Статья "Использование игрового комплекта "Пертра" в речевом развитии старших дошкольников"
статья (старшая группа)
В статье рассматривается актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста. В связи с введением ФГОС ДО встал вопрос об интеграции образовательных областей. Интеграция дает большие возможности для полноценного развития ребенка. Основной задачей педагога является повышение эффективности речевого развития, для этого необходимо применять новые методики и технологии. Приводится диагностика по выявлению уровня речевого развития детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya_statya_po_pertra.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Каминская Н.В.
Лесосибирский педагогический институт – филиал
ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРТРА» В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ISPOL'ZOVANIYE IGROVOGO KOMPLEKTA «PERTRA» V RECHEVOM RAZVITII STARSHIKH DOSHKOL'NIKOV
В статье рассматривается актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста. В связи с введением ФГОС ДО встал вопрос об интеграции образовательных областей. Интеграция дает большие возможности для полноценного развития ребенка. Основной задачей педагога является повышение эффективности речевого развития, для этого необходимо применять новые методики и технологии. Приводится диагностика по выявлению уровня речевого развития детей
Ключевые слова: развитие речи, интеграция, игровой набор «Пертра», дошкольный возраст.
V stat'ye rassmatrivayetsya aktual'nost' problemy razvitiya rechi detey doshkol'nogo vozrasta. V svyazi s vvedeniyem FGOS DO vstal vopros ob integratsii obrazovatel'nykh oblastey. Integratsiya dayet bol'shiye vozmozhnosti dlya polnotsennogo razvitiya rebenka. Osnovnoy kurs pedagoga - povysheniye effektivnosti rechevogo razvitiya, dlya etogo neobkhodimo primenyat' novyye metodiki i tekhnologii. Privoditsya diagnostika po vyyavleniyu urovnya rechevogo razvitiya detey.
Klyuchevyye slova: razvitiye rechi, integratsiya, igrovoy nabor «Pertra», doshkol'nyy vozrast.
В современных условиях развитию речи детей дошкольного возраста уделяют огромное значение, как в семье, так и в детских дошкольных учреждениях ведь дальнейшая жизнь ребенка зависит, от освоения им речевых навыков. Значимость речевого развития ребенка дошкольного возраста подтверждает тот факт, что речевое развитие включено в ФГОС ДО. Несмотря на то, что современному педагогу ДОУ и родителю не составляет особого труда найти специальные задания и упражнения по развитию речи в интернет ресурсах или специальной литературе, поиск наиболее эффективных методик и технологий развития речи представляет собой важную задачу практики дошкольной педагогики. Общение со взрослыми и детьми является для ребенка основным средством овладения речевыми нормами и пополнения активного словаря.
Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста, определяется не только наличием образовательной области «Речевое развитие» в ФГОС ДО и задачей социализации ребенка, но в первую очередь приоритетом цели всестороннего развития личности ребенка. Главной целью речевого воспитания является освоение ребенком творческих норм и правил родного языка, овладение коммуникативными способностями и умением правильно формулировать свои мысли.
Изучением проблемы речевого развития детей дошкольного возраста занимались многие теоретики и практики психологии и педагогики дошкольного детства. В современном дошкольном образовании исследованием различных аспектов речевого развития посвящены работы: Бурачевской О. В., Пьянзиной Е. В., Сытиной О. И., Тесля И. С. и т. д. Необходимо отметить что, за последнее десятилетие публикации посвященные использованию игрового комплекта «Пертра» в речевом развитии практически отсутствуют.
В дошкольных образовательных организациях выделены определенные часы на речевое развитие, согласно реализуемой образовательной программы, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. «Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речи как средством общения и культуры, обогащение активного словаря; развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы: формирование звуковой активности как предпосылки обучению грамоте» [7]. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательные области необходимо интегрировать. Интеграция позволяет предоставлять больше возможности для всестороннего развития ребенка. Для полноценного развития речи в дошкольных учреждениях необходима соответствующая возрасту речевая среда.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры общения. Развитию речи детей дошкольного возраста способствует режимные моменты, игры и т.д. Особое внимание для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Педагогу необходимо следить за своей речью, речь должна быть грамотно поставленной, четкой и правильной. Как показывает практика это ответственная и трудоемкая работа.
Первостепенной задачей педагога является повышение эффективности речевого развития, для этого необходимо правильно подобрать средства, формы, и методы обучения. Для достижения более высокого уровня результатов по развитию правильной речи дошкольников в детских образовательных учреждениях воспитателю необходимо подходить к непосредственно – образовательной деятельности нестандартно, искать нетрадиционные способы, использовать ИКТ, создавать проблемно – игровые ситуации все это для того чтобы заинтересовать современного ребенка, применять новые методики и технологии.
Чтобы идти в ногу со временем педагоги, психологи разрабатывают различные методические пособия, игровое оборудование и наборы, чтобы упростить нелегкую работу воспитателя, а детские дошкольные учреждения активно применяют данные разработки. Разработанный игровой набор «Пертра» предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, педагогов – психологов, учителей дефектологов, логопедов. Автор данного набора является немецкий педагог Марианна Фростинг, основатель центра педагогической терапии.
Методика, разработанная Фростинг и ее коллективом, зарекомендовала себя в специальной развивающей и коррекционной работе. Игровой набор «Пертра» включает в себя 7 наборов, к нему прилагается методическое пособие, в котором описаны варианты упражнений для каждого из наборов, входящие в игровой комплект являются базовыми. Материал разработан таким образом, что задачи разных комплектов могут пересекаться. Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме в соответствии с возможностями и потребностями детей. Представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями – манипулятивами под руководством педагога; предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста; способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи. Занятия с игровым набором «Пертра» выполняют большое количество образовательных задач, занятия становятся увлекательными, раскрывают творческий потенциал ребенка, и даже самые застенчивые дети начинают общаться между собой.
Перед нами встала профессиональная задача по разработке программы НОД по развитию речи старших дошкольников применяемых в ДОУ с использованием игрового комплекта «Пертра».
Наличие в ДОУ игрового комплекта «Пертра», позволило нам включить данный набор в пространственно – развивающую среду и обучающий процесс основной задачей является развитие речи старших дошкольников. Для применения программы НОД по речевому развитию с использованием игрового комплекта «Пертра» была проведена диагностика по выявлению уровня речевого развития детей. Авторы методики Струнина Е. М., Ушакова О. С. данная методика состоит из трех серий заданий: I Серия заданий (словарь и грамматика); II Серия заданий (звуковая культура речи); III Серия картинок (связная речь). Были получены следующие результаты (табл 1).
Таблица 1. Диагностика выявления уровня речевого развития старших дошкольников
задания | уровень | ||
высокий | средний | низкий | |
I серия (словарь и грамматика) | 0 | 16 | 4 |
II серия заданий (звуковая культура речи) | 0 | 13 | 7 |
III серия картинок (связная речь). | 2 | 16 | 2 |
Анализ результатов диагностики позволил выявить недостатки развития речи старших дошкольников. На основании данных результатов нами была разработана программа НОД применимой в ДОУ по речевому развитию детей с использованием игрового комплекта «Пертра» (табл. 2).
Таблица 2. Программа НОД по речевому развитию дошкольников с использованием игрового комплекта «Пертра»
тема НОД | образовательная программа | задачи | необходимое оборудование | результат |
«Небоскреб» | «Детство» | Активизировать речь детей «разные по цвету, форме, размеру…»; Побуждать детей договариваться между собой при выполнении игрового задания; Развитие мелкой моторики. | Игровой набор «Пертра» | Описательные рассказы детей. |
«Цветное настроение» | «Детство» | Развивать аналитические способности, быстроту мышления, умение регулировать громкость голоса; Побуждать детей взаимодействовать между собой при выполнений игрового задания. | Игровой набор «Пертра», непрозрачный мешочек. | |
«Придумай сказку» | «Детство» | Активизировать словарь детей; Способствовать совершенствованию диалогической речи; Совершенствовать умение детей составлять рассказ по опорному тексту или картинкам с последующим развивающимся действиям; Развитие фантазии, воображения детей. | Игровой набор «Пертра», опорный текст или картинки. | Составленная детьми сказка |
«Бусы для Мальвины» | «Детство» | Упражнять в составлении описания бус с использованием слов, обозначающих признаки предметов; Побуждать детей проговаривать свои действия при нанизывании деталей, побуждать детей взаимодействовать между собой при выполнений игрового задания; Развивать мелкую моторику. | Игровой набор «Пертра», кукла | Описательные рассказы детей |
Реализация программы НОД по развитию речи старших дошкольников планируется повторная диагностика детей.
Мы пришли к выводу, что для успешного развития речи с помощью игрового набора «Пертра» педагогу необходимо учитывать ряд условий:
1. Развитие речи не может быть осуществлено без развития мелкой моторики ребенка;
2. Создание таких ситуаций, где дошкольник будет поставлен в такие условия, где нельзя обойтись без аналитических способностей ребенка, здесь ребенку необходимо учиться рассуждать и высказывать свои мысли;
3. Создание условий, где ребенок будет развивать и совершенствовать свои речевые навыки;
4. С помощью игрового комплекта «Пертра» педагог может реализовывать систему различных видов развивающих игр.
Таким образом, применяя игровой комплект «Пертра» у детей открываются новые возможности для развития всех сторон речи. Игровой комплект способствует расширению и обогащению речи, формирует представления о предметах и действиях, также у ребенка происходит развитие диалогической речи. Педагогам необходимо как можно чаще использовать игровой комплект «Пертра» не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, что в итоге положительно повлияет на качество речи ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно – графических схем и таблиц/ О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - №1. С. 148 – 150.
2. Грацкая, А. А Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения детей/ А. А. Грацкая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2012. – № 2. С 9.
3. Перминова Г. А. Игровой комплект «Пертра». Набор психолога: методическое пособие / Г. А. Перминова. – Москва : ИНТ, 2014. – 52 с.
4.Сафронова Г. И. Внедрение ФГОС как инновации в профессиональное образование / Г. И. Сафронова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. научн. конф. (г. Уфа, март 2015г.) – Уфа: Лето 2015. – с. 214 – 216.
5. Сытина О. И. К вопросу о развитии речи у старших дошкольников/ О. И. Сытина // Молодой ученый. – 2017. - №51. С. 296 – 297.
6. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – Москва: 2004. 288 с.
7. ФГОС дошкольного образования. Нормативные документы «Об утверждении ФГОС ДО» Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. №155 г Москва. – Режим доступа: http://Минобрнауки. РФ/документы/6261
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"
Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....
Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»
С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...
Игровые технологии в речевом развитие старших дошкольников
игровые технологии...
"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
quot;Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "...
Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»
Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вашему вниманию предоставляется статья по теме речевого развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности. В статье Вы узнаете, почему речевое развитие в процессе игровой деятельности явля...
«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Одним из самых действенных ...