Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"
материал
мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Цель: познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.
Добрый день! Сегодня на свой мастер-класс я принесла изюм! Как вы думаете, зачем я это сделала!
Хочу отметить, что изюм
Изрядно укрепляет ум.
Изюмом нужно мозг питать
Чтоб счастье в жизни испытать!
А ещё сделала я это для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе - методом эйдетики.
Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. Или чтобы вспомнить цвета радуги мы проговариваем …. (каждый охотник желает знать…)
На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению, плюс положительные эмоции.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Термин «эйдетика» был введен в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году и вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук.
Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на приёмах эйдетики. Все обучение должно проходить в процессе игры, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.
Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит).
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).
Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять). Совершенно верно.
Продолжим наш мастер - класс. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. Предлагаю вам увидеть необычное в обычном!
Перед вами лежат карточки с изображением. На первый взгляд, это что-то непонятное, но этому непонятному есть название – друдлы.
Друдлы в переводе с английского означают каракули. Правильного ответа в друдлах просто не существует. Разные люди, видят в этих каракулях разные изображения. Перейдём к практике.
Внимательно всмотритесь в свои друдлы, на них можно смотреть в разных ракурсах, поверните их. Нарисуйте, то о чем вы подумали.
Пока участники выполняют задание, предлагаю членам жюри и зрителям в зале посмотреть на друды на экране. Какие ассоциации вызвал первый друдл.
Второй, третий.
А теперь давайте посмотрим, что изобразили наши участники?
Всем спасибо.
Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки. (Ответы)
Хочу поделиться ещё одним приёмом, который помогает развить у детей звуковые ассоциации. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым, Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.
Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями. Данные мешочки наполнены крахмалом, бумагой и т.д. И вы можете использовать их в различных видах образовательной деятельности.
Чтобы научить детей устанавливать связи предметов между собой или с их признаками использую ассоциативные картины.
Посмотрите на слайд, на нем разные предметы. Они между собой чем- то «связаны», нужно подумать и назвать, что у них общее.
Предполагаемые ответы:
- монета-пуговица (круглые )
-медведь - машина (начинаются на букву М)
-треугольник-квадрат (геометрические фигуры)
-буква Т – молоток ( буква Т похожа на молоток )
- квадрат и буква Т синим цветом.
Т.К. в зале присутствуют учителя, да и все мы родители хотим, чтобы наши дети писали грамотно. Опять же можно использовать метод эйдетики. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно её «оживить», создать образ в конкретном слове. Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать.
Работа со слайдом.
Дорога ассоциируется с колёсами, колёса круглые, буква О тоже круглая.
Ворота ассоциируются с мячом, мяч круглый, значит пишем букву О.
Я думаю, что если учить детей запоминать слова с помощью таких картинок, то ошибок при написании слов будет гораздо меньше.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие.
Что мы берём с собой в путешествие?
Сейчас мы все вместе собирём чемодан
Игра «Чемодан»
Первый игрок говорит: «Я беру чемодан и кладу в него. книгу». Второй игрок продолжает: «Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку. Трудно вам было выполнить это задание?
Помните, что с памятью у вас все хорошо. Мы только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс. Ведь чисто из физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и незадействования.
Потому делаем выводы:
1. Все что нужно запомнить — представляем
2. Представляемое, ассоциируем ярко и необычно.
Закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент –Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити» Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"
Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...
Мастер – класс "Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"
Презентация посвещена организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...
Мастер – класс «Любим играть в баскетбол» дифференцированный подход в физическом развитии дошкольников
Применяю в своей работе разные приемы с целью повышения двигательной деятельности детей во время физкультурных занятий:1. Использование разных способов организации детей (фронтальный, поточный, группо...
Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»
Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу предоставляется самостоятельный выбор парциал...
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»
Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»
Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"...
Мастер – класс«Применение методов и приёмов эйдетики во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИРасширить и обогатить знания о развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста. _____________________________________________________• Дать педагогам понятие ...