«Развитие активной речи посредством коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности, художественной литературой и фольклора».
статья
Выступление на педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_aktivnoy_rechi_detey_cherez_vospriyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
- Развитие активной речи детей через восприятие художественной литературы и фольклора.
В настоящее время мы можем наблюдать процесс упрощения русского языка, исчезновение его красоты и образности. Речь ребенка во многом зависит от речи взрослого, речевая модель перенимается еще с младенчества, но ведь зачастую сами взрослые не имеют богатого речевого запаса. Ребенок больше времени проводит перед телевизором и компьютером, при этом развитие речи затрудняется.
Формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Произведения русско-народного фольклора практически не используются с раннего детства, не говоря уже о старших дошкольниках. Сказки, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки, прибаутки, песни, былины – все эти формы русско-народного фольклора соответствуют учебным целям, касающимся развития речи. Характерные черты народного творчества – это доступность, узнаваемость, понятность, информативность, запоминаемость, образность и особая ладность и красота слова.
В дошкольном возрасте совершенствуется монологическая речь: происходит освоение детьми различных типов связных высказываний (описание, рассуждение, повествование) с опорой, а затем и без, на наглядный материал. Происходит постепенное усложнение синтаксической структуры детских рассказов, а также увеличение количества сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Для работы по развитию речи посредством художественной
литературы, используются разнообразные методы и приёмы.
Наглядный метод:
-показ иллюстраций, картин, игрушек;
-элементы инсценировки;
- -просмотр видеофильмов;
-оформление выставок: тематических, одного писателя, об одном
герое из разных произведений.
Словесный метод:
-чтение произведений с просмотром иллюстраций;
-вопросы по содержанию произведений;
-пересказ произведений;
-заучивание наизусть;
-беседа по произведению;
-прослушивание аудиозаписей.
Игровые методы и приёмы реализуются через:
-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;
-элементы инсценировки;
-игры-драматизации;
-дидактические игры;
-театрализованные игры, использование разных видов театра;
-игровая деятельность.
Через эти и другие формы организации образовательного пространства дошкольников воспитатель сможет в полной мере помочь речевому развитию детей. Причем проводить такие занятия следует не в традиционной форме, а как яркое творческое общение с детьми. Произведения следует подбирать соразмерно речевому развитию детей. На фольклорных игровых занятиях воспитателю необходимо подключать прием действенного соучастия детей, привлекать их к самостоятельности, к поисковой деятельности, а также к развитию воображения и детской фантазии.
Следует еще сказать, что помимо речевого развития русский народный фольклор выполняет еще несколько важных задач в воспитании дошкольников. Детский фольклор позволяет воспитывать в детях нравственность, духовность, патриотизм, чувство прекрасного, любовь к другим, к своему народу и своей стране.
2. Развитие активной речи детей посредством коммуникативной и познавательно исследовательской деятельности.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления), ребенок начинает самоутверждаться «я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Целью познавательно - речевого развития является:
- всестороннее развитие личности ребенка;
- приобщение к человеческим ценностям;
- формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;
Задачи:
- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность
- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности
При организации познавательно-речевого развития детей, необходимо опираться на следующие направления:
- Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.
- Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.
В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.
Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, нужно строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:
- на непосредственной образовательной деятельности создается проблемная
ситуация;
- дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на непосред-
ственной образовательной деятельности;
- в беседах дети открывают для себя новые знания;
- дети определяют правильность своих предположений;
- дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.
- Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.
- Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.
- Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
- Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
- Строительно-конструктивные игры.
В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.
- Дидактические игры.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.
- Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.
Главное достоинство игр заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.
Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности. (младший-средний возраст)
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Во-первых, на практике обучение малышей часто сводится к элементарном...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит ...
Развитие образной речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой и фольклором.
В настоящее время нет необходимости доказывать, что на современном этапе развития общества большое значение имеют вопросы совершенствования культуры речи. Одним из важнейших источников развития в...
Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно – исследовательской деятельности
Развивать речь ребенка, невозможно без познавательно-исследовательской деятельности. Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное с...
Презентация "Технология развития речи дошкольников в процессе познавательно -исследовательской деятельности"
Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она не только дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, в ее процессе идет обогащение памяти ...
ПРОЕКТ по самообразованию педагога старшей возрастной группы на тему «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»
Что я слышу - забываю,Что я вижу – помню,Что я делаю – понимаю.Конфуций....
Статья «Развитие речи детей среднего возраста по средствам чтения художественной литературы и фольклора».
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...