Мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"
материал

Руденко Виктория Валентиновна

мастер-класс для педагогов "Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель: познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.

Добрый день! Сегодня на свой мастер-класс я принесла изюм! Как вы думаете, зачем я это сделала!

Хочу отметить, что изюм

Изрядно укрепляет ум.

Изюмом нужно мозг питать

Чтоб счастье в жизни испытать!

А ещё сделала я это для того, чтобы поделиться с вами изюминкой, которую использую в своей работе - методом эйдетики.

Помните, как легко мы запоминали шуточное определение: «Биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу и угол. Или чтобы вспомнить цвета радуги мы проговариваем …. (каждый охотник желает знать…)

На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению, плюс положительные эмоции.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Термин «эйдетика» был введен в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 году и вплоть до сегодняшнего времени эта методика была забыта. В настоящее время об этой методике заговорили, её стали использовать во всех сферах деятельности. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич, доктор педагогических наук.

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на приёмах эйдетики. Все обучение должно проходить в процессе игры, потому что без неё не может быть полноценного умственного развития.

Для начала проведём небольшую разминку, отвечайте на вопросы быстро, но в тоже время, успевайте подумать:

- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом первым будет тушить полиция?       (Полиция пожары не тушит).

- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять). Совершенно верно.

Продолжим наш мастер - класс. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. Предлагаю вам увидеть необычное в обычном!

Перед вами лежат карточки с изображением. На первый взгляд, это что-то непонятное, но этому непонятному есть название – друдлы.

Друдлы в переводе с английского означают каракули. Правильного ответа в друдлах просто не существует. Разные люди, видят в этих каракулях разные изображения. Перейдём к практике.

Внимательно всмотритесь в свои друдлы, на них можно смотреть в разных ракурсах, поверните их. Нарисуйте, то о чем вы подумали.

Пока участники выполняют задание, предлагаю членам жюри и зрителям в зале посмотреть на друды на экране. Какие ассоциации вызвал первый друдл.

Второй, третий.

А теперь давайте посмотрим, что изобразили наши участники?

Всем спасибо.

Одним из средств развития образного мышления являются тактильные ассоциации. Перед вами лежат дощечки. Эти дощечки я использую в работе с детьми для развития тактильных ассоциаций. Проведите по ним ладонью, что вы представляете, когда касаетесь дощечки. (Ответы)Хочу такой сайт 

      Хочу поделиться ещё одним приёмом, который помогает развить у детей звуковые ассоциации. В корзине лежат мешочки, наполненные различным содержимым, Ваша задача состоит не в том, чтобы отгадать, что находится в мешочке, а при его исследовании, вам необходимо услышать звук и сказать, что этот звук вам напоминает.

Участники мастер-класса выполняют задание и делятся своими предположениями. Данные мешочки наполнены крахмалом, бумагой и т.д. И вы можете использовать их в различных видах образовательной деятельности.

Чтобы научить детей устанавливать связи предметов между собой или с их признаками использую ассоциативные картины.

Посмотрите на слайд, на нем разные предметы. Они между собой чем- то «связаны», нужно подумать и назвать, что у них общее.

Предполагаемые ответы:

- монета-пуговица (круглые )

-медведь - машина (начинаются на букву М)

-треугольник-квадрат (геометрические фигуры)

-буква Т – молоток ( буква Т похожа на молоток )

- квадрат и буква Т синим цветом.

Т.К. в зале присутствуют учителя, да и все мы родители хотим, чтобы наши дети писали грамотно. Опять же можно использовать метод эйдетики. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву нужно её «оживить», создать образ в конкретном слове. Суть этого метода в том, чтобы для словарного слова придумать образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать.

Работа со слайдом.

Дорога ассоциируется с колёсами, колёса круглые, буква О тоже круглая.

Ворота ассоциируются с мячом, мяч круглый, значит пишем букву О.

Я думаю, что если учить детей запоминать слова с помощью таких картинок, то ошибок при написании слов будет гораздо меньше.

А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие.

Что мы берём с собой в путешествие?

Сейчас мы все вместе собирём чемодан

Игра «Чемодан»

Первый игрок говорит«Я беру чемодан и кладу в него. книгу». Второй игрок продолжает«Я беру чемодан и кладу в него книгу, очки». И так далее. Каждый добавляет свое слово к цепочке. Задача последнего игрока назвать всю словесную цепочку. Трудно вам было выполнить это задание?

Помните, что с памятью у вас все хорошо. Мы только учимся играть и вовлекать нашу память в процесс. Ведь чисто из физиологических процессов к пожилому возрасту наша память ухудшается всего на 10%, а остальное мы получаем как результат ее неиспользования и незадействования.

Потому делаем выводы:

1. Все что нужно запомнить — представляем

2. Представляемое, ассоциируем ярко и необычно.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами Антуана де Сент –Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити» Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольников"

Целью мастер-класса является знакомство педагогов с приёмами мнемотехники. Педагоги научаться составлять мнемотаблицы и применять их в работе с детьми. Также здесь представлены упражнения на развитие ...

Мастер – класс " Перспективы методического сопровождения педагогов ДОУ по реализации речевого развития дошкольников"

Презентация посвещена  организации образовательной еятельности пеагогами дошкольного учреждения по реализации речевого развития дошкольников...

Мастер – класс «Любим играть в баскетбол» дифференцированный подход в физическом развитии дошкольников

Применяю в своей работе разные приемы с целью повышения двигательной деятельности детей во время физкультурных занятий:1. Использование разных способов организации детей (фронтальный, поточный, группо...

Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»

Этот мастер класс является опытом моей работы по логико- математическому развитию дошкольников. С введением в практику работы ФГОС ДО педагогу  предоставляется  самостоятельный выбор парциал...

МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»

Мастер класс «Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника». Подготовила: Косенкова Виктория Викторовна, воспитатель МАДОУ №3 «Радуга»Продолжительность маст...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Бумагопластика как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Цель мастер - класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации для реализации образовательной области " Художественное творчество"...

Мастер – класс «Применение методов и приёмов эйдетики во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО»

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИРасширить и обогатить знания о развитии ассоциативно - образного мышления у детей дошкольного возраста. _____________________________________________________• Дать педагогам понятие ...