"Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения "
консультация по логопедии (старшая группа)

Татьяна Михайловна Максимова

"Развитие  мелкой моторики  как основы речевого развития  старших дошкольников с общим недоразвитием  речи через графомоторные упражнения "

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения».

Выполнила: учитель-логопед

Максимова Татьяна Михайловна

г. Корсаков

2021 г.

«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи через графомоторные упражнения».

Педагоги, работающие с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие залог успешного освоения грамоты и чтения.

Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть развитие графомоторного навыка.

Что такое графомоторный навык?

Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущий руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Как показывает опыт, овладение графическими навыками в группе детей происходит неравномерно. Одни дошкольники легко обучаются держать в руках карандаш и быстро переходят к выполнению все более сложных заданий.  Дети с речевыми нарушениями затрудняются выполнять задания.

Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения.

Цель: нашей работы проверить эффективность графомоторных упражнений для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить графомоторные упражнения для развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте;

2. Выявить и изучить эффективные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для развития графомоторных навыков;

3. Создать картотеку игр и упражнений для развития графомоторных навыков (Приложение 1).

В 2019 – 2020 учебном году проводились занятия с группой детей с различными речевыми нарушениями: дети с моторной алалией, стертой дизартрией и с дислалией. Дети выполняли занятия по нескольким направлениям с целью развитие графомоторных навыков.

С помощью следующих методик: «Дорожки» (по Л.А. Венгеру), «Домик» (по Н.И. Гуткиной), графическая проба «Заборчик», проба «Кулак— ребро – ладонь» и проба на перебор пальцев (Н.И. Озерецкого,).

По результатам проведенных методик было выявлено, что у детей с моторной алалией, не смогли справиться с заданиями, испытывали трудности, у детей нарушен мышечный тонус кисти рук, нарушения общей моторики: движения не точные, темп медленный, переключаемость низкая, объём движений неполный, отмечается хаотичность движений, моторная неуклюжесть.

Для детей с моторной алалией мы подобрали самые эффективные игры:

- кулак-ребро-ладонь;

- протягивать шнуровки;

- выкладывание узоров из мозаики;

- рисование на влажном песке.

В конце года ребята показали хорошие результаты, стали уверенно держать карандаш, проводить простые линии, соединять точки, переключатся с одного движение на другие.

Дети со стёртой дизартрией испытывали такие трудности как:

- работать с пластилином;

-  захватывать мелкие предметы;

- слабо были сформированы навыки самостоятельно рисовать-особые сложности умение ориентироваться на листе бумаги;

- растягивать, застегивать пуговицы, развязывать шарф.

В коррекционной работе нами были подобраны на наш взгляд эффективные игры:

- использование шаблонов и трафаретов, штриховка, самостоятельное рисование;

- игры Су-джок, шарики с шипами;

- для развития зрительно - пространственной ориентировки использовали ориентировку «Вверху-внизу», «Части тела», на ограниченной плоскости листа - основные и промежуточные направления.

Для развития зрительно - моторной координации использовали такие игры как «Закати шарик», «Боулинг», «Игры-молоточки».

С детьми дислалией мы использовали различные упражнения:

- штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки (обеими руками);

- раскрашивание листа в разных направлениях с ограничением и без ограничения закрашиваемой поверхности;

- обведение рисунка по контуру, копирование (обеими руками);

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений двумя руками.

По результатам проведенных методик можно сделать вывод, что у детей с дислалией допускали 2 - 4 ошибки, что многие дети сильно нажимали на ручку при письме, очень часто отрывали ручку от бумаги, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги.

Таким образом, данные результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости разработки технологии формирования графомоторных навыков у старших дошкольников.  

В мае 2020 года была проведена с детьми старшего дошкольного возраста промежуточная диагностика уровня овладения графомоторными навыками с помощью тех же методов, что и в сентябре 2019 года.

Анализ результатов диагностики показал, что дети проявляют интерес к выполнению графических заданий, ориентируются в пространстве на микроплоскости; выполняют задания по словесной и зрительной инструкции; дети могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания. 

На основе проделанной работы можно сделать следующий вывод: у дошкольников старшего возраста движения руки и глаза стали более скоординированы; дети не испытывают страха перед пишущим предметом, уверенно держат карандаш.

Отметим, что участие родителей в коррекционном процессе усилит эффективность проделанной работы и позволит добиться более высокого уровня развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с различными нарушениями речи (выполнение рекомендаций педагогов, закрепление полученных навыков дома). 

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие графомоторных навыков дает свои положительные результаты: дети стали более активны, инициативны, проявляют интерес к решению несложных проблем, пытаются найти различные пути их решения, учатся взаимодействовать друг с другом и взрослыми, что в свою очередь развивает как устную речь, так и письменную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Умственное и речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи посредством интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»"

Автор выделяет особенности успешной интеграции образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество», содержание которых нацелено на улучшение умственного и речевог...

«Развитие фонематического слуха - основа речевого развития дошкольников»

Материал из опыта работы на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольнгого возраста...

Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"

Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...

Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет

Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...

Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ФГОС.

В выступлении представлена система планирования образовательной деятельности для детей с тяжелым нарушением речи в условиях ФГОС...

Этикет. Основы речевого общения дошкольников.

Доклад подготовлен для выступелния на педсовете по теме "Игра-познание-развитие речи". В докладе представлена кратко история возникновения этикета, виды этикета,формул речевого этикета....

Методический проект «Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»

Методический проект«Развитие мелкой моторики как основы речевого развития старших дошкольников с ОНР через графомоторные упражнения»...