождением.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 - Опустим пальчики на дно и представим, что мы стали морскими звездочками.

Игра «Морская звезда»

И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

- А теперь превратимся в рака.

Игра «Рак»

И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения можно делать попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

- Вот подплыла медуза.

Игра «Медуза»

Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

- А теперь приплыли озорные рыбки, порезвимся с ними.

Игра «Рыбка»

И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде с речевым сопровождением.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

- Поднимемся на поверхность моря и посмотрим на акулу.

Игра «Акула»

И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

- И тут на горизонте показался пароход.

Игра «Пароход»

И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки привезет.

- Внезапно подул сильный ветер, и море сразу запенилось и зашумело, поднялись волны.

Игра «Волны»

И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

- И вот наш корабль приплыл на место назначения - за сокровищами, которые лежали на дне нашего моря. А теперь нам нужно отыскать наш клад  поднять его с морского дня (орбисы, ракушки и камушки Марблс поместим в воду).

Игра «Собери все камушки»

Задача игры: достать только все камушки Марбалс со дна нашего «моря».

- А теперь капитан нашего корабля просит вас со дна моря достать упавшие буквы с нашего корабля.

Игра «Собери слово»

Задача игры: собрать из полученных букв слово «Спасибо!».

Игра «Медуза»

Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.

Игра «Морская звезда»

И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рак»

И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.

Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.

Мне ответил рак: Привет!

И подал клешню в ответ.

Игра «Рыбка»

И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся и хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.

Дельфин – малыш

Приплыл ко мне,

Он покатает на спине!

Игра «Акула»

И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Игра «Пароход»

И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

Игра «Волны»

И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Найди заданный звук в слове»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т. д.

Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)

Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.

Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)

Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.

Ход игры: собери в воде бусы.

Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д. игрушку.

Игра «Расширяем словарный запас»

Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).

Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве)

Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс, заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве, непромокаемые фартуки.

Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т. д.

Игра «Марблс»

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.

Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.

Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки, непромокаемые фартуки.

Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.

Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)

Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко, непромокаемые фартуки.

Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?

Игра «Ракушки» (существительное с числительным)

Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.

Ход игрыдоставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.

Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения)

Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки.

Ход игры: достань и выжми губку.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс " Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"

Презентация посвещена  организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...

Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

«Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»Мартынова Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Василёк»Цель: повышени...

Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"

мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"...

Буклет "Аква- гимнастика - инновационный метод в речевом развитий дошкольников"

В буклете представлены рекомендации по использованию аква- гимнастики с детьми дошкольного возраста, кроме того представлены описания простейших игр, основной целью которых является  развитие тон...