Мастер- класс "Игровая технология "Друдлы" как средство познавательно-речевого развития старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Черкасова Галина Викторовна

Мастер-класс из опыта работы по использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста  игровой технологии "Друдлы". Представлены основные моменты работы с детьми в данном направлении, задачи, формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс для воспитателей25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития старших дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги! Всем известно, что главной задачей педагогов является развитие познавательных и речевых способностей дошкольников. А наиболее благоприятное познавательно-речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре и игровых действиях. Именно поэтому самым действенным способом является применение игровых технологий.

Игровые технологии – это система методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

А какие игровые технологии знаете вы? (ответы педагогов)

Сегодня на своем мастер-классе я хочу познакомить вас с одной из игровой инновационной технологией, которую я использую в своей работе – это «Друдлы».

Может кто-нибудь уже знаком с данной техникой?

Картинки-друдлы изобрел американский художник Роджер Прайс еще в 1953 году.

Название Друдл происходит, как комбинация трех слов: каракули, рисунок, загадка. Друдл – это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии. Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке.

Смысл Друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг переработать массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Отличительная особенность техники – в Друдлах правильного ответа просто не существует. И необязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не то, что изображено на рисунке. То есть каждый ответ может быть самым оригинальным и необычным.

Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для Друдлов, мы развиваем навык активизации пассивного словаря.

Так какие же образовательные задачи может решить использование технологии Друдлы?

щелчок

- развитие связной и диалоговой речи

На слайде

- развитие связной речи

- развитие диалоговой речи

- расширение словарного запаса

- развитие образного мышления

- развитие креативного воображения.

щелчок

После появлении строки «развитие диалоговой речи»….

Когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься Друдлами в паре со своим ребенком, без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

Также расширяется словарный запас у ребенка.

Вначале работы в данном направлении я столкнулась с тем, что дети свободно могут скопировать работу педагога в виде чертежа или рисунка, или повторить тот или иной рассказ, но, когда стоит задача придумать самим рассказ, или зарисовать какой-то сюжет из жизни или из игры они встают в тупиковую ситуацию.

Так вот данная технология позволяет развить у детей образное мышление и креативное воображение, умение видеть необычное в обычном. Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.

Принципы использования Друдлов

  • Поэтапное усложнение от простого к сложному;
  • Насыщение игрового задания новизной объектов;
  • Постепенное увеличение количества Друдлов

Занятия в игры с «Друдлами» рекомендуется начинать с детьми с 4 лет. Друдлы используют в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности.

Мы все прекрасно знаем, что игровая деятельность – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. И именно знакомство детей с технологией Друдлы я начинаю с игры.

СЛАЙД (работа с залом)

Таким образом, предлагаю познакомиться с этапами работы технологии «Друдлы»:

Игра «На что похожа геометрическая фигура?» (Выкладываем на мольберте изображение геометрической фигуры)

Давайте пофантазируем, подумаем нестандартно, на что похоже данная фигура? (Ответы участников) Я предполагаю, что сначала будет стопор.

Если у детей возникают затруднения, я ограничиваю тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь, мебель, еда, и т.д.. Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в фигурах, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Желательно чтобы каждый ребенок высказался.

Далее можно взять 2-3 геометрические фигуры, стоящие рядом и продолжить фантазировать.

Эта игра также прекрасно развивает наглядно-образное мышление и воображение. А теперь давайте посмотрим, что увидели в фигурах мои воспитанники.

После того как дети научились проводить ассоциации с фигурами, наступает следующий этап - дорисуй.

Игра «Дорисуй

Взгляните на экран. На слайде представлены 4 карточки с символами, каждый ребенок получает карточку с символичным изображением, дорисовывает картинку и придумывает название того, на что стало похоже.

Если ребенок затрудняется, я подсказываю, например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

Следующий метод: я предлагаю ребенку представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т.д. Карточку можно вращать, поворачивать.

Вот так выглядит Друдл после превращения. Варианты изображений могут быть самыми разнообразными смешными, странными, невероятными или банальными - спутник, стол, солнышко, НЛО, пуговица на одежде, потерянный хвост Иа. Далее идет работа со словарем. Нарисовали и назвали, просклоняли по падежам, ответили на вопросы: Что делает этот предмет. Какой он? А почему?

Обратите внимание, что все Друдлы нарисованы черным карандашом или фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии. На занятиях по рисованию ребенку можно предложить использовать цветные карандаши или фломастеры в изображении Друдлов

Игра «Друдлик»

В следующем (3) этапе после того как дети научатся видеть в недорисованной фигуре, какой – либо предмет, можно приступать к карточкам – Друдлам.

В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.

Сегодня я получила удивительные карточки, как вы думаете, что зашифровано здесь……

Игра «Придумай рассказ, сказку, историю»

Теперь можно придумать рассказ или сказку. Детям сложно без подсказки выполнить данное задание. Поэтому даю детям ориентир по теме – например придумать путешествие волшебной кисточки к своим друзьям. За основу можно взять знакомую детям сказку. Сначала дети рассматривают картинки Друдлы, обсуждают. придумывают про очереди.

Игра «Придумай Друдл»

И последний этап работы – это придумывание и рисование детьми Друдлов на заданную тему. Предлагаем ребёнку нарисовать Друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.

И я предлагаю вам погрузимся в мир фантазий, воображения, нестандартного мышления. немного потренироваться и попробовать разгадать «Друдлы», которые придумали дети. (Ответы участников)

Практическая часть.

Как вы уже заметили, вы разделены на 5 групп. Ваш стол обозначен цветной фишкой. Цвет фишки будет означать цвет конверта с заданием вашей группы.

- Команде с желтым конвертом необходимо будет составлять рассказ. Перед вами лежит конверт в нём находятся Друдлы, из которых вам следует составить рассказ (медвежонок, заяц, солнце, грибы, домики, холм).

- Команда с синим конвертор дорисовывает незаконченный Друдл. Открывайте ваш конверт, там есть всё необходимое для работы (незаконченный Друдл, фломастеры чёрного цвета)

- Команде с зеленым конвертом предстоит разгадывать Друдлы: (горка, лиса, солнце, ромашка)

- Участники с красными конвертом – составят Друдлы из конструктора.

- Участникам с оранжевым конвертом необходимо будет разгадать зашифрованную сказку, при помощи техники «Друдлы». Нужно восстановить сюжет, дорисовав Друдлы. (Сказка «Теремок»)

- Итак, давайте посмотрим, что получилось у каждой из команд. (Педагог работает с участниками команд)

Уважаемые коллеги, я думаю вы со мной согласитесь, что Друдлы обладают удивительной способностью расширять сознание и воображение. Как видите, с помощью Друдлов речевые навыки у детей поднимаются на новый уровень, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит развитая во всех аспектах речь. Мы, можно сказать, активизируем работу мозга и получаем эмоциональный эффект. Предлагаю взять эту технику «Думать. Размышлять. Упражняться. Дорисовывать. Любопытствовать» на своё вооружение.

Рефлексия.

На этом наш мастер - класс подходит к концу. Я бы хотела узнать ваше мнение о моём мастер – классе, для этого я вам предлагаю использовать «Термометр чувств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...

программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей  средствами театрализованной д...

"Волеологическая культура как средство социально-личносного развития старших дошкольников"

Цели и задачи проекта по валеологическому воспитанию как средство социально-личносного развития старших дошкольников. ...

Камнетерапия как средство коммуникативно личностного развития старших дошкольников

Камнетерапия является одной из форм арт-терапии. Камнетерапия - доступный и эффективный способ воздействия на эмоциональную сферу человека. Камнетерапия позволяет научиться передавать свои чувства, ра...

ПРОЕКТ «Дидактическая игра, как средство познавательно-речевой активности детей старшей группы компенсирующей направленности»

В дидактической  игре на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи дети с ОНР обучаются практическим навыкам  словообразования и словоизмене...

Технология проектирования как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников.

Одним из перспективных методов, способствующих успешной реализации новых образовательных стандартов в области социально-коммуникативного развития, является технология проектов. Проектная деятельность ...