Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
материал
Мастер-класс для педагогов
«Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Аквагимнастика- инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
Коваленко О.Н., воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 38» г. Сыктывкар
Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом по использованию современных образовательных технологий в речевом развитии дошкольников.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию аквагимнастики для развития речи с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приемам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
1. Теоретическая часть
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Одним из таких методов, по нашему мнению, является аквагимнастика.
Название этой гимнастики говорит само за себя. Любой воспитатель знает, что дети очень любят пальчиковые игры и с удовольствием в них играют. Также известно, что дети очень любят играть с водой. Аквагимнастика соединяет в себе эти два вида детской деятельности.
Фактически аквагимнастика – это пальчиковые игры и упражнения в воде с проговариванием стихов и потешек с движениями, рассказывание, а в более старшем возрасте – сочинение сказок при помощи пальцев, воды.
В игры с детьми старше 5 лет можно оформить разнообразный реквизит. Подбирать их нужно, ориентируясь на возрастные особенности детей, для игры с тактильным материалом годятся и мячи су-джок, тактильные мешочки из воздушных шаров с различным наполнением, природный, бросовый и подручный материал (прищепки, мелкие и крупные игрушки, камушки, ракушки и др.). Предметы можно подбирать по лексическим темам, а игры проводить с музыкальным или текстовым сопровождением. Спустя некоторое время дети начинают выполнять упражнения в соответствии с текстом без показа воспитателем и проговаривать слова.
Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в таких понятиях, как «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.
Таким образом мы можем сделать вывод о том, что использование аквагимнастики дает возможность:
- развивать мелкую моторику пальцев рук, улучшать координацию движений;
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать тактильные ощущения, способствовать снятию мышечного напряжения, стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
- познакомить со свойствами воды, овладеть элементарными понятиями: под водой, над водой, далеко, близко и т.д.
- способствовать укреплению здоровья детей.
При использовании аквагимнастики необходимо придерживаться некоторых правил:
- задание подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
- работу проводить регулярно, систематически;
- соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
- необходимо следить, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Плюс аквагимнастики для педагога состоит еще и в том, что ее проведение не требует какой-то сложной подготовки, специального обучения и особенных условий: нужна емкость, удобная для ребенка, вода и фантазия педагога.
Проводить аквагимнастику можно в совместной деятельности с детьми, а также в индивидуальной или подгрупповой образовательной деятельности.
Вода в емкости, где проводится аквагимнастика, должна быть комнатной температуры, время игры, начиная от пяти минут, постепенно увеличивается до десяти минут.
Обязательное условие проведения аквагимнастики - комплекс должен сочетать упражнения на сжатие кистей рук, расслабление, различные движения пальчиками.
На первом этапе необходимо познакомить ребят с правилами для занятий аквагимнастикой:
Здесь нельзя толкаться, драться,
Здесь нельзя ничем кидаться,
Никого не обливать,
Никого не обижать!
2. Практическая часть
Уважаемые коллеги, вы узнали, что такое аквагимнастика, а сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мной несколько упражнений.
Для проведения аквагимнастики мне необходимы: емкость для воды на каждого участника (при ее выборе учитывала, чтобы объем был не менее 3 литров и с высокими бортиками, а его прозрачность позволяет видеть мне правильность выполнения упражнений и разнообразить сюжет игры) и сопутствующие атрибуты для выполнения разнообразных манипуляций рукой.
Начинать можно с простых пальчиковых игр-упражнений в воде, типа «Кулачки», «Лучики», «Волны», «Медуза», которые помогают ребенку «почувствовать» воду и получить удовольствие от игр с ней. Это игры без предметов, описание некоторых игр представлено в буклете.
А вас я приглашаю отправиться в увлекательное морское путешествие:
Приглашаю отыскать в синем- синем море клад,
Кто отыщет- не робей,
Забирай его скорей.
-На чем можно отправиться в морское путешествие?
А у вас есть лодочка?
Но мы можем сделать её из наших ладошек
Игра «Лодочка»
И.П.- кисти рук соединены, выполняем плавные волнообразные движения в воде.
Две ладошки прижму
И по морю поплыву,
Две ладошки, друзья,
Это – лодочка моя.
Паруса подниму
Синим морем поплыву,
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Игра «Рыбки»
И.П.- пальцы сжаты в кулачки, выполняем сжимание – разжимание пальцев.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То «зароются» в песке.
- Ой, посмотрите, вдалеке пароход!
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены- это труба.
Посмотрите, пароход,
По волнам плывет вперед.
-Вода очень прозрачная мы видим на дне медуз.
Игра «Медуза»
И.П.- кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
Две огромные медузы
Из воды на нас глядят,
Поздороваться хотят.
- Любопытные дельфины подплыли посмотреть на нас.
Игра «Дельфины»
И.П.- пальцы рук сжаты, направленны вперед, выполняем волнообразные движения руками, погружая кисти рук в воду и вытаскивая их.
А рядом вижу чьи-то спины,
Это плещутся дельфины.
-Дельфины так плескались, что подняли большие волны.
Игра «Волны»
И.П.- пальцы плотно прижаты друг к другу, выполняем хлопки по воде.
-Внимание! Вода заполнила наш кораблик, чтобы он не потонул, нам надо вычерпать всю воду.
Упражнение «Вычерпай губкой».
(делаем 5-6 выжиманий губкой в отдельную емкость)
- Вода в море из-за больших волн стала очень мутная, а в мутной воде совсем ничего не видно (завязать глаза и рассыпать в ёмкости камушки). Но вы ведь помните зачем мы сюда приплыли? Где же клад? Сможем его отыскать?
(участники с закрытыми глазами достают камушки).
- Нашли клад? Проверьте, весь ли клад собрали? Такой клад нам в группе пригодиться? Что мы с камушками можем сделать?
- Клад у нас, можем возвращаться домой, садимся на наши лодочки и плывем (упражнение «Лодочка»)
- Вот мы и дома, встряхнули ручки, вытираем их. Понравилось вам наше путешествие?
3.
Ожидаемые результаты:
∙ овладение детьми младшего дошкольного возраста новыми знаниями, умениями и навыками (сформированность навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу, понимание простой инструкции);
∙ развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук детей, большая точность тонких движений, натренированность мышц пальцев рук;
∙ развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального и делового общения.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы рук разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды с речевым сопровождением.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
- Опустим пальчики на дно и представим, что мы стали морскими звездочками.
Игра «Морская звезда»
И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
- А теперь превратимся в рака.
Игра «Рак»
И.П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения можно делать попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
- Вот подплыла медуза.
Игра «Медуза»
Исходное положение (И.П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.
- А теперь приплыли озорные рыбки, порезвимся с ними.
Игра «Рыбка»
И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде с речевым сопровождением.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
- Поднимемся на поверхность моря и посмотрим на акулу.
Игра «Акула»
И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
- И тут на горизонте показался пароход.
Игра «Пароход»
И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки привезет.
- Внезапно подул сильный ветер, и море сразу запенилось и зашумело, поднялись волны.
Игра «Волны»
И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
- И вот наш корабль приплыл на место назначения - за сокровищами, которые лежали на дне нашего моря. А теперь нам нужно отыскать наш клад поднять его с морского дня (орбисы, ракушки и камушки Марблс поместим в воду).
Игра «Собери все камушки»
Задача игры: достать только все камушки Марбалс со дна нашего «моря».
- А теперь капитан нашего корабля просит вас со дна моря достать упавшие буквы с нашего корабля.
Игра «Собери слово»
Задача игры: собрать из полученных букв слово «Спасибо!».
Игра «Медуза»
Исходное положение (И. П.) – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И. П.
Игра «Морская звезда»
И. П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.
Игра «Рак»
И. П. – кисти под водой. Мизинец, безымянный и средний пальцы прижаты к ладони. Большой и указательный пальцы выпрямлены. Сводим их вместе, изображая щупальца рака. Такие движения делаем попеременно со всеми пальцами: большой и указательный пальцы, затем средний, безымянный и мизинец.
Раку – Здравствуй! - я сказал, руку я ему подал.
Мне ответил рак: Привет!
И подал клешню в ответ.
Игра «Рыбка»
И. П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.
Рыбки-малютки
По морю плывут,
Скачут, резвятся и хвостиком бьют.
Игра «Дельфин»
И. П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой.
Дельфин – малыш
Приплыл ко мне,
Он покатает на спине!
Игра «Акула»
И. П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.
Вот зубастая акула
Мне хвостом своим махнула.
Игра «Маленькая лодочка»
И. П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.
Мы на лодочке вдвоем
К бабе в гости поплывем.
Игра «Пароход»
И. П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.
Пароход плывет вперед,
Нам подарки он несет.
Игра «Дождь»
И. П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.
Дождь полил, как из ведра,
Будет лить он до утра.
Игра «Волны»
И. П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.
Волны по морю гуляют
И кораблик подгоняют.
Игры для детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Найди заданный звук в слове»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: говорим ребенку звук «А» и просим достать игрушку, название которой начинается на этот звук. Например: автобус, аист и т. д.
Игра «Закреплять зрительный образ буквы» (профилактика дисграфии)
Оборудование: ёмкость с водой, пластиковые буквы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: бросаем в воду пластиковые буквы и просим достать одну из них.
Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики)
Оборудование: ёмкость с водой, шнуровка, бусы, непромокаемые фартуки.
Ход игры: собери в воде бусы.
Игра «Расширяем словарный запас» (формирование словаря прилагательных)
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т. д. игрушку.
Игра «Расширяем словарный запас»
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
Игра «Рыбка» (ориентировка в пространстве)
Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс, заламинированный шаблон в клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве, непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию: две клетки вверх, 1 клетку влево и т. д.
Игра «Марблс»
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
Игра «Рыбацкие сети» (математика, счет)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
Игра «Рыбацкие сети» (счет и формирование цветовосприятия, величина)
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой пластмассовой игрушки или ситечко, непромокаемые фартуки.
Ход игры: поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым. Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты поймал?
Игра «Ракушки» (существительное с числительным)
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: доставай по одной ракушке и считай: 1 ракушка, 2, 3, 4, ракушки, 5 ракушек.
Игра «Губка» (развиваем тактильные ощущения)
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань и выжми губку.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс "Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"
Презентация посвещена организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...
Мастер – класс на тему: «Сказкотерапия как инновационный метод в развитии речевой и художественной деятельности детей дошкольного возраста при обучении русскому языку».
Мастер- класс для воспитателей ДОУ...
Консультация для родителей "Инновационные методы в речевом развитии дошкольников"
Консультация для родителей...
Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....
«Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»
Мастер-класс для педагогов «Аквагимнастика инновационный метод в речевом развитии дошкольников»Мартынова Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад «Василёк»Цель: повышени...
Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"
мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"...
Буклет "Аква- гимнастика - инновационный метод в речевом развитий дошкольников"
В буклете представлены рекомендации по использованию аква- гимнастики с детьми дошкольного возраста, кроме того представлены описания простейших игр, основной целью которых является развитие тон...