Игровые технологии в речевом развитие старших дошкольников
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

игровые технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ № 99Ново-Савиновского района г.Казани

Тема:

«Игровые технологии в речевом развитии старших дошкольников»

Подготовила

учитель-логопед

Савельева.И.В

                                                     Казань 2017

     Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                                 В.А.Сухомлинский

Игра-ведущая деятельность дошкольника. Дети не ставят в игре, каких-то иных целей, чем цель играть. Но было бы не правильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры. Она является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

   Как же используются игры в логопедической работе? Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

        Во-первых, дети дошкольники в большинстве не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение, от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться.

        Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков очень длительный и разнообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и не интересно. И в отсутствии желания, во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта, занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра, как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

          Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

    Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком- четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Структура игровых занятий или игр происходит по таким основным направлениям как:

1 Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2 Учебная деятельность подчинятся правилам игры.

3 Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

4 Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов, организации педагогического процесса в форме различных игр. Целью использования игровой технологии в логопедической практике, является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности, коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку.

  Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятиях.  Достичь поставленных задач).

Диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка)

Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении)

Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка)

Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делают процесс познания увлекательным)

    При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать   следующие условия:

Выразительность проведения игр

Необходимость включения педагога в игру

Оптимальное сочетание занимательности и обучения

Простота, доступность, емкость и наглядность

Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приемов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием. Максимальное использование возможностей каждого ребенка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

           Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

Регулировать психоэмоциональное состояние детей

Формировать положительную мотивацию к занятиям

Преодолевать барьер в общении

Создавать благоприятную атмосферу, которая способствует возникновению радостных эмоций.

    А теперь хотелось бы рассказать о тех игровых приемах, которые используются на занятиях.  Для развития правильного речевого дыхания используются следующие игровые приемы. «Бабочка лети», «Задуй свечку», «Фокус»…

   Обязательная часть коррекционной работы – это развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяется такая форма работы: игровой самомассаж, игры с пальчиками с речевым сопровождением, графические упражнения, игры с песком, мозайка, конструкторы, шнуровки, пазлы. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

  Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка с помощью игровых приемов. «Заведи мотор», «Песенка», «Лабиринты», «Фотограф», «Мой, моя», «Живое – не живое», «Подбери словечко», «Четвертый лишний», (из слов с заданным звуком), «Исправь предложение», «Веселый поезд», «Волшебная дорожка».

    Для развития фонематического слуха и фомирования основ слогового и звукового анализа используются такие игровые упражнения как: «угадай что звучит»,  «Близко-далеко», «Слушай-выбирай», «Какое слово отличается?», «Найди звук», «Угадай слово», «Поймай заданный звук», «Домики», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Поезд», «Собери слово», «Где звук?»…

           Совершенствование грамматического строя речи, пополнение   словарного запаса, развитие связной речи - это неотъемлемые компоненты речевого развития ребенка, необходимые для грамматически, лексически, правильного насыщенного высказывания ребенка. Для совершенствования лексико-грамматического строя речи,   используются такие игры как: «один-много», «Назови ласково», «Из чего сделано?», «Чей, чья, чье?»,  «Назови одним словом».

          Для развития связной речи: «Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Придумай сказку», «Исправь предложение». А так же игры-драмматизации, игры-инсценировки.

   При знакомстве с буквами и обучении детей чтению хорошо использовать  различные красочные и интересные для детей игровые задания: «Найди букву среди других», «Засели домик», «На что похожа буква?», «Назови знакомые буквы», «Выбери букву и придумай слово, которое начинается с этого звука», «Какие буквы ты видишь?», «Назови букву и найди на картинке все слова, начинающиеся с этого звука». Можно использовать так же следующие упражнения: «Напиши букву в воздухе», «Выложи букву из палочек,  слепи из пластилина», «Нарисуй букву на песке», «Зачеркни неправильно написанные буквы», «Обведи нужную букву», «Какая буква спряталась на картинке?»

   Хотелось бы отдельно остановиться на пальчиковой и артикуляционной гимнастике. Артикуляционная гимнастика дается детям нелегко, отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Прибавив к упражнениям немного игровой ситуации и увлекая в мир веселого язычка, у ребенка исчезает негатив, связанный с необходимостью многократного повторения определенных упражнений. А стихотворное и наглядное сопровождение упражнений превратит артикуляционную гимнастику в веселую игру.

        Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику. Необходимость применения движений пальцев рук обусловлена нарушением пальцевой моторики. Для создания положительного настроя у детей при выполнении гимнастики мы используем придуманных героев перчаточного театра. Использование упражнений с куклами-перчатками способствует эмоциональному подъему, длительно удерживает интерес детей.

             Знакомим детей с Чупой и Чупсом, братец и сестричка. Они используются после освоения основных упражнений. Эти игры длительно удерживают интерес детей к гимнастике.

На качелях мы качались,                     Словно стрелочки часов,  

Высоко вверх поднимались,               Двигаем мы язычком.

Ввех-вниз, вверх-вниз,                        Наши часики спешат,

Очень крепко ты держись.                  Язычку помочь хот                      Превратили нас в лягушек

                            Дотянулись мы до ушек.

                            Дотянулись, улыбнулись,

                            А затем домой вернулись.

 

Все это не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов.

         Таким образом, использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребенка в целом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии по речевому развитию старших дошкольников

Материал предоставленный данной консультации актуален в наше время т.к. нарушение речевого развития у дошкольников встречается все чаще....

Консультация для педагогов "Современные игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

Понятие "современные игровые технологии в развитии речи " включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Дош...

Сценарий мероприятия с участием родителей с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) речевой практикум для родителей на тему: « Речевое развитие старших дошкольников средствами современных развивающих технологий»

С целью формирования у родителей информационной компетентности в вопросах современных развивающих образовательных  технологий и получения ими практических навыков стал актуальным выбор такой форм...

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вашему вниманию предоставляется статья по теме речевого развития старших дошкольников в процессе игровой деятельности. В статье Вы узнаете, почему речевое развитие в процессе игровой деятельности явля...

Опыт работы "Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

quot;Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"...

Семинарское занятие для педагогов: «Использование инновационных технологий в речевом развитии старших дошкольников в контексте ФОП и ФАОП ДО»

Согласно ФОП И ФАОП ДО задачами работы педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:Формирование словаря.Развитие звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Р...

Мастер- класс "Игровая технология "Друдлы" как средство познавательно-речевого развития старших дошкольников"

Мастер-класс из опыта работы по использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста  игровой технологии "Друдлы". Представлены основные моменты работы с детьми в данном направ...