Программа кружка.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Седельниковский детский сад №2»
Седельниковского муниципального района омской области
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Седельниковский детский сад №2»
_________И. Ф. Глебова
« ____»_________ 2023 г.
Разработала:
воспитатель
Кирюба Т. Н.
с. Седельниково 2023г.
Оглавление:
Содержание программы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Список литературы |
- Пояснительная записка
Программа составлена с учетом ФГОС.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Основные принципы реализации программы:
Принцип наглядности:
- предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.
Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения:
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Цель программы:
Развивать умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи программы:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
- Развивать коммуникативные навыки.
2. Организационные условия реализации Программы:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.
Возрастные особенности группы детей:
Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
В этом возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный процесс, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной.
Детские вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.
Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Она связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Наполняемость группы: 10 человек
Организационная форма: групповая.
2.1. Учебно –тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | «Почва» | 4 | 2 | 2 |
1.1. | Что есть в почве или из чего она состоит? | 1 | ||
1.2. | Какими бывают камни. Что такое горы? | 1 | ||
1.3. | Свойства почвы (песок, глина, чернозем, камни). | 1 | ||
1.4. | Где лучше расти? | 1 | ||
2. | «Вода» | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Свойства, признаки и состояния воды. | 1 | ||
2.2 | Откуда берется вода? Процесс конденсации. | 1 | ||
2.3 | Вода – растворитель. Очищение воды. | 1 | ||
2.4 | Молекулы воды. Облака, как образуется дождь. | 1 | ||
3. | «Человек» | 4 | 2 | 2 |
3.1. | Наши помощники - органы слуха и зрения. | 1 | ||
3.2. | Наши помощники – органы вкуса и обоняния. | 1 | ||
3.3. | Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа. | 1 | ||
3.4. | Откуда берется голос? | 1 | ||
4. | «Приборы для исследований» | 4 | 2 | 2 |
4.1. | Увеличительные приборы. Микроскоп. | 1 | ||
4.2. | Приемы работы с микроскопом. Исследование растений и предметов. | 1 | ||
4.3. | Компас. | 1 | ||
4.4. | Термометр. Виды, назначение, строение. | 1 | ||
5. | «Магнитизм» | 4 | 1 | 3 |
5.1. | Магнит. Его свойства и качества. | 1 | ||
5.2. | Магнит – фокусник. | 1 | ||
5.3 | Сравнение предметов из разных материалов (металл, дерево, стекло, резина, бумага), используя магнит. | 1 | ||
5.4. | Экспериментирование с магнитом. | 1 | ||
6. | «Что, как и почему?» | 4 | 2 | 2 |
6.1. | Волшебные зеркала. | 1 | ||
6.2. | Почему все звучит? Звуковые волны. | 1 | ||
6.3. | Электрический ток. Статическое электричество. Молнии. | 1 | ||
6.4. | Мыло – фокусник. Волшебная пена. | 1 | ||
7. | «Воздух» | 4 | 2 | 2 |
7.1. | Свойства воздуха. Опыты с воздухом. | 1 | ||
7.2. | Кислород. Углекислый газ. | 1 | ||
7.3. | Движение воздуха. Почему дует ветер? | 1 | ||
7.4. | Опыты и экспериментирование с воздухом. | 1 | ||
8. | «Свет и цвет» | 4 | 3 | 1 |
8.1. | Свет вокруг нас. Источники света. | 1 | ||
8.2. | Солнце, солнечный спектр, звезды. | 1 | ||
8.3. | Солнечный луч, солнечные зайчики. | 1 | ||
8.4. | Откуда радуга берётся? | 1 |
2.2 Календарно - тематический план
Месяц | Неделя | Тема | Задачи | Формы работы (опыты и эксперименты) |
Почва | ||||
Октябрь | 1 неделя | Что есть в почве или из чего она состоит? | Познакомить с состоянием почвы; Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав. | Беседа «Что такое почва?»Опыт «Что есть в почве?»(рассматривание через лупу на белом листе бумаги) |
2 неделя | Какими бывают камни. Что такое горы? | Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы. | Рассматривание разных камней (ценных, драгоценных, ископаемых). Наборы речных и морских камней.Опыт «Растворение известняка (мела) в воде». Просмотр презентации «Что такое горы?». Экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы (прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней). | |
3 неделя | Свойства почвы (песок, глина, чернозем, камни). | Помочь определить свойства песка, глины, чернозема и камней. | Опыты по закреплению свойств почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем, каменистая)."Свойства песка, глины, чернозема и камней""Как движется вода через чернозем, глину, песок, камни"."Где лучше растут растения» | |
4 неделя | Где лучше расти? | Понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений). | Опыт «Где лучше расти?»Посадка традесканции в разные виды почв. | |
Вода | ||||
Ноябрь | 1 неделя | Свойства, признаки и состояния воды. | Обобщить, уточнить знания детей о воде, ее свойствах и признаках, какая бывает вода. | Опытным путем закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь, запах, вкус и состояния воды (твердая, жидкая, газообразная), используя модели. |
2 неделя | Откуда берется вода? Процесс конденсации. | Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Познакомить детей с процессом конденсации. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. | Рассказать детям о местонахождении воды в природе и быту. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.Опыт «Конденсация»«Круговорот воды в природе». Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды (Электрочайник, лед, вода, стекло, прозрачные емкости). | |
3 неделя | Вода – растворитель. Очищение воды. | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами. | Опыты по растворению разных веществ в воде.Эксперимент с водой «Как очистить воду»Демонстрация фильтра для воды | |
4 неделя | Молекулы воды. Облака, как образуется дождь. | Показать, что молекулы существуют, хотя они и малы и мы их не видим. В горячей воде молекулы движутся быстрее, чем в холодной. Показать и рассказать, как образуются облака. | Опыт «Подводная лодка из винограда».Опыт «Делаем облако - облако в банке»Опыт «Водяные лилии»Опыт «Какая вода быстрее» | |
Человек | ||||
Декабрь | 1 неделя | Наши помощники - органы слуха и зрения. | Продолжать знакомить с органами слуха и зрения и их назначением, воспитывать потребность в уходе ними. | Схема человеческого уха Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Определи по звуку», Беседа «Зачем нужно беречь уши» Схема глаза Проблемная ситуация «Найти дорогу с закрытыми глазами» Ситуация «Зависимость видения объекта от расстояния до него». Беседа «Зачем нужно беречь глаза» |
2 неделя | Наши помощники – органы вкуса и обоняния. | Познакомить со строением и значением языка, с функцией носа, его строением. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. | Беседа об органах вкуса и обоняния. Эксперименты «Определи на вкус», «Определи по запаху» (с закрытыми глазами) Опыт: «Как мы чувствуем запахи?» Опыт « Связь вкуса и обоняния» | |
3 неделя | Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа | Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства. Развивать тактильную чувствительность. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи, ее строении. Показать, как кожа защищает наш организм. | Беседа о коже. Рассматривание кожи через лупу. Эксперимент «Снятие отпечатков пальцев с предметов» (Фаянсовая чашка, угольный порошок или карандашный грифель, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа). Опыт «Что чувствуем кожей?», «Мыло и наждачная бумага». Игра «Выражаем чувства через руки». | |
4 неделя | Откуда берется голос? | Помочь понять причины возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. | Эксперименты с голосом«Громко – тихо (шепотом)»«Медленно (спокойно)– быстро»Рассказать, что речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать. | |
Приборы для исследования | ||||
Январь | 1 неделя | Увеличительные приборы. Микроскоп. | Познакомить детей с приборами для наблюдения. Выявить особенности увеличительных приборов. Познакомить детей сисследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется. | Беседа «Что такое микроскоп?» Рассматривание с детьми приборов для наблюдения, увеличительных приборов – микроскопа, лупы, подзорной трубы, телескопа, бинокля, стекла; объяснить, для чего они нужны человеку. |
2 неделя | Приемы работы с микроскопом. Исследование растений и предметов. | Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро, «Вакуоль», «Мембрана», «Цитоплазма». | Опыт «Исследуем репчатый лук».Выяснить: почему от лука плачут.Опыт «Кристаллизация соли. Сахар в еде».Опыт «Волосы и шерсть».Сравнивать с детьми увеличение предмета через микроскоп и через лупу | |
3 неделя | Компас. | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов, а именно с компасом. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. | Показ презентации про компас Беседа «Компас – одно из наилучших средств для ориентирования на местности» Исследование «Компас – чудо приборчик!» | |
4 неделя | Термометр. Виды, назначение, строение. | Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием. | Показ презентации про разные виды термометров. Рассматривание термометров. Беседа «Термометр: описание, виды, характеристики, назначение»Эксперименты «Измеряем температуру тела», «Температура воздуха на улице и в группе», «Сколько градусов воды» | |
Магнетизм | ||||
Февраль | 1 неделя | Магнит. Его свойства и качества. | Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами. | Беседа о магните,«У каждого магнита есть два полюса - северный и южный»Рассматривание магнита Опыты: «Магнитные силы» |
2 неделя | Магнит – фокусник. | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Опыты: «Волшебная рукавичка». «Рисует магнит или нет»«Мы – фокусники» | |
3 неделя | Сравнение предметов из разных материалов, используя магнит. | Выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Изучить влияние магнетизма на разные предметы. Закрепить материалы, их свойства и качества. | Опыты: «Волшебная монета», «Притягиваются – не притягиваются», «О магнетических и не магнетических материалах» | |
4 неделя | Экспериментирование с магнитом | Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею. | Опыты: «Магнит огня боится», «Магнит преграды не боится», «Стальной барьер», «Взаимодействие двух магнитов» | |
Что, как и почему | ||||
Март | 1 неделя | Волшебные зеркала. | Познакомить со свойством зеркала. | Беседа «Зеркала — это чудо-изобретение человечества», «Свойства зеркал»Опыты: "Волшебные зеркала" или 1,2,3,4,5», «Кривое зеркало»« Много отражений в зеркалах» |
2 неделя | Почему все звучит? Звуковые волны. | Помочь выявить причины возникновения звука. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Показать, как при помощи звуковых волн можно двигать предметы. Где звуковые волны распространяются быстрее, как это определить. | Беседы о звуке, звуковых волнах. Опыты: «О дрожалке» и «пищалке»«Как сделать звук громче»«Почему поет пластинка»«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»«Слушаем сердце»,«Встряхни соль» | |
3 неделя | Электрический ток. Статическое электричество. Молнии. | Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством. Продемонстрировать детям проявление статического электричества. | Беседа об электрическом токе, электроприборах. Просмотр познавательной передачи «Природа молнии». Опыт «Проявление статического электричества» (Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа). Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка» | |
4 неделя | Мыло – фокусник. Волшебная пена. | Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом. Показать способ изготовления мыла. | Беседа о мыле. Опыты и эксперименты «Делаем мыло», «Делаем пену», «Извергающийся вулкан»», «Мыльные пузыри». «Рисование мыльными пузырями» | |
Воздух | ||||
Апрель | 1 неделя | Свойства воздуха. Опыты с воздухом. | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | Беседа о воздухе. Опыты: «Как поймать воздух?»«Бумажные гонки»«Имеет ли воздух вес, запах, цвет?» «Воздух занимает место», «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?» |
2 неделя | Кислород. Углекислый газ. | Познакомить детей с составом воздуха. Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею. | Беседа с детьми о воздухе, его составе. Рассказать, что такое кислород и углекислый газ. Опыты: «Надуваем шарик», «Вдох – выдох», «Как получить углекислый газ из мела и уксуса», «Для горения нужен кислород» Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. | |
3 неделя | Движение воздуха. Почему дует ветер? | Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. | Презентация «Движение воздушных масс», Беседа «Виды ветра», Опыты: «Вертушка», «Свеча (теплый воздух легче)», «Свеча на полу и свеча вверху», «Кораблики» | |
4 неделя | Опыты и экспериментирование с воздухом. | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры. | Опыты: «Подводная лодка».«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»«Имеет ли воздух вес»«Парашют» | |
Свет и цвет | ||||
Май | 1 неделя | Свет вокруг нас. Источники света. | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. | Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа). Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. Опыты с источниками света. |
2 неделя | Солнце, солнечный спектр, звезды. | Показать, что звезды светят постоянно. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Беседа «Естественный источник света – солнце». Презентация «Солнечная система». Опыты: «Звезды светят постоянно»«Волшебный круг (цветовой волчок или юла)» | |
3 неделя | Солнечный луч, солнечные зайчики. | Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | Беседа «Солнечный луч», «Как появляются солнечные зайчики».Опыты: «Из каких цветов состоит солнечный луч», «Черный и белый цвет», «Солнечные зайчики» | |
4 неделя | Откуда радуга берется? | Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе. Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате. | Беседа «Откуда радуга берется». Просмотр познавательной передачи. Опыты: «Разноцветное коромысло или моя собственная радуга», «Смешение цветов», «Радужная пленка из лака для ногтей»,«Радуга на диске», «Радуга в мыльных пузырях» |
2.3. Содержание программы
Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.
В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Содержание программы строится по восьми блокам, в каждом из которых по четыре темы.
- «Почва» - познакомить с составом и свойствами почвы, установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
- «Вода» - свойства, признаки, состояние воды; значение воды в жизни человека; круговорот воды в природе; конденсация; вода-растворитель.
- «Человек». При изучении тем о человеке дети получат знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.
- «Приборы для исследований» -знакомство с микроскопом, лупой, биноклем, компасом, термометром.
- «Магнитизм» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
- «Что, как и почему?» - познакомить со свойством зеркала,помочь выявить причины возникновения звука, познакомить с электричеством, как особой формой энергии,показать способ изготовления мыла.
- «Воздух » включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
- «Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.
2.4. Ожидаемые результаты:
- У детей расширены представления об окружающем мире, обогащён собственный познавательный опыт;
- Дети умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
- Дети инициативны, сообразительны, самостоятельны;
- Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
- У детей развит поисково – познавательный интерес, через включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности;
- Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.
3. Методические условия реализации программы
Формы организации: кружковое занятие
Методы:
Словесные методы:
- эвристические беседы, дискуссии;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям;
- использование художественного слова;
Наглядные методы:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- показ способов действий;
Практические методы:
- включение игровых упражнений;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений
- Многократное выполнение посильных физических упражнений
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
- повтор инструкций;
- выполнение действий по указанию детей;
- «намеренная ошибка»;
- проговаривание хода предстоящих действий;
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
- фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии (включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом).
- Технология исследовательской деятельности.
- Технология сотрудничества (реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»).
- ТРИЗ(Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).
- Игровая технология (Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей).
Методическое обеспечение программы:
1.Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г.,
2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников .– М., 2005,
3.Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование .–М., 2005
4.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г.,
5.Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г.,
6.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г.,
7.Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. ,
8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004
9. Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др. «Мир природы и ребенок»
С-Петербург, детство-пресс, 2003г.
10.А.Н. Рыжова. «Экологическое образование в детском саду».
Москва, Издательский дом, 2001г.
11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
12. М. Султанова «Простые опыты с водой»
13. Андреа Хюндлингс: Магнетизм и электричество. Практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. ФГОС ДО
14. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.
15. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.
16. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
17. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.
18. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
19. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
20. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.
Работа с родителями:
Месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь | Пополнение РППС по опытно – экспериментальной деятельности Ознакомление родителей с планом кружка. | Родительское собрание. Буклет |
Октябрь | Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира. Опыты в домашних условиях или «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома» | Консультация Буклет |
Ноябрь | Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка. | Памятка Беседа
|
Декабрь | Неизведанное рядом. Учимся экспериментировать. | Консультация Семинар-практикум |
Февраль | Опыты и эксперименты совместно с детьми (с различными материалами). Развиваем внимание и мышление детей или «Как научить ребенка исследовать?» | Мастер – класс Наглядная информация |
Март | Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка. Картотека опытов и экспериментов. | Консультация Буклет |
Апрель | Как развивать любознательность ребенка. Экспериментируем вместе. | Памятка. Вечер опытов и экспериментов (чему мы научились) |
Май | Страничка юного исследователя. | Стенд, выставка, фотоальбом |
4. Диагностический инструментарий
Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы разработаны мини-тесты, в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:
1. Что ты знаешь о почве? Воде?
2. Что ты знаешь о воздухе? Песке? Камнях?
3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.
4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.
5. Сравни свойства песка, глины, почвы.
6. Расскажи о свойствах магнита.
7. Перечисли известные тебе органы чувств. Каково их назначение?
8. Какие увеличительные приборы тебе известны? Расскажи об одном из них.
9. Что ты знаешь о зеркале?
10.Расскажи о производстве мыла.
Высокий уровень
- Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
- Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
- Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
- Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
- Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
- Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.
Средний уровень.
- Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
- Может зарисовать свои наблюдения.
Низкий уровень.
- Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
- При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
- Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
- При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
- Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
- Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
- Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.
5. Список литературы
1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.
7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»
Пояснительная записка. Изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...
Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"
Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...