Тематическое планирование коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности. (младший-средний возраст)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРИЗ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Во-первых, на практике обучение малышей часто сводится к элементарному повторению («натаскиванию») слов и фраз, но недостаточно применяются приемы, развивающие познавательные процессы.
Как можно научить ребенка говорить, не научив думать?
Во-вторых, в этот период жизни ребенок в практической деятельности осваивает свойства и отношения, накапливает обширные представления об окружающем мире. Но это сложный процесс, так как существует противоречие между двойственностью, образностью мышления и абстрактностью свойств, отношений, связей. Не всегда, расширяя представления, мы формируем системное видение объектов. Необходимо объединять сенсорные и логические познания.
В-третьих, «сложность» ТРИЗ «пугает» воспитателей. Сложилось мнение, что ТРИЗ можно заниматься только со старшими дошкольниками. Да, детям 6-7 лет легче объяснить и показать некоторые приемы, но тем и хорош ТРИЗ, что его игровые упражнения можно применять в любой возрастной группе. Преимущество игр ТРИЗ и заключается в их вариативности и усложнении.
Таким образом, ТРИЗ можно и нужно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Это эффективная технология развития всех познавательных процессов, в том числе и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование коммуникативной и познавательно-исследовательской деятельности.
МЛАДШИЙ – СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СЕНТЯБРЬ
ТЕМА: «ОВОЩИ»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Прием моделирования (символическая аналогия) | 1.Развивать знаковую функцию сознания ребенка, побуждать использовать для описания наглядную пространственную модель. 2.Формировать систему связей и отношений в представлениях о растениях. 3.Развивать обследовательские действия. 4.Расширять словарный запас за счет слов, обозначающих форму, цвет, характер поверхности. | «Овощной магазин» -знакомство с моделями; -рассказывание о растении по «схеме-модели»; Играем с подгруппой детей до 10 человек. Давать не более 3-х моделей | Модели: - цвет - поверхность - форма |
Системный подход к окружающему миру | 1.Учить детей находить общее и различное между двумя объектами, формировать умение сравнивать предметы по 2-3 признакам. 2.Расширять представления детей об овощах (внешний вид, вкус, место произрастания). 3.Учить детей отвечать на вопросы воспитателя словосочетаниями, согласовывая существительные и прилагательные в роде. 4.Расширять словарный запас за счет слов, отражающих форму, размер, цвет, вкус; активизировать в речи слова-названия овощей. | «Чем похожи, чем отличаются» -образец ответа воспитателем; -задание проговариваем каждому ребенку; -задаются наводящие вопросы по ходу. | Набор парных картинок: Огурец-помидор Лук-репа Морковь-огурец Лук-помидор Свекла-репа И др. |
ОКТЯБРЬ
ТЕМЫ: «ФРУКТЫ» (ОВОЩИ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ), «ГРИБЫ-ЯГОДЫ»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный подход | 1.Учить детей классифицировать предметы. 2.Учить составлять простые предложения, включая перечисление существ, побуждать детей строить сложные предложения с союзами что, потому что. 3.Расширять представления детей о фруктах, закреплять знания об овощах (внешний вид, место произрастания, вкус). 4.Расширять словарный запас за счет слов названий фруктов, овощей, использовать в речи понятия «фрукты», «овощи». | «Найди общее», «Найди лишнее» -образец фразы воспитателя; -индивидуальные вопросы; -играем с подгруппой 5-6 человек. В конце лепят свой фрукт по желанию. | Набор карточек типа: Яблоко, морковь, огурец, помидор, лук, груша, чеснок, репа, свекла. |
Морфологический анализ | 1.Познакомить детей с приемом «волшебная дорожка», развивать воображение детей, умение анализировать объекты. 2.Учить детей составлять предположение, используя слова: сначала, потом. Учить согласовывать в роде существительные и прилагательные, правильно использовать окончание. 3.Формировать представление детей о четырех основных цветах. 4.Расширять словарь детей за счет слов: сначала, потом, было, стало, виноград, яблоко. | «Путешествие по волшебной дорожке» Виноград (яблоко) отправляется в путешествие по волшебной дорожке. Воспитатель вместе с детьми рассматривают, какого он может быть цвета. В конце дети рисуют «своё» яблоко. | Изображение «волшебной дорожки» Карточки с разным Цветом винограда и яблока. |
НОЯБРЬ
ТЕМА: «РАСТЕНИЯ» ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный подход | 1.Учить делить целое на части, развивать умение анализировать, формировать системное видение объекта. 2.Учить составлять короткий рассказ из 2-3 предложений. 3.Расширять представления детей об особенностях грибов (внешний вид, части, место произрастания). 4.Обогатить словарь детей за счет слов, обозначения части гриба, названий грибов. | «Целое-части» 2 варианта игры: 1.дети рассказывают о частях грибов, ягод; 2.воспитатель называет объект, дети называют часть. | Карточки с изображением частей |
1.Учить анализировать объекты, классифицировать, сравнивать, развивать, обобщать умение пользоваться моделями для краткого описания. 2.Продолжать формировать систему представлений о растениях: овощи-фрукты, ягоды-грибы. 3.Побуждать использовать существительные, прилагательные для описания объектов; использовать простые и сложные предложения в самостоятельной речи. | «Чем похожи?» «Чем отличаются?» «Найди лишнее» «Найди общее» «Отыщи по моделям» с/р игра «Магазин» |
ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ
ТЕМЫ: НОВЫЙ ГОД. ЗИМА
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный подход (Системный оператор) | 1.Учить анализировать отношения между понятиями, определять связи между объектами: (часть-целое, функциональности отношения причина-следствие) 2.Формировать представления детей о новогоднем празднике, о ёлке, как о символе Нового Года, о Деде Морозе и Снегурочке. 3.Продолжать учить составлять рассказ из 3-4 предложений, заканчивать фразы за воспитателем. | «Ёлочка-зелёная иголочка», «Дедушка Мороз и Снегурочка», «Выбери меня» Детям предлагается 3 карточки: 2 парные, 1 без пары и 3 для выбора. Задание: выбрать подходящую и объяснить почему выбрал. Наводящие вопросы: -где растут?; -что ещё растет? Как итог-составление рассказа про Ёлочку, Новый год и т.д. | Парные картинки: Ёлочка-шишка Ёлочка-иголочка Ёлочка-бусы Ёлочка-звезда Дед Мороз-Снегурочка Дед Мороз-подарок Дед Мороз-борода Дед Мороз-усы Дед Мороз – посох Дед Мороз - мешок |
1.Учить детей в усложненном тексте выделять конкретные предметы, отмечать их наиболее яркие признаки. Развивать оперативную память и образное мышление. 2.Развивать связную монологическую речь. Учить составлять простые предложения, используя глагольную лексику (пошел снег, пришел Дед Мороз, подарил подарки, водят хоровод). 3.Расширять представление о Новом Годе, о зиме, как о времени года. | «Картинки к книжке» Задание: 1.Воспитатель читает короткое стихотворение или рассказывает рассказ. 2.Выбрать иллюстрации, подходящие к теме. 3.Коллективное обсуждение. | Иллюстрации (картинки с изображениями) К одному рассказу не более 5-6 картин | |
Выявление противоречий | 1.Формировать умение анализировать предметы, действия, события, рассматривая их с разных сторон. Показать относительность понятия об объекте от точки зрения на него. 2.Учить употреблять в речи сложные предложения, использовать союзное слово потому что. 3.Обобщать знания детей о погодных явлениях в природе. 4.Обогащеть словарь детей за счет слов по теме: зима. | «Хорошо-плохо» Дети называют объект, объясняют почему: снег-это хорошо, снег-это плохо Принимаются любые объяснения. Вопросы: если чего-то много? Если чего-то мало? (волшебники Увеличка, Уменьшалка) | Объекты: -ёлочка -иголочка -снег -мороз -лёд -ветер -узоры на окнах Рисунки детей. |
ФЕВРАЛЬ
ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
СКАЗКИ «ТЕРЕМОК», «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА», «КОЛОБОК»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный оператор | 1.Учить выделять функцию объекта. 2.Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, согласовывать их с существительным. 3.Формировать представление о диких животных (функции). 4.Расширять словарь детей за счет глагольной лексики. | «Что умеет делать» Воспитатель называет животное, ребенок-действие (по типу «съедобное-несъедобное») Как основу использовать сказку. | Фразы (карточки) Заяц…прыгает Медведь…спит Волк…гонится |
Системный оператор | 1.Развивать системное мышление ребенка (система-подсистема). 2.Уметь подбирать существительные, обозначающие части объекта. 3.Формировать представления о внешнем виде животных. 4.Активизировать в речи слова, обозначающие части (туловище, мордочка, лапки) | «Из чего» Дети называют как можно больше частей.Можно использовать модели-схемы. Как усложнение: игра словами. Как основу использовать сказку. | Картинки животных, модели-схемы. |
1.Развивать умение анализировать предметы, выделять их свойства, устанавливать простейшие связи. 2.Побуждать использовать в речи прилагательные описательного характера. 3.Обобщать знания и представления детей о диких животных. 4.Расширять словарный запас за счет прилагательных. | «Назови предмет по свойствам» «Загадка» Воспитатель называет признаки, дети называют животных и наоборот. | ||
1.Учить детей символическому моделированию сказки с соблюдением последовательности развития сюжета. Воспитывать самостоятельность мышления при выборе символического обозначения. 2.Учить детей пересказывать знакомые сказки о животных («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»), опираясь на модели. 3.Конкретизировать представления детей о том, как звери готовятся к зиме. Расширять знания о диких животных леса. 4.Расширять словарь детей по данной теме. | «Как я зимую» (придумывание с детьми) «Расскажи сказку» Воспитатель предлагает рассказать коротко сказку. Один ребенок рассказывает, а воспитатель или дети «записывают» (выкладывание картинки) |
М А Р Т
ТЕМА: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
СКАЗКИ «КТО СКАЗАЛ МЯУ?», «ЦЫПЛЁНОК И УТЁНОК»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный оператор | 1.Учить находить и различать общие признаки предметов, части системы (надсистема). 2.Учить составлять краткий описательный рассказ. 3.Формировать представления о строении домашних и диких животных. 4.Активизировать в речи детей слова, характеризующие свойства животных (ноги длинные - бегает быстро, усы длинные – чувствует запахи) | «Собери жителей» Детям предлагаются карточки с частями животных (уши, хвосты, ноги и т.д.) Рассматриваем все карточки, выслушиваем объяснения. Детям предлагается собрать животных. | Картинки с изображением частей двух объектов, напримерзаяц, лиса), (собака, кошка), (заяц, кошка), (собака, лиса) |
1.Продолжать учить анализировать предметы, выделять их свойства, устанавливать связи, сравнивать. 2.Побуждать использовать в речи сравнительные простейшие обороты «как…», подбирать слова, характеризующие цвет, структуру шерсти, размер животного, длину частей тела животного (длинные уши, короткий хвост). 3.Формировать представление о животных. 4.Расширять словарь по теме. | «Находка» Воспитатель сначала берет на себя роль человека, потерявшего животное. Он описывает, не называя, используя слова «как у…».Затем можно предложить продолжить фразу за воспитателем. | Например, о кошке: она такого цвета, как мышка; она такого роста, как щеночек; у неё шерсть мягкая, как у кролика. | |
1.Продолжать учить детей символическому моделированию сказки. Развивать творческое воображение. 2.Учить пересказывать отрывки сказок с помощью воспитателя, дополняя или продолжая фразу. 3.Продолжать знакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов. 4.Развивать выразительность движений. | «Покажи сказку» Дети сами подбирают модель к иллюстрации. Воспитатель обращает внимание на некоторые элементы иллюстрации. Рассказ по одному с помощью воспитателя. | Сказки. Картинки с иллюстрациями. «Цыплёнок и утёнок», «Кто сказал мяу?» Модели-схемы. |
АПРЕЛЬ
ТЕМЫ: «ЗАГАДКИ», «МЕБЕЛЬ», «ПОСУДА»
СКАЗКИ: «ФЕДОРИНО ГОРЕ», «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Системный подход | 1.Продолжать знакомить детей с понятием подсистемы (части) объекта, научить выделять части внутри целого. Развивать ассоциативное, образное мышление. 2.Учить самостоятельно высказывать предположение, развивать связную речь, упражнять в построении сложных предложений с использованием слов: я думаю, что…, потому что… 3.Расширять представления детей о предметах ближайшего окружения (мебель, посуда). 4.Активизировать в речи названия частей мебели и посуды (сиденье, ножка, спинка, ручка, крышка и т.д.) | «Улица неоконченных картин» Задание: угадай, кто /что прячется в домике. Дети рассматривают и строят предположения. В конце дорисовывают, помогают художнику. | На листах изображены дома. В них нарисованы части посуды, мебели. |
Системный подход | 1.Продолжать учить находить и различать общие признаки предметов. 2.Способствовать развитию связной монологической речи. 3.Расширять представления о предметах ближайшего окружения (мебель, посуда). 4.Обогащать словарь по теме. | «Улица разобранных предметов» Воспитатель загадывает предметы, указывая части и их количество. Дети отгадывают. Потом загадывает ребенок. Сказки-подсказки. | |
Системный подход | 1.Учить детей придумывать загадки, пользуясь «системным оператором» (волшебный телевизор). Учить сравнивать предметы. Познакомить детей с загадками, построенными на противоречиях. 2.Учить вступать в диалог с воспитателем и детьми. 3.Формировать систему представлений о посуде и мебели (материал, элементы, функция). 4.Расширять словарь за счет слов: название предметов, название частей, название материалов (железный, стеклянный, фарфоровый, деревянный, пластмассовый), глагольной лексики. | «Придумай загадку» Коллективно вместе с воспитателем придумывать загадки. | |
1.Учить детей изображать самостоятельно простейшие модели к отрывкам сказок. Развивать символическое восприятие предметов, абстрактное мышление. 2.Учить детей пересказывать отрывки из сказки, опираясь на модель. 3.Формировать представление о простейшей структуре сказки (начало, середина, конец). Учить выделять героев сказки, описывать их действия, опираясь на модели. 4.Побуждать пользоваться для пересказа фразами из сказки. | «Три медведя» Воспитатель показывает и рассказывает сказку, одновременно используя схемы-модели. Затем предлагает детям «нарисовать» сцены. | Карточки с моделями-схемами. Фломастеры, бумага. |
М А Й
ТЕМА: «ОБОБЩЕНИЕ»
Метод ТРИЗ | Тема | Игра | Пособия, материал |
Морфологический анализ (кольца Луллия) | 1.Познакомить детей с методом поиска новых решений. Учить анализировать объекты, синтезировать новые. 2.Учить самостоятельно строить высказывания, отвечая на вопросы воспитателя. 3.Формировать представления о местах обитания животных. | «Найди, где живет» (о животных). Вместе с воспитателем крутит кольца и выбирает варианты. | Два кольца с изображением: 1.животные 2.места обитания |
1.Продолжать знакомить детей с кольцами Луллия («волшебное кольцо»), учить пользоваться им самостоятельно. Развивать аналитическое мышление. 2.Побуждать к использованию в высказываниях слов «если бы…». 3.Формировать систему представлений о частях игрушек. | «У кого что есть» Обсуждение выбранных вариантов. При затруднении продолжает фразы за воспитателем. | Два кольца с изображениями: 1.части 2.предметы | |
Учить определять, из чего сделан тот или иной предмет. Определить их прочность, удобство, варианты использования. Развивать абстрактное мышление. | «Из чего это сделано» | Разные понятия: 1.игрушки, мебель, одежда 2.дерево, металл | |
Бином фантазии (математический подход) | 1Учить объединять признаки совершенно различных вещей. Находить объединенному предмету реальные аналогии или придумывать его фантастический облик. 2.Побуждать детей высказывать свои суждения. 3.Формировать представление о свойствах, качествах, функциях игрушек. | «Винегрет» Рассматривая две карточки, объединять. Обсуждение с воспитателем. | Иллюстрация смешариков (любимые игрушки). Транспорт: колесо +дом=поезд крыло+дом=самолет рука+колеса=экскаватор |
Личная аналогия (эмпатия) | 1.Развивать у детей умение соотносить движения и чувства какого-либо объекта, связывать движения с потребностью передавать словами свои чувства и впечатления. Развивать у детей двигательную память. 2.Развивать связную монологическую речь, умение составлять короткий (3-4 предложения) рассказ об игрушке. Побуждать использовать в высказываниях фразу: я бы хотел, чтобы… 3.Формировать бережное, доброе отношение к игрушкам. Учить заботиться о своих игрушках (аккуратно играть, не бросать, не ломать, убирать на место). Расширять представление о многообразии игрушечного мира. 4.Активизировать словарь по данной теме. | «Покажи и расскажи» Воспитатель предлагает карточки: 1 вариант Ребенок показывает движение, не называя объект-загадывает загадку. 2 вариант Ребенок-артист показывает свою «роль», потом рассказывает о ней. Похвала обязательна. «Если бы ты был игрушкой» Воспитатель рассматривает игрушки, предлагает «стать» игрушкой по желанию. Ребенок рассказывает, как бы он хотел, чтобы с ним играли. Нарисуем свою любимую игрушку. | На карточках животные, транспорт, средства. Фломастеры, бумага, рисунки детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
Перспективное планирование по развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по лексическим темам в старшей группе ОНР...
Непосредственная образовательная деятельность "Зимние посиделки" ( виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная , познавательно-исследовательская)
НОД "Зимние посиделки"часть образовательного проекта "Тряпичные куклы из далекого прошлого". Цель: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа; формирование представлений о народной иг...
Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности
Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...
Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...
Выступление на городском методическом объединении воспитателей раннего возраста. Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста
Участвую в обмене опытом...
«Развитие активной речи посредством коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности, художественной литературой и фольклора».
Выступление на педсовете....
Тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшей/средней группы «Солнышко»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»г.о. СтупиноМосковской области Тематическое планирование по нравственно-патриотическому во...