ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ранней профориентации
материал (подготовительная группа)
создание в группе действенной системы ранней профориентации, направленной на формирование у дошкольников ценностного отношения к труду и знаний о мире профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsiya_2023_g.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67
комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербурга
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
по ранней профориентации в ___подготовительной____________________группе №__9__________
на 2023-2024 учебный год
Воспитатель: Боброва И.Ю.
Санкт-Петербург
2023
Цель: создание в группе действенной системы ранней профориентации, направленной на формирование у дошкольников ценностного отношения к труду и знаний о мире профессий.
Задачи:
- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий;
- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
Формы и методы работы с дошкольниками:
- экскурсии виртуальные, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- непосредственно образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
- Оснащение художественной литературой
- Создание картотек
- Использование наглядного материала
- Подбор и изготовление дидактических игр
- Использование видеоматериалов
- Создание презентаций
- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр
Взаимодействие с социальными партнерами
- Экскурсии в библиотеку.
- Экскурсии в музеи.
- Экскурсия в магазин.
- Экскурсия в аптеку.
- Встречи с интересными людьми.
План по взаимодействию с семьями воспитанников по ранней профориентации
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями |
Сентябрь | «Первые шаги в профориентации дошкольников» | Цель: скоординировать совместную работу ДОУ и родителей, выявить отношение родителей к ранней профориентации детей. | Анкетирование |
Октябрь | «Профессии родителей» | Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогическую деятельность | Мини доклады |
Ноябрь | « В жизни ребенка» | Цель: познакомить родителей с сюжетно-ролевыми играми, приобщить к игре ребенка в условиях семьи | Доклад |
Декабрь | «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Цель: привлечь родителей к изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм | Обогащение с/р игр атрибутами |
Январь | «Чтение художественной литературы, как средство ранней профориентации дошкольников» | Цель: познакомить с художественной литературой для семейного чтения | Памятка для родителей |
Февраль | «Профессия –Родину защищать» | Цель: познакомить родителей с военными профессиями, которые должны знать дети | Папка – передвижка |
Март | «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | Цель: привлечь родителей к совместному творчеству с детьми | Коллажи |
Апрель | «Дидактические игры с ребенком по знакомству с профессией» | Цель: познакомить родителей с дидактическими играми , приобщить к игре ребенка в условиях семьи | Папка - передвижка |
Май | «Подари книжку – малышку группе» | Цель: содействовать сбору книжек – малышек для пополнения развивающей среды группы. | Благотворительная акция |
План мероприятий с детьми
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал, оборудование |
Сентябрь | Диагностика сформированности знаний дошкольников старшего возраста по профессиям | Выявить знания по данной теме на момент диагностирования детей | беседа | Диагностический инструментарий игровой деятельности.Опросник Л. В. Куцаковой «Профессиональная деятельность взрослых» Профориетационный опросник Е. И. КлимоваПедагогическая диагностика В.П. Кондрашова по определению уровня развития игры «Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера) |
«Журналист» | Цель: Способствовать привлечению внимания детей к профессии журналист. Воспитывать культуру общения. | Форма проведения: ФЦКМ «Кто такие журналисты?», поисково – исследовательская деятельность: «Почему в газетах и журналах текст печатают колонками?» Игровые действия: берёт интервью, записывает его на диктофон, фотографирует, снимает репортаж Телепередача «Наши любимые питомцы». Художники- оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место длясъёмочной площадки и оформляют её. Репортёрыснимают репортажи дома, берут интервью. Гримёры накладывают грим, костюмеры выбирают одежду. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на началосъёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале.Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке. Редактор газеты выпускает газету про передачу. Роли: художник – оформитель, журналист, репортёр, фотограф, оператор, режиссёр, редактор газеты, участники интервью, гримёр, костюмер | Сюжетно – ролевая игра «Я беру интервью». Игровой материал: микрофон, фотоаппарат, видеокамера, блокнот, карандаш, диктофон, бейджик, моделирование студии из мягкого модуля, детский компьютер | |
Октябрь | «Кто работает в супермаркете» | Цель: Содействовать ознакомлению детей с профессиями работников супермаркета, как способа формирования позитивных установок к труду | Форма проведения: беседа по картинам «Кто работает в супермаркете», обыгрывание проблемных ситуаций, д/и «Какой фрукт, овощ я хочу купить» Основные понятия: Продавец: раскладывает товар, расклеивает ценники, общается с покупателями, рекламирует товар, списывает просроченный товар, считает деньги. | Балберова О. Б. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет». Моделирование игрового опыта детей 5-6 лет (наглядно – дидактический комплекс)Вывеска «Супермаркет», вывески отделов, муляжи продуктов, ценники, деньги, кассовые аппараты, весы, корзина для продуктов |
Ноябрь | «Работники ателье» | Цель: знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников. | Форма проведения:виртуальная экскурсия в магазин «Швейный мир»,Занятие «Ателье», наблюдение за работой кастелянши в ДОУ Дидактическое упражнение «Звонок в ателье», чтение х/л Б. Заходер «Портниха», К. Льдов «Швея», д/и «Какие предметы пригодятся портному, закройщику, модельеру», «Одень куклу» Основные понятия: модельер, закройщик, швея, фасон, мерка Игровые действия: Сюжет «Заказ одежды в ателье» заказчик выбирает модель одежды (я хочу заказать у вас.., что сейчас модно ? что вы посоветуете?); консультант принимает заказ у клиента, делает замеры, предлагает варианты тканей и силуэт (что вы хотите, кто это будет носить, из какой ткани будите шить, давайте я с вас сниму мерки и запишу их в блокнот, благодарит за заказ, выписывает квитанцию); Сюжет «Изготовление одежды по заказу» Дизайнер (модельер) придумывает силуэт, детали одежды (давайте подберем силуэт и сделаем одежду удобной, давайте украсим одежду) Сюжет «Примерка одежды» Закройщик переносит выкройку на ткань (бумагу), вырезает и делает заготовки для шитья (я размещу выкройку экономно, аккуратно ее закреплю, четко обведу , оставлю место для шва и вырежу. Портной изготавливает одежду и примеряет ее на заказчика (удобно ли вам, нигде ли не жмет, нравится ли вам) Кассир принимает оплату за услуги ( с вас.., вот сдача..) | разнообразные ткани на витрине, нитки, заготовки – силуэты, выкройки – миниатюры, мел, пластмассовые иголки, пуговицы, ленты, украшения для одежды, наперстки, швейные машины, ножницы, выкройки (лекала), сантиметровая лента, утюги, гладильные доски, фартуки для швеи, журнал мод, квитанции, блокнот, карандаш, кассовый аппарат, деньги |
Декабрь | «Аниматор» | Цель: Познакомить с профессиональной деятельностью аниматоров. | Форма проведения:Беседы, моделирование сюжетно- ролевой игры. Основные понятия: сценарий, подготовка костюмов, украшение зала, организация конкурсов и др. Игровые действия: проведение фокусов, игр - развлечений | костюмы, маски, колпаки, мольберты, фломастеры, листы бумаги, атрибуты для конкурсов. |
Январь | «Стройка» | Цель. Содействовать формированию умения творчески развивать сюжет игры и воспитывать уважения к труду строителей. | Конструктивная игра «Строим дом», беседа «Какие разные строили дома», д/и «Из каких геометрических фигур построено здание», физминутка «Кровельщик» Ситуации: выбор объекта строительства, выбор строительного материала и способа его доставки на строительную площадку, строительство, дизайн постройки, сдача объекта. Роли: строители, каменщик, плотник, штукатур, маляр, столяр, электрик, экскаваторщик, плиточник, прораб, мастер, сварщик, бетонщик, водители, крановщик. Деятельность детей: Заказчики делают заказ в строительной фирме на постройку, сообщают о местности, где нужно сделать постройку, принимает заказ, благодарит Дизайнер предлагает выбрать объект для строительства по журналам, обговаривает с заказчиком план постройки. Прораб выбирает необходимый строительный материала в соответствии с сюжетом, следит, чтобы на строительстве были все необходимые материалы, руководит перевозкой и управляет строительством Грузоперевозчики грузят и доставляют материалы Рабочие строят, им помогают машины. | Планы строительства; различные строительные материалы; инструменты; униформа; строительная техника; каски; образцы материалов; журналы по дизайну домов, крупный и мелкий строитель, игрушки для обыгрывания сюжета. |
Февраль | «Военные профессии» | Цель: содействовать развитию интереса к с-р игре в военных, познакомить со спецификой игры | Форма проведения: Рассматривание картины «На границе» (Н. В. Нищева «Кем быть? Детям о профессиях») Просмотр мультфильма «Калейдоскоп профессий» («Профессия военный»). : Аудиоэнциклопедия «Замечательные профессии» с Дядей Кузей и Чевостиком («Профессии военных») Основные понятия: служба, граница, охрана, покой, пограничник, военный, наряд, собака, овчарка, ошейник, поводок, след, форма, оружие, рация, наушники, бинокль, вышка, столб, ограждение, полоса, песок | Пилотки ,фуражки, бинокли, силуэты оружия(автоматы, пистолеты), карта, рация, планшет для командира. |
Март | «Знакомство с профессией инспектор ДПС» | Цель: расширить представление о работе сотрудника ДПС, о назначении его жестов. | Форма проведения:Просмотр мультфильма: «Бравый инспектор Мамочкин», «Полицейские машины» («Анимашки – Познавашки»).Просмотр передачи «С добрым утром, малыши! - Почемучка - Профессия инспектор ГИБДД», «Тофик и инспектор ГИБДД»Чтение художественной литературы: С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», «Как Вова гаишником стал» А. И. Шумилина, Н. Носов «Автомобиль», Б. Житков «Светофор», Ф.Жижкин «Один человек и сто машин», А.Дорохов «Влиятельная палочка»Основные понятия: перекрёсток, патрульная машина, жезл, водительские права, инспектор, радар Игровые действия: -Добрый день, инспектор Иванов Иван Иванович, будьте любезны документы на машину: водительские права, полис страхования, свидетельство транспортного средства. - В городе проходит операция «Фары и ремень». - Включите фары, пожалуйста. У вас не работает правая фара (не работает указатель поворота, не включены фары ближнего света, грязные фары, не горят габаритные огни на прицепе в тёмное время суток, не работает стеклоочиститель во время дождя, не исправна тормозная система, очень сильно затонированы стёкла автомобиля, грязный номер автомобиля) - Пройдите в мой автомобиль, сейчас мы составим протокол и выпишем вам штраф 500 рублей. - Я сейчас исправлю нарушение. - Тогда я должен провести с вами беседу и напомнить о соблюдении ПДД. -Добрый день, инспектор Иванов Иван Иванович, будьте любезны документы на машину: водительские права, полис страхования, свидетельство транспортного средства. - В городе проходит операция «Фары и ремень». - Вы управляете транспортным средством и не пристегнули ремень безопасности (ваш пассажир не пристёгнут ремнём безопасности, вы перевозите ребёнка без детского кресла, у вас ребёнок не пристёгнут в детском кресле) - Пройдите в мой автомобиль, сейчас мы составим протокол и выпишем вам штраф 1000 рублей за нарушения «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 12.6 | Жезл, рация, свисток, сотовый телефон, дорожные знаки, одежда инспекторов ДПС, водительские права, ТСО, радар, светофор, пешеходный переход |
Апрель | «Профессия космонавт» | Цель: Содействовать формированию интереса к профессии космонавта, расширить и обобщать представления об одежде, орудиях труда, трудовых действиях. | Форма проведения :беседа о космосе и космонавтах, чтение художественной литературы А. Андреев «Звёздный» Основные понятия: Космонавт, бортинженер, диспетчер, врач, командиры отряда и экипажа, приборы наблюдения», «пульт управления полётом», «стыковка», «рация», «тренажёры» Игровые действия: Командир корабля-готовит летательный аппарат к старту, проверяет готовность корабля и экипажа, садится за пульт и вместе с пилотом, взлет ракеты. Пилот-совершает вместе с командиром взлёт и посадку корабля, пилотирует летательный аппарат. Бортинженер-проводит обслуживание и ремонт технической части корабля. Космонавты-выполняют приказы и поручения командира корабля, осуществляют выход в открытый космос. Врач-следит за состоянием здоровья экипажа во время полета. | Пульт управления, чертеж космического корабля, крупный строитель, костюмы космонавтов, скафандры для выхода в открытый космос, шлемы, модули для пристройки ракеты, макеты планет, медицинское оборудование, тюбики с едой, карта звездного неба. флаг России. |
Май | «Библиотека» | Цель: содействовать расширению представлений о значимости профессии библиотекаря, показать социальную значимость библиотек, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение. | Форма проведения:Рассматривание сюжетной картины «В библиотеке» художник И. А. Беличенко (учебно – наглядное пособие «Мамы всякие нужны») Чтение х/л С. Жупанина «Я – библиотекарь» Основные понятия: библиотекарь, стеллажи, формуляры, журналы, газеты, энциклопедии, писатель, поэт, читальный зал, читательский билет, абонемент, хранилище. Игровые действия: Оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал. | Книги малышки, журналы, формуляры, ручки, читательский билет |
Диагностика | Цель: Изучения уровня информированности детей о труде взрослых | Основные понятия: названия профессий, трудовых действий. | Результаты диагностики |
Литература:
Алешина Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М. «Просвещение», 2005
Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004
Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005
Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991 — №10.
Е. И. Шаламова «Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями» Издательство: Детство-пресс, 2012 г
Н. З Жаринкова, О. В. Муртазина «Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста Знакомимся с профессиями» Издательство: Детство-пресс, 2014 г
Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с детьми 5 – 7 лет: - М.:ТЦ Сфера, 2014
Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях. М. : Сфера, 2016 – 230 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста Тема неделиНОДСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьРабота с родителями«День знаний&raqu...
Перспективный план по ранней профориентация дошкольников "В мире профессий"
Этот план по раннеей профориентации дошкольников для воспитателей ДОУ, целью которой является расширение знаний и формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о про...
Перспективный план по ранней профориентации 2 младшая группа
Комплексно - тематическое планирование2017 – 2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»...
Перспективный план по ранней профориентации средняя группа
Комплексно-тематическое планирование2017-2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___Средняя_________...
Перспективный план по ранней профориентации старшая группа
Комплексно-тематическое планирование2017-2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___Старшая________...
Перспективный план по ранней профориентации подготовительная группа
Комплексно – тематическое планирование2017 – 2018 учебный год(Вид деятельности)___ЦРП «Веселый паровозик»Возрастная группа___подготовительная...
Перспективный план. Ранняя профориентация.
Тематический план работы по ранней профориентации детей и ознакомлению с трудом на железной дороге в средней группе....