«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»
статья по развитию речи (старшая группа)

Ситникова Лариса Вениаминовна

       Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitnikova.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Лариса Вениаминовна Ситникова

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 393»,

г. Нижний Новгород, ул. Исполкома, д.  2

тел. 225-82-02; e-mail:sadik393@mail.ru

«Познавательно-речевое развитие старших дошкольников в игровой деятельности»

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

       Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка.

       Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

        Особенно это актуально в настоящее время, когда дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, загружены различными кружками, «школой развития». Взрослые часто отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают их не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают.

         А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.

         Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования.

        Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

          Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.

       

        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в развитии познавательно - речевых способностей дошкольников посредством игровой деятельности, способствующая не только усвоению и обогащению знаний, но

и активизации речи детей в различных видах деятельности.

       В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации игровой деятельности с детьми мы считаем атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

        В своем педагогическом опыте для правильной организации познавательно - речевого развития детей мы выделили следующие направления:

 Речь педагога - имеет обучающую и воспитательную направленность.

  Игра - основное и любимое занятие детей.

  Формирование представлений об окружающем мире.

Развитие любознательности. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

Сенсорное воспитание.

            Данные направления помогают воспитателю в организации развивающего обучения, обеспечивают решение задач личностного развития каждого ребенка.

            Началом нашей работы в данном направлении было создание предметно - игровой среды и обучение детей игровой деятельности. Созданная в группе предметно-развивающая среда способствует развитию самостоятельной деятельности детей. Разнообразные «уголки» и «центры» реализовывают потребность детей в развитии познавательно - речевого общения, создают условия для успешного возникновения самостоятельной игры.

           Правильно созданная предметно-развивающая среда способствует обогащению игрового опыта детей. А использование игр и игровых приемов на занятиях по познавательному и речевому развитию дает возможность детям лучше усвоить материал, делает занятие разнообразным и интересным ребенку.

          Результатом нашей работы по игровой деятельности следует отметить рост игрового опыта детей: дети охотнее играют вместе, сюжет их игр стал разнообразнее, они могут договориться друг с другом об использовании игрушек, развертывают небольшие сюжеты. Игры способствовали речевому развитию детей: возросла потребность в речевом общении, обогатился словарь детей, речь стала выразительней, дети научились вести небольшие диалоги в ходе игры.

           Игра в сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и другие, способствовала познавательному развитию детей. Так как, играя в них, дети расширяли и углубляли свои представления об окружающей действительности, совершенствовали внимание, память, наблюдательность и мышление.

Организация учебно-воспитательного процесса

           Учебно-воспитательный процесс мы старались строить таким образом, чтобы каждому ребенку было интересно во время занятий, чтобы он стал активным участником происходящего. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

           В работе с детьми по развитию познавательно-речевого интереса мы используем игровую технологию.

Игровая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Основными критериями игровой технологии:

концептуальность,

системность,

эффективность,

воспроизводимость.

           «Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду.

Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игру можно использовать как элементы более обширной технологии или в качестве части занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Они должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности  детей и их психологических особенностей.

              В результате нашей работы возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми; понимание значения игры в семье для развития ребенка. Повысился педагогический опыт родителей в понимании значения совместных игр в семье для познавательно-речевого развития ребенка.

Мы разработали план совместной работы с родителями на год, провели ряд консультаций на тему: «Какие игрушки нужны вашему ребенку», «Играем дома», презентация на тему: «Играем в шашки» и др.

           В результате проводимой работы установился эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми. Родители поняли, что они такие же участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

             Таким образом, результатом работы по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности явились позитивные сдвиги в игровой, интеллектуальной и речевой активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников.

Через познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности у детей была сформирована связная речь, повысился уровень овладения родным языком.

На основе расширения и углубления знаний об окружающем возрос игровой опыт детей.

Использование игровой технологии способствовало выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно -

речевой деятельности, развитию речевого творчества детей. У детей обогатился словарь, возросла потребность в речевом общении. Сюжет игр стал более разнообразен.

ЛИТЕРАТУРА

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство», создана авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000

Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в дошкольном возрасте. М., 1999.

Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Методические рекомендации «Развитие восприятия метрического акцента у старших дошкольников в игровой деятельности»

Методические рекомендации предназначены для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений....

Дидактическая игра/ пособие по развитию речи . Мастер – класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575061","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"461"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18575064","...

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Актуальность исследования.  В настоящее время проблема развития памяти у детей привлекает внимание многих психологов и педагогов. Так, согласно Д.Б. Эльконину в дошкольном возрасте наиболее значи...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вашему вниманию предоставляется статья по теме речевого развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности. В статье Вы узнаете, почему речевое развитие в процессе игровой деятельности явля...

Проект Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности

1. Визитная карточка проекта «Развитие общения старших дошкольников в игровой деятельности»2. Диагностические материалы проекта2.1 «Диагностика развития общения со сверстниками»...