Тематическое планирование коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности. (младший-средний возраст)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Железнякова Марина Анатольевна

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

         Во-первых, на практике обучение малышей часто сводится к элементарному повторению («натаскиванию») слов и фраз, но недостаточно применяются приемы, развивающие познавательные процессы.

Как можно научить ребенка говорить, не научив думать?

         Во-вторых, в этот период жизни ребенок в практической деятельности осваивает свойства и отношения, накапливает обширные представления об окружающем мире. Но это сложный процесс, так как существует противоречие между двойственностью, образностью мышления и абстрактностью свойств, отношений, связей. Не всегда, расширяя представления, мы формируем системное видение объектов. Необходимо объединять сенсорные и логические познания.

         В-третьих, «сложность» ТРИЗ «пугает» воспитателей. Сложилось мнение, что ТРИЗ можно заниматься только со старшими дошкольниками. Да, детям 6-7 лет легче объяснить и показать некоторые приемы, но тем и хорош ТРИЗ, что его игровые упражнения можно применять в любой возрастной группе. Преимущество игр ТРИЗ и заключается в их вариативности и усложнении.

         Таким образом, ТРИЗ можно и нужно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Это эффективная технология развития всех познавательных процессов, в том числе и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

 Тематическое планирование коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности.

МЛАДШИЙ – СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА: «ОВОЩИ»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Прием моделирования (символическая аналогия)

1.Развивать знаковую функцию сознания ребенка, побуждать использовать для описания наглядную пространственную модель.

2.Формировать систему связей и отношений в представлениях о растениях.

3.Развивать обследовательские действия.

4.Расширять словарный запас за счет слов, обозначающих форму, цвет, характер поверхности.

«Овощной магазин»

-знакомство с моделями;

-рассказывание о растении по «схеме-модели»;

Играем с подгруппой детей до 10 человек. Давать не более 3-х моделей

Модели:

- цвет

- поверхность

- форма

Системный подход к окружающему миру

1.Учить детей находить общее и различное между двумя объектами, формировать умение сравнивать предметы по 2-3 признакам.

2.Расширять представления детей об овощах (внешний вид, вкус, место произрастания).

3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя словосочетаниями, согласовывая существительные и прилагательные в роде.

4.Расширять словарный запас за счет слов, отражающих форму, размер, цвет, вкус; активизировать в речи слова-названия овощей.

«Чем похожи, чем отличаются»

-образец ответа воспитателем;

-задание проговариваем каждому ребенку;

-задаются наводящие вопросы по ходу.

Набор парных картинок:

Огурец-помидор

Лук-репа

Морковь-огурец

Лук-помидор

Свекла-репа

И др.

ОКТЯБРЬ

ТЕМЫ: «ФРУКТЫ» (ОВОЩИ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ), «ГРИБЫ-ЯГОДЫ»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Системный подход

1.Учить детей классифицировать предметы.

2.Учить составлять простые предложения, включая перечисление существ, побуждать детей строить сложные предложения с союзами что, потому что.

3.Расширять представления детей о фруктах, закреплять знания об овощах (внешний вид, место произрастания, вкус).

4.Расширять словарный запас за счет слов названий фруктов, овощей, использовать в речи понятия «фрукты», «овощи».

«Найди общее»,

«Найди лишнее»

-образец фразы воспитателя;

-индивидуальные вопросы;

-играем с подгруппой 5-6 человек.

В конце лепят свой фрукт по желанию.

Набор карточек типа:

Яблоко, морковь, огурец, помидор, лук, груша, чеснок, репа, свекла.

Морфологический анализ

1.Познакомить детей с приемом «волшебная дорожка», развивать воображение детей, умение анализировать объекты.

2.Учить детей составлять предположение, используя слова: сначала, потом. Учить согласовывать в роде существительные и прилагательные, правильно использовать окончание.

3.Формировать представление детей о четырех основных цветах.

4.Расширять словарь детей за счет слов: сначала, потом, было, стало, виноград, яблоко.

«Путешествие по волшебной дорожке»

Виноград (яблоко) отправляется в путешествие по волшебной дорожке. Воспитатель вместе  с детьми рассматривают, какого он может быть цвета. В конце дети рисуют «своё» яблоко.

Изображение «волшебной дорожки»

Карточки с разным

Цветом винограда и яблока.

НОЯБРЬ

ТЕМА: «РАСТЕНИЯ» ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Системный подход

1.Учить делить целое на части, развивать умение анализировать, формировать системное видение объекта.

2.Учить составлять короткий рассказ из 2-3 предложений.

3.Расширять представления детей об особенностях грибов (внешний вид, части, место произрастания).

4.Обогатить словарь детей за счет слов, обозначения части гриба, названий грибов.

«Целое-части»

2 варианта игры:

1.дети рассказывают о частях грибов, ягод;

2.воспитатель называет объект, дети называют часть.

Карточки с изображением частей

1.Учить анализировать объекты, классифицировать, сравнивать, развивать, обобщать умение пользоваться моделями для краткого описания.

2.Продолжать формировать систему представлений о растениях: овощи-фрукты, ягоды-грибы.

3.Побуждать использовать существительные, прилагательные для описания объектов; использовать простые и сложные предложения в самостоятельной речи.

«Чем похожи?»

«Чем отличаются?»

«Найди лишнее»

«Найди общее»

«Отыщи по моделям»

с/р игра «Магазин»

ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ

ТЕМЫ: НОВЫЙ ГОД. ЗИМА

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Системный подход

(Системный оператор)

1.Учить анализировать отношения между понятиями, определять связи между объектами:

(часть-целое, функциональности отношения причина-следствие)

2.Формировать представления детей о новогоднем празднике, о ёлке, как о символе Нового Года, о Деде Морозе и Снегурочке.

3.Продолжать учить составлять рассказ из 3-4 предложений, заканчивать фразы за воспитателем.

«Ёлочка-зелёная иголочка», «Дедушка Мороз и Снегурочка», «Выбери меня»

Детям предлагается 3 карточки: 2 парные, 1 без пары и 3 для выбора.

Задание: выбрать подходящую и объяснить почему выбрал. Наводящие вопросы:

-где растут?;

-что ещё растет?

Как итог-составление рассказа про Ёлочку, Новый год и т.д.

Парные картинки:

Ёлочка-шишка

Ёлочка-иголочка

Ёлочка-бусы

Ёлочка-звезда

Дед Мороз-Снегурочка

Дед Мороз-подарок

Дед Мороз-борода

Дед Мороз-усы

Дед Мороз – посох

Дед Мороз - мешок

1.Учить детей в усложненном тексте выделять конкретные предметы, отмечать их наиболее яркие признаки. Развивать оперативную память и образное мышление.

2.Развивать связную монологическую речь. Учить составлять простые предложения, используя глагольную лексику (пошел снег, пришел Дед Мороз, подарил подарки, водят хоровод).

3.Расширять представление о Новом Годе, о зиме, как о времени года.

«Картинки к книжке»

Задание:

1.Воспитатель читает короткое стихотворение или рассказывает рассказ.

2.Выбрать иллюстрации, подходящие к теме.

3.Коллективное обсуждение.

Иллюстрации (картинки с изображениями)

К одному рассказу не более 5-6 картин

Выявление противоречий

1.Формировать умение анализировать предметы, действия, события, рассматривая их с разных сторон. Показать относительность понятия об объекте от точки зрения на него.

2.Учить употреблять в речи сложные предложения, использовать союзное слово потому что.

3.Обобщать знания детей о погодных явлениях в природе.

4.Обогащеть словарь детей за счет слов по теме: зима.

«Хорошо-плохо»

Дети называют объект, объясняют почему: снег-это хорошо, снег-это плохо

Принимаются любые объяснения. Вопросы: если чего-то много?

Если чего-то мало?

(волшебники Увеличка, Уменьшалка)

Объекты:

-ёлочка

-иголочка

-снег

-мороз

-лёд

-ветер

-узоры на окнах

Рисунки детей.

ФЕВРАЛЬ

ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

СКАЗКИ «ТЕРЕМОК», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «КОЛОБОК»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

 Системный оператор

1.Учить выделять функцию объекта.

2.Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, согласовывать их  с существительным.

3.Формировать представление о диких животных (функции).

4.Расширять словарь детей за счет глагольной лексики.

«Что умеет делать»

Воспитатель называет животное, ребенок-действие (по типу «съедобное-несъедобное»)

Как основу использовать сказку.

Фразы (карточки)

Заяц…прыгает

Медведь…спит

Волк…гонится

Системный оператор

1.Развивать системное мышление ребенка (система-подсистема).

2.Уметь подбирать существительные, обозначающие части объекта.

3.Формировать представления о внешнем виде животных.

4.Активизировать в речи слова, обозначающие части (туловище, мордочка, лапки)

«Из чего»

Дети называют как можно больше частей.Можно использовать модели-схемы.

Как усложнение: игра словами. Как основу использовать сказку.

Картинки животных, модели-схемы.

1.Развивать умение анализировать предметы, выделять их свойства, устанавливать простейшие связи.

2.Побуждать использовать в речи прилагательные описательного характера.

3.Обобщать знания и представления детей о диких животных.

4.Расширять словарный запас за счет прилагательных.

«Назови предмет по свойствам»

«Загадка»

Воспитатель называет признаки, дети называют животных и наоборот.

1.Учить детей символическому моделированию сказки с соблюдением последовательности развития сюжета. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения.

2.Учить детей пересказывать знакомые сказки о животных («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»), опираясь на модели.

3.Конкретизировать представления детей о том, как звери готовятся к зиме. Расширять знания о диких животных леса.

4.Расширять словарь детей по данной теме.

«Как я зимую» (придумывание с детьми)

«Расскажи сказку»

Воспитатель предлагает рассказать коротко сказку. Один ребенок рассказывает, а воспитатель или дети «записывают» (выкладывание картинки)

М  А  Р  Т

ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

СКАЗКИ «КТО СКАЗАЛ МЯУ?», «ЦЫПЛЁНОК И УТЁНОК»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

 Системный оператор

1.Учить находить и различать общие признаки предметов, части системы (надсистема).

2.Учить составлять краткий описательный рассказ.

3.Формировать представления о строении домашних и диких животных.

4.Активизировать в речи детей слова, характеризующие свойства животных (ноги длинные - бегает быстро, усы длинные – чувствует запахи)

«Собери жителей»

Детям предлагаются карточки с частями животных (уши, хвосты, ноги и т.д.) Рассматриваем все карточки, выслушиваем объяснения. Детям предлагается собрать животных.

Картинки с изображением частей двух объектов, напримерзаяц, лиса), (собака, кошка), (заяц, кошка), (собака, лиса)

1.Продолжать учить анализировать предметы, выделять их свойства, устанавливать связи, сравнивать.

2.Побуждать использовать в речи сравнительные простейшие обороты «как…», подбирать слова, характеризующие цвет, структуру шерсти, размер животного, длину частей тела животного (длинные уши, короткий хвост).

3.Формировать представление о животных.

4.Расширять словарь по теме.

«Находка»

Воспитатель сначала берет на себя роль человека, потерявшего животное. Он описывает, не называя, используя слова «как у…».Затем можно предложить продолжить фразу за воспитателем.

Например, о кошке: она такого цвета, как мышка; она такого роста, как щеночек; у неё шерсть мягкая, как у кролика.

1.Продолжать учить детей символическому моделированию сказки. Развивать творческое воображение.

2.Учить пересказывать отрывки сказок с помощью воспитателя, дополняя или продолжая фразу.

3.Продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов.

4.Развивать выразительность движений.

«Покажи сказку»

Дети сами подбирают модель к иллюстрации. Воспитатель обращает внимание на некоторые элементы иллюстрации.  Рассказ по одному с помощью воспитателя.

Сказки. Картинки с иллюстрациями. «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу?»

Модели-схемы.

АПРЕЛЬ

ТЕМЫ: «ЗАГАДКИ», «МЕБЕЛЬ», «ПОСУДА»

СКАЗКИ: «ФЕДОРИНО ГОРЕ», «ТРИ МЕДВЕДЯ»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Системный подход

1.Продолжать знакомить детей с понятием подсистемы (части) объекта, научить выделять части внутри целого. Развивать ассоциативное, образное мышление.

2.Учить самостоятельно высказывать предположение, развивать связную речь, упражнять в построении сложных предложений с использованием слов: я думаю, что…, потому что…

3.Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения (мебель, посуда).

4.Активизировать в речи названия частей мебели и посуды (сиденье, ножка, спинка, ручка, крышка и т.д.)

«Улица неоконченных картин»

Задание: угадай, кто /что прячется в домике.

Дети рассматривают и строят предположения.

В конце дорисовывают, помогают художнику.

На листах изображены дома. В них нарисованы части посуды, мебели.

Системный подход

1.Продолжать учить находить и различать общие признаки предметов.

2.Способствовать развитию связной монологической речи.

3.Расширять представления о предметах ближайшего окружения (мебель, посуда).

4.Обогащать словарь по теме.

«Улица разобранных предметов»

Воспитатель загадывает предметы, указывая части и их количество. Дети отгадывают. Потом загадывает ребенок. Сказки-подсказки.

 Системный подход

1.Учить детей придумывать загадки, пользуясь «системным оператором» (волшебный телевизор).

Учить сравнивать предметы. Познакомить детей с загадками, построенными на противоречиях.

2.Учить вступать в диалог с воспитателем и детьми.

3.Формировать систему представлений о посуде и мебели (материал, элементы, функция).

4.Расширять словарь за счет слов: название предметов, название частей, название материалов (железный, стеклянный, фарфоровый, деревянный, пластмассовый), глагольной лексики.

«Придумай загадку»

Коллективно вместе с воспитателем придумывать загадки.

1.Учить детей изображать самостоятельно простейшие модели к отрывкам сказок. Развивать символическое восприятие предметов, абстрактное мышление.

2.Учить детей пересказывать отрывки из сказки, опираясь на модель.

3.Формировать представление о простейшей структуре сказки (начало, середина, конец). Учить выделять героев сказки, описывать их действия, опираясь на модели.

4.Побуждать пользоваться для пересказа фразами из сказки.

«Три медведя»

Воспитатель показывает и рассказывает сказку, одновременно используя схемы-модели. Затем предлагает детям «нарисовать» сцены.

Карточки с моделями-схемами. Фломастеры, бумага.

М   А   Й

ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ»

Метод ТРИЗ

Тема

Игра

Пособия, материал

Морфологический анализ

(кольца Луллия)

1.Познакомить детей с методом поиска новых решений. Учить анализировать объекты, синтезировать новые.

2.Учить самостоятельно строить высказывания, отвечая на вопросы воспитателя.

3.Формировать представления о местах обитания животных.

«Найди, где живет»

 (о животных).

Вместе с воспитателем крутит кольца и выбирает варианты.

Два кольца с изображением:

1.животные

2.места обитания

1.Продолжать знакомить детей с кольцами Луллия («волшебное кольцо»), учить пользоваться им самостоятельно. Развивать аналитическое мышление.

2.Побуждать к использованию в высказываниях слов «если бы…».

3.Формировать систему представлений о частях  игрушек.

«У кого что есть»

Обсуждение выбранных вариантов. При затруднении продолжает фразы за воспитателем.

Два кольца с изображениями:

1.части

2.предметы

Учить определять, из чего сделан тот или иной предмет. Определить их прочность, удобство, варианты использования. Развивать абстрактное мышление.

«Из чего это сделано»

Разные понятия:

1.игрушки, мебель, одежда

2.дерево, металл

Бином фантазии

(математический подход)

1Учить объединять признаки совершенно различных вещей. Находить объединенному предмету реальные аналогии или придумывать его фантастический облик.

2.Побуждать детей высказывать свои суждения.

3.Формировать представление о свойствах, качествах, функциях игрушек.

«Винегрет»

Рассматривая две карточки, объединять.

Обсуждение с воспитателем.

Иллюстрация смешариков (любимые игрушки).

Транспорт:

колесо +дом=поезд

крыло+дом=самолет

рука+колеса=экскаватор

Личная аналогия (эмпатия)

1.Развивать у детей умение соотносить движения и чувства какого-либо объекта, связывать движения с потребностью передавать словами свои чувства и впечатления. Развивать у детей двигательную память.

2.Развивать связную монологическую речь, умение составлять короткий (3-4 предложения) рассказ об игрушке. Побуждать использовать в высказываниях фразу: я бы хотел, чтобы…

3.Формировать бережное, доброе отношение к игрушкам. Учить заботиться о своих игрушках (аккуратно играть, не бросать, не ломать, убирать на место).

Расширять представление о многообразии игрушечного мира.

4.Активизировать словарь по данной теме.

«Покажи и расскажи»

Воспитатель предлагает карточки:

1 вариант

Ребенок показывает движение, не называя объект-загадывает загадку.

2 вариант

Ребенок-артист показывает свою «роль», потом рассказывает о ней.

Похвала обязательна.

«Если бы ты был игрушкой»

Воспитатель рассматривает игрушки, предлагает «стать» игрушкой по желанию. Ребенок рассказывает, как бы он хотел, чтобы с ним играли. Нарисуем свою любимую игрушку.

На карточках животные, транспорт, средства.

Фломастеры, бумага, рисунки детей



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по лексическим темам в старшей группе ОНР...

Непосредственная образовательная деятельность "Зимние посиделки" ( виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная , познавательно-исследовательская)

НОД "Зимние посиделки"часть образовательного проекта "Тряпичные куклы из далекого прошлого". Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; формирование представлений о народной иг...

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшей/средней группы «Солнышко»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»г.о. СтупиноМосковской области    Тематическое планирование по нравственно-патриотическому во...