Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"
материал по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект
родительского собрания в старшей группе
на тему:
(слайд1)
«Развитие речи старших дошкольников»
Дата проведения: 10.03.2016г.
Время проведения: 17.30
Форма проведения: Игра-путешествие.
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Повестка.
1.Вступительное слово. Воспитатель: Н.В. Кузнецова
2. Представление презентации: «Связная речь у старших дошкольников»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
3. Знакомство родителей с основными задачами развития речи.
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
4.Игра - путешествие по островам «развития речи»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
5. Значение «Самомассажа лица» в речевом развитии ребенка.
Учитель-логопед С.Г. Филоненко
6. Знакомство и значение пальчиковых игр в развитии речи детей.
« Наши руки не знают скуки»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
7. Подведение итогов.
Воспитатели: Кузнецова Н.В.
Приглашенные:
Учитель-логопед: С.Г. Филоненко
Вступительное слово воспитателя по теме
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Сегодня мы пригласили на родительское собрание учителя-логопеда детского сада Филоненко Светлану Геннадьевну. В ходе нашего мероприятия, у вас могут возникнуть вопросы, которые вы можете записать на листочки и потом обратиться к нам или к Светлане Геннадьевне.
Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»
Презентация(5 мин)
1 часть: «Совсем немного науки» (слайд2)
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Вопросы к родителям:
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
(слайд5)
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
(слайд6)
Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Все вы за ранее получили пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Мы отправляемся на корабле под названием «Детство»в путешествие на острова «развития речи»
(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).
(Слайд5 найти картинку с островами)
2часть: Игра - путешествие по островам «развития речи»
(слайд 6 показать остров творческий)
1.остров «Творческий»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
(педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)
«Подберите эпитеты к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок (,,,
«Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.
4. Что бывает первым
2. остров «Художественное слово» (слайд 7 продолжаем путешествие)
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
(слайд 9)
(Показ на слайдах сказки: «Рукавичка». Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. )
А сейчас мы вам предлагаем обыграть знакомую всем сказку: «Теремок»
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздать родителям)
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
(Отправляемся на следующий остров)
(слайд 10)
3.остров «Самомассаж»
Логопед проводит самомассаж лица с родителями.
(продолжаем путешествие)
(слайд 11)
4.остров « Наши руки не знают скуки»
(Слайд 12)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(слайд 13)
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.
(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук) )Суджок)
1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
2этап
(слайд 15)
1)Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).
( медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
(слайд 16)
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
5. остров « Игровой» (продолжаем путешествие)
(слайд 17)
Словесная игра « Почемучка»
(педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка , соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
(слайд 18 музыка)
А сейчас занимаем свои места на корабле и возвращаемся в д. сад.
Итог. А сейчас берем свои стульчика рассаживаемся по удобнее. Сейчас мы хотели бы выслушать ваши мнения о нашем путешествии , на каком острове вам было тяжелее всего справляться с заданиями. Может у вас возникли вопросы во время нашего путешествия, а кто-то хочет поделиться семейным опытом в речевом развитии своего ребенка?
Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече на парусах нашего корабля (озвучить);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект родительского собрания в старшей группе "Речевое развитие старших дошкольников" | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
родительского собрания в старшей группе
на тему:
(слайд1)
«Развитие речи старших дошкольников»
Дата проведения: 10.03.2016г.
Время проведения: 17.30
Форма проведения: Игра-путешествие.
Цель: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Повестка.
1.Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Н.В. Кузнецова
2. Представление презентации: «Связная речь у старших дошкольников»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
3. Знакомство родителей с основными задачами развития речи.
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
4.Игра - путешествие по островам «развития речи»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
5. Значение «Самомассажа лица» в речевом развитии ребенка.
Учитель-логопед С.Г. Филоненко
6. Знакомство и значение пальчиковых игр в развитии речи детей.
« Наши руки не знают скуки»
Воспитатель: Кузнецова Н.В.
7. Подведение итогов.
Воспитатели: Кузнецова Н.В.
Приглашенные:
Учитель-логопед: С.Г. Филоненко
Вступительное слово воспитателя по теме
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Сегодня мы пригласили на родительское собрание учителя-логопеда детского сада Филоненко Светлану Геннадьевну. В ходе нашего мероприятия, у вас могут возникнуть вопросы, которые вы можете записать на листочки и потом обратиться к нам или к Светлане Геннадьевне.
Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»
Презентация(5 мин)
1 часть: «Совсем немного науки» (слайд2)
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления
Основные задачи речевого развития детей:
- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
-развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Вопросы к родителям:
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?
(слайд5)
- Формирование звуковой культуры речи.
- Обогащение словарного запаса.
- Формирование грамматического строя речи.
- Обучение рассказыванию, связной речи.
- Развитие выразительности речи.
(слайд6)
Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Все вы за ранее получили пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Мы отправляемся на корабле под названием «Детство»в путешествие на острова «развития речи»
(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).
(Слайд5 найти картинку с островами)
2часть: Игра - путешествие по островам «развития речи»
(слайд 6 показать остров творческий)
1.остров «Творческий»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
(педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)
«Подберите эпитеты к словам»
-снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)
-родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
-ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
-ребенок (,,,
«Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.
4. Что бывает первым
2. остров «Художественное слово» (слайд 7 продолжаем путешествие)
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.
А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
(слайд 9)
(Показ на слайдах сказки: «Рукавичка». Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. )
А сейчас мы вам предлагаем обыграть знакомую всем сказку: «Теремок»
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.
Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям» (раздать родителям)
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.
(Отправляемся на следующий остров)
(слайд 10)
3.остров «Самомассаж»
Логопед проводит самомассаж лица с родителями.
(продолжаем путешествие)
(слайд 11)
4.остров « Наши руки не знают скуки»
(Слайд 12)
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
(слайд 13)
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.
(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук) )Суджок)
1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
2этап
(слайд 15)
1)Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).
( медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)
(слайд 16)
При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:
- Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
- Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
- Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
5. остров « Игровой» (продолжаем путешествие)
(слайд 17)
Словесная игра « Почемучка»
(педагог проводит игру с родителями)
Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка , соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.
(слайд 18 музыка)
А сейчас занимаем свои места на корабле и возвращаемся в д. сад.
Итог. А сейчас берем свои стульчика рассаживаемся по удобнее. Сейчас мы хотели бы выслушать ваши мнения о нашем путешествии , на каком острове вам было тяжелее всего справляться с заданиями. Может у вас возникли вопросы во время нашего путешествия, а кто-то хочет поделиться семейным опытом в речевом развитии своего ребенка?
Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече на парусах нашего корабля (озвучить);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в младшей группе. Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в младшей группе.Тема «Занимательная математика. Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста»...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Особенности развития речи у детей 4-5 лет»
Повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста....
родительское собрание в старшей группе на тему: "Речевое развитие детей 5 - 6 лет"
Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников, формирование педагогической культуры родителей.Задача:1. Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольно...
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников....
Родительского собрания в старшей группе «Фантазёры» тема: «Речевое развитие ребенка»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 29Колпинского района Санкт-Петербурга План-конспект родительского собрания в старшей группе &l...
Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа
Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.Задачи:• 1) Познакоми...