"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
консультация по логопедии (старшая группа)
"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения».
Выполнила: учитель-логопед
Максимова Татьяна Михайловна
г. Корсаков
2021 г.
«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения».
Педагоги, работающие с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения.
Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.
Что такое графомоторный навык?
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущий руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий. Дети с речевыми нарушениями затрудняются выполнять задания.
Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения.
Цель: нашей работы проверить эффективность графомоторных упражнений для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить графомоторные упражнения для развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте;
2. Выявить и изучить эффективные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для развития графомоторных навыков;
3. Создать картотеку игр и упражнений для развития графомоторных навыков (Приложение 1).
В 2019 – 2020 учебном году проводились занятия с группой детей с различными речевыми нарушениями: дети с моторной алалией, стертой дизартрией и с дислалией. Дети выполняли занятия по нескольким направлениям с целью развитие графомоторных навыков.
С помощью следующих методик: «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), «Домик» (по Н.И. Гуткиной), графическая проба «Заборчик», проба «Кулак— ребро – ладонь» и проба на перебор пальцев (Н.И. Озерецкого,).
По результатам проведенных методик было выявлено, что у детей с моторной алалией, не смогли справиться с заданиями, испытывали трудности, у детей нарушен мышечный тонус кисти рук, нарушения общей моторики: движения не точные, темп медленный, переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть.
Для детей с моторной алалией мы подобрали самые эффективные игры:
- кулак-ребро-ладонь;
- протягивать шнуровки;
- выкладывание узоров из мозаики;
- рисование на влажном песке.
В конце года ребята показали хорошие результаты, стали уверенно держать карандаш, проводить простые линии, соединять точки, переключатся с одного движение на другие.
Дети со стёртой дизартрией испытывали такие трудности как:
- работать с пластилином;
- захватывать мелкие предметы;
- слабо были сформированы навыки самостоятельно рисовать-особые сложности умение ориентироваться на листе бумаги;
- растягивать, застегивать пуговицы, развязывать шарф.
В коррекционной работе нами были подобраны на наш взгляд эффективные игры:
- использование шаблонов и трафаретов, штриховка, самостоятельное рисование;
- игры Су-джок, шарики с шипами;
- для развития зрительно - пространственной ориентировки использовали ориентировку «Вверху-внизу», «Части тела», на ограниченной плоскости листа - основные и промежуточные направления.
Для развития зрительно - моторной координации использовали такие игры как «Закати шарик», «Боулинг», «Игры-молоточки».
С детьми дислалией мы использовали различные упражнения:
- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки (обеими руками);
- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;
- обведение рисунка по контуру, копирование (обеими руками);
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений двумя руками.
По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что у детей с дислалией допускали 2 - 4 ошибки, что многие дети сильно нажимали на ручку при письме, очень часто отрывали ручку от бумаги, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги.
Таким образом, данные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников.
В мае 2020 года была проведена с детьми старшего дошкольного возраста промежуточная диагностика уровня овладения графомоторными навыками с помощью тех же методов, что и в сентябре 2019 года.
Анализ результатов диагностики показал, что дети проявляют интерес к выполнению графических заданий, ориентируются в пространстве на микроплоскости; выполняют задания по словесной и зрительной инструкции; дети могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.
На основе проделанной работы можно сделать следующий вывод: у дошкольников старшего возраста движения руки и глаза стали более скоординированы; дети не испытывают страха перед пишущим предметом, уверенно держат карандаш.
Отметим, что участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность проделанной работы и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с различными нарушениями речи (выполнение рекомендаций педагогов, закрепление полученных навыков дома).
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие графомоторных навыков дает свои положительные результаты: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти различные пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, что в свою очередь развивает как устную речь, так и письменную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"
Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...
«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»
Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...
Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...
Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет
Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...
Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.
В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...
Этикет. Основы речевого общения дошкольников.
Доклад подготовлен для выступелния на педсовете по теме "Игра-познание-развитие речи". В докладе представлена кратко история возникновения этикета, виды этикета,формул речевого этикета....
Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»
Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...