«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»
статья по развитию речи (старшая группа)
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sitnikova.docx | 45.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Лариса Вениаминовна Ситникова
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад № 393»,
г. Нижний Новгород, ул. Исполкома, д. 2
тел. 225-82-02; e-mail:sadik393@mail.ru
«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.
Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.
Особенно это актуально в настоящее время, когда дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают их не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают.
А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.
Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.
Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательно - речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но
и активизации речи детей в различных видах деятельности.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации игровой деятельности с детьми мы считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.
В своем педагогическом опыте для правильной организации познавательно - речевого развития детей мы выделили следующие направления:
∙ Речь педагога - имеет обучающую и воспитательную направленность.
∙ Игра - основное и любимое занятие детей.
∙ Формирование представлений об окружающем мире.
∙Развитие любознательности. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
∙Сенсорное воспитание.
Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения, обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.
Началом нашей работы в данном направлении было создание предметно - игровой среды и обучение детей игровой деятельности. Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует развитию самостоятельной деятельности детей. Разнообразные «уголки» и «центры» реализовывают потребность детей в развитии познавательно - речевого общения, создают условия для успешного возникновения самостоятельной игры.
Правильно созданная предметно-развивающая среда способствует обогащению игрового опыта детей. А использование игр и игровых приемов на занятиях по познавательному и речевому развитию дает возможность детям лучше усвоить материал, делает занятие разнообразным и интересным ребенку.
Результатом нашей работы по игровой деятельности следует отметить рост игрового опыта детей: дети охотнее играют вместе, сюжет их игр стал разнообразнее, они могут договориться друг с другом об использовании игрушек, развертывают небольшие сюжеты. Игры способствовали речевому развитию детей: возросла потребность в речевом общении, обогатился словарь детей, речь стала выразительней, дети научились вести небольшие диалоги в ходе игры.
Игра в сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и другие, способствовала познавательному развитию детей. Так как, играя в них, дети расширяли и углубляли свои представления об окружающей действительности, совершенствовали внимание, память, наблюдательность и мышление.
Организация учебно-воспитательного процесса
Учебно-воспитательный процесс мы старались строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время занятий, чтобы он стал активным участником происходящего. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
В работе с детьми по развитию познавательно-речевого интереса мы используем игровую технологию.
Игровая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Основными критериями игровой технологии:
∙концептуальность,
∙системность,
∙эффективность,
∙воспроизводимость.
«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду.
Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игру можно использовать как элементы более обширной технологии или в качестве части занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Они должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности детей и их психологических особенностей.
В результате нашей работы возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми; понимание значения игры в семье для развития ребенка. Повысился педагогический опыт родителей в понимании значения совместных игр в семье для познавательно-речевого развития ребенка.
Мы разработали план совместной работы с родителями на год, провели ряд консультаций на тему: «Какие игрушки нужны вашему ребенку», «Играем дома», презентация на тему: «Играем в шашки» и др.
В результате проводимой работы установился эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Родители поняли, что они такие же участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.
Таким образом, результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.
Через познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком.
На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.
Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно -
речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.
ЛИТЕРАТУРА
∙Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», создана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.
∙Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000
∙Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.
∙Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
∙Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Методические рекомендации «Развитие восприятия метрического акцента у старших дошкольников в игровой деятельности»
Методические рекомендации предназначены для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений....
Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Актуальность исследования. В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б. Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значи...
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вашему вниманию предоставляется статья по теме речевого развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности. В статье Вы узнаете, почему речевое развитие в процессе игровой деятельности явля...
Консультация для родителей «Развитие речи старших дошкольников через игровую деятельность»
Консультация для родителей...
Проект Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности
1. Визитная карточка проекта «Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности»2. Диагностические материалы проекта2.1 «Диагностика развития общения со сверстниками»...